Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
В курсе “География России. Хозяйство и экономические районы” для 9 класса рассматривается положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Учебно-воспитательный процесс построен на сочетании урочной формы и модуля дистанционного обучения, направленного на развитие проектно-исследовательской деятельности школьников. Аттестация учащихся основана на системе тематических практических работ и защите творческих проектов, выполнение которых предусмотрено программой.
Учебный план учащихся, обучающихся на дому, подразумевает 1 час в неделю или 34 часа в год.
тестовый контроль, проверочные и практические работы, семинарские занятия, творческие проекты, географические диктанты, работы с контурными картами.
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
№ п/п | Дата | Тема урока. Тип урока. | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся(резкльтат) | Виды контроля |
По плану | Факт. |
-
| | | Что изучает экономическая география России. Федеративное устройство страны. Вводное тестирование | География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Политико-административное устройство России. | Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия. Уметь: показывать на карте субъекты Российской Федерации и пограничные государства. Давать характеристику экономическому, транспортно-географическому, геополитическому и эколого–географическому положению России. | Лекция с элементами беседы |
-
| | | Государственная территория России и экономическая зона РФ. Россия на карте мира. Самостоятельная работа | Устный опрос |
-
| | | Сфера влияния России. Геополитическое, экономическое влияние России | Оценивать по статистическим данным и картам место и роль России в международном разделении труда в отдельных сферах хозяйства. Определять территориальную структуру внешней торговли России. Выполнять и обсуждать презентации по отдельным объектам Всемирного природного и культурного наследия России | Работа с текстом, картами |
-
| | | Численность и воспроизводство населения. Миграция населения | Население России. Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Народы и основные религии. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий. | Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Наблюдать динамику численности населения России в 20 в и выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны. Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин. Определять половой и возрастной состав населения России по статистическим данным. Сравнивать продолжительность жизни мужского и женского населения. Определять крупнейшие по численности населения народы России. Определять: особенности размещения народов по территории страны; основные языковые семьи; современный религиозный состав населения России. Уметь показывать на карте крупнейшие религиозные центры. Определять виды и причины миграций. Определять основные направления современных миграционных потоков на территории России. | Составление схем |
-
| | | Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России Самостоятельная работа | Работа с текстом, картами |
-
| | | Размещение населения. Основная полоса расселения. Урбанизация в России. | Работа с текстом, картами |
-
| | | Особенности хозяйства России. Проблемы современного хозяйства России и перспективы развития | Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства. | Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Выявлять достоинства и недостатки природно-ресурсной базы России. Определять по картам особенности географического положения и основных ресурсных баз и набор представленных в них полезных ископаемых. | Работа с текстом, картами |
-
| | | Научный комплекс. ТЭК П/р № 1, 2. Составление характеристики нефтяного и угольного бассейна (по картам и статистическим материалам) | Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры. Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения. Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам. Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения. Значение АПК в хозяйстве, состав АПК. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности. Сфера услуг, здравоохранение. Связь. Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры. | Знать: состав научного комплекса и географию научных центров России; что такое технополисы и их влияние на научный комплекс. Уметь: показывать на карте научные центры. Анализировать схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребителей на западе. Характеризовать влияние ТЭК на окружающую среду и меры по ее охране. | Выполнение практической работы |
-
| | | Электроэнергетика | Составлять (анализировать) таблицу «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации, строительства, воздействия на окружающую среду, стоимости электроэнергии». Выявлять причинно-следственные связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС. Высказывать мнение о существовании или отсутствии зависимости величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны. Аргументировать необходимость экономии электроэнергии. | Работа с текстом, картами |
-
| | | Машиностроение. П/р № 3. Определение главных районов размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам | Формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. Выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности. | Выполнение практической работы |
-
| | | Металлургия. Химическая промышленность П/р № 4. Составление характеристики металлургической базы | | работа по плану |
-
| | | Агропромышленный комплекс П/р № 7. Определение основных районов выращивания зерновых, технических культур, главных районов животноводства | | Анализировать схему «Состав агропромышленного комплекса России», устанавливать звенья и взаимосвязи комплекса. Формулировать существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики. Знать различия между земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями. Определять по картам и экономико-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства. Выявлять на основе анализа карт основные районы и центры развития пищевой и легкой промышленности. | Работа с текстом, картами |
-
| | | Инфраструктурный комплекс. Транспорт | Проводить сравнение видов транспорта по ряду показателей (скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот) Выявлять преимущества и недостатки каждого вида транспорта. | Работа с текстом, картами |
-
| | | Районирование. Экономическое районирование. | Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. | | Работа с текстом, картами |
-
| | | Районирование России: принципы, факторы, сетки районов. Федеральные округа. Проблемы районирования России. | Уметь объяснять значение районирования. Показывать на карте Районы России. | Устный опрос |
-
| | | ЭГП. Природные условия и ресурсы. История развития. Население и особенности хозяйства Центральной России. | Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района. Приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его. Знать причины роста городов, демографические проблемы | сообщения |
-
| | | Москва — столица России. Географические особенности областей Центрального района. П/р № 8. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России | | Выполнение практической работы |
-
| | | Волго-Вятский район. Центрально-Черноземный район. | Оценивать влияние природы на жизнь людей и хозяйство. Выявлять условия для развития хозяйства. Составлять описания и характеристики. положительное и отрицательное влияние географического положения. | Работа с текстом, картами |
-
| | | Северо-Западная Россия Роль Санкт-Петербурга в развитии района. Калининградская область. | | опрос |
| Зачет |
-
| | | Европейский Север. Природа. Народы. Хозяйство ГП, природные условия и ресурсы, население Северного Кавказа. Традиции и культура. Хозяйство Северного Кавказа П/р № 9.выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе | Определять причины разнообразия ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира | Работа с текстом, картами |
Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи | Работа по плану |
работа по плану |
-
| | | Географическое положение, природные условия и ресурсы, население Поволжья П/р № 10. Экологические и водные проблемы Волги – оценки и пути решения | Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. | Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи. | . Работа с картами |
-
| | | Хозяйство Поволжья П/р № 11. Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья | Выполнение практической работы |
-
| | | Урал. П/р № 12. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем | Определять наличие ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять крат кую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Работа с картами |
-
| | | Западная экономическая зона (обобщающий урок) | | | Работа с модулем |
-
| | | Восточный макрорегион. | Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток . Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. | Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации. Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения: географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России. | Работа с текстом, картами |
-
| | | Западная Сибирь. П/р № 13. Изучение и оценка природных условий для хозяйственной деятельности человека | Определять географическое положение региона. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов | Выполнение практической работы |
-
| | | Нефтегазохимический комплекс, горнодобывающая промышленность. П/р № 14. Составление характеристики нефтяного/ газового комплекса | | Выполнение практической работы |
-
| | | Восточная Сибирь. П/р № 15. Разработка по карте туристического маршрута | Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток . Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. | Определять географическое положение региона. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов | Выполнение практической работы |
-
| | | Хозяйственные районы Восточной Сибири. Проблемы региона. П/р № 16. Составление характеристики Норильского промышленного узла | Выполнение практической работы |
-
| | | Дальний Восток. | Определять географическое положение региона. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов | Работа с картой |
-
| | | Обобщающее повторение | | | |