kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа курса «География материков и океанов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов: • Закон « Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, принят от 29 декабря 2012 г. • Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями); • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»; • Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» 6-7 классы, опубликованная в сборнике «Рабочие программы по география. 6-9 классы» (Москва: «Глобус», 2009); • Авторская программа по географии под ред. И.В.Душиной, опубликованная в сборнике «Программы для ОУ по географии. 6-11 классы» (Москва: «Дрофа», 2009); • Учебный план МОБУ СОШ ЛГО с.Ружино на 2015/2016 уч.год; • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. Главная цель курса – создание условий для развития у школьников целостного представления о Земле как планете людей. О целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи. Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи: ? расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации ( от планетарного до локального); ? создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности; ? усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность; ? способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры; ? на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде; ? продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах; ? учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории; Сроки реализации программы – один учебный год. В структурном соотношении курс состоит из введения и 3 разделов: «Главные особенности природы Земли», «Океаны и материки», «Географическая оболочка – наш дом. В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества. География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне. Специфика курса состоит в широком использова¬нии картографических источников информации. По¬этому изучение материков и океанов поможет осво¬ению картографического метода изучения нашей пла¬неты. Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках учебной, познавательной, информационно-коммуникативной, творческой, практической, рефлексивной деятельности. В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания: 1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся. 2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр. 3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «География материков и океанов» »

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа Лесозаводского городского округа с. Ружино»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

_________________________

Протокол № _________

от «______»__________20 г

Руководитель МО

_____/___________________



СОГЛАСОВАНО


Зам. директора по УВР

________Е.А. Лищинская «_____»_______________



УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ СОШ ЛГО

с. Ружино

________ О.В.Кузнецова

«______»___________20 г

_приказ №______________























Рабочая программа

по географии

для 7 класса







Составитель:

Мазур Елена Викторовна, учитель географии









20_15_год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов:

  • Закон « Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, принят от 29 декабря 2012 г.

  • Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями); 

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;

  • Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» 6-7 классы, опубликованная в сборнике «Рабочие программы по география. 6-9 классы» (Москва: «Глобус», 2009);

  • Авторская программа по географии под ред. И.В.Душиной, опубликованная в сборнике «Программы для ОУ по географии. 6-11 классы» (Москва: «Дрофа», 2009);

  • Учебный план МОБУ СОШ ЛГО с.Ружино на 2015/2016 уч.год;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Главная цель курса – создание условий для развития у школьников целостного представления о Земле как планете людей. О целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации ( от планетарного до локального);

  • создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;

  • усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;

  • способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;

  • на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;

  • продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

  • учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;

Сроки реализации программы – один учебный год.

В структурном соотношении курс состоит из введения и 3 разделов: «Главные особенности природы Земли», «Океаны и материки», «Географическая оболочка – наш дом. В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества. География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.

Специфика курса состоит в широком использова­нии картографических источников информации. По­этому изучение материков и океанов поможет осво­ению картографического метода изучения нашей пла­неты.

Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках учебной, познавательной, информационно-коммуникативной, творческой, практической, рефлексивной деятельности.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).


Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

• Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

• Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

• Самостоятельность ответа.

• Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Оценка "5" ставится, если ученик:

- выполнил работу без ошибок и недочетов;

- допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

- или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

- не более двух грубых ошибок;

- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

- или не более двух-трех негрубых ошибок;

- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

- или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.


Критерии выставления оценок за проверочные тесты

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 20-30 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии

Отметка "5" - Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка "4" - Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике от-дельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3" - Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2" - Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.


Требования к выполнению практических работ на контурной карте.



Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Общая характеристика учебного предмета География.

Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В этом курсе увеличен объем страноведческих знаний и довольно значительно увеличено содержание общеземлеведческой составляющей, что должно обеспечить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.

Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально.

При выполнении практических  работ в курсе 7 класса важно сформировать умения учащихся  по работе с источниками информации – географическими картами, текстом учебника, таблицами, диаграммами.  Учащиеся должны овладеть  умениями и навыками комплексной физико-географической характеристики географического объекта, территории, сравнительной характеристики двух или нескольких объектов, территорий на основе типового плана, а также совершенствовать навыки самостоятельного составления плана характеристики. Выявлять причинно-следственные связи между различными географическими явлениями.





Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

  • ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб;

- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

• гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.



Место учебного предмета в учебном плане.


Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения географии в 7-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения географии ученик 7 класса должен:

  1. Оценивать и прогнозировать:

  • по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

  • изменения климатов Земли в целом и на отдель­ных материках;

  • природные условия и природные богатства как ус­ловия для жизни и хозяйственной деятельности людей;

  • основные особенности природы в ее связи с насе­лением и его хозяйственной деятельностью в пре­делах материков, их крупных регионов и отдель­ных стран.

2. Объяснять:

  • особенности строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходя­щих в геосферах;

  • особенности компонентов природы материков, раз­личия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

  • особенности расового и этнического состава населе­ния;

  • различия в условиях жизни народов, в степени за­селенности материков и отдельных стран;

  • различия в орудиях труда, средствах передвиже­ния, в типах жилищ, видах хозяйственной де­ятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде;

  • особенности экологических ситуаций на матери­ках, в акваториях океанов, в отдельных странах;

  • основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

понятия: «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «водная масса», «природная зона», «климатообразующие факторы», «географическое по­ложение материка», «режим реки», «природный комплекс», «географическая оболочка», «зональ­ность», «высотная поясность», уметь применять их в процессе учебного познания.

3. Описывать:

  • основные источники географической информации;

  • географическое положение объектов (по карте);

  • существующие в природе круговороты вещества и энергии (по схемам);

  • компоненты ландшафта, природные зоны, геогра­фические особенности крупных регионов матери­ков и крупнейших стран мира;

  • объекты и территории по картам, картинам и дру­гим источникам географической информации, со­здавая их словесный или графический образ;

  • особенности материальной и духовной культуры крупных народностей.

4. Определять (измерять):

  • географическую информацию по картам различно­го содержания (количество осадков, температуру воздуха, годовую амплитуду температур и т. д.);

  • вид и тип карт и других источников географиче­ских знаний для получения необходимой информа­ции.

5. Называть и (или) показывать:

  • важнейшие природные объекты материков, океа­нов, их крупных регионов, стран;

  • типы земной коры, основные тектонические струк­туры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;

  • факторы формирования климата, области дей­ствия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;

крупнейшие народы мира, наиболее распростра­ненные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению стра­ны мира;

  • основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города;

  • ареалы распространения основных видов традици­онной хозяйственной деятельности;

  • природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.


Содержание учебного предмета


Введение (4 часа)



Что изучают в курсе географии материков и океанов. «Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.

Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли.

Современные географические исследования. Международное сотрудничество в изучении Земли.

Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использованием карты.

Практические работы:

1. Обозначение на контурной карте материков, океанов, частей света и крупных островов.

2. составление сводной таблицы «Путешествия: экспедиции и первооткрыватели».

3. Группировка карт учебника и атласа по различным признаком. Характеристика карт по плану.



Раздел I. Главные особенности природы Земли (11 часов)


Тема 1. Литосфера и рельеф Земли. (2 часа)

Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.

Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере.

Практические работы:

1. Обозначение на контурной карте литосферных плит и направлений их передвижения.

Тема 2. Атмосфера и климаты Земли. (3 часа)

Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.

Практические работы:

1. Обозначение на контурной карте климатических поясов Земли и их основных характеристик.

Тема 3. Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы. (2 часа)

Мировой океан – главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши: поверхностные (великие речные системы мира, ледники на Земле, многообразие озер); подземные воды.

Тема 4. Географическая оболочка. (4 часа)

Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон.

Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Страны мира.


Раздел II. Океаны и материки. (50 часов)


Тема 5. Океаны. (3 часа)

Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.

Практические работы:

1. Обозначение на контурной карте течений, подводных океанических хребтов и котловин Тихого и Индийского океанов.

2. Обозначение на контурной карте течений, подводных океанических хребтов и котловин Атлантического и Северного Ледовитого океанов.

Тема 6. Южные материки. (1 час)

Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида. Общие особенности географического положения, климата, внутренних вод и природных зон.

Тема 7. Африка. (11 часов)

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка.

Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.

Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.

Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран.

Практические работы:

1. Определение ГП материка и протяженности его с севера на юг в градусной мере и в км.

2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

3. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Африки. Описание одной из рек материка по плану.

4. Составление сводной таблицы «Природные зоны Африки».

5. Обозначение на контурной карте регионов и стран Африки.

6. Характеристика одной из стран по плану.(Алжир, Эфиопия)

7. Характеристика одной из стран по плану.(Нигерия, Конго)

8. Характеристика одной из стран по плану.(ЮАР)

Тема 8. Австралия. (3 часа)

ГП, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.

Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Меры по охране природы на континенте.

Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англоавстралийцев. Австралия – страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.

Практические работы:

1. Сравнение ГП, рельефа Австралии и Африки.

2. Обозначение на контурной карте рельефа, полезных ископаемых, рек и озер Австралии.

Тема 9. Океания. (2 часа)

ГП. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их ГП. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.

Тема 10. Южная Америка. (7 часов)

ГП, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка.

Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.

Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.

Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями.

Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные. Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран Южной Америки.

Практические работы:

1. Определение черт сходства и различия в ГП Южной Америки и Африки.

2. Обозначить на контурной карте основные формы рельефа и полезные ископаемые материка.

3. Составление сводной таблицы «Природные зоны Южной Америки».

4. Характеристика одной из стран по плану.

Тема 11. Антарктида (1 час)

Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка.

Тема 12. Северные материки. Северная Америка. (7 часов)

ГП, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка.

Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявления зональности на материке; основные черты природы зон тундр, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.

Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.

Практические работы:

1. Обозначение на к\к крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

2. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Северной Америки. Описание одной из рек материка по плану.

3. Характеристика одной из стран по плану.

Тема 13. Евразия. (15 часов)

ГП, его размеры и очертания. Океаны и моря у бегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.

Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.

Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.

Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) – родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения: исторические и природные причины, обусловливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.

Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи). Ценности духовной культуры.

Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные.

Крупные города, их географическое положение.

Практические работы:

1. Обозначение на к\к элементов географической номенклатуры.

2. Обозначение на к\к крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

3. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Северной Америки. Описание одной из рек материка по плану.

4. Обозначение на контурной карте регионов и стран Зарубежной Европы.

5. Характеристика одной из стран по плану.

6. Характеристика одной из стран по плану. (Япония, Китай)


Ш. Географическая оболочка – наш дом (3 часа)


Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.

Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.























Географическая номенклатура


Тема  «Введение»

материки:  Евразия,  Африка,  Северная  Америка,  Южная  Америка,  Антарктида,  Австралия.

континенты:  Европа,  Азия,  Африка,  Америка,  Антарктида,  Австралия.

океаны:  Тихий,  Атлантический,  Индийский,  Северный  Ледовитый, Южный.

 

Тема  «Главные особенности природы Земли»

равнины:  Амазонская,  Великая  Китайская,  Великие  равнины,  Восточно-Европейская,  Западно-Сибирская,  Среднесибирское  плоскогорье.

горы:  Альпы,  Анды,  Гималаи,  Кавказ,  Кордильеры,  Тибет,  Уральские.

вершины:  Аконкагуа,  Джомолунгма  (Эверест),  Мак-Кинли,  Монблан,  Эльбрус.

вулканы:  Килиманджаро,  Ключевская  Сопка,  Котопахи,  Орисаба,  Фудзияма,  Эльбрус, 

моря:  Балтийское,  Беллинсгаузена,  Берингово,  Восточно-Сибирское,  Красное,  Средиземное,  Тасманово,  Филиппинское,  Южно-Китайское.

заливы:  Бенгальский,  Большой  Австралийский,  Гвинейский,  Гудзонов,  Мексиканский.

проливы:  Берингов,  Гибралтарский,  Дрейка,  Магелланов,  Мозамбикский.

острова:  Великобритания,  Гренландия,  Исландия,  Калимантан,  Мадагаскар,  Новая  Гвинея,  Новая  Зеландия,  Сахалин,  Суматра,  Японские.

полуострова:  Аравийский,  Индостан,  Камчатка,  Лабрадор,  Скандинавский,  Сомали,  Таймыр.

реки:  Амазонка,  Волга,  Ганг,  Дунай,  Енисей,  Инд,  Лена,  Миссисипи,  Нил,  Обь,  Парана,  Хуанхэ,  Янцзы.

озёра:  Байкал,  Великие  Американские,  Виктория,  Каспийское  море,  Ладожское,  Танганьика.

 

Тема  «Океаны  Земли»

Тихий  океан:

моря:  Берингово,  Восточно-Китайское,  Жёлтое,  Коралловое,  Охотское,  Тасманово,  Уэдделла,  Фиджи,  Филиппинское,  Южно-Китайское,  Японское.

заливы:  Аляска,  Калифорнийский.

проливы:  Басов,  Берингов,  Дрейка,  Корейский,  Магелланов,  Тайваньский,  Торрессов.

желоба:  Марианский,  Перуанский

тёплые  течения: Куросио, Межпассатное противотечение, Северное  Пассатное,  Северо-Тихоокеанское,  Южное  Пассатное.

холодные  течения:  Западных  Ветров,  Калифорнийское,  Перуанское.

острова:  Алеутские, Гавайские, Зондские, Курильские, Новая Зеландия,Тасмания,  Фиджи,  Филиппинские,  Японские.

полуострова:  Аляска,  Индокитай,  Калифорния,  Камчатка,  Корея,  Малакка.

 

Атлантический  океан:

моря:  Балтийское,  Карибское,  Норвежское,  Северное,  Средиземное,  Чёрное.

заливы:  Бискайский,  Гвинейский,  Гудзонов,  Мексиканский.

проливы:  Гибралтарский,  Гудзонов,  Датский,  Дрейка,  Магелланов.

тёплые  течения:  Антильское,  Бразильское,  Гвианское,  Гвинейское,  Гольфстрим,  Северное  Пассатное,  Северо-Атлантическое,  Фолклендское,  Южное  Пассатное.

холодные  течения:  Бенгельское,  Западных  Ветров,  Канарское,  Лабрадорское.

острова:  Большие  Антильские,  Бермудские,  Великобритания,  Гренландия,  Ирландия,  Исландия,  Огненная  Земля,  Фолклендские  (Мальвинские).

полуострова:  Аппенинский,  Лабрадор,  Малая  Азия,  Пиренейский,  Скандинавский,  Флорида,  Юкатан.

 

Индийский  океан:

моря:  Андаманское,  Аравийское,  Красное,  Тиморское.

заливы:  Аденский,  Бенгальский,  Большой  Австралийский,  Персидский.

проливы:  Баб-эль-Мандебский,  Малаккский,  Мозамбикский,  Ормузский.

желоб:  Зондский.

тёплые  течения:  Мозамбикское,  Муссонное,  Мыса  Игольного,  Южное  Пассатное.

холодные  течения:  Западных  Ветров,  Сомалийское.

острова:  Большие  Антильские,  Бермудские,  Великобритания,  Гренландия,  Ирландия,  Исландия,  Огненная  Земля, Зондские,  Коморские,  Мадагаскар,  Мальдивские,  Сейшельские,  Шри-Ланка.

полуострова:  Аравийский,  Индостан,  Малакка,  Сомали.

 

Северный  Ледовитый  океан:

моря:  Баренцево,  Бофорта,  Белое,  Восточно-Сибирское,  Гренландское,  Карское,  Лаптевых,  Чукотское.

проливы:  Берингов.

тёплое  течение:  Северо-Атлантическое.

острова:  Большие  Антильские,  Бермудские,  Великобритания,  Гренландия,  Ирландия,  Исландия,  Огненная  Земля, Врангеля,  Гренландия,  Канадский  Арктический  архипелаг,  Новая  Земля,  Северная  Земля,  Шпицберген.

полуострова:  Таймыр,  Чукотский.

 

Тема  «Африка»

океаны:  Атлантический  и  Индийский.

моря:  Средиземное  и  Красное.

заливы:  Гвинейский  и  Аденский.

проливы:  Гибралтарский,  Баб-эль-Мандебский  и  Мозамбикский.

острова:  Канарские,  Коморские,  Мадагаскар.

полуостров:  Сомали.

крайние точки:  мыс  Бен-Секка  (Рас-Энгела,  Эль-Абъяд),  мыс  Игольный,  мыс  Альмади, мыс  Рас-Хафун.

канал:  Суэцкий.

равнины:  Восточно-Африканское плоскогорье.

горы:  Атлас,  Драконовы,  Эфиопское  нагорье.

вулкан:  Килиманджаро.

реки:  Нил,  Белый  Нил,  Голубой  Нил,  Конго,  Нигер,  Сенегал,  Замбези,  Лимпопо,  Оранжевая.

озёра:  Виктория,  Чад,  Танганьика,  Ньяса.

водопады:  Виктория,  Ливингстона,  Стэнли.

пустыни:  Сахара,  Ливийская,  Намиб,  Калахари.


Австралия: мыс Йорк, мыс Саут-Ист-Поинт, мыс Стип-Поинт, мыс Байрон; Большая песчаная пустыня, Большая пустыня Виктория, река Муррей с притоком Дарлинг, озеро Эйр-Норт, Большой Водораздельный хребет и г. Косцюшко, Большой Австралийский залив, пролив Бассов, Торресов пролив, Коралловое море, Тасманово море, Арафурское море, Тиморское море, о. Тасмания.


Южная Америка: мыс Гальинас, мыс Фрауард, мыс Париньяс, мыс Кабу-Бранку; горы Анды с вершиной Аконкагуа, Гвианское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Лаплатская низменность, Амазонская низменность, Оринокская низменность; реки – Амазонка и Парана; Карибское море, Магелланов пролив и пролив Дрейка.


Антарктида:Антарктический полуостров, Южный океан, море Росса, море Уэделла, массив Винсон.

Евразия

океаны: Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский.

моря: Берингово, Охотское, Чукотское, Японское, Желтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Филиппинское, Аравийское, Средиземное, Черное, Северное, Балтийское, Норвежское, Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское, Средиземное море, Красное море.

заливы: Бенгальский, Персидский, Бискайский, Аденский, Финский, Ботнический,

проливы: Берингов, Корейский, Малаксский, Ла-Манш, Лаперуза, Босфор, Гибралтарский, Баб-Эль-Мандебский, канал Суэцкий,

острова: Великобритания, Ирландия, Исландия, Японские, Кипр, Сахалин, Тайвань, Филиппинские, Суматра, Ява, Калимантан (Большие Зондские острова), Сулавеси, Шри-Ланка, Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские острова, Курильские, Северная Земля, Врангеля, Сицилия.

полуострова: Кольский, Таймыр, Чукотский, Камчатка, Корейский, Индокитай, Индостан, Аравийский, Малая Азия, Балканский, Аппенинский, Пиренейский, Скандинавский, Крымский.

вулканы: Гекла, Эльбрус, Этна, Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка, Фудзияма

равнины: Западно-Сибирская, Русская, Великая Китайская, Восточно-Европейская равнина.

плоскогорья: Среднесибирское, Декан, Аравийское.

горные системы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Кавказ, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи. Тибетское, Чукотское, Колымское нагорья.

мысы: Челюскин, Дежнева, Рока, Пиай.

реки: Обь, Иртыш, Лена, Рейн, Эльба, Одра, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Висла, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг.

озера: Онежское, Ладожское, Байкал, Иссык-Куль, Ханка.


Северная Америка

полуострова: Флорида, Калифорния, Аляска, Лабрадор.

заливы: Гудзонов, Калифорнийский, Мексиканский

острова: КанадскийАрктический архипелаг, Большие Антильские, Бермудские, Багамские, Алеутские.

горные системы: Кордильеры, Аппалачи, равнины Канады, Центральные и Великие равнины, Миссисипская низменность, влк. Орисаба.

реки: Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия, Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое озеро


















Учебно – методическое обеспечение


Реализация программы обеспечивается учебно-методическими пособиями:

● Учебник: Коринская В.А. География материков и океанов. 7 класс/ В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев – М.: Дрофа, 2012. – 319с.

● Атлас География материков и океанов с комплектом контурных карт 7 класс. – М.: Федеральное агентство геодезии и картографии, 2013

Дополнительная литература:

● Никитина Н.А. Универсальные поурочные разработки по географии: 7 класс: – М.: ВАКО, 2009. -288с.

● Смирнова М.С. Тесты по географии . 7 класс. М.: Экзамен, 2011г.

● Справочник по физической географии

Интернет-ресурсы по курсу

Мультимедийные обучающие программы: География 7 класс. «Наш дом Земля».

Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.

География: наш дом - земля, материки, океаны, народы и страны. 7 класс. www.rnmc.ru/matimage.php?sect=181&link=/products/cdrom/educational/192.php.

Библиотека электронных наглядных пособий "География. 6-10 классы".

Адрес в интернет: www.rnmc.ru/matimage.php?sect=181&link=/products/cdrom/educational/197.php.

Уроки географии 7 класс

Адрес в интернет: http://edu.km.ru/projects/vschool/uroki_2005_geo7.htm.

http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция ЦОР

http://www.openclass.ru/ - Сайт "Открытый класс"

http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к цифровым образовательным ресурсам

http://festival.1september.ru/ - Фестиваль "Открытый урок"

http://www.uchportal.ru/ - Учительский портал


Календарно – тематическое планирование по географии 7 класс

урока

Раздел.

Тема урока

Дата


Введение (4 часа)


1.

Что и с какой целью изучают в курсе географии материков и океанов.

Практическая работа №1. Обозначение на контурной карте материков, океанов, частей света и крупных островов.


2.

Основные этапы накопления знаний о Земле. Современные географические исследования.


3.

Основные этапы накопления знаний о Земле. Современные географические исследования.

Практическая работа №2. Составление сводной таблицы «Путешествия: экспедиции и первооткрыватели».


4.

Карты материков и океанов.

Практическая работа №3. Группировка карт учебника и атласа по различным признакам. Характеристика карт по плану.



I. Главные особенности природы Земли (11 часов)


5.

Тема 1. Литосфера и рельеф Земли. (2 часа)

Происхождение материков и океанов.

Практическая работа №4. Обозначение на контурной карте литосферных плит и направлений их передвижения.


6.

Особенности рельефа Земли.



7.

Тема 2. Атмосфера и климаты Земли. (3 часа)

Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха на Земле.


8.

Распределение осадков на Земле. Роль воздушных течений в формировании климата.



9.

Климатические пояса Земли.

Практическая работа №5. Обозначение на к/к климатических поясов Земли и их основных характеристик.


10.

Тема 3. Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы. (2 часа)

Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений.


11.

Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.



12.

Тема 4. Географическая оболочка. (4часа)

Строение и свойства географической оболочки. ПК суши и океана.


13.

Природная зональность.



14.

Освоение Земли человеком. Страны мира.



15.

Обобщающий урок раздела «Главные особенности природы Земли».




II. Океаны и материки ( часов)


16.

Тема 5. Океаны. (3 часа)

Тихий океан. Индийский океан.

Практическая работа №6. Обозначение на контурной карте течений, подводных океанических хребтов и котловин океана.


17.

Атлантический и Северный Ледовитый океаны.

Практическая работа №7. Обозначение на контурной карте течений, подводных океанических хребтов и котловин океана.


18.

Тема 6. Южные материки. (1час)

Общие особенности географического положения, климата, внутренних вод и природных зон Южных материков.



19.

Тема 7. Африка. (11 часов)

Географическое положение и история открытия. Практическая работа №8. Определение ГП материка и протяженности его с севера на юг в градусной мере и км.


20.

Рельеф и полезные ископаемые Африки.

Практическая работа №9. Обозначение на к\к крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.


21.

Особенности климата Африки.  



22.

Внутренние воды Африки.

Практическая работа №10. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Африки. Описание одной из рек материка по плану.


23.

Природные зоны. Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки. Практическая работа №11. Составление сводной таблицы «Природные зоны Африки».


24.

Население Африки.



25.

Регионы и страны Африки.

Практическая работа №12. Обозначение на контурной карте регионов и стран Африки.


26.

Страны Северной и Восточной Африки.

Практическая работа №13. Характеристика одной из стран по плану.


27.

Страны Западной и Центральной Африки.

Практическая работа №14. Характеристика одной из стран по плану.


28.

Страны Южной Африки.

Практическая работа №15. Характеристика ЮАР по плану.


29.

Обобщение знаний и умений по теме «Африка»



30.

Тема 8. Австралия (3 часа)

Австралия: ее географическое положение и история открытия. Рельеф и полезные ископаемые.

Практическая работа №16. Сравнение ГП, рельефа Австралии и Африки.


31.

Особенности компонентов природы Австралии.

Практическая работа №17. Обозначение на контурной карте рельефа, полезных ископаемых, рек и озер Австралии.


32.

Население и хозяйство Австралийского Союза.



33.

Тема 9. Океания. (2 час)

Природа и население.


34.

Обобщение знаний и умений по теме: «Австралия и Океания»



35.

Тема 10. Южная Америка. (7 часов)

Географическое положение и история исследования.

Практическая работа №18. Определение черт сходства и различия в ГП Южной Америки и Африки.


36.

Особенности форм рельефа материка. Размещение полезных ископаемых.

Практическая работа №19. Обозначить на контурной карте основные формы рельефа и полезные ископаемые материка.


37.

Особенности климата Южной Америки. Внутренние воды и их зависимость от рельефа


38.

Природные зоны Южной Америки.

Практическая работа №20. Составление сводной таблицы «Природные зоны Южной Америки».


39.

Население Южной Америки.



40.

Страны Южной Америки.

Практическая работа №21. Характеристика одной из стран по плану.


41.

Обобщение знаний и умений по теме: «Южная Америка»



42.

Тема 11. Антарктида (1 час)

Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды.


43.

Природа Антарктиды.



44.

Тема 12. Северные материки. (7 часов)

Северная Америка. ГП и история исследования.


45.

Особенности форм рельефа материка Северная Америка. Размещение полезных ископаемых. Практическая работа №22. Обозначение на к\к крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.


46.

Климат Северной Америки.



47.

Внутренние воды Северной Америки.

Практическая работа №23. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Северной Америки. Описание одной из рек материка по плану.


48.

Природные зоны Северной Америки.



49.

Население и страны Северной Америки.

Практическая работа №24. Характеристика одной из стран по плану.


50.

Обобщение знаний и умений  по теме «Северная Америка».



51.

Тема 13. Евразия. (15 часов)

Географическое положение и история исследования Евразии.

Практическая работа №25. Обозначение на к\к элементов географической номенклатуры.


52.

Особенности рельефа Евразии, его развитие.



53.

Основные формы рельефа. Размещение полезных ископаемых.

Практическая работа №26. Обозначение на к\к крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.


54.

Климат Евразии.



55.

Внутренние воды Евразии.

Практическая работа №27. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Северной Америки. Описание одной из рек материка по плану.


56.

Природные зоны Евразии.



57.

Население и страны Евразии.



58.

Зарубежная Европа.

Практическая работа №28. Обозначение на контурной карте регионов и стран Зарубежной Европы.


59.

Страны Восточной и Южной Европы.


60.

Страны Северной и Западной Европы.



61.

Страны Восточной и Южной Европы.

Практическая работа №29. Характеристика одной из стран по плану.


62.

Страны Юго-Западной и Центральной Азии.



63.

Страны Восточной Азии. Япония. Китай.

Практическая работа №30. Характеристика одной из стран по плану


64.

Страны Южной и Юго – Восточной Азии. (Индия, Индонезия)



65.

Обобщение знаний и умений по теме: «Евразия»




Ш. Географическая оболочка – наш дом (3 часа)


66.

Закономерности географической оболочки.



67.

Взаимодействие природы и общества. Изменение природы хозяйственной деятельностью человека.


68.

Итоговая контрольная работа по курсу географии материков и океанов.





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Рабочая программа курса «География материков и океанов»

Автор: Мазур Елена Викторовна

Дата: 26.08.2015

Номер свидетельства: 226980

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Рабочая программа курса "География. Введение в географию" 5 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-kursa-gieoghrafiia-vviedieniie-v-ghieoghrafiiu-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "226981"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440547362"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по географии 5 класс  в соответствии требованиям ФГОС "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-5-klass-v-sootvietstvii-triebovaniiam-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "169766"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423469306"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Рабочая программа по географии. 7 класс "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-7-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "202189"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429194425"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Рабочая программа по географии 7 класс к учебнику А.И.Алексеева (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-7-klass-k-uchiebniku-a-i-alieksieieva-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "120530"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413731712"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Рабочая программа по географии для 7класса "
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-dlia-7klassa"
    ["file_id"] => string(6) "244274"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445892669"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства