Учебный план по географии для средней школы построен таким образом, что на изучение природы родного края в рамках регионального компонента отводятся специальные уроки только в 8 - 9 классах. Сокращение часов географии привело к тому, что на изучение вопросов краеведческого характера не остается времени. Поэтому возникает необходимость более полного и подробного знакомства учащихся со своей местностью на кружке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка «Мой край родной» »
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Латоновская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________________ ________________
Подпись Кузнецова Е.С.
28 сентября 2015 года
дата
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ Латоновской сош
Приказ от ________________ 2015 года №___
Подпись руководителя _______Щербина Н.В.
Печать
Программа
кружка
«Мой край родной»
составила: учитель географии
Кручинина Александра Викторовна
2015 год
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя! В.А. Жуковский.
Пояснительная записка
Одним из направлений при воспитании личности ученика является краеведение, которое содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому, экологическому и физическому воспитанию учащихся. Как ни странно, но в наше время школьники намного больше знают о далекой Австралии и холодной Антарктиде, чем о том, что происходит в родном селе, деревне, поселке, районе. Изучение общих географических вопросов должно опираться на местный краеведческий материал, тогда и изучение географии как предмета будет более понятным, интересным и привлекательным для учащихся.
Необходимость развития знаний, умений, интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.
Учебный план по географии для средней школы построен таким образом, что на изучение природы родного края в рамках регионального компонента отводятся специальные уроки только в 8-9 классах. Сокращение количества часов географии в 6 классе привело к тому, что на изучение вопросов краеведческого характера совершенно не остается учебного времени. А учащиеся 5,7 классов вообще лишены этого. Поэтому возникла необходимость более полного и подробного знакомства учащихся со своей местностью, с окружающими природными объектами.
Содержание кружка предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: использование различных источников информации, знакомство со способом составления картосхем, комплексное исследование территории, географическое описание, наблюдение, анкетирование, проектирование, составление компьютерных презентаций, практические работы на местности. Программа географического кружка «Мой край родной» предусматривает необходимость изучения территории, на которой школьник проживает и которую может непосредственно обозревать, исследовать и предлагать конкретные пути решения возникающих на данной территории проблем. «Прекрасный ландшафт имеет такое огромное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, и день, проведенный среди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на школьной скамье» - сказал известный педагог К.Д. Ушинский
Цель работы кружка:
- развитие интереса к изучению природы и истории родного края;
-воспитание патриотизма и любви к малой родине
Задачи:
-сформировать знания о природных особенностях своей местности;
-научить школьников устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы;
-углубить знания о местной природе, показать, как познание природы позволяет человеку рационально её использовать, преобразовывать, охранять;
-вовлечь учащихся в активную исследовательскую и практическую деятельность по изучению природы своего края, её преобразованию и охране;
-развивать познавательную и творческую активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру;
Программа кружка предполагает вариативность её применения, допускает корректировку её содержания с учетом возрастных особенностей школьников, имеющихся у них теоретических знаний, возможности организаций экскурсий, наблюдений, практических работ на местности. Программа кружка основана на следующих принципах:
- Преемственность
-Доступность
-Наглядность
-Научность
- Опора на индивидуальные возможности, интересы каждого учащегося
Учебный план:
Программа кружка «Мой край родной» рассчитана на 1 год обучения (32 часа).
В течение года изучаются и исследуются особенности географического положения и природных компонентов малой родины, выявляются экологические проблемы, намечаются и реализуются пути их решения, ведется природоохранная деятельность, изучается и апробируется технология проектирования.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Занятие лекционного характера в кабинете имеет продолжительность – 40-45 минут. Практические работы на местности, экскурсии на природе имеют продолжительность 80-120 минут. Тематическое планирование составлено таким образом, что в нем присутствуют как теоретические, так и практические занятия.
Возраст учащихся: 12-13лет (учащиеся 6 класса)
Предполагаемый результат:
1. Формирование личности, знающей природу и историю родного края.
2. Создание альбома «Мой край родной», в которых будет собран и систематизирован весь исследовательский материал и творческие работы кружковцев.
3. Участие в конкурсах краеведческой направленности.
Содержание программы
Тема 1 Географическое положение нашей местности, состав Матвеево – Курганского района и Малокирсановского сельского поселения – 5 часов
Положение Ростовской области на карте Российской Федерации. Географическое положение Матвеево - Курганского района на карте Ростовской области. Местоположение и состав Малокирсановского сельского поселения. Населенные пункты своего поселения, забытые хутора. Объяснение названий населенных пунктов.
Учащиеся должны знать:
- особенности географического положения своей местности и их влияние на природу;
- историю происхождения географических названий.
Учащиеся должны уметь:
-составлять карты-схемы;
-составлять описание географического положения своей местности.
Тема 2 «Особенности рельефа» - 5 часов
Ростовская область как часть Восточно-Европейской равнины. Геогафическое положение Матвеево – Курганского района, Малокирсановского поселения. Древнее оледенение как один из рельефообразующих факторов. Процессы, влияющие на образование рельефа территории.
-описывать рельеф и выявлять особенности рельефа данной территории;
-объяснять причины равнинного характера рельефа;
-составлять описание обнажений горных пород;
-определять горные породы, распространенные в своей местности.
Тема 3 «Особенности климата» - 4 часа
Характеристика климата Ростовской области. Климатообразующие факторы. Способы обработки информации: роза ветров, графики, диаграммы.
Учащиеся должны знать:
-особенности климата своей местности;
-климатообразующие факторы, определяющие климат своей местности.
Учащиеся должны уметь:
-вести наблюдения за погодой;
-обрабатывать полученные во время наблюдения данные;
-делать выводы на основе собственных наблюдений;
-объяснять причины климатических явлений.
Тема 4 «Особенности внутренних вод» - 9 часов
Виды внутренних вод, их роль и значение в жизни природы и человека. Методы изучения внутренних вод. Способы изучения гидрологических показателей воды (цветность, прозрачность, запах, вкус, жесткость).
Учащиеся должны знать:
-виды внутренних вод своей местности;
-особенности внутренних вод своей местности;
Учащиеся должны уметь:
-объяснять особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа, климата.
Растительный и животный мир Ростовской области. Положение местности в степной зоне. Виды растительных сообществ. Виды животных, обитающих в нашей местности. Роль растений и животных в жизни природы и человека.
Учащиеся должны знать:
-Виды растительных сообществ своей местности;
-Причины, объясняющие наличие данных видов растительности на определенной территории;
-Группы животных, обитающих в своей местности;
-Приспособленность растительного и животного мира к обитанию в холодных условиях южной тайги.
Учащиеся должны уметь:
-определять растения по внешнему виду и по определителю;
-оформлять гербарий собранных растений;
-давать характеристику флоры и фауны своей местности;
-объяснять причины произрастания растений, обитания животных на данной территории.
Тематическое планирование
№
Дата
Тема занятия
Вид занятия
Количество часов
Домашнее задание
Тема 1 «Географическое положение нашей местности, состав Матвеево – Курганского района и Малокирсановского сельского поселения» - 5 часов
1
07.09
Географическое положение и состав Матвеево – Курганского района и Малокирсановского сельского поселения
Лекция
1
Написать стихи, сочинение, нарисовать рисунок, принести фотографии своей местности.
2-3
14.09
21.09
Составление карты-схемы своей местности
Практическое занятие
2
4
28.09
Географические названия населенных пунктов нашей местности.
Лекция
1
Принести фотографии населенных пунктов
5
05.10
Оформление выставки «Топонимика населенных пунктов Малокирсановской сторонки»
Практическое занятие
1
Тема 2 «Особенности рельефа» - 5 часов
6
12.10
Методика изучения рельефа
Лекция
1
7-8
19.10
26.10
«Описание особенностей рельефа нашей местности»,
«Описание обнажений горных пород»
Экскурсия
2
9-10
09.11
16.11
«Составление коллекции горных пород нашей местности»
Практическое занятие
2
Тема 3 «Особенности климата» - 4 часа
11
23.11
Особенности климата Ростовской области
Лекция
1
Принести фотографии времен года нашей местности
12
30.11
«Наблюдение за погодой»
Практическое занятие
1
Вести наблюдения за погодой, составить календарь погоды
13-14
07.12
14.12
«Обработка результатов наблюдения за погодой»
Практическое занятие
2
Тема 4 «Особенности внутренних вод» - 9 часов
15
21.12
Методика изучения рек
лекция
1
Принести фотографии рек
16-18
28.12
11.01
18.01
Описание рек нашей местности
Практическая работа
4
Придумать стихотворения, легенды
19
25.01
Методика изучения родников
Лекция
1
20-21
01.0208.02
Исследование родников.
Составление экологического паспорта родников.
Экскурсия
Практическая работа
4
22
15.02
Составление карты-схемы «Родники нашей местности»
Практическая работа
1
23
29.02
Оформление выставок
-«Малые реки нашей местности»;
-«Родники вы мои, родники»
Практическая работа
1
Тема 5 «Растительный и животный мир» - 8 часов
24-25
14.03
21.03
Растительные сообщества нашей местности
Экскурсия
2
Высушить растения для гербария, подобрать стихи, загадки о растениях
26-27
04.0411.04
Оформление гербария, составление перечня растений нашей местности, составление схемы «Растительные сообщества»
Практическое занятие
2
28-29
18.04
25.04
Животные нашей местности
Практическое занятие
2
Подобрать изображения животных, стихи, загадки и т.д.
30
16.05
Итоговое оформление альбома «Мой край родной»
Практическое занятие
1
31
23.05
Подведение итогов:
-презентация работы кружка;
-презентация альбома.
1
32
30.05
Итоговый поход по родному краю
Литература
Корнакова Н.В., Измайлова В.В. «География Ростовской области», 2002 г.
Корнакова Н.В. «Мой Дон. Рабочая тетрадь по географии Ростовской области», Ростов – на – Дону, БАРО пресс, 2012г.
Б. А. Нагорный «География Ростовской области», 2002 г.
Серикова Н.Н., Эртель А.Б. и др., «Мой родной Матвеево – Курганский район», Ростов – на – Дону, издательство РИПК и ППРО, 2012 г.