Программа кружка по внеурочной деятельности "Родина моя - Кубань"
Программа кружка по внеурочной деятельности "Родина моя - Кубань"
Программа «Изучаем родной край» направлена на изучение, сохранение и приумножение исторического наследия, формирование творческой активности ребят в едином процессе освоения ими знаний и представлений об истории, литературе, языке и культуре Кубани, национальных и этнокультурных ценностях народов, населяющих Краснодарский край.
Основные направления деятельности, определяемые программой
получение комплекса знаний о своей малой Родине;
поисковая работа среди местного населения;
формирование коммуникативных навыков;
вовлечение учащихся в художественно-творческую деятельность;
Цель программы «Родина моя - Кубань» в начальной школе заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, и с уважением – к жителям края. Данный курс призван решать следующие задачи:
изучить своеобразие истории, культуры, природы родного края;
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по внеурочной деятельности "Родина моя - Кубань" »
Муниципальное образование город Горячий Ключ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__
от ______2011 года
Председатель педсовета
_____________ /С.А. Савельева/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кружок «Родина моя - Кубань»
Срок реализации программы – 4 года
Возраст обучающихся – 7 – 11 лет
Учитель- Ковалева Ирина Васильевна
2012 год
Пояснительная записка
Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение: у неё есть не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней. В современных условиях необходимым становится привлечение учащихся к поисково-исследовательской работе, связанной с историей и культурой своей малой Родины – Кубани. Это значит – к близкой им российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений. Именно это положено в основу учебной программы «Изучаем родной край».
Программа «Изучаем родной край» направлена на изучение, сохранение и приумножение исторического наследия, формирование творческой активности ребят в едином процессе освоения ими знаний и представлений об истории, литературе, языке и культуре Кубани, национальных и этнокультурных ценностях народов, населяющих Краснодарский край.
Кубань – это частица нашей великой Родины. Всякий грамотный, культурный человек должен знать свою историю. Ребята узнают, как причудливо переплелись в истории нашего края судьбы и культуры древних греков и скифов, адыгов и казаков. В данной программе предусматривается воспитание бережного отношения и интереса к языку, культуре, литературе, истории, этнографии родного края, обогащению словарного запаса ребят за счет местной лексики и фразеологии.
Основные направления деятельности, определяемые программой
получение комплекса знаний о своей малой Родине;
поисковая работа среди местного населения;
формирование коммуникативных навыков;
вовлечение учащихся в художественно-творческую деятельность;
Цель программы «Родина моя - Кубань» в начальной школе заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, и с уважением – к жителям края. Данный курс призван решать следующие задачи:
изучить своеобразие истории, культуры, природы родного края;
воспитать эмоционально – волевые, нравственные качества личности ребенка, толерантное отношение к людям разных национальностей, вероисповеданий;
развить креативность младшего школьника, способность к позитивному преобразованию окружающего мира;
сформировать чувство ответственности за сохранение и преумножение исторического и культурного наследия.
Срок реализации программы – 4 года (1класс – 33часа, 2-4 классы – 34 часа) Программа разработана для учащихся младшего школьного возраста, проявляющих интерес к кубановедению. Рекомендуемый состав группы – до 15 человек. Форма организации образовательного процесса – групповая.
Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории своей семьи и родного края; о природе малой родины; о дружной семье народов Кубани.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Содержание программы по разделам
№ п/п
Тема
I год обучения
II год обучения
III год обучения
IV год обучения
Всего
1
Горжусь тобой, мой край родной
10
8
9
9
36
2
Моя родословная
9
9
8
7
33
3
История родного края
6
8
6
6
26
4
Природа моей малой родины
4
4
6
6
21
5
Дружная семья народов Кубани
4
5
5
6
19
6
ИТОГО
33
34
34
34
135
Учебно-тематический план первого года обучения
№ п/п
Наименование тем
Количество часов
Аудиторные
Внеаудиторные
1
2
3
4
5
I год обучения (33 часа)
Раздел «Горжусь тобой, мой край родной» 10 часов (4+6)
1
«Из истории поселка Первомайского» (поход в музей).
Символика Краснодарского края и города Горячий Ключ
1
1
Раздел «Моя родословная» (9 часов)
1
Я и моя семья
1
1
2
«Семейные умельцы» (выставка работ)
1
1
3
«Золотые бабушкины руки» (акция ко дню пожилого человека, конкурс стихов).
1
1
4
«Загляни в бабушкин сундук» (конкурс на самую старинную вещь)
1
1
5
«Мой дом и моя помощь в нем» (конкурс рисунков)
1
1
6
«Дочки – матери» (соревнования)
1
1
7
«Боевой путь моих родственников» (встречи)
1
1
8
«Папы - сыновья» (соревнования)
1
1
9
«Здоровый образ жизни – кредо моей семьи» (совместный поход родителей и детей)
1
1
Раздел «История родного края» 6 часов (3+3)
1
«Из истории Кубани» (посещение музея г. Горячий Ключ )
2
2
2
«Кто такие казаки. Первые казаки на Кубани» (демонстрация слайдов об Атамани)
1
1
3
«Казачье подворье. Мебель, домашняя утварь. Создание имитаций казачьего жилища, подворья: создание рисунков.
1
1
4
Во что играли казачата. Подвижные игры казачат. (Игра «Казаки – разбойники»)
1
1
5
«Дар Екатерины»
( просмотр видеофильма)
1
1
Раздел «Природа моей малой родины» 4часа (2+2)
1
«Красота моего родного поселка» (фотоконкурс)
1
1
2
Операция «Живи, родник!» (поход к роднику п. Первомайского)
1
1
3
Экскурсия в лес. Знакомство с пернатыми поселка
1
1
4
Проект «Поел сам – покорми птиц»
1
1
Раздел «Дружная семья народов Кубани» 4 часа (2+2)
1
«Мы разные, но нам хорошо вместе» (игровая программа)
1
1
2
«Семейные традиции народов Кубани»
1
1
3
День Победы – всенародный праздник.
1
1
4
«Мы танцуем и поем» (концерт народного творчества)
1
1
Литература:
Бондарь В.В. «Войсковой град Екатеринодар» К., 2000. Маслова А.В. «Кубанская старина», К.,2009. Мирук М.В.,Еременко Е.Н., Чуп О.В. Программа дополнительного образования детей «История и культура кубанского казачества» (1-4 классы), (издательство «Традиция», 2009. Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению, 3 класс, автор – составитель Еременко Е.Н.- Краснодар: Вика-Принт, 2006. Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению, 4 класс, автор – составитель Еременко Е.Н.- Краснодар: Вика-Принт, 2006. Платонов И. «Кубань Православная - Первозванная». Тамань-Краснодар, 2000. Ткаченко П.И. Кубанские пословицы и поговорки. Краснодар, изд. «Традиция».
Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.