Рабочая программа по биологии для 7 класса разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004г., на основе Примерной программы основного общего образования по биологии (Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Г.М.Пальдяева. – 3-е изд.Стереотип. –М.: Дрофа, 2011.) и образовательных программ авторов учебников биологии применяемых в процессе обучения. А именно: программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев к комплекту учебников под руководством
2.Биология 7 класс – программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев к комплекту учебников под руководством В.В.Латюшина и Р.Д.Маша.
Программа ориентирована на использование учебников включённых в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год:
1..В.В. Латюшин, В.А Шапкин. «Биология. Животные» 7 класс;
Преподавание предмета «Биология» в 7 классе осуществляется в соответствии с учебным планом МБОУ Базарно-Матакской гимназии имени Наби Даули Алькеевского муниципального района РТ на 2014-2015 учебный год, разработанный на соновании приказа МО и Н РТ №4154\12 от 9 июля 2012 года «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»,и утвержденном приказом по МБОУ Базарно-Матакской гимназии имени Наби Даули №37 от 09.08.14.
Рабочая программа разработана на основании инструктивного письма «Об особенностях преподавания биологии в условиях перехода на компетентностный подход» №1510\9 от 11.03.2009
Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта. Примерной программой основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В.Латюшина, В.А.Шапкин // Сборник нормативных документов. Биология /сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.:Дрофа, 2006 – 172.// полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки учащихся.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенного в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренной стандартом формирование у обучающихся обще учебных умении и навыков.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю (всего за год 70 часов).
Изучение биологии на базовом уровне среднего ( полного ) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущей ей законамерностях строений, жизнидеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, иологических эксперементов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Цель: сформировать представление о строении и жизнедеятельности основных типов животных и закономерностях их размещения на Земле, познакомить с многообразием жизни. Уделить внимание анализу взаимоотношений между организмами и условиями устойчивости экологических систем.
1. Знакомить учащихся с общебиологическими проблемами, которые раскрываются в содержании данного учебного предмета.
2. Показать особенность общебиологических знаний, имеющих обобщенный характер.
3. Выработать навыки четкого изложения знаний, а также умение анализировать и обобщать явления и факты.
4. Продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни.
5. Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Программой курса предусмотрено проведение лабораторно- практических уроков, выполнение самостоятельных, домашних работ.
Рабочая программа для 7-х классов включает в себя сведение о строение и жизнедеятельности животных, их многообразие, принципы классификации, индивидуальное и историческое развитие, структуре и функционирование биогеоценозов, их изменение под влиянием деятельности человека.
В связи с тем, что основной частью учебной программы является раздел «Многообразие животных», в него введены ещё 4 дополнительных уроков . Два урока из раздела «Эволюция и функции органов и их систем», так как в разделе «Многообразие животных» эти темы уже рассматриваются. Недостающие два урока в разделе «Эволюция и функции органов и их систем» объединены в один урок. С учетом 70 часов в год, плюс ещё 2 часа (68ч)
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знания в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их расположение в перечне лабораторных и практических работ, представленным в Примерном программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и оцениваться по усмотрению учителя.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Планируемых контрольных уроков ____, зачетов ______, тестов ________ ч., лаб.работ____________ч.
Административных контрольных работ ____ч.
1.Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
2.1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
3.Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
4.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
5.Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан»
Тематическое планирование по биологии 7 класс по В.В.Латюшину – 70 ч.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Элементы содержания стандарта | Домашнее задание | Дата проведения |
План | Факт |
1. | История развития зоологии. | 1 | Вводный инструктаж | Беседа | | Значение животных в природе, жизни и хоз.деят-ти человека. | Зоология – наука о животных. Описание животных как биологических объектов. Методы изучения животных. | П.1 отв.на вопросы | | |
2. | Современная зоология. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядный | | Знать элементарные сведения о происх-ии жизни на Земле. | Черты сходства и различия животных и растений. Значение животных. | П.2 отв.на вопросы | | |
3. | Простейшие. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядный, практический | Лаб.работа №1 «зн-во с многообраз. простейших» | Знать особенности строения и жизнед-ти простейших. Уметь польз-ся микроскопом. | Простейшие – одноклеточные организмы. Колониальные организмы. Образование цисты. Корненожки. Особенности строения и многообразие | П.3 рассказ | | |
4. | Жгутиконосцы, инфузории. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядный | | Знать особенности строения и жизнед-ти жгутиконосцев. Уметь польз-ся микроскопом. | Жгутиконосцы, инфузории. Особенности строения. Роль простейших в природе и в жизни человека. Простейшие – возбудители заболеваний человека. | П.4 | | |
5. | Беспозвоночные. Тип Губки. | 1 | Изучение нового материала | Словесно-наглядный | | Знать особенности строения и жизнед-ти беспозв-х. Уметь польз-ся микроскопом. | Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя (наружный и внутренний), приспособления для защиты от врагов. Роль губок в природе и в жизни человека. | П.5 отв.на вопросы | | |
6. | Тип Кишечнополостные. | 1 | Комбинир. | Наглядный | | Знать особенности строения и жизнед-ти кишечнопол-х. Уметь польз-ся микроскопом. | Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок. | П.6 | | |
7. | Тип плоские черви. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядный | | Знать особенности строения и жизнед-ти плоских червей. Уметь польз-ся микроскопом. | Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление системы органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная). Плоские черви – возбудители заболеваний человека и животных. | П.7 | | |
8. | Тип Круглые черви. | 1 | Комбинир. | Наглядно-практический | Лаб.работа №2 «зн-во с многообраз. круглых червей» | Знать особенности строения и жизнед-ти круг.червей. Уметь польз-ся микроскопом. | Образ жизни. Особенности строения. Наличие полости. Значение в природе и в жизни человека. | П.8 | | |
9. | Тип Кольчатые черви. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Знать особенности строения и жизнед-ти кольч.червей. Уметь польз-ся ув.приборами. | Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы. Значение полихет в природе | П.9 | | |
10. | Класс Олигохеты и пиявки. | 1 | Комбинир. | Наглядно-практический | Лаб.работа №3 «строение дождевого червя» | Знать особенности строения и жизнед-ти олигохет и пиявок. Уметь проводить наблюдения. | | П.10 | | |
11. | Тип моллюски. | 1 | Изучеине нового материала | Словесно-наглядный | | Знать особенности строения и жизнед-ти моллюсков. Уметь польз-ся микроскопом. | Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни, особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины. | П.11 | | |
12. | Классы моллюсков. | 1 | Комбинир. | Наглядно-практический | Лаб.работа №4 «особенности строения моллюсков» | Знать особенности строения и жизнед-ти кл.моллюсков. Уметь польз-ся микроскопом. | Многообразие, практическое значение и роль в природе моллюсков. Способы питания и передвижения | П.12 | | |
13. | Тип иглокожие. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Знать особенности строения и жизнед-ти иглокожих. Уметь польз-ся микроскопом. | Особенности строения и жизнедеятельности. Роль иглокожих в природе и в жизни человека. | П.13 | | |
14. | Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, паукообразные. | 1 | Комбинир. | Наглядно-практический | Лаб.работа №5 «зн-во с ракообразными» | Знать особенности строения и жизнед-ти членистоногих. Уметь проводить наблюдения.. | Тип Членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов. Образ жизни. Особенности строения. Системы внутренних органов. Поведение. Значение. Клещи | П.14 | | |
15. | Класс Насекомые. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядный | | Знать особенности строения и жизнед-ти насекомых. Уметь польз-ся микроскопом. | Образ жизни и особенности внешнего строения насекомых. Типы ротового аппарата. | П.15 | | |
16. | Отряды насекомых. | 1 | Комбинир. | Наглядно-практический | Лаб.работа №6 «изучение представителей насекомых» | Знать отряды насекомых. Уметь польз-ся микроскопом. | | П.16 | | |
17. | Отряды насекомых. стрекозы, вши, клопы, жуки. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядный | | Знать особенности строения и жизнед-ти отр.насекомых. Уметь польз-ся микроскопом. | Признаки отрядов Жуки, Клопы. Представители. Роль в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды насекомых. Меры по охране. | П.17 | | |
18. | Отряды насекомых. Бабочки, равнокрылые, блохи, двукрылые. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядный | | Знать особенности строения и жизнед-ти отр.насекомых. Уметь польз-ся микроскопом. | Признаки отряда. Прямокрылые Представители. Роль в природе и жизни человека. Признаки отрядов Бабочки, Двукрылые. Представители. Тутовый шелкопряд – домашнее животное. Роль в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды насекомых. Меры по охране. Насекомые – вредители растений и переносчики заболеваний человека. | П.18 | | |
19. | Отряд Перепончатокрылые. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядный | | Знать особенности строения и жизнед-ти отр.перепончатокрылые Уметь польз-ся микроскопом. | Признаки отряда Перепончатокрылые. Представители. Медоносная пчела – домашнее животное. Роль в природе и жизни человека. | П.19 | | |
20. | Роль насекомых в природе. | 1 | Семинар | Групповая беседа | Семинар | Знать роль насекомых в природе. Принимать участие в охране природы. | Значение в природе и жизни человека | П.14-19 подготовить сообщения | | |
21. | Контрольная работа по теме «тип Членистоногие» | 1 | Тренеровочно-контрольный | Индивидуальная письменная работа | Контр.работа №1 | Знать понятия и термины. | | Повторить п.14-19 | | |
22. | Позвоночные. Тип Хордовые. Подтип: бесчерепные и черепные. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Знать особенности строения и жизнед-ти подтип: бесчер-е и череп-е. Уметь проводить наблюдения.. | Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. Роль в природе и жизни человека. | П.20 | | |
23. | Класс Рыбы. | 1 | Комбинир. | Наглядно-практический | Лаб.работа №7 «строение и передвижение рыб» | Знать особенности строения и жизнед-ти кл.рыбы. Уметь проводить наблюдения. | Многообра зие:хрящевыекостные. Среда обитания, образ жизни,поведение. | П.21 | | |
24. | Класс Хрящевые рыбы. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Знать особенности строения и жизнед-ти кл.хрящ.рыбы. Уметь проводить наблюдения.. | Хрящевые рыбы: акулы, скаты. Черты примитивного строения. Приспособления к местам обитания. Роль в природе и жизни человека. | П.22 | | |
25. | Класс Костные рыбы. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Знать особенности строения и жизнед-ти кл.костные рыбы. Уметь проводить наблюдения.. | Общие признаки подтипа Черепных: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей. Особенности внешнего строения. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. | П.23 | | |
26. | Класс Земноводные или амфибии. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Знать особенности строения и жизнед-ти кл.земнов-х. Уметь проводить наблюдения. | Места обитания и образ жизни. Признаки класса. Внешнее строение. Приспособления к образу жизни. Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных | П.24 | | |
27. | Класс Пресмыкающиеся или Рептилии. Отряд Чешуйчатые. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Знать особенности строения и жизнед-ти кл.пресм-ся и рептилии. Уметь проводить наблюдения.. | Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Происхождение. Многообразие. | П.25 | | |
28. | Отряд Черепахи и крокодилы. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Знать особенности строения и жизнед-ти отр.черепахи и крокодилы. Уметь проводить наблюдения.. | . Отряды: Черепахи и Чешуйчатые. Роль в природе и жизни человека. Значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Охрана пресмыкающихся | П.26 | | |
29. | Класс птицы. Общая характеристика отряда Пингвины. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Знать особенности строения и жизнед-ти отр.пингвины. Уметь проводить наблюдения.. | Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности строения птиц. Приспособленность к полету. | П.27 | | |
30. | Отряд птиц. Страусы, нанду, гуси, казуары. | 1 | Комбинир. | Наглядно-практический | Лаб.работа №8 « изучение строения покрова птиц» | Знать особенности строения и жизнед-ти отр.птиц. Уметь проводить наблюдения.. | Признаки отрядов. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране птиц. | П.28 | | |
31. | Отряд Хищные птицы. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Знать особенности строения и жизнед-ти отр.хищные птицы. Уметь проводить наблюдения.. | Признаки отрядов. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране птиц. | П.29 | | |
32. | Отряд Куриные. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Знать особенности строения и жизнед-ти отр.куриные. Уметь проводить наблюдения.. | Признаки отрядов. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране птиц. | П.29 | | |
33. | Отряд Воробьинообразные | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Знать особенности строения и жизнед-ти отр.воробьинообр-е. Уметь проводить наблюдения. | Признаки отрядов. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране птиц. | П.30 | | |
34. | Отряд Голенастые. Значение птиц. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Знать особенности строения и жизнед-ти отр.голенастые. Уметь проводить наблюдения. | Признаки отрядов. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране птиц. | Подготовить выступление | | |
35. | Контрольная работа по разделу: «подтип бесчерепные» | 1 | Проверочно-контрольная | Индивидуальная письменная работа | Контрольная работа №2 | Знать основные понятия. | | П.20-30 повторить | | |
36. | Класс Млекопитающие. Подкласс Однопроходные и Сумчатые. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Знать особенности строения и жизнед-ти подкл.однопроходные и сумчатые. Уметь проводить наблюдения. | Признаки класса Млекопитающие. Среды жизни и места обитания. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих. Первозвери | П.31 | | |
37. | Подкласс Плацентарные. Отряды: Насекомоядные и Рукокрылые. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Знать особенности строения и жизнед-ти подкл.плацентарные. Уметь проводить наблюдения. | Признаки отряда. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране. | П.31 | | |
38. | Отряды: Грызуны и Зайцеобразные. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Знать особенности строения и жизнед-ти отр.грызуны и зайцеобразные. Уметь проводить наблюдения. | Признаки отряда. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране. | П.32 | | |
39. | Отряды: Китообразные и Ластоногие. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Знать особенности строения и жизнед-ти отр.китообразные и ластоногие. Уметь проводить наблюдения.. | Признаки отряда. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране. | П.33 | | |
40. | Отряды Хоботные и Хищные. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Знать особенности строения и жизнед-ти отр.хоботные и хищные. Уметь проводить наблюдения.. | Признаки отряда. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране. | П.33 | | |
41. | Отряды: Парнокопытные и Непарнокопытные. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Знать особенности строения и жизнед-ти отр.парнок-е и непарнок-е. Уметь проводить наблюдения.. | Признаки отряда. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране. | П.34 | | |
42. | Отряд Приматы. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Знать особенности строения и жизнед-ти отр.приматы. Уметь проводить наблюдения.. | Признаки отряда. Сходство человекообразных обезьян с человеком. | П.35 | | |
43. | Значение млекопитающих в природе и жизни человека. | 1 | Семинар | Групповая беседа | | Значение млекопитающих в природе и жизни человека. | | Подготовить сообщение | | |
44. | Эволюция строения и функций органов и их систем. Покровы тела. | 1 | Комбинир. | Наглядно-практический | Лаб.работа №9 «особенности покрова тела» | Знать эволюцию строения и функций органов и их систем. | Разнообразие покровов тела у животных. Функции. Приспособления к условиям жизни. Строение кожи млекопитающих. | П.36 | | |
45. | Опорно-двигательная система. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Знать основные ф-ии опорно-двиг.с-мы. Уметь оказывать 1 помощь при повреждениях. | Функции. Приспособления к условиям жизни. Типы скелетов: внешний, внутренний. Строение скелетов позвоночных животных. | П.37 | | |
46. | Способы передвижения животных. Полости тела. | 1 | Комбинир. | Наглядно-практический | Лаб.работа №10 «изучение способов передвижения» | Знать способы передвижения жив-х. Уметь проводить самонаблюдение. | Передвижение животных. Полости тела: первичная, вторичная, смешанная. | П.38 | | |
47. | Органы дыхания и газообмен. | 1 | Комбинир. | Наглядно-практический | Лаб.работа №11 «изучение способов дыхания животных» | Уметь оказывать 1 помощь | Дыхание. Пути поступления кислорода. Приспособления к условиям жизни. | П.39 | | |
48. | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Знать строение пищ.с-мы.Уметь соблюдать правила рационального питания. | Питание. Обмен веществ и превращение энергии. Органы пищеварения. Приспособления к условиям жизни. Строение пищеварительных систем млекопитающих | П.40 | | |
49. | Кровеносная система. Кровь. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Знать состав крови, группы крови и их значение. Уметь оказывать 1 помощь при кровотечениях | Транспортировка веществ. Приспособления к условиям жизни. | П.41 | | |
50. | Органы выделения. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Особенности стр-я органов выделения. | Органы выделения. Приспособления к условиям жизни и выполняемым функциям. Строение органов выделения млекопитающих. | П.42 | | |
51. | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. | 1 | Комбинир. | Наглядно-практический | Лаб.работа №12 «изучение ответной реакции животных на раздражение» | Знать основную ф-ю нерв.с-мы. Знать понятия рефлекс, инстинкт. | Поведение животных: рефлексы, инстинкты, элементы рассудочной деятельности. Приспособления к условиям жизни. Строение нервной системы млекопитающих. | П.43 | | |
52. | Органы чувств. Регуляция деятельности организма. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Знать особенности стр-я органов чувств. | Органы чувств. Приспособления к условиям жизни. Механизм регуляции. | П.44 | | |
53. | Органы размножения. Оплодотворение. | 1 | Комбинир. | Наглядно-практический | Лаб.работа №13 «изучение органов чувств» | Знать способы размножения жив-х. Уметь прим-ть знания о разм-ии для обоснования мероприятий по охране природы. | Размножение. Бесполое и половое размножение у животных. Органы размножения. Раздельнополые животные. Гермафродиты. Способы бесполого размножения: деление, почкование. Способы полового размножения: оплодотворение (внешнее, внутреннее). | П.45.46 | | |
54. | Развитие животных с превращением и без превращения. Продолжительность жизни. | 1 | Комбинир. | Наглядно-практический | Лаб.работа №14 «определение возраста животных» | Уметь ориентир-ся в учебнике, работать с текстом и рисунками. | Типы развития. Стадии развития с превращением. Стадии развития без превращения. | П.47,48 | | |
55. | Контрольная работа по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем» | 1 | Проверочно-контрольная | Индивидуальная письменная работа | Контрольная работа №3 | Знать основные понятия. | | П.36-48 повторить | | |
56. | Доказательства эволюции животных. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Знать теории ученых об эволюции. Основные этапы и док-ва эволюции жив.мира. | Понятие об эволюции. Доказательства эволюции. Учение Ч. Дарвина | П.49 | | |
57. | Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Знать теорию Ч.Дарвина. Уметь польз-ся доп.материалом. | Понятие об эволюции. Доказательства эволюции. Учение Ч. Дарвина | П.50 | | |
58. | Многообразие видов как результат эволюции. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Знать понятие эволюция. | Основные этапы развития органического мира на Земле. Происхождение и эволюция хордовых. Выход позвоночных на сушу. | П.51 | | |
59. | Закономерности размещения животных. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Знать систематику жив-х | Закономерности размещения животных. Миграции животных и их роль | П.52 | | |
60. | Естественные и искусственные биоценозы. | 1 | Экскурсия (озеро) | Наглядно-практический | Экскурсия на озеро | Знать определение биоценоза. Работа с доп.литер-ой. | Биоценоз. Примеры биоценозов: естественные и искусствен ные. | П.53 | | |
61. | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | 1 | Комбинир. | Наглядно-практический | Лаб.работа №15 «изучение видового состава» | Уметь объяснять влияние факторов среды на биоценозы. | Основные среды жизни: водная, почвенная, наземно-воздушная. Условия в различных средах. | П.54 | | |
62. | Цепи питания. Поток энергии. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Уметь составлять цепи питания. | Цепи питания. Примеры цепей питания. | П.55 | | |
63. | Взаимосвязь компонентов биоценоза. | 1 | Экскурсия (лес) | Наглядно-практический | Экскурсия в лес | Выявлять присп-ть организмов к совместному обитанию в природн. сообществе. | Взаимосвязь компонентов в биоценозе. Пищевые связи. | П.56 повторить | | |
64. | Воздействие человека и его деятельности на животных. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Знать красную книгу.Уметь соблюдать правила поведения в природе. | Положительное и отрицательное воздействие. Домашние животные. Промыслы. | П.57 | | |
65. | Одомашнивание животных. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Знать особенности одомашн.жив-х. | Положительное и отрицательное воздействие. Домашние животные. Промыслы. | П.58 | | |
66. | Законы России об охране животного мира. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Уметь польз-ся КР.книгой | Охрана животных. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное природопользование. | П.59 | | |
67. | Законы России об охране животного мира. Красная книга России. | 1 | Комбинир. | Словесно-наглядная | | Уметь польз-ся Красной книгой | Охрана животных. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное природопользование. | П.59, ответить на вопросы | | |
68. | Охрана и рациональное использование животного мира. | 1 | Экскурсия (питомник) | Наглядно-практический | Экскурсия в питомник | Уметь принимать активное участие в охране природы. | Охрана животных. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное природопользование. | П.60 прочитать | | |
69. | Охрана и рациональное использование животного мира. Красная книга Татарстана. | 1 | Экскурсия (питомник) | Наглядно-практический | Экскурсия в питомник | Уметь принимать активное участие в охране природы. | Охрана животных. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное природопользование. | П.60 ,ответить на вопросы | | |
70. | Обобщающий урок. Семинар. Летнее задание | 1 | «Влияние человека на природу. Экологические проблемы в совр.мире» | Выступления учащихся
| семинар | Уметь обобщать и систематизиро- вать полученные знания. | | | | |