kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по географии для 6 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа создана в соответствии с Федеральным стандартом и включает в себя региональный компонент. В Программу включены такие темы как "Накопление знаний о Земле", "Географические модели Земли", " Литосфера" и др.Темы программы позволяют накоплению знаний о прирооде ии применению их на практике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по географии для 6 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«падунская средняя общеобразовательная школа»

(МБОУ «Падунская СОШ»)

Кемеровская область, Промышленновский район, пст.Падунская, ул.Калинина, 15, e-mail: padunkaschool@mail.ru


РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогический совет Школы

Протокол № 1 от 28.08.2015

Заместитель директора

по УВР: ___________



Приказ № 11/1 от 01.09.2015

Директор: ___________ Е.П.Жегалова









Выписка из РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

по географии


класс 6

количество часов в неделю: 2 ; в год: 68

срок реализации программы: 1 год (2015-2016 учебный год)

составитель программы: учитель географии;

первая квалификационная категория

Зайцева Татьяна Александровна





Учебник:

В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География: Землеведение: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа», 2012












Содержание


  1. Пояснительная записка …………………. . . . . . . . . . . . . . . . 3

  2. Содержание тем учебного предмета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

  3. Учебно-тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

  4. Требования к уровню подготовки учащихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …10

  5. Информационно-методическое обеспечение………….. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14









































Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «География» для 6-9 классов разработана на основе:

  1. Федерального государственного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень), 2004 г.;

  2. Учебного плана МБОУ «Падунская СОШ».

Изучение географии на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

  • применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Реализация программы также обеспечивается учебниками по географии для 6-9 классов под редакцией Дронов В.П., географическими атласами, сборниками тестовых заданий, учебным оборудованием кабинета.


Общая характеристика предмета


Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.


Место предмета в учебном плане МБОУ «Падунская СОШ». 

Учебный план МБОУ «Падунская СОШ» отводит на изучение географии в 7-9 классах по 2 часа в неделю, всего 68 часов в год, в 6 классе  - 1час из федерального компонента и 1 час из регионального (краеведческий компонент), всего 68 часов в год.

Практические работы включены в содержание обучения, являются частью урока и не требуют выделения отдельных часов на их проведение.

Разделы стандарта «Источники географической информации» и «Природопользование и геоэкология» - универсальны, поэтому в каждом курсе географии предусматривается изучение отдельных вопросов этих универсальных блоков.

В настоящей программе отражены:

Основные формы организации учебного процесса: урок (ознакомления с новым материалом,  закрепления изученного,  применения знаний и умений,  обобщения и систематизации знаний,   проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный), лекция,  экскурсия,  практическая работа, самостоятельная работа.  В рамках этих форм  организуются коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков обучающихся: проверочные, практические, самостоятельные работы, тренировочные тесты, компьютерный контроль знаний, анкетирование, олимпиады, творческие работы. Промежуточная аттестация проводится в виде письменных или устных экзаменов;   форма проведения экзаменов может быть различной: по билетам, собеседование, тестирование, защита реферата.

Предусматривается использование следующих технологий обучения: исследовательской, игровой, ИКТ, уровневой дифференциации, проблемного обучения, проектной деятельности.


Результаты обучения географии

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки

выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей

сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.



Содержание тем учебного предмета «География»


География. Землеведение (6 класс)

Опирается на знания учащихся из курса «Окружающий мир» и «Природоведение». Основной идеей предмета является формирование у учащихся целостных представлений о природе земли как планеты, а также о неоднородности ее различных территорий на примере крупнейших стран и регионов Земли, своей родины, своей местности.

География. Материки, океаны, народы и страны (7 класс)

География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся и опирается на географические знания, полученные в предыдущих курсах. Предмет продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне. Построение предмета позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, о его отличительных чертах и вместе с тем выявить общее в природе всех материков и океанов. В содержании увеличен объем страноведческих знаний и несколько снижена роль  общеземлеведческой составляющей, что должно усилить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании обучающихся.

География России (8-9 классы)

Предмет занимает центральное место в географическом образовании в основной школе. Предмет опирается на систему географических знаний, полученных в 5-7 классах. Он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу географию родной страны. Особое значение этого предмета определяется тем, что он завершает цикл географического образования в основной школе.

Всё это определяет особую роль данного предмета: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение. Предмет формирует целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия этих трёх основных компонентов. Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России, ее населения и хозяйства, а в 9 классе – её хозяйства и географических районов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.


Содержание программы 6класс

                   



ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Введение(1час)

                                                                   

География как наука.(1час) Что изучает география. Планета Земля как объект изучения различных наук. География — наука, изучающая поверхность Земли как среду, где возникло и развивается человечество. Многообразие земной поверхности. Элементы земной поверхности. Географические объекты, их происхождение. Важнейшие характеристики географических объектов: положение на земной поверхности, образы, количественные параметры (площадь, высота, форма и др.). Изменения географических объектов и земной поверхности во времени. Процессы и явления, влияющие на географические объекты. Краеведение. РК

ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

Земля как планета.(7часов)

Земля и космос. Вселенная, галактики. Млечный Путь, его форма и размеры. Ближайшие к Земле галактики, расстояние до них. Место и движение Земли в нашей Галактике. Ориентирование по звездам, навигационные звезды.

Земля — часть Солнечной системы. Состав Солнечной системы: Солнце, планеты и их спутники, астероиды, кометы, межпланетное пространство. Черты сходства и различия планет. Особенности планет земной группы и планет-гигантов. Земля — уникальная планета. Отличия Земли от других планет: три агрегатных состояния вещества и три внешние оболочки, соответствующие им (атмосфера, гидросфера и земная кора). Главное отличие Земли от других планет — наличие жизни, образующей ее четвертую оболочку - биосферу. Деление земной поверхности на материки и океаны, их размеры. Мировой океан. Неравномерное распределение воды и суши по поверхности Земли. Материковое и океаническое полушария. Кемеровская область – вид из космоса. РК

Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Воздействие на Землю ближнего и дальнего космоса. Роль Солнца в жизни и хозяйственной деятельности людей.

Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси и его географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Времена года в Кемеровской области. РК

Форма и размеры Земли. Древние и современные доказательства шарообразности Земли. Размеры Земли, площадь земной поверхности. Экватор. Влияние формы и размеров Земли на жизнь планеты.

Практическая работа №1 «Составление и объяснение схем «Положение Земли в Солнечной системе», «Движение Земли вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни равноденствия и солнцестояния на территории Кемеровской области)».


Географические модели(10часов)

Глобус - уменьшенная объемная модель Земли. Сходства и различия глобуса и Земли. Масштаб.

Градусная сеть. Географические координаты. Параллели и меридианы. Географическая широта и географическая долгота.

Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки - самые точные изображения земной поверхности. Географическая карта Кемеровской области и своего района. РК

Географические планы и карты. Условные знаки. Различия между планом и картой. Разнообразие карт по масштабу и содержанию. Масштаб карты своей области. РК. Использование планов и карт. Можно ли самому составить план местности?

Практическая работа №2 «Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте: определение географических координат, направлений и расстояний по карте полушарий и физической карте России» (РК. г. Кемерово и п.ст. Падунская)

Практическая работа №3 «Определение расстояний на плане в масштабе. Движение по азимуту, осуществление привязки азимута к местности». (РК. Использование плана п.ст. Падунская)

Практическая работа №4 «Решение практических задач по топографическому плану. Описание маршрута. Составление простейшего плана местности своего населенного пункта. РК».

Практическая работа №5 «Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу. Определение расстояний на местности и плане. Ориентирование на местности на территории п.ст. Падунская.РК».


Земная кора и литосфера(15часов)

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Ядро, мантия, земная кора. Горные породы и минералы.

Разнообразие горных пород. Магматические, осадочные, метаморфические породы.

Земная кора и литосфера — каменные оболочки Земли. Различия в строении континентальной и океанической земной коры. Литосферные плиты.

Разнообразие форм рельефа. Крупнейшие, крупные, средние и мелкие формы рельефа. Причины разнообразия рельефа, его зависимость от внутренних и внешних сил. Влияние рельефа на природу и человека. Изображение рельефа на планах и картах. Отметки высот и глубин. Горизонтали. Абсолютная и относительная высоты. Рельеф родного края. РК

Движения земной коры. Медленные вертикальные и горизонтальные движения. Движения земной коры и залегание горных пород.

Землетрясения. Очаг и эпицентр землетрясения. Изучение землетрясений. Сейсмичность в Кемеровской области. РК

Вулканизм. Строение вулкана. Действующие и потухшие вулканы.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Физическое, химическое и биологическое выветривание.

Работа текучих вод, ледников и ветра. Овраги, речные долины, барханы, дюны. Деятельность человека и рельеф.

Главные формы рельефа суши. Горы и равнины, их различия по высоте.

Рельеф дна океанов. Основные части рельефа дна Мирового океана: срединно-океанические хребты, ложе, переходные зоны, глубоководные желоба.

Человек и земная кора. Взаимное влияние. Изменение рельефа Кемеровской области в результате деятельности человека. РК

Особенности рельефа своей местности. РК

Практическая работа №6 «Изучение свойств минералов; горных пород и полезных ископаемых родного края. РК».

Практическая работа №7 «Измерение объектов относительной высоты точек местности. Изображение рельефа местности горизонталями».

Практическая работа №8 «Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма, географических объектов, необходимых для изучения соответствующих тем, а также ряда месторождений полезных ископаемых, природных памятников лито-, гидро-, биосферы».

Практическая работа №9 «Составление и объяснение схемы «Различие гор и равнин по высоте на примере Кемеровской области. РК».

Практическая работа №10 «Составление и объяснение схемы «Рельеф дна Мирового океана».

Практическая работа №11 «Определение по карте высот гор и равнин, глубин морей и океанов, направлений морских течений, течений рек, а также других объектов, явлений и процессов, необходимых для объяснения учебного материала».


Атмосфера (12часов)

Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Границы, состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы.

Нагревание воздуха и его температура. Различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Средние температуры, амплитуда температур. Ведение календаря наблюдений за погодой. РК

Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности. (на примере Кемеровской области. РК)

Влага в атмосфере. Водяной пар. Абсолютная и относительная влажность. Туман и облака. (на примере Кемеровской области. РК)

Атмосферные осадки. Виды атмосферных осадков, их распределение на поверхности земного шара. Виды осадков по сезонам года в Кемеровской области. РК

Давление атмосферы. Измерение атмосферного давления. Причины изменения атмосферного давления, его распределение на поверхности Земли. Изменение атмосферного давления в Кемеровской области. РК

Ветры. Причины возникновения ветра. Основные характеристики ветра. Разнообразие и значение ветров. Преобладающие ветры в Кемеровской области (Составление розы ветров своего населенного пункта). РК

Погода. Элементы погоды. Причины разнообразия и изменчивости погоды. Воздушная масса. Изучение и предсказание погоды. Типы погод нашей области. РК

Климат. Изображение климата на картах. Климат Кемеровской области. РК

Человек и атмосфера. Взаимное влияние.

Описание климата своей местности. РК

Практическая работа №12 «Организация наблюдений за погодой. Измерение элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера)».

Практическая работа №13 «Построение графика хода температуры, диаграммы облачности, розы ветров. Выделение преобладающих типов погоды за период наблюдений. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности».


Гидросфера (12часов)

Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Гидросфера, ее возникновение и состав, значение гидросферы для природы и хозяйственной деятельности человека. Возрастающий дефицит пресной воды. Круговорот воды в природе(на примере своего населенного пункта.Р.К.).

Мировой океан — основная часть гидросферы. Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Изучение Мирового океана.

Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность, температура, соленость воды.

Движения воды в океане. Волны. Различия волн по глубине и причинам возникновения. Цунами. Приливы и отливы.

Течения. Различия течений по температуре, глубине, продолжительности существования. Причины возникновения течений. Влияние течений на природу Земли.

Реки. Части реки. Речная система и речной бассейн. Влияние земной коры на работу рек. Равнинные и горные реки. Роль климата в жизни рек. Питание и режим реки. Распределение речных систем по территории Кемеровской области. РК

Озера и болота. Зависимость размещения озер и болот от климата и рельефа. Различия озер по размерам, глубине, форме, происхождению котловин, характеру стока, солености. Болота. Озера родного края. РК

Подземные воды. Как образуются подземные воды. Грунтовые и межпластовые, пресные и минеральные подземные воды. Карст. Минеральные источники Кемеровской области. РК

Ледники. Многолетняя мерзлота. Причины возникновения ледников, их влияние на климат. Древнее и современное оледенение. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота. Ледники Кузнецкого Алатау. РК

Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере: наводнения, лавины. Водохранилища. Как человек воздействует на гидросферу. Хозяйственное использование водоемов своего населенного пункта. РК

Практическая работа №14 «Составление и объяснение схемы «Части реки».

Биосфера (6часов)

Что такое биосфера и как она устроена. Биосфера - оболочка жизни. Вертикальные границы биосферы, их изменение во времени.

Роль биосферы в природе. Биологический круговорот. Биосфера и жизнь Земли. Распределение живого вещества в биосфере.

Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде.

Распространение жизни в океане. Распространение организмов в зависимости от глубины, климата и удаленности от берегов.

Жизнь на поверхности суши. Особенности распространения организмов на суше. Леса и основные широтные зоны их распространения: влажные экваториальные леса и леса умеренного пояса.

Жизнь в безлесных пространствах. Саванны, степи, пустыни и полупустыни, тундра. Лесостепи Промышленновского района. РК

Почва. Почва как особое природное образование. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Почвы родного края. РК

Человек и биосфера. Взаимное влияние. Красная книга Кемеровской области. РК

Практическая работа №15 «Описание по карте географического положения гор, равнин, морей, рек, природных зон».


Географическая оболочка Земли (5часов)


Из чего состоит географическая оболочка. Что такое географическая оболочка. Границы географической оболочки.

Особенности географической оболочки. Этапы развития географической оболочки. Уникальность географической оболочки.

Территориальные комплексы. Территория. Природные и природно-хозяйственные территориальные комплексы. Разнообразие и взаимосвязи природных комплексов. Широтная зональность. Высотная поясность. Взаимосвязь между компонентами природы своей местности. РК


Практическая работа №16 «Описание на местности форм рельефа, водных объектов, погоды и климата, растительности, почв и воздействия на них хозяйственной деятельности человека: предложение мер по сохранению и восстановлению природы своей местности». РК

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

От географической оболочки к географической среде. Глобальная экологическая проблема.








Учебно-тематический план 6класс

Тема

Количество часов

Практические работы

Количество часов на РК

1

Введение

1

0

1

2

Земля во Вселенной

7

1

3

3

Географические модели Земли

10

4

5

4

Земная кора и литосфера

15

6

5

5

Атмосфера

12

2

10

6

Гидросфера

12

1

6

7

Биосфера

6

1

3

8

Географическая оболочка

5

1

1

ИТОГО

68

16

34



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;




  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.



КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ


Критерии оценки устного ответа:


Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; 

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

 



Оценка "4" ставится, если ученик:

 1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

 6.Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений; 9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

 11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 



Оценка "3" ставится, если ученик:

 

 1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

 10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

 

Оценка "2" ставится, если ученик:

 

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

 2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

 


Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:


Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежности в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленными и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки.



Информационно-методическое обеспечение

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

6 класс

1. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География: Землеведение: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа», 2012.

2. Географический атлас. Физическая география. Начальный курс: с комплектом контурных карт. М.: Роскартография, 2012.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии.

Учебники и учебные пособия под редакцией В.П.Дронова.

Географические справочники.

Географические карты и атласы.

Технические средства обучения.

СD – диски.

Учебные таблицы и транспаранты.

Учебно-практическое оборудование.

Коллекция минералов и горных пород.

Гербарии.

ЛИТЕРАТУРА

6 класс


1. География. Начальный курс. 6 класс: методическое пособие / авт.-сост. А.П. Кузнецов. – М.: Дрофа, 2010. – 284 с. – (Книга для учителя).
2. Элькин Г.Н. Физическая география. 6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам. (Учебно-методическрое пособие). – СПб.: «Паритет», 2003. – 160 с.
3. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 608 с

4.Т.В.Иванова. Тематическое и поурочное планирование по географии. М., «Экзамен», 2006.
5. Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2010. – 304 с. – (В помощь школьному учителю).
6. Субботин Г.П. Задачник по географии. Пятьсот заданий, тестов, вопросов. /Приложение к основному учебнику Т.П. Герасимова, О.В. Крылова «Физическая география», 6 класс. М.: Просвещение, 1993. / М.: «Аквариум», 1997, 256 с, илл.


Сайты, Интернет-сервисы, программы, ЦОР.

ресурс ЕК (Единая коллекция ЦОР) http://school-collection.edu.ru/

блог ГЕОграфиня http://www.geografinya.blogspot.com

ресурс сетевых сообществ Открытый класс http://www.openclass.ru/

сервис You Tube (видеоролики для уроков)

представительство Сети творческих учителей http://www.it-n.ru/.

газета «География» http://geo. 1 september.ru/

Географическое общество России http://rgo.org.ru/'

журнал «Вокруг света» http: //www.vokrugsveta. ru/

великие путешественники, мореплаватели и географы http://www.geografia.ru/






ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1. Компьютер:

- Системный блок

- Монитор

- Активные колонки

- Сетевой фильтр

ТАБЛИЦЫ


1. Внутреннее строение Земли.

2. Строение вулкана.

2. Строение Земли и земной коры.

3. Классификация горных пород.

4. Вулканизм и землетрясения.

5. Распределение солнечного света и тепла на Земле.

6. Постоянные ветры Земли.

7. Воздушные массы и климаты Земли.

8. Центры происхождения важнейших культурных растений.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ


1. Физическая карта полушарий.

2. Великие географические открытия.

3. Климатические пояса и области мира.

4. Природные зоны мира.

5. Физическая карта мира.

6. Физическая карта России

7. Экологические проблемы России

8. Политико-административная карта России



УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1. Термометр стеклянный

3. Барометр – анероид школьный БР-52

4. Гигрометр психрометрический ВИТ-2

5. Компас ученический (15 шт.)

6. Демонстрационные модели

- Физический глобус Земли, масштаб 1: 50 000 000 (6 шт.)

- Физический глобус Земли, масштаб 1: 40 000 000 (1 шт.)

- Теллурий (1шт.)


НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

1. Коллекция горных пород и минералов (часть 1).

2. Коллекция горных пород и минералов (часть 2).

3. Коллекция горных пород и минералов (часть 3).

4. Коллекция горных пород и минералов (часть 4).

5. Нефть и продукты её переработки.

6. Коллекция образцов коры и древесины (часть 1)

7. Коллекция образцов коры и древесины (часть 2).

8. Гербарий растений природных зон России.

9. Гербарий растений природных зон России.


ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПОСОБИЯ

1. Макет «Речная долина».

2. Макет «Овраг».

3. Макет «Основные формы рельефа».

4. Макет «Горный хребет».

5. Макет «Горная страна».

6. Макет «Вулкан».

7. Макет «Урал» (физическая карта).

8. Макет «Крым».


КОМПЛЕКТ ПОРТРЕТОВ ГЕОГРАФОВ И ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

1. Америго Веспуччи

2. Васко да Гама

3. Витус Беринг

4. Джеймс Кук

5. Давид Ливингстон

6. Марко Поло

7. Руаль Амундсен

8. Фернан Магеллан

9. Христофор Колумб

10. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен

11. Иван Федорович Крузенштерн

12. Михаил Петрович Лазарев

13. Юрий Фёдорович Лисянский

14. Николай Николаевич Миклухо-Маклай

15. Николай Михайлович Пржевальский

16. Пётр Петрович Семенов-Тян-Шанский







22



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по географии для 6 класса

Автор: Зайцева Татьяна Александровна

Дата: 30.12.2015

Номер свидетельства: 271295

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Рабочая программа география 6 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia_proghramma_ghieoghrafiia_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "374258"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482956381"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Рабочая программа учителя  по географии 6 класс "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-uchitielia-po-ghieoghrafii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "191678"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427357021"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа по географии 9 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "196628"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428077855"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа. География "География материков и океанов" 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-gieoghrafiia-gieoghrafiia-matierikov-i-okieanov-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210682"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431488260"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая программа по географии для 5 класса в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-dlia-5-klassa-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "183504"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425894514"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства