программа учебного курса «География. Введение в географию» (5 класс)
Программа учебного курса «География. Введение в географию» (5 класс)
Курс «Введение в географию» открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе, опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир » начальной ступени обучения. Данный курс поможет познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют учащимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты. Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.
Структура рабочей программы полностью отражает основные идеи и предметные темы Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и представляет его развернутый вариант с раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ. В соответствии с Базисным учебным планом на географию в 5 классе отведено по одному учебному часу в неделю. В основе лежит программа курса «география» 5-9 классы. Е.М.Домогацких. М.: «Русское слово». 2012г., 88с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«программа учебного курса «География. Введение в географию» (5 класс) »
Содержание
Паспорт программы
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета, курса
Основное содержание учебного курса «География. Введение в географию».
УМК
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Географическая номенклатура
КТП.
Паспорт программы учебного курса «География. Введение в географию» (5 класс)
Тип программы: программа общего образования.
Статус программы: программа учебного курса.
Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников МОУ «Каслинская СОШ №24» программа определяет приоритеты в содержании географического образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации среднего образования;
- для администрации МОУ «Каслинская СОШ №24» программа является основанием для определения качества реализации среднего географического образования.
Формы контроля: «0 срез», текущий контроль, итоговая аттестация.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При рабочей программы и составлении календарно-тематического плана учитывались следующее нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).
примерная программа для основного общего образования по географии - Примерные программы по учебным предметам, (стандарты второго поколения). География. Москва, «Просвещение», 2011 г.
Программа курса «география» 5-9 классы. Е.М.Домогацких. М.: «Русское слово». 2012г., 88с.
приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»
приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013 г. №03-02/5639 «О преподавании учебного предмета «география» в 2013-2014 учебном году»;
учебный план МОУ «Каслинская СОШ №24» на 2013 – 2014 учебный год.
Курс «Введение в географию» открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе, опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир » начальной ступени обучения. Данный курс поможет познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют учащимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты. Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.
Структура рабочей программы полностью отражает основные идеи и предметные темы Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и представляет его развернутый вариант с раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ. В соответствии с Базисным учебным планом на географию в 5 классе отведено по одному учебному часу в неделю
В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.
Главной целью географического образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
Цель школьного географического образования в 5 классе сводится к решению следующих задач:
· Формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира
· Познание на конкретных примерах многообразия современно географического пространства на разных его уровнях( от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира.
· Познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических процессов, происходящих в России и в мире.
· Понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития.
· Выработку у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях.
· Формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.
Программа реализует интегративные связи с курсами биологии, природоведения, окружающим миром, экологией, историей, физикой.
Особенность проведения практических работ в 5 в классе заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте – это не одна, а несколько практических работ, запись в журнал и оценивание которых может проводиться по усмотрению учителя. Выполнение тренировочных работ учителем оценивается выборочно и в школьный журнал выставляются только удовлетворительные оценки.
Итоговые практические работы по темам выполняются и оцениваются у всех обучающихся класса, записываются и выставляются в школьный журнал.
Формы промежуточной и итоговой аттестации:
Контрольные работы, практические работы.
Цели и задачи курса:
- формирование у учащихся представлений о науке, изучающей природу Земли и о географических методах познания картины мира; об особенностях природы материков и океанов Земли
- развитие познавательного интереса учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира; к людям
показать связь географии с историей на примере изучения первооткрывателей и первопроходцев, их вклад в развитие географии как науки;
-воспитание экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
бережного отношения к природе.
Программа реализует интегративные связи с курсами биологии, природоведения, окружающим миром, экологией, историей, физикой.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи рабочая программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на различных уровнях познания. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по географии строится с учетом следующих содержательных линий:
многообразие природы и хозяйственной деятельности человека;
социальная сущность человека;
уровневая организация природы, населения и хозяйства.
Содержание структурировано в виде пяти курсов: «Введение в географию», «Физическая география», «Материки и океаны», «Физическая география России», «Население и хозяйство России».
Курс «Введение в географию» освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют учащимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.
В курсе «Физическая география» происходит знакомство учащихся с основными понятиями и закономерностями физической географии. Объясняется строение и процессы, происходящие в литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере. Раскрывается взаимосвязь между различными оболочками Земли.
Содержание курса «Материки и океаны» раскрываются общегеографические закономерности и формируются у учащихся представления о разнообразии природы Земли в целом и отдельных её территорий. Курс основан на классической школьной программе материков и океанов, которая наполнена новым содержанием. В курсе две содержательные линии. Первая – «Планета, на которой мы живем» — знакомит с оболочками Земли: литосферой, атмосферой, гидросферой, биосферой. Изучение этой тематической линии позволит лучше понимать природные процессы, происходящие на разных материках. Материкам, их природе и населению посвящена вторая содержательная линия учебника – «Материки планеты Земля».
Курс «Физическая география России» посвящен изучению природы Россию. Разделы курса знакомят учащихся с особенностями источников географической информации, с положением территории России на карте мира, с особенностями освоения и изучения территории страны, с особенностями природы, с крупными природными районами.
В курсе «Население и хозяйство России» происходит знакомство учащихся с развитием и территориальной организацией населения и хозяйства Российской Федерации. Разделы курса знакомят учащихся со спецификой географического положения нашей страны, с взаимодействием природы и общества, со спецификой населения, с отраслевой структурой хозяйства страны, а также крупными природно-хозяйственными районами.
Цели географического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели географического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных потоков, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения географического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями географического образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с природой, населением и хозяйством;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки.
Помимо этого, географическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое самосознание, воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания по курсам; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, населения и хозяйства, формированием интеллектуальных умений;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам природы и хозяйства.
Основное содержание учебного курса «География. Введение в географию».
Тема 1. Наука география (2 часа)
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Основные понятия:
плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии:
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Практические работы:
1.Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
2.Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Тема 3. История географических открытий(12 часов)
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики ». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Основные понятия:
путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Персоналии:
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
Тема 4. Путешествие по планете Земля (11 часов)
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Основные понятия:
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Тема 5. Природа Земли (2 часа)
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Основные понятия:
природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Практические работы:
Организация фенологических наблюдений в природе.
УМК:
Программа курса «География. 5 -9 классы» / Автор-составитель Домогацких Е.М. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
География. Введение в географию: учебник для 5 класс общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. / М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс / С.В. Банников, Д.В. Молодцов. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс / Д.В. Молодцов. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию 5 класс»: дидактические материалы / Н.В. Касьянова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
Атлас. География. Начальный курс. 5-6 класс. / С.В. Банников, Е.М. Домогацких. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс. / С.В. Банников, Е.М. Домогацких. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
Требования к результатам обучения:
Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть направлена на достижение следующих личностных результатов:
Знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
Реализация установок здорового образа жизни;
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) эстетическое и экологическое отношение к географическим объектам и явлениям.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и окружающих;
Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине – России во всем её разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях её сохранения и рационального использования;
Овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
Формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
В ценностно-ориентационной сфере:
Знание основ здорового образа жизни и основных правил поведения в природе и обществе;
Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
Знание и соблюдение правил работы в кабинете географии;
Соблюдение правил работы с географическими приборами и инструментами
В сфере физической деятельности:
Освоение приемов оказания первой помощи при чрезвычайных ситуациях
В эстетической сфере:
Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения географические объекты и явления.
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, особое внимание обращается на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений необходимых для:
Познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
Сравнение объектов, процессов и явлений; моделирование и проектирование;
Ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернета, статистических материалах;
Соблюдение норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Требования к результатам изучения курса направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоения интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Маршруты географических исследований и путешествий
Обучающиеся должны уметь:
Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;
Использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни;
Находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
Описывать по картам взаимное расположение географических объектов;
Объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
Приводить примеры географических объектов;
Приводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;
Различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы материков и океанов и населения Земли;
Составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
Формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных)
Обучающие должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Ориентироваться на местности, чтение карт;
Проведение наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценка их последствий;
Наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
Сохранение и улучшение, принятие необходимых мер для защиты окружающей среды
Проведение самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных
Предметные результаты:
Осознание роли географии в познании окружающего мира:
Объяснять роль различных источников географической информации;
Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
Объяснить географические следствия формы, размеров и движения Земли;
Формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
Использование географических умений:
Находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
Составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
Применять приборы и инструменты для определения и количественных и качественных характеристик компонентов природы;
Использование карт как моделей:
Определять по карте местоположение географических объектов.
Личностные УУД
Понимать смысл своей деятельности;
Определять роль результатов выдающихся географических открытий;
Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных техногенных явлений;
Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Регулятивные УУД
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнение проекта);
Работа по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету
География. Введение в географию.
5 класс
34 ч. (1 ч. в неделю)
№
Дата
Тема
Планируемые результаты
Практическая работа
Д/задание
Примечание
план
факт
предметные
метапредметные
личностные
Тема: Введение (2 часа)
Что такое география
Выявлять и знать объекты изучения естественных наук,
в том числе географии.
Знать основные правила работы в кабинете географии
Умение работать с текстом, выделять в нем
главное
Учебно-познавательный интерес
к географии
Составление схемы наук о природе
§1. Составить схему наук о природе. Вести дневник наблюдений за погодой.
Методы
Географических
исследований.
Обобщение контроль и
коррекция
знаний по
теме раздела
Давать определение
понятию картография.
Называть методы
географических исследований Земли.
Распознавать отличии методов географических исследований. Выявлять
источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии
Слуховое восприятие текстов. Умение работать с
различными
источниками
информации
Понимание
значимости
научного исследования
природы,
населения и
хозяйства.
Понимание
роли и значения географических
знаний
1.Составление описания учебного
кабинета
географии.
2. Составление перечня источников
географической информации, используемых на уроках.
3.
Организация наблюдений за погодой.
4.
Решение тестовых заданий
§2. Составить список источников информации.
Вести дневник наблюдений за погодой.
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)От плоской Земли к земному шару.
Определять, какую форму имеет Земля.
Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства
шарообразности
Земли
Умение
работать с различными источниками информации,
структурировать учебный
материал
Осознание
значения
географии в
развитии
представлений о форме
Земли
Организация наблюдений за формой полученной
тени, отбрасываемой различными
фигурами
§ 3. Закончить оформление таблицы по итогам опыта получении тени. Вести дневник наблюдений за погодой
Форма, размеры и движение Земли.
Давать определение
понятиям: полюс,
экватор. Объяснять, в каких видах
движения участвует
Земля и каковы географические следствия этих движений.
Знать, кто такой
Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он
внес. Знать размеры Земли
Умение работать с различными источниками
информации.
Слуховое и
визуальное восприятие информации,
умение выделять главное в
различных источниках информации
Понимание
влияния
движений
Земли на
протекание
природных
явлений
Изготовление модели
Земли, отражающей
ее истинную форму
§4. Знать определения к эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, полюс, экватор.
Вести дневник наблюдений за погодой.
Глобус и карта.
Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу
как модели Земли и
объяснять, каковы
его особенности.
Выявлять особенности различных
фотографических
изображений поверхности Земли
Овладение умением читать
изображения
земной поверхности, находить черты их
сходства и отличия
Осознание
многообразия видов
изображения
земной поверхности
1.Составление сравнительной характеристики разных видов изображения земной
поверхности
2. Составление плана кабинета
географии
§5, знать определения ключевых слов: глобус, географическая карта, план местности.
Вести дневник наблюдений за погодой.
Ориентирование на местности.
Давать определение
понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и
какие они бывают.
Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним
Умение работать с измерительными приборами
Понимание
значения
ориентирования для
повседневной жизни и
деятельности
человека
Определение с помощью компаса сторон
горизонта
§6. Повторить §§3 – 6. Вести дневник наблюдений за погодой.
Урок обобщения и контроля по теме «Земля и её изображение».
Выделять существенные признаки и
особенности географических объектов
и явлений по теме
раздела. Объяснять
особенности формы
и размеров Земли,
свойства географической карты и плана местности, географические
следствия вращений Земли. Определять
отличительные особенности изображений земной поверхности; направления
на карте и плане, стороны горизонта
Умение работать с различными контрольно-измерительными
материалами
Понимание
роли и значения географических
знаний
Решение
тестовых
заданий
Вести дневник наблюдений за погодой.
Тема 3. История географических открытий (12 часов) По следам путешественников каменного века
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.
Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия.
Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа.
§7. Найти на географической карте Тихий океан и Южную Америку и подписать на контурной карте мира эти названия.
Вести дневник наблюдений за погодой.
Путешественники древности
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.
Выделять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея.
§8 Подписать на контурной карте все объекты, упомянутые в тексте.
Вести дневник наблюдений за погодой.
Путешествия морских народов.
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
Ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия. Описывать географические открытия, совершенные викингами. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки.
§9 Составить простой план параграфа.
Вести дневник наблюдений за погодой.
Первые европейцы на краю Азии.
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
Ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения
Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай.
Составление описания путешествия Марко Поло по ключевым словам параграфа.
§10. Используя ключевые слова текста параграфа, составить рассказ о жизни и путешествии Марко Поло.
Вести дневник наблюдений за погодой.
Хождение за три моря
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина. Выявлять и показывать на карте географические объекты, связанные с путешествием Афанасия Никитина. Объяснять причинны путешествия Афанасия Никитина в Индию
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
§11 Проанализировать материалы предыдущих параграфов и ответить на вопрос: «Кто из европейцев мог побывать в Индии раньше Афанасия Никитина?» Вести дневник наблюдений за погодой.
Морской
путь в Индию
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий,
влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять
причины и следствия географических путешествий и
открытий. Определять и показывать
на карте маршруты
путешествий. Давать определение
понятию «эпоха Великих географических открытий».
Объяснять значение
прокладки морского
пути в Индию.
Составлять описание жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и
Васко да Гама.
Выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации
морских путешествий
Умение работать с различными источниками
информации.
Выделять главное в тексте,
структурировать учебный
материал. Готовить сообщения и презентации
Понимание
роли путешествий в
формировании знаний
о Земле
§12. Проанализировать содержание параграфа и ответить на вопрос: «Можно ли считать принца Генриха Мореплавателя первооткрывателем морского пути в Индию?» Вести дневник наблюдений за погодой.
Открытие Америки
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий,
влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять
причины и следствия географических путешествий и
открытий. Определять и наносить на
карту маршруты путешествий Христофора Колумба.
Формулировать вывод о значении открытия Америки.
Составлять описание жизни и деятельности Христофора Колумба и
Америго Веспуччи.
Объяснять, чем индейцы отличаются
от индийцев
Умение
работать с различными источниками информации.
Выделять главное в тексте.
Структурировать учебный
материал. Готовить сообщения и презентации
Понимание
роли путешествий в
формировании знаний
о Земле
Обозначение на к/к маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
§13. По картам атласа определить, какой океан пересек Христофор Колумб во время своего путешествия в поисках западного пути в Индию?
Вести дневник наблюдений за погодой.
Первое
Кругосветное плавание
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий,
влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять
причины и следствия географических путешествий и
открытий. Определять и показывать
на карте маршруты
путешествий. Наносить на контурную карту маршрут путешествия экспедиции Фернана
Магеллана.
Выяснять причины организации кругосветного плавания. Составлять описание о жизни и деятельности Фернана Магеллана и Хуана Себастьяна Элькано.
Умение работать с различными источниками информации.
Выделять главное в тексте.
Структурировать учебный
материал. Готовить сообщения и презентации
Понимание
роли путешествий в
формировании знаний о Земле
Обозначение на контурной карте маршрута путешествия экспедиции Фернана Магеллана, обозначение географических объектов.
§14 По картам атласа определить, возможно ли кругосветное путешествие по суше? Ответ обосновать. Вести дневник наблюдений за погодой.
Открытие
Южного
материка
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий,
влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать
на карте маршруты путешествий. Формулировать высказывания о причинах
использования на звания «Неизвестная Южная Земля». Объяснять, почему Австралия долгое время оставалась неизвестной землей. Составлять описание открытия Австралии и особенностей животного мира материка
Умение работать с различными источниками
информации.
Выделять главное в тексте.
Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
Понимание
роли путешествий в
формировании знаний о Земле
§ 15. По картам атласа определить особенности неизвестного материка во времена Джеймса Кука. Вести дневник наблюдений за погодой.
Поиски Южной земли продолжаются
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание жизни и деятельности Джеймса Кука.
Формулировать высказывания о целях и ходе экспедиций Джеймса Кука
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле
§16
Подписать на контурной карте мира названия океанов, через которые проходили кругосветные плавания Дж. Кука.
Вести дневник наблюдений за погодой.
Русские
путешественники
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий,
влияние путешествий на развитие географических знаний.
Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли. Составлять описания территорий, открытых русскими путешественниками. Составлять описание жизни и деятельности Семена Дежнёва, Витуса Беринга и Алексея Чирикова
Умение
работать с различными источниками информации.
Выделять главное в тексте.
Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму
Понимание
роли путешествий в
формировании знаний
о Земле
Составление сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира»
§17. Завершить работу по заполнению таблицы «Географические объекты, названные в честь русских первопроходцев». Вести дневник наблюдений за погодой.
Вокруг
света под
русским
флагом
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий,
влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и описывать по карте маршруты путешествий. Составлять описание жизни и деятельности Ивана Крузенштерна, Юрия Лисянского, Фаддея Беллинсгаузена, Михаила Лазарева
материал.
Умение
работать с различными источниками информации.
Выделять главное в тексте. Структурировать учебный. Готовить сообщения и презентации
Понимание
роли путешествий в формировании знаний о Земле
§ 18. Нанести на контурную карту Антарктиды путь экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. Вести дневник наблюдений за погодой.
Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий
Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами
Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний
Вести дневник наблюдений за погодой.
Тема: Путешествие по планете Земля (10 часов)
Мировой
океан и
его части
Объяснять географические особенности природы Мирового океана.
Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры поверхностных
вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане
Умение работать с различными источниками
информации.
Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
Понимание
специфических свойств
Мирового
океана и его
составных частей
§19, ответы на вопросы с.102.
Вести дневник наблюдений за погодой.
Значение
Мирового
океана
для природы и
человека
Объяснять особенности взаимодействия океана и суши,
значение Мирового
океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначать на контурной карте материки и океаны Земли
Умение работать с различными источниками
информации.
Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
Осознание
роли Мирового океана
для природы
и человека
Обозначение на контурной
карте материков и океанов
§20, ответы на вопросы с.106.
Работа в контурной карте – нанести материки и океаны.
Вести дневник наблюдений за погодой.
Путешествие по Евразии
Объяснять особенности природы и населения
Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по
тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства
Умение
работать с различными источниками информации.
Выделять главное в тексте.
Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
Понимание
специфических черт
природы и
населения
Евразии.
Осознание
причин уникальности природы и населения материка
Обозначение на контурной
карте крупнейших по
площади
государств
Евразии
§21, ответы на вопросы с.113.
Работа в контурной карте – нанести крупные государства.
Вести дневник наблюдений за погодой.
Путешествие по Африке
Объяснять особенности природы и населения Африки.
Определять специфику природы и населения Африки по
тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка
Умение работать с различными источниками информации.
Выделять главное в тексте.
Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.
Преобразовывать текстовую информацию в табличную
Понимание
специфических черт природы и населения
Африки.
Осознание
причин уникальности природы и населения материка
Составление таблицы «Особенности живой природы Африки»
§22, ответы на вопросы с.119.
Заполнить таблицу по живым организмам.
Вести дневник наблюдений за погодой.
Путешествие по Северной
Америке
Объяснять особенности природы и населения Северной
Америки. Определять специфику
природы и населения Северной Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства
Умение
работать с различными источниками информации.
Выделять главное в тексте.
Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
Понимание
специфических черт
природы и
населения
Северной
Америки.
Осознание
причин уникальности природы и населения материка
Обозначение на контурной
карте крупнейших по
площади
государств
материка
§23, ответы на вопросы с.125.
Нанести на контурную карту государства Северной Америки.
Вести дневник наблюдений за погодой.
Путешествие по Южной
Америке
Объяснять особенности природы и населения Южной
Америки. Определять специфику
природы и населения Южной Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические
объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства
Умение
работать с различными источниками информации.
Выделять главное в тексте.
Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
Понимание
специфических черт
природы и
населения
Южной
Америки.
Осознание причин уникальности природы и
населения материка
Обозначение на контурной
карте крупнейших по
площади
государств
материка
§24, ответы на вопросы с.131.
Нанести на контурную карту государства Южной Америки.
Вести дневник наблюдений за погодой.
Путешествие по Австралии
Объяснять особенности природы и населения Австралии. Определять
специфику природы
и населения Австралии по тексту и кар-
там. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте природные географические объекты
Умение
работать с различными источниками информации.
Выделять главное в тексте.
Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
Понимание
специфических черт
природы и
населения
Австралии.
Осознание
причин уникальности природы и населения материка
Обозначение на контурной карте морей и океанов,
омывающих материк
§25, ответы на вопросы с.137.
Обозначить на контурной карте природные географические объекты.
Вести дневник наблюдений за погодой.
Путешествие по Антарктиде
Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять
специфику природы
и населения Антарктиды по тексту и
картам. Называть и показывать на карте
географические
объекты по теме
урока. Группировать
географические
объекты
Умение работать с различными источниками информации.
Выделять главное в тексте.
Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
Понимание
специфических черт
природы и
населения
Антарктиды.
Осознание
причин уникальности
природы и
населения
материка
Составление перечня научно-исследовательских станций
§26, ответы на вопросы с.142.
Обозначить на контурной карте природные географические объекты.
Вести дневник наблюдений за погодой.
Урок
Обобщения и
контроля
знаний по
теме раздела
Объяснять особенности природы и населения матери-
ков. Определять
специфику природы
и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты
Умение
работать с различными источниками информации.
Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
Понимание
специфических черт природы и
населения
материков.
Осознание причин уникальности природы и населения материка
Решение
тестовых
заданий
Подготовка к тесту по теме раздела
Вести дневник наблюдений за погодой.
Урок коррекции знаний по теме раздела
Объяснять особенности природы и населения материков. Определять
специфику природы
и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты
Умение работать с различными источниками информации.
Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации
Понимание
специфических черт
природы и
населения
материков. Осознание причин уникальности природы и населения материка
Решение
тестовых
заданий
Вести дневник наблюдений за погодой.
Тема: Природа Земли (2 часа)
Что такое природа
Выделять, определять и объяснять
отличия объектов
природы друг от
друга. Проводить
наблюдения за объектами природы и природными явлениями (в том числе инструментальные)
Умение работать с различными источниками
информации.
Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные)
Понимание
специфических черт природы и
видового
разнообразия природных объектов
Организация фенологических
наблюдений в природе
Вести дневник наблюдений за погодой.
Оболочки Земли.
Обобщение, контроль и
Коррекция знаний по теме раздела
Объяснять особенности оболочек
Земли, специфику
географической
оболочки. Определять отличия оболочек Земли друг от
друга. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии
Умение
работать с различными источниками информации.
Выделять главное в тексте.
Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации