на заседании зам. директора по УВР директор МОУ
методического объединения ______/Е.В. Колесникова / «Кокуйская СОШ №1»
протокол № _______ «_____»_______ 2014г ________ /Л.В. Маняхина/
Козырева Н.В.
2014 – 2015 уч. год
Данная программа составлена на основе Государственного стандарта основного общего образования (2004 г) к учебнику В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев «География материков и океанов».
Программа рассчитана на учащуюся 7 «а» класса Иванову Дарью, обучающуюся в связи с болезнью по программе общеобразовательной школы за 7 класс (индивидуальное обучение). Программой предусмотрено 35 часов ( 1 час в неделю). Курс предполагает теоретическую и практическую части. Больший упор в программе делается на изучение природы материков. Возможно более подробное рассмотрение тем, связанных со страноведческим характером, т.е. программа носит прикладной характер. Предусмотрено проведение 10 практических работ (характеристика ЭГП материков, внутренних вод и рельефа, характеристика природных зон)
Дарья проявляет средние способности к изучению предмета, уровень запоминания средний. В силу своего здоровья быстро утомляется, необходимо переключение внимания.
Дарья может подготовить доклад, хорошо работает с картами атласа и контурными картами. В течение изучения материала курса необходимо обратить внимание на работу с диаграммами и таблицами, схемами.
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли. Особенности природы океанов: строение рельефа дна, проявление зональности, система течений, органический мир; освоение и хозяйственное использование океана человеком.
Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материков. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем.
Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв.
п/п | Название раздела, темы уроков | Вид урока | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Практические работы | Примерная дата проведения |
Введение (2 ч) |
1 | Основные этапы накопления знаний о Земле. Современные географические исследования | Формирование новых знаний | Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства | Знать предмет изучения географии; части света; карты материков. Уметь читать и анализировать географические карты | | |
Знать основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых. Уметь показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий |
2 | Карты материков и океанов | Формирование новых знаний | Знать историю создания карт, роль, свойства и виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах. Уметь называть основные группы карт и их свойства, описывать карту по плану, объяснять построение градусной сетки на картах и измерительные возможности в сравнении с глобусом | | |
Главные особенности природы Земли (8 ч) |
Литосфера и рельеф Земли (1 ч) |
3 | Рельеф Земли | Изучение нового материала | Геологическая история Земли. Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане | Знать строение литосферы и земной коры, материковую и океаническую земную кору; теорию литосферных плит (развитие литосферы); зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых. Уметь показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма; объяснять понятия | | |
| | | |
Атмосфера и климаты Земли (2 ч) |
4 | Распределение тепла и влаги по территории Земли | Практикум | Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы | Знать гипотезу происхождения атмосферы; пояса освещенности и тепловые пояса; климатообразующие факторы; типы климатических поясов. Уметь объяснять циркуляцию воздушных масс, определять географическое положение климатических поясов и давать их характеристику | Чтение климатических карт | |
5 | Климатические пояса | Изучение нового материала | Составление таблицы «Характеристика климатических поясов». Анализ карты климатических поясов и областей Земли | |
Гидросфера Земли (2 ч) |
6 | Гидросфера (Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений). | Изучение нового материала | Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Рельеф дна Мирового океана. Температуры и соленость вод Мирового океана. Мировой круговорот воды. Поверхностные течение. Роль течений в формировании климата. Распределение жизни в океане. Особенности взаимодействия. | Знать части гидросферы (Мировой океан, ледники, воды суши), свойства водных масс, различие в природе частей Мирового океана и вод суши. Уметь описывать примеры взаимодействия океана с атмосферой и сушей, объяснять роль океана в жизни Земли, свойства вод, объяснять причины образования течений | | |
7 | Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей | Изучение нового материала | |
Географическая оболочка (1 ч) |
8 | Географическая оболочка | Изучение нового материала | Составные части. Взаимосвязь частей. Разнообразие расти тельного и животного мира Земли. Круговорот веществ. Роль живых организмов в формировании природы. Природные комплексы суши и океана. Разнообразие. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. | Знать гипотезу возникновения жизни на Земле; расселение по Земле растений, животных и человека; природные комплексы и географическую зональность Закон широтной зональности и высотной поясности. Особенности природных зон Земли. Уметь анализировать карту природных зон | Практическая работа № 1 «Описание природных зон по географическим картам» | |
Мировой океан (2 ч) |
9 | Мировой океан. Тихий океан. Индийский океан | Изучение нового материала | Рельеф дна Мирового океана. Движение воды в океане. Обмен теплом и влагой между океанами и сушей. Источники загрязнения вод океанами, меры по сохранению биоресурсов | Знать особенности природы каждого из океанов Земли. Рельеф дна, образование течений. Влияние океанов на природу материков. Ресурсы океанов. Будущее океанов. Уметь показывать океаны и их части на карте | | |
10 | Атлантический океан. Северный Ледовитый океан | Практикум | | |
Материки и океаны (24 ч) |
11 | Общие особенности географического положения Южных материков | Изучения нового материала | Особенности положения. Общие черты рельефа. Общие особенности вод. Природных зон. Климата | Общие черты материков южной группы. | | |
Африка (4ч) |
12 | Африка. Географическое положение, исследование, рельеф | Изучение нового материала | Особенности географического положения Африки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. | Знать приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы, особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Уметь определять географическое положение материка, крайних точек, Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка, показывать на карте крупные формы рельефа | Практическая работа №2 «Характеристика ЭГП материка по плану и картам» (без оценивания, образец) | |
13 | Климат и внутренние воды Африки | Комбинированный урок | Особенности климатических поясов, климатообразующие факторы, внутренние воды материка, зависимость внутренних вод от рельефа и климата | Знать особенности климата материка, основные речные системы, озера материка. Уметь показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды; выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов, показывать внутренние воды на карте | Чтение климатических диаграмм | |
14 | Природные зоны | Практикум | Распространение природных зон, разнообразие флоры и фауны, эндемичные виды флоры и фауны. | Знать особенности природных зон материка. Уметь объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка | Составление систематизирующей таблицы «Природные зоны Африки» | |
15 | Население и страны Африки. Египет | Изучение нового материала | Численность и размещение населения. Разнообразие стан на материке. Особенности национальных культур. Египет – страна активного туризма | Знать численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту Африки. Уметь определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы. | | |
Австралия (3 ч) |
16 | Австралия, ее географическое положение и история исследования | Изучение нового материала | Особенности географического положения Австралии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории | Знать приемы определения географического положения Австралии, имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь определять географическое положение Австралии, крайних точек. Оценивать влияние географического положения на особенности природы Австралии | Практическая работа № 3 «ФГП Австралии» | |
17 | Особенности природы Австралии | Путешествие | Особенности климата и внутренних вод | Знать особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка, особенности климата Австралии. Уметь называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождение полезных ископаемых; показывать климатические пояса; выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов; показывать внутренние воды на карте | Обозначение на контурной карте крупных рек и озер | |
18 | Население Австралии | Практикум | Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Австралии. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. | Знать численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту Австралии. Уметь определять по карте географическое положение страны и ее столицы | | |
Антарктида (1 ч) |
19 | Полярные области. Антарктида | Изучение нового материала | Особенности географического положения Антарктиды. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории | Знать приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы, особенности рельефа и климата материка. Уметь определять географическое положение; оценивать его влияние на особенности природы материка | | |
Южная Америка (4 ч) |
20 | ФГП Ю.Америки | практикум | Особенности географического положения Южной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Особенности рельефа | Знать приемы определения географического положения Ю.Америки, имена исследователей континента и результаты их работы, особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка Уметь определять географическое положение Ю.Америки, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка | Практическая работа № 4 «ФГП Ю. Америки» | |
Знать, особенности климата материка. Уметь называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождение полезных ископаемых; показывать климатические пояса; выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов; показывать внутренние воды на карте | Практическая работа № 5 «Характеристика реки по плану и карте». | |
21 | Климат и внутренние воды материка | Практикум | Особенности климата и внутренних вод, климата |
22 | Природные зоны Южной Америки | Практикум | Разнообразие животного и растительного мира материка, эндемичные виды материка | Знать особенности природных зон материка. Уметь объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка | «Описание природных зон по плану и картам» Составление таблицы «Эндемичные виды Ю. Америки» | |
23 | Население и страны Ю.Америки | Исследование | Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Южной Америки. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей среде. | Знать численность, плот ность, особенности размещения населения; современную политическую карту Южной Америки. Уметь определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы | | |
Северная Америка (4 ч) |
24 | ФГП и история исследование С. Америки | Изучение нового материала | Особенности географического положения материков. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление материка на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы | Знать приемы определения географического положения Северной Америки, имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь определять географическое положение Северной Америки, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах; оценивать влияние географического положения на особенности природы Северной Америки | | |
25 | Рельеф и климат материка | Практикум | Особенности рельефа материка, Зависимость форм рельефа и геологического строения территории Разнообразие климатических условий, зависимость климата от географического положения. | Знать особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Северной Америки, особенности климата Уметь называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов | Практическая работа № 6 на к/к - Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых | |
26 | Внутренние воды и природные зоны Северной Америки | Практикум | Разнообразие внутренних вод, зависимость внутренних вод от климата и форм рельефа. Особенности фауны и флоры материка. Эндемичные виды на материке. | Знать основные речные системы, озера материка, особенности природных зон материка. Уметь показывать на карте внутренние воды, объяснять своеобразие природы материка. | Практическая работа № 7 «Характеристика рек. | |
27 | Население и страны Северной Америки | Путешествие | Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Северной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества | Знать численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту Северной Америки. Уметь определять по карте географическое положение стран и их столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы | Составление систематической таблицы «Страны Северной и Латинской Америки» | |
Евразия (7 ч) |
28 | ФГП и история исследования Евразии | Изучение нового материала | Особенности географического положения Евразии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. | Знать приемы определения географического положения Евразии, имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь определять географическое положение Евразии, крайних точек, оценивать влияние географического положения на особенности природы Евразии | Практическая работа № 8 «Характеристика ФГП материка» | |
29 | Особенности рельефа | Изучение нового материала | Особенности рельефа материка, Зависимость форм рельефа и геологического строения территории | Знать особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Евразии. Уметь называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождение полезных ископаемых | Практическая работа № 9 на к/к - «Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых» | |
30 | Климат Евразии | Практикум | Особенности климата материка. Разнообразие климатических условий, зависимость климата от географического положения. | Знать особенности климата Евразии. Уметь показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов | Чтение климатических диаграмм | |
31 | Внутренние воды Евразии | Практикум | Разнообразие внутренних вод, зависимость внутренних вод от климата и форм рельефа | Знать основные речные системы, озера Евразии. Уметь показывать внутренние воды на карте | Практическая работа 10 на к/к -Обозначение на контурной карте крупных рек и озер. | |
32 | Природные зоны Евразии. Высотная поясность. | Практикум | Особенности фауны и флоры материка. Эндемичные виды на материке. | Знать особенности природных зон Евразии. Уметь объяснять своеобразие природы Евразии, характеризовать природу отдельных частей материка | | |
33 | Народы и страны Евразии | Практикум | Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Евразии. | Знать численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту Евразии | | |
34 | Страны Евразии | Путешествие | Туристические районы Евразии |
Раздел 3 Географическая оболочка – наш дом (1 час) |
35 | Человек и природа | Изучение нового материала | Географическая оболочка, ее свойства и части, взаимосвязь между ними. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах | Знать этапы развития географической оболочки. Уметь называть состав географической оболочки и объяснять связи между ее компонентами | | |