Рабочая программа «География России» для 8-9 классов составлена в соответствии с:
•федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089; региональным и школьным компонентом;
•примерными программами, созданными на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
•Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от09.03.2004г
•федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
•требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
. Данная программа составлена на основе: «Программы по географии для 6-10 классов для общеобразовательных учреждений».- М.:ООО «ТИД «Русское слово»-РС, 2013г.-56с. Автор - Домогацких Е.М.
Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6- 7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс гео-графического образования в основной школе.
Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.
Основные цели и задачи курса:
- сформировать целостный географический образ своей Родины;
- дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;
- сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;
- сформировать необходимые географические умения и навыки;
- воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;
- воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему
миру.
В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса «География России» отводится по 70 часов (2 учебных часа в неделю) в 8 и 9 классах. Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России, а в 9 классе населения и хозяйства, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа 8-9 класс»
МБОУ «Дятьковская средняя общеобразовательная школа №3»
Дятьковского района Брянской области
«Рассмотрено на МО и рекомендовано к утверждению»
Руководитель ШМО
_________ Клименко О.М.
Протокол № ___ от
«____»___________2015 г.
«Утверждаю»
Директор
_____________ Ромашков Д.В.
Приказ№___ от «___»____ 2015 г.
ПРОГРАММА
по географии
для 8а,б,в -9а,б,в классов
по учебному курсу: « География России.»
8- 9 классы. Базовый уровень
Учителя географии
Составитель:
Гришина Юлия Сергеевна
Г. Дятьково
2015 год
География России 8-9 класс
(140 часов)
Пояснительная записка
Рабочая программа«География России» для 8-9 классов составлена в соответствии с:
•федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089; региональным и школьным компонентом;
•примерными программами, созданными на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
•Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от09.03.2004г
•федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
•требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
. Данная программа составлена на основе: «Программы по географии для 6-10 классов для общеобразовательных учреждений».- М.:ООО «ТИД «Русское слово»-РС, 2013г.-56с. Автор - Домогацких Е.М.
Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6- 7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс гео-графического образования в основной школе.
Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.
Основные цели и задачи курса:
- сформировать целостный географический образ своей Родины;
- дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;
- сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;
- сформировать необходимые географические умения и навыки;
- воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;
- воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему
миру.
В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса «География России» отводится по 70 часов (2 учебных часа в неделю) в 8 и 9 классах. Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России, а в 9 классе населения и хозяйства, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины.
Содержание программы.
Часть I Природа России 8 класс (70часов)
Раздел I. Общая физическая география России (35часов)
Тема 1. Географическое положение (3 часа)
Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные водные, морские и воздушные границы. Часовые пояса. Крайние точки.
Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Российский сектор Арктики, государственные границы.
Практические работы: 1. Определение координат крайних точек территории России. 2. Решение задач на определение поясного времени.
Тема 2. Исследование территории России (4часа)
Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири. Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана. Северный морской путь. Исследования Русского географического общества.
Основные понятия: Мангазея, остроги, Великая Северная экспедиция, Северный морской путь.
Персоналии: И. Москвитин, С. Дежнев. Е. Хабаров, И. Камчатой, В. Атласов, В. Беринг, А. Чириков, С.Челюскин, Д. и X. Лаптевы. В. Н. Татищев, Ф.П. Врангель, В.В. ДокучаевН.А.Э. Норденшельд, Ф. Нансен, Г.Я. Седов. Дж. Де-Лонг, В.А. Обручев, О.Ю. Шмидт, Б.А. Вилькицкий.
Тема 3. Геологическое строение и рельеф (5 часов)
Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения. Крупные тектонические формы. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории России. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. Движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.
Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение.
Практическая работа: 1 .Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.
Тема 4. Климат и погода (7 часов)
Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.
Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогнозы погоды. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.
Климат и погода, и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта.
Основные понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон.
Персоналии: А.И. Воейков.
Практические работы: 1. Выявление особенностей изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток. 2. Составление прогноза погоды по имеющимся синоптическим картам.
Тема 5. Моря и внутренние воды (7часов)
Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России их органический мир и природно-хозяйственное значение.
Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение.
Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота, многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы.
Персоналии: В.Беринг, Г.И. Невельской.
Практические работы: 1. Характеристика морей, омывающих территорию России. 2. Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока и возможностей хозяйственного использования реки. 3. Оценивание обеспеченности водны¬ми ресурсами крупных регионов России.
Тема 6. Почвы (3часа)
Почва, её состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В.Докучаев - основоположник почвоведения. Образование почв, их основные (зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозем. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.
Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы.
Персоналии: В.В. Докучаев.
Тема 7. Природные зоны (б часов)
Природные комплексы и природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь при-родных компонентов внутри комплекса. Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней. Природная зона - как природный комплекс. Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Черноморское побережье Кавказа. Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность. Ресурсы растительного и животного мира. Особо охраняемые территории.
Практические работы: 1. Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон. 2. Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном изменении другого.
Раздел 2. Крупные природные районы России (27часов)
Тема 1. Островная Арктика (1час)
Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.
Тема 2. Восточно-Европейская Русская равнина (4часа)
Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей - характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита. КМА. Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.
Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы - последствие интенсивной хозяйственной деятельности.
Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье.
Практическая работа: 1. Определение по основным климатическим характеристикам (количеству солнечной радиации, количеству осадков, средним температурам января и июля) изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины.
Тема 3. Кавказ (2часа)
Кавказ - самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная, и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.
Основные понятия: Предкавказье, лакколит. Большой Кавказ, бора, фен.
Практическая работа: 1. Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа.
Тема 4. Урал (3часа)
Урал - каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья. Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал - водораздел крупных рек.
Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.
Основные понятия: Предуралье. Зауралье, омоложенные горы.
Персоналии: А.Е. Ферсман.
Практическая работа: 1. Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа.
Тема 5. Западно-Сибирская равнина (3часа)
Западная Сибирь край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина - одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и её значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима, многолетняя мерзлота, болота.
Основные понятия: многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи.
Практическая работа: 1. Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении территории, связанных с наличием заболоченных территорий.
Тема 6. Средняя Сибирь (2часа)
Географическое положение между реками Енисей и Лена. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медноникелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки - основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.
Практическая работа: 1. Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска.
Тема 7. Северо-Восток Сибири (2часа)
Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.
Южная Сибирь - рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.
Основные понятия: возрожденные горы, геологические разломы, тектонические
Практическая работа: 1. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая.
Тема 9. Дальний Восток (6часов)
Дальний Восток - край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга - уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.
Основные понятия: сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.
Персоналии: Ф. Попов. С. Дежнев. В. Поярков. В. Атласов. Г. Хабаров, И. Москви тин. П. Пржевальский. Г. Невельской. А. Лаперуз.
Практическая работа: 1. Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья.
Раздел 3. Природа и человек (4чacа)
Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.
Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи современной географии.
Основные понятия: рациональное природопользование, географический прогноз.
Практическая работа: 1. Составление географического прогноза изменения ПТК какого-либо участка своей местности при строительстве через нее автомагистрали.
Резерв времени - 1 час
Требования к уровню подготовки учащихся:(8 класс)
1. Знать (понимать):
- географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;
- причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;
- связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;
- факторы размещения основных отраслей хозяйства России;
Издательство «Русское слово» 30.08.2011
- основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;
- крупнейшие городские агломерации нашей страны;
- причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;
- географию народов населяющих нашу страну;
2. Уметь:
- давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;
- приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;
- объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.
Географическая номенклатура
Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.
Введение. Экономическая и социальная география (1 час)
Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс - главный объект исследования экономической географии. Различия между природным и хозяйственным комплексом.
Основные понятия: экономическая и социальная география, хозяйственный комплекс.
Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ (35 часов)
Тема 1. Россия на карте мира .Природные условия и ресурсы России(8 часов)
Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XJV—XIX вв. Изменения территории России в XX в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств.
Экономико-географическое положение. Факторы Г)ГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономике- и политико-географического положения страны.
Административно-территориальное деление России и сто эволюция. Россия - федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.
Экономико-географическое районирование. 11ринципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства -- основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.
Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям - биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера.
Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклимати-ческие условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные рай-оны. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России.
Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.
Основные понятия: социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация, природные условия, адаптация, природные ресурсы.
Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран. 2. Определение мест пересечения государственной границы крупными автомобильными и железными дорогами, трубопроводами и водными путями.
Тема 2. Население России (8 часов)
Демография. Переписи населения. Численность населения России и ее динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России.
Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики. Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России.. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны.
Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации.
Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.
Основные понятия: естественный прирост, воспроизводство населения, трудовые ресурсы, плотность населения, миграции, расселение, урбанизация.
Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту национально- территориальных образований и краев. 2. Определение по статистическим данным плотно¬сти населения отдельных субъектов Федерации. 3. Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально-территориальных образований в составе страны».
Тема 3. Хозяйство России (19 часов)
Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.
Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.
Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.
Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.
Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.
Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.
Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный. автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.
Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.
Основные понятия: национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.
Практические работы. 1. Выбор места для строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства. 2. Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны. 3. Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных. 4. Определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности. 5. Определение по картам основных центров размещения металлоемкого и трудоемкого машиностроения. 6. Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства.
Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ (15 часов)
Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север - самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы - основа хозяйства района. Мурманск - морские ворота страны.
Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад - транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение - главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение - ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург - многофункциональный центр района.
Калининградская область - самая западная территория России.
Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.
Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР - один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.
Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико¬географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация - экономическое ядро района.
Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.
Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.
Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.
Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство - огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.
Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресур¬сы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.
Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация - вывоз леса. рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.
Основные понятия: транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства. Нечерноземье.
Практические работы. 1. Экономико-географическая характеристика территории (области, края, республики) по типовому плану. 2. Составление схемы внешних производственно-территориальных связей экономического района. 3. Сравнение экономико- географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов. 4. Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа. 5. Сравнение хозяйственной специализации Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов.
Раздел 3. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ (6 часов)
Страны Европейского Запада. Страны Балтии - Эстония. Латвия и Литва - небольшие государства с ограниченными природными ресурсами. Ключевая роль отраслей неметаллоемкого машиностроения. Белоруссия. Ее транзитное положение между Россией и зарубежной Европой. Специализации на транспортном машиностроении и химической промышленности. Общие для стран Европейского Запада черты экономики: легкая и пищевая промышленность, животноводческая специализация сельского хозяйства.
Страны Европейского Юга. Богатые природные ресурсы и благоприятные условия - основа экономики Украины. Многоотраслевая промышленность Украины. Ведущая роль металлургии, машиностроения и химической промышленности. Украина - крупнейший производитель зерна в ближнем зарубежье. Агроклиматические ресурсы - основа сельскохозяйственной специализации Молдовы.
Страны Закавказья. Южное положение и преобладание горного рельефа. Ограниченный набор минеральных ресурсов. Сельское хозяйство - основа экономики Грузии. Точное машиностроение и цветная металлургия - хозяйственная специализация Армении. Нефтегазовый комплекс Азербайджана.
Страны Азиатского Юга. Казахстан - страна-гигант. Рудные и топливные ресурсы - база для металлургии и нефтегазовой промышленности. Доминирующая роль черной и цветной металлургии. Природные условия, определяющие сельскохозяйственную специфи¬ку разных частей страны. Четыре среднеазиатские республики: черты сходства и различия. Преобладание сельского хозяйства: хлопководства, шелководства, садоводства и виноградарства.
Основные понятия: прибалтийский тип сельского хозяйства, завалуненность, теплолюбивые культуры, каракульские овцы, пустыни, ковроткачество, длинноволокнистый хлопок.
Практическая работа: составление схемы внешних производственно-территориальных связей между странами ближнего зарубежья и Россией.
Раздел 4. ГЕОГРАФИЯБрянской ОБЛАСТИ ( 7 часов)
Природные ресурсы области. Классификация природных ресурсов, оценка природно-ресурсного потенциала (каменный уголь, руды цветных и редких металлов). Климат и типичные ландшафты. Лесные ресурсы. Реки, их режим и гидроресурсы, транспортное значение. Земельныересурсы.
Население области. Численность населения. Естественный прирост и его составляющие.Освоение и заселение территории. Естественное движение и его территориальные различия.Размещение населения, история освоения и заселения. Медико-географические условия для жизничеловека. Городское и сельское население. Рост городского населения и городов. Трудовыересурсы и их роль. Обеспеченность трудовыми ресурсами. Распространение профессий в области.
Топливно-энергетический комплекс области. Его значение в промышленности области.Отраслевой состав комплекса. Добывающие отрасли. Топливные ресурсы и их размещени .Электроэнергетика, ее значение, особенности развития. Типы электростанций и принципы их размещения. Себестоимость электроэнергии на станциях разных типов как основной показатель их экономической эффективности. Тепловые электростанции области. Загрязнение окружающей среды, необходимость совершенствования технологий.
Машиностроительный комплекс. Роль машиностроения, отраслевой состав. Специализация
и кооперирование производства. Ведущие факторы размещения. Центры машиностроения, тяжелое машиностроение, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение.
Лесной и деревообрабатывающий комплекс. Значение комплекса в промышленности области. Отраслевой состав комплекса. Ведущие факторы размещения. Центры размещения деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
Агропромышленный комплекс области. Состав комплекса, взаимосвязи отраслей. Растениеводство и животноводство, их взаимосвязь. Зональная специализация сельского хозяйства. Районы размещения зерновых культур в области. Технические культуры. Животноводство и его основные отрасли и районы. Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье.
Пищевая промышленность области – отрасли по производству конечной продукции агропромышленного комплекса.
Отрасли по производству товаров народного потребления.
Сфера услуг.
Легкая промышленность области, ее состав. Кожевенно-обувная, трикотажная, швейная промышленность.
Социальные проблемы отрасли: преобладание женского труда. Жилищно-коммунальное хозяйство.
Отрасли непроизводственной сферы области .Здравоохранение, образование,типы
общеобразовательных школ, система профтехобразования, средние специальные, технические и высшие учебные заведения. Научные центры области. Санитарно-курортные учреждения и рекреационные районы области.
Транспорт области. Значение транспорта. Виды транспорта. Железнодорожный и водный
транспорт, его значение. Основные магистрали.
Экономические связи Брянской области с экономическими районами России, со странами
ближнего и дальнего зарубежья.
Практические работы: 1. Оценка природных ресурсов и их использования в Брянской
области. 2. Нанесение на контурную карту демографических показателей Брянской области. 3.Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства Брянской области.
Заключение.Место России в хозяйственной системе современного мира (3 часа)
Развитие хозяйственного комплекса России и изменение ее экономического значения на международном уровне.
Резерв-3 часа
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
1. Знать (понимать):
- географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;
-причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;
- связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;
- факторы размещения основных отраслей хозяйства России;
- основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;
- крупнейшие городские агломерации нашей страны;
- причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;
-географию народов, населяющих нашу страну.
2. Уметь:
- давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;
- приводить примеры рационального природопользования: прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;
- объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.
Географическая номенклатура
Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю. Куршская коса.
Практическая работа «Определение координат крайних точек территории России».
1
1.09
3.09
2.
Часовые пояса страны.
1
3.09
4.09
3.
Практическая работа «Решение задач на определение поясного времени».
1
8.09
10.09
Исследования территории России (4 часа)
4.
Русские землепроходцы XI-XVII век.
1
10.09
11.09
5.
Географические открытия в России XVII-XIX вв.
1
15.09
17.09
6.
Географические исследования в XX в.
1
17.09
18.09
7.
Итоговый урок по теме: «Исследования территории России».
1
22.09
24.09
Геологическое строение и рельеф (5 часов)
8.
Геологическое летоисчисление и геологическая карта.
1
24.09
25.09
9.
Тектоническое строение. Пр. раб:»Установление взаимосвязи между тектонической структурой , формой рельефа и полезными ископаемыми.»
1
29.09
1.10
10.
Общие черты рельефа.
1
1.10
2.10
11.
Литосфера и человек.
1
6.10
8.10
12.
Итоговый урок по теме: «Геологическое строение и рельеф».
1
8.10
9.10
Климат и погода (6 часов)
13.
Климатообразующие факторы.
1
13.10
15.10
14.
Распределение тепла и влаги на территории России.
1
15.10
16.10
15.
Климаты России. Пр. раб.:»Выявление особенностей изменения температуры, осадков, коэффициента увлажнения с запада на восток.»
1
20.10
22.10
16.
Погода. Пр. раб.:»Составление прогноза погоды.»
1
22.10
23.10
17.
Атмосферные вихри.
1
27.10
29.01
18.
Атмосфера и человек.
1
29.10
30.10
Моря и внутренние воды
(7 часов)
19.
Моря России Пр. раб «Характеристика морей.»
1
10.11
12.11
20.
Характеристики реки.
1
12.11
13.11
.
21.
Практическая работа: «Характеристика рек России».
1
17.11
19.11
22.
Озера и болота. Природные льды.
1
19.11
20.11
23.
Великое оледенение.
1
24.11
26.11
24.
Гидросфера и человек. Пр. раб.»Оценивание обеспеченностью водными ресурсами.»
1
26.11
27.11
25.
Обобщающий урок по теме: «Моря и внутренние
1
1.12
3.12
воды России». |
Почвы (3 часа)
26.
Формирование и свойства почвы.
1
3.12
4.12
27.
Зональные типы почв.
1
8.12
10.12
28.
Обобщающий урок по теме: «Почвы».
1
10.12
11.12
Природные зоны (5 часов)
29.
Природные комплексы России.
1
15.12
17.12
30.
Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики.
1
17.12
18.12
,
31.
Леса умеренного пояса. Пр. раб.»Выявление зависимости между компонентами природы.»
1
22.12
24.12
32.
Безлесные природные зоны умеренного пояса. Субтропики. Высокая поясность.
1
24.12
25.12
33.
Ресурсы растительного и животного мира.
1
12.01
14.01
КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ (26 чаов)
Островная Арктика (1 час)
34.
Природа Арктических островов. Пр. раб.»Определение солнечной радиации и ко-ва осадков.»
1
14.01
15.01
Восточно-Европейская (Русская)
равнина (4 часа)
35.
Рельеф и геологическое строение.
1
19.01
21.01
36.
Климат, внутренние воды и природные зоны.
1
21.01
22.01
37
Практическая работа: «Определение по основным климатическим характеристикам (кол-во солнечной радиации, кол-во осадков, средним температурам января и июля) изменений климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины».
1
26.01
28.01
38.
Природно-территориальные комплексы Восточно- Европейской равнины.
1
28.01
29.01
Кавказ (2 часа)
39.
Геологическая история и рельеф.
1
2.02
4.02
40.
Климат, внутренние воды и высотная поясность Практическая работа: «Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа».
1
4.02
5.02
(3
Урал (3 часа)
41.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.
1
9..02
11.02
42.
Климат и внутренние воды.
1
11.02
12.02
43.
Природно-территориальные комплексы. Практическая работа: «Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт и атласа».
1
16.02
18.02
Западно-Сибирская равнина (3 часа)
44.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.
1
18.02
19.02
45.
Климат и внутренние воды.
1
23.02
25.02
i.M.
46.
Природно-территориальные комплексы. Практическая работа: «Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении территорий связанных с наличием заболоченных зон».
1
25.02
26.02
Средняя Сибирь (2 часа)
47.
Рельеф и геологическое строение.
1
1.03
3.03
48.
Климат, внутренние воды и природные зоны. Практическая работа: «Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска».
1
3.03
4.03
Северо-Восточная Сибирь (2 часа)
49.
Геологическое строение, рельеф и климат.
1
8.03
10.03
50.
Внутренние воды и природно-территориальные комплексы.
1
10.03
11.03
Горы Южной Сибири (3 часа)
51.
Геологическое строение и рельеф.
Практическая работа: «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железнорудных месторождений Алтая».
1
15.03
17.03
,
52.
Климат и внутренние воды.
1
17.03
18.03
53.
54
Высотная поясность.
Обобщение знаний по теме «Горы Южной Сибири»
1
1
22.03
24.03
24.03
25.03
Дальний восток (5 часов)
55.
Геологическое строение и рельеф.
1
5.04
7.04
56.
Климат, внутренние воды и природные зоны. Практическая работа: «Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья».
1
7.04
8.04
57.
Природно-территориальные комплексы. Полуостровная и островная части.
1
12.04
14.04
58.
Природно-территориальные комплексы. Приморье и Приамурье.
1
14.04
15.04
59.
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Крупные природный районы России».
1
19.04
21.04
60
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (4 часа)
Коррекция знаний
1
21.04
22.04
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (5 часов)
61.
Природные ресурсы и природные условия. Практическая работа: «Составление географического прогноза изменения ПТК какого-либо участка своей местности при строительстве через нее автомагистрали».
1
26.04
28.04
62
Практическая работа: «Составление географического прогноза изменения ПТК какого-либо участка своей местности при строительстве через нее автомагистрали.»
1
28.04
29.04
63.
Роль географии в современном мире.
1
3.05
5.05
64.
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Природа и человек».
1
5.05
6.05
65.
Итоговый контроль курса.
1
10.05
12.05
66-70
Резервное время
5
12.05-26.05
13.05-27.05
6. Список литературы.(8 класс)
УМК ученика
1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Физическая география России. 8 класс,- М.: Русское слово, 2008.
1. Е.М. Домогацких Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. - М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС », 2010.
2. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии 6-10 классы. Москва, изд. «Школа - Пресс», 2001.
3. С. А. Малиновская. Поурочные планы. География 9 класс. : Учитель,2002.
4. Полякова, J1.H. Сборник заданий и упражнений по географии.9 класс. - М.:Экзамен,2009
Дополнительная литература
1. Домогацких Е.М., Программы по географии 6-11 класс, - М.: Русское слово, 2008 год.
2. Алексеев А.И. География России. Природа и население,- М. : Дрофа, 2007.
3. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс.- Дрофа, 2007.
4. Учебное электронное издание. География России. Природа и население. Для учащихся 8 классов общеобразовательных учебных заведений.
5. Библиотека электронных наглядных пособий. География. 6-10 классы
Тематическое планирование (70 часов)
№ Раздела и темы
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Экскурсии
Практические
работы
1.
Введение.
1
2.
Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России.
9
2
3.
Население РФ.
8
3
4.
Хозяйство РФ.
19
6
5.
Экономические районы России.
14
1
5
6.
Страны ближнего Зарубежья.
6
1
7.
География Брянской области
7
3
8
Заключение.
3
9.
Резервное время.
3
Итого:
70
1
20
9 класс. География России. Население и хозяйство.
№
п/п
Тема урока
Кол-во
уроков
Дата проведения
План
Факт
Введение (1 час).
1
Экономическая и социальная география России.
1
1/09.15
Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России (8 часов).
2
Формирование территории России.
1
5.09.15
3
Экономико-географическое положение России. Пр.раб»В контурной карте нанесение пограничных стран.»
1
8.09
4
Административно-территориальное устройство России
1
12.09
5
Экономическое районирование территории России.
1
15.09
6
Природные условия России.
1
19.09
7
Природные ресурсы России.
1
22.09
8
Хозяйственная деятельность человека и изменение природной среды.
1
26.09
9
Обобщение и контроль знаний.
1
29.09
Население РФ ( 8 часов).
10
Численность и естественный прирост населения.
1
3.10
11
Размещение населения России. Пр. раб.»Определение по статистическим данным плотности населения.»
1
6.10
12
Миграции населения.
1
10.10
13
Городское и сельское население. Урбанизация.
1
13.10
14
Этнический, религиозный состав населения. Пр. раб.»Население России.»
1
17.10
15
Трудовые ресурсы и рынок труда.
1
20.10
16
Обобщение и контроль знаний.
1
24.10
17
Коррекция знаний.
1
27.10
Хозяйство РФ (19 часов).
18
Национальная экономика.
1
10.11
19
Факторы размещения производства.
1
14.11
20
Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность.
1
17.11
21
ТЭК. Угольная промышленность. Пр. раб.»Описание угольных бассейнов.»
1
21.11
22
ТЭК. Электроэнергетика.
1
24.11
23
Металлургический комплекс: черная металлургия.
1
28.11
24
Металлургический комплекс: цветная металлургия.
1
1.12
25
Машиностроение. Состав и назначение комплекса. Тяжелое, энергетическое, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение.
1
5.12
26
Транспортное машиностроение. Пр.раб.»Описание центров размещения трудоёмкого и материалоёмкого маш-я.»
1
8.12
27
Химическая промышленность. Пр. раб.»Выбор места для строительства предприятий.»
1
12.12
28
Лесная промышленность.
1
15.12
29
Отраслевой состав АПК. Растениеводство.
1
19.12
30
АПК. Животноводство.
1
22.12
31
Зональная специализация АПК.
1
26.12
32
Пищевая и лёгкая промышленность.
1
12.01.16
33
Инфраструктурный комплекс. Транспорт.
1
16.01
34
Нематериальная сфера хозяйства.
1
19.01
35
Обобщение и контроль знаний.
1
23.01
36
Коррекция знаний.
1
26.01
Экономические районы России. (15 часов)
37
Северный экономический район.
1
30.01
38
Северо-западный экономический район.
1
2.02
39
Калининградская область.
1
6.02
40
Центральный экономический район.Практическая работа: «Сравнение экономико-географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов».
1
9.02
41
Центральночернозёмный экономический район.
1
13.02
42
Волго-Вятский экономический район.
1
16.02
43
44
Северо-Кавказский экономический район.
Практическая работа: «Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа».
1
1
20.02
23.02
45
Поволжский район.
1
27.02
46
Уральский район.
1
1.03
47
Западно-Сибирский район.
1
5.03
48
Восточно-Сибирский район. Практическая работа: «Сравнение хозяйственной специализации Западно- Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов».
1
8.03
49
Дальневосточный район.
1
12.03
50
Обобщение и контроль знаний.
1
15.03
51
Коррекция знаний.
1
19.03
Страны ближнего Зарубежья (6 часов)
52
Страны Балтии и Белоруссия.
1
22.03
53
Украина и Молдавия.
1
2.04
54
Страны Закавказья.
1
5.04
55
Страны Центрально-Азиатского региона.
1
9.04
56
Обобщение и контроль знаний.
1
12.04
57
Коррекция знаний.
1
16.04
География области (7 часов)
58
Особенности географического положения Брянской области
1
19.04
59
Природные ресурсы и их использование.
1
23.04
60
Население и трудовые ресурсы.
1
26.04
61
Городское и сельское население. Города
1
30.04
62
Хозяйство области
1
3.05
63
Достопримечательности
1
7.05
64
Обобщающий урок.
1
10.05
Заключение (3 часа)
65
Место России в мировой экономике.
Практическая работа: «Составление схемы внешних производственно-территориальных связей между странами Ближнего Зарубежья и Россией».
внешних производственно- территориальных связей между странами Ближнего зарубежья