Рабочая программа курса "Природопользование" 11 класс
Рабочая программа курса "Природопользование" 11 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. География. Приказ МО РФ от 05.03.2004г. № 1089;
примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень), сборника нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г
программы Природопользование 10-11 классы Авторы: В.И.Сиротин, Н.В.Винокурова, Г.С.Камерилова, В.В.Николина, В.М.Смирнова. Программы для общеобразовательных учреждений. География 6-11 класс. Составитель В.И. Сиротин.- М.: «Дрофа», 2004 г.
Цели и задачи обучения природопользованию в 11 классе
Цель данного курса формирование у учащихся мировоззрения в рамках научного познания картины мира.
Реализация целей программы достигается путём решения следующих задач:
Усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе, на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с ее законами.
Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека.
Овладение прикладными знаниями и практическими умениями изучения и оценки состояния окружающей среды, принятия правильных решений по ее улучшению, способности предвидеть возможные последствия своих действий и не допускать негативных воздействий на природу во всех видах трудовой деятельности.
Развитие потребности общения с природой, восприятия ее облагораживающего воздействия в соответствии с моральными ценностями нашего общества, стремления к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями.
Сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение вреда или ущерба природе, загрязнение или разрушение окружающей природной среды.
Активизация деятельности по улучшению окружающей природной и преобразованной среды, участие в пропаганде современных идей охраны природы
Общая характеристика учебного курса
Актуальность курса «Природопользование» связана со всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью общества и состоянием окружающей среды. При его изучении учащиеся углубят свои знания об основных причинах, которые нарушают устойчивость природных систем, влияют на качественное состояние компонентов природных комплексов, снижают способность природы воспроизводить ресурсы, необходимые для жизни человека и дальнейшего развития общества.
Курс способствует формированию научного мировоззрения, пониманию единства природы и человеческого общества, роли биологии, географии, экологии в стабилизации отношений человек – природа. Он нацелен на развитие способностей учащихся оценивать комплекс факторов, влияющих на окружающую среду. Практическая часть ориентирует учащихся на изучение проблем природопользования на своей территории.
В основе программы лежат пути охраны живой природы, она реализует идею гармонии человека и природы, идея гуманизации раскрывается на основе необходимости поддержания качества природной среды, окружающей человека.
Распределение часов по курсу «Природопользование 10-11 класс»
На изучение курса «Природопользование» отводится 68 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10 классе - 34 часа и 11-м классе -34 часа.(4ч-резервное время). Программа рассчитана на 1 час в неделю.
В 11 классе:
1 полугодие – 16 часов
2 полугодие – 18 часов
Межпредметные (метапредметные) связи на уроках географии
В современных условиях возникает необходимость формирования у учащихся не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированными в процессе изучения географии, природопользования затем свободно используются учащимися при изучении других предметов (математики, истории, обществознания, русского языка) и в практической деятельности.
Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира.
При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам.
Учет особенностей обучающихся 10-11 класса
Старшие школьники уже включаются в новый тип деятельности — учебно-профессиональный. Учебная деятельность для учащихся 10-11 классов является средством реализации жизненных планов, поэтому она направлена на структурную организацию и систематизацию индивидуального опыта путем его расширения и пополнения. В этом возрасте учебная информация может быть осмыслена самостоятельно и ученики способны самостоятельно выбирать формы получения информации.
Развитие познавательных процессов достигает достаточно высокого уровня и дети наравне со взрослыми выполняют умственную работу. Качественно меняется мышление, достигая теоретического уровня. Подростки теперь всегда пытаются сопоставить различные теории, точки зрения, т.е. «докопаться до истины».
Основной задачей учителя в этот период — предоставить учащимся информацию для размышления, которая будет иметь высокую степень проблемности, обеспечит свободный выбор и необходимость определения собственной точки зрения. Информация лучше усваивается. Если она построена по принципу «гипертекстовости», что способствует ее самостоятельной обработке.
В это время формируется индивидуальный стиль деятельности, который опирается на стиль мышления конкретного человека. Важной задачей педагога является обеспечение разнообразного содержания обучения путем наполнения его аналитик-логической, образной, практической, аналитической по содержанию информации.
Главное место в обучении теперь занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной взрослой жизни. Формируются интересы к теоретическим проблемам и исследованиям, научной деятельности, поискам, самостоятельной исследовательской деятельности.
Особенности организации учебного процесса по предмету:
используемые формы, методы, средства обучения
При изучении курса необходимо использовать разные формы организации учебно-воспитательного процесса: лекционно-семинарские занятия и тематические зачеты, практические работы, мониторинг на конкретных территориях, решение экологических задач, самостоятельные исследования тем, организация экскурсий на предприятия и технические выставки, применять технические средства обучения.
Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере
сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.
Используемый учебно-методический комплект
Программа
Сиротин В.И., Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С., Николина В.В., Смирнова В.М. Природопользование // География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл.- М.: Дрофа, 2004.- С. 207-222.
Учебник
Природопользование: 10-11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина и др.- М.: Дрофа, 2007.- 240с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Природопользование" 11 класс »
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. География. Приказ МО РФ от 05.03.2004г. № 1089;
примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень), сборника нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г
программы Природопользование 10-11 классы Авторы: В.И.Сиротин, Н.В.Винокурова, Г.С.Камерилова, В.В.Николина, В.М.Смирнова. Программы для общеобразовательных учреждений. География 6-11 класс. Составитель В.И. Сиротин.- М.: «Дрофа», 2004 г.
Цели и задачи обучения природопользованию в 11 классе
Цель данного курса формирование у учащихся мировоззрения в рамках научного познания картины мира.
Реализация целей программы достигается путём решения следующих задач:
Усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе, на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с ее законами.
Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека.
Овладение прикладными знаниями и практическими умениями изучения и оценки состояния окружающей среды, принятия правильных решений по ее улучшению, способности предвидеть возможные последствия своих действий и не допускать негативных воздействий на природу во всех видах трудовой деятельности.
Развитие потребности общения с природой, восприятия ее облагораживающего воздействия в соответствии с моральными ценностями нашего общества, стремления к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями.
Сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение вреда или ущерба природе, загрязнение или разрушение окружающей природной среды.
Активизация деятельности по улучшению окружающей природной и преобразованной среды, участие в пропаганде современных идей охраны природы
Общая характеристика учебного курса
Актуальность курса «Природопользование» связана со всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью общества и состоянием окружающей среды. При его изучении учащиеся углубят свои знания об основных причинах, которые нарушают устойчивость природных систем, влияют на качественное состояние компонентов природных комплексов, снижают способность природы воспроизводить ресурсы, необходимые для жизни человека и дальнейшего развития общества.
Курс способствует формированию научного мировоззрения, пониманию единства природы и человеческого общества, роли биологии, географии, экологии в стабилизации отношений человек – природа. Он нацелен на развитие способностей учащихся оценивать комплекс факторов, влияющих на окружающую среду. Практическая часть ориентирует учащихся на изучение проблем природопользования на своей территории.
В основе программы лежат пути охраны живой природы, она реализует идею гармонии человека и природы, идея гуманизации раскрывается на основе необходимости поддержания качества природной среды, окружающей человека.
Распределение часов по курсу «Природопользование 10-11 класс»
На изучение курса «Природопользование» отводится 68 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10 классе - 34 часа и 11-м классе -34 часа.(4ч-резервное время). Программа рассчитана на 1 час в неделю.
В 11 классе:
1 полугодие – 16 часов
2 полугодие – 18 часов
Межпредметные (метапредметные) связи на уроках географии
В современных условиях возникает необходимость формирования у учащихся не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированными в процессе изучения географии, природопользования затем свободно используются учащимися при изучении других предметов (математики, истории, обществознания, русского языка) и в практической деятельности.
Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира. При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам.
Учет особенностей обучающихся 10-11 класса
Старшие школьники уже включаются в новый тип деятельности — учебно-профессиональный. Учебная деятельность для учащихся 10-11 классов является средством реализации жизненных планов, поэтому она направлена на структурную организацию и систематизацию индивидуального опыта путем его расширения и пополнения. В этом возрасте учебная информация может быть осмыслена самостоятельно и ученики способны самостоятельно выбирать формы получения информации.
Развитие познавательных процессов достигает достаточно высокого уровня и дети наравне со взрослыми выполняют умственную работу. Качественно меняется мышление, достигая теоретического уровня. Подростки теперь всегда пытаются сопоставить различные теории, точки зрения, т.е. «докопаться до истины».
Основной задачей учителя в этот период — предоставить учащимся информацию для размышления, которая будет иметь высокую степень проблемности, обеспечит свободный выбор и необходимость определения собственной точки зрения. Информация лучше усваивается. Если она построена по принципу «гипертекстовости», что способствует ее самостоятельной обработке.
В это время формируется индивидуальный стиль деятельности, который опирается на стиль мышления конкретного человека. Важной задачей педагога является обеспечение разнообразного содержания обучения путем наполнения его аналитик-логической, образной, практической, аналитической по содержанию информации.
Главное место в обучении теперь занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной взрослой жизни. Формируются интересы к теоретическим проблемам и исследованиям, научной деятельности, поискам, самостоятельной исследовательской деятельности.
Особенности организации учебного процесса по предмету:
используемые формы, методы, средства обучения
При изучении курса необходимо использовать разные формы организации учебно-воспитательного процесса: лекционно-семинарские занятия и тематические зачеты, практические работы, мониторинг на конкретных территориях, решение экологических задач, самостоятельные исследования тем, организация экскурсий на предприятия и технические выставки, применять технические средства обучения.
Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере
сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.
Используемый учебно-методический комплект
Программа
Сиротин В.И., Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С., Николина В.В., Смирнова В.М. Природопользование // География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл.- М.: Дрофа, 2004.- С. 207-222.
Учебник
Природопользование: 10-11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина и др.- М.: Дрофа, 2007.- 240с.
Содержание рабочей программы
№ п/п
Название темы
Необходимое количество часов для ее изучения
Основные изучаемые вопросы темы (краткое содержание)
Природопользование в России
10 ч
Этапы развития природопользования в России. История заповедного дела в России. Современная экологическая ситуация в России. Природопользование в индустриально развитых районах. Крупный город: проблемы природопользования.
Сельскохозяйственное природопользование в России. Природопользование в рекреационных районах. Природопользование в районах нового освоения, в зоне Севера. Географическое положение этих районов. Природно-ресурсный потенциал территории. Изменение окружающей среды под воздействием человека. Проблемы рационального природопользования.
Природопользование в экономически развитых и развивающихся странах
12 ч
Влияние уровня экономического развития на характер природопользования
Природопользование в экономически развитых странах. Экологические последствия новых и новейших технологий. Особенности промышленного, сельскохозяйственного природопользования. Роль транспорта, городов, рекреационной деятельности населения в обострении экологической ситуации развитых стран. Природопользование в промышленно-урбанизированных районах
Экологические проблемы крупного города. Факторы формирования экологической ситуации крупных городов. Природопользование в сельскохозяйственных районах. Почвоохранные мероприятия. Проблемы природопользования в экстремальных и лесных районах развитых и развивающихся стран. Обострение проблем природопользования в развивающихся странах. Рост населения и обнищание развивающихся стран- причина обострения экологической ситуации. Зависимость экологической политики от уровня экономического развития развивающихся стран. Глобальные последствия экологических проблем развивающихся стран. Истощение природных ресурсов в условиях рационального природопользования. Различия развивающихся стран по условиям и характеру природопользования. Пути решения экологических проблем в развивающихся странах.
Природопользование в Нижегородской области
4 ч
Современная экологическая ситуация в Нижегородской области. Основные источники и виды загрязнений окружающей среды в Нижегородской области. Пути решения экологических проблем.
Взаимодействие стран в решении проблем природопользования
3 ч
Международное сотрудничество в решении проблем природопользования. Принципы и формы сотрудничества в природопользовании. Участие России в международном сотрудничестве. Роль общественности в охране окружающей среды. Зависимость состояния окружающей среды от деятельности каждого человека в её защиту.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа. В 11 классе изучается раздел: «Региональные аспекты природопользования». В программе предусмотрено изучение проблем природопользования и охраны окружающей среды на территории своей области. На изучение этой темы я посчитала целесообразным отвести 4 часа. Завершает раздел тема о взаимодействии стран в решении проблем природопользования. В рабочей программе 4 часа отводится на итоговое повторение по курсу «Природопользование».
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Уроки
Практические работы
всего
итоговые
11 класс (34 ч + 1 ч)
1
Введение. Общие проблемы природопользования.
1
1
2
Природопользование в России
10
10
4
3
Природопользование в экономически развитых и развивающихся странах
12
12
2
4
Природопользование в Нижегородской области
4
4
5
Взаимодействие стран в решении проблем природопользования
3
3
6
Итоговое повторение по курсу «Природопользование».
4
4
Всего:
34
34
6
Резерв времени
1
Календарно–тематическое планирование
№
Тема урока
Количество часов
Форма урока
Практические работы
Домашнее задание
Дата проведения
план
факт
11 класс (34 ч + 1 ч)
1
Введение. Общие проблемы природопользования.
1
лекция с элементами практикума
Региональные аспекты природопользования
29 ч
Природопользование в России
10 ч
2
История природопользования в России
1
лекция с элементами беседы
§24
3
История заповедного дела в России
1
практикум
№ 12
Изучение народных традиций охраны природы в своей области.
§24
4
Современная экологическая ситуация в России
1
актуализация знаний и умений
§25
5
Природопользование в индустриально развитых районах
1
практикум
№ 13
Определение соответствия санитарной защитной зоны предприятия нормативным показателям.
§26
6
Крупный город: проблемы природопользования
1
семинар
№ 14
Определение степени изменения природных комплексов под влиянием антропогенного воздействия.
§27
7
Сельскохозяйственное природопользование в России
1
практикум
№ 15
Проведение экологической экспертизы животноводческого комплекса.
§28
8
Природопользование в рекреационных районах
1
актуализация знаний и умений
§29
9
Природопользование в районах нового освоения, в зоне Севера
1
дискуссия
§30
10 -11
Обобщение по теме: «Природопользование в России»
2
§24-30
Природопользование в экономически развитых и развивающихся странах
12 ч
12
Влияние уровня экономического развития на характер природопользования
1
лекция с элементами беседы
§31
13
Природопользование в экономически развитых странах
1
лекция с элементами беседы
§32
14
Природопользование в промышленно-урбанизированных районах
1
практикум
§32
15
Экологические проблемы крупного города
1
семинар
§32
16
Природопользование в сельскохозяйственных районах
1
актуализация знаний и умений
§33
17
Проблемы природопользования в экстремальных и лесных районах развитых и развивающихся стран
1
дискуссия
§33
18
Обострение проблем природопользования в развивающихся странах
1
практикум
§34
19
Истощение природных ресурсов в условиях рационального природопользования
1
лекция с элементами беседы
§35
20 -21
Конференция по теме: «Различия развивающихся стран по условиям и характеру природопользования»
2
конференция
§36
22 - 23
Обобщение по теме: «Природопользование в экономически развитых и развивающихся странах»
2
обобщение, повторение (тестовый контроль)
§31-36
Проблемы природопользования в Нижегородской области
4 ч
24
Современная экологическая ситуация в Нижегородской области.
1
дискуссия
25
Основные источники и виды загрязнений окружающей среды в Нижегородской области
1
практикум
№ 16
Составление экологической характеристики маршрута (по выбору).
26 - 27
Пути решения экологических проблем в области.
2
практикум
Взаимодействие стран в решении проблем природопользования
3 ч
28
Идея устойчивого развития – мировоззренческая основа рационального природопользования
1
лекция с элементами беседы
§37
29
Международное сотрудничество в решении проблем природопользования
1
лекция с элементами практикума
§38
30
Роль общественности в охране окружающей среды
1
практикум
№ 17
Природоохранная деятельность учащихся.
§39
31 -34
Итоговое повторение
4 ч
обобщение, повторение (тестовый контроль)
Требования к уровню подготовки учащихся
Ключевыми компетенциями, которыми должны овладеть учащиеся после изучения курса «Природопользование» являются экологическая грамотность и экологическая культура.
При этом ученик должен
знать:
понятия: природа, труд, общество;
природные условия и ресурсы, природопользование,
виды природопользования; стихийное природопользование;
взаимосвязи природы, человека, общества
основные этапы развития природопользования примеры влияния культуры
на примеры изменения характера природопользования в процессе развития;
особенности человека нового типа, его отношение к человеку и природе;
причины хищнического характера природопользования
уметь:
наблюдать и фиксировать явления и объекты природы, их взаимосвязи с человеком и обществом;
оценивать (на элементарном уровне) отношение местного населения к природной среде;
характеризовать природные условия и ресурсы своей местности, использование их населением;
приводить примеры отображения отношения человека, общества к природе в произведениях искусства и религии, в науке;
получать информацию из различных источников.
оценивать состояние окружающей среды
принимать решения в различных ситуациях природопользования
осуществлять простейший прогноз воздействия человека на природу
Ресурсное обеспечение программы
Литература для учителя:
Программа для общеобразовательных учреждений. География. 6 -11 класс. Авторы: Сиротин В.И., Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С., Николина В.В., Смирнова В.М. Природопользование. – М.: Дрофа, 2004.
Природопользование: 10-11 класс : учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина и др.- М.: Дрофа, 2007.
Методическое пособие по курсу “Природопользование” / Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В.Николина и др.- М.: Просвещение.
Литература для обучающихся
Природопользование: 10-11 класс : учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина и др.- М.: Дрофа, 2007.
Дополнительная литература:
Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. –М.: Мысль, 1988.
Глобальная география.11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 352 с.
Гурова Т.Ф. Основы экологии и рационального природопользования: Учеб. пособие – М.: Изд. Оникс, 2007.- 224 с.: ил.
Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды: пособие для учащихся старших классов общеобразоват. учреждений. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 123 с.
Колесников С.И Экологические основы природопользования. – М.: ИКЦ "МАРТ", 2005. – 336 с.
Комарова Н.Г. Геоэкология и природопользование. – М.: АСАДЕМА, 2003.
Константинов В.М. Охрана природы. - М.: изд. центр "Академия", 2000. – 240с.
Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.: изд.центр "Академия", 2006. – 208с.
Максаковский В.П. Географическая картина мира.- М.: Дрофа,2008.
Программно-методические материалы. География. 10-11 кл ./ Сост.В.И. Сиротин. – 4-е изд., стериотип. – М.: Дрофа, 2001. – 160 с.
Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей среды. – М.: 1993. – C. 156.
Реймерс Н.Ф. Природопользование. – М.: 1990. – С. 210.
Ситоваров В. А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. – М.: изд. центр "Академия", 2000. – 280 с..
Чернова Н.В. и др. Основы экологии 10-11 кл. – М.: Дрофа, 1999.
Экологическое состояние территории России /В.П. Бочаров. – М.: изд. центр "Академия", 2004, – 128 с.