kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практические работы по географии 7 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработки практических работ по географии соответстствует ФГОС.Программные практические работы, обязательные для выполнения всего класса

Просмотр содержимого документа
«Практические работы по географии 7 класс.»

География материков и океанов (VII класс)

Программные практические работы, обязательные для выполнения всего класса.


Раздел, тема

Практическая работа, форма ее выполнения

Оценка

Раздел. Природа Земли и человек.

Тема. Современный облик планеты Земля.

№ I. Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (карты, дневники путешествий, справочники, словари и др.),

Поэтапно.

Всему

классу

№ 2. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и пред­положение возможного размещения материков и океанов через миллионы лет. (Работа с картами учебника и атласа, задания в тетради.)

Всему классу

Раздел. Материки, океаны, народы и страны.

Тема. Пространственные различия процессов формирования климата.

№3 Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, карт по теме «Климатические пояса» (Анализ карт, текста учебника, заполнение к/к).

Одно­временно всем

Раздел. Природа Земли и человек.

Тема 3.Гидросфера — водная оболочка Земли.

№4 Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально- аквальных природных комплексов. (Заполнение к/к и таблицы или текст в тетради.)

Одно­временно всем

Раздел. Материки, океаны, народы и страны.

Тема. Географическая оболочка Земли. Зональное и азональное распространение растительного и животного мира на материках и в океане

№5 Анализ схем круговоротов веществ и энергии. (Работа выполняется в классе, оцениваются устные комментарии и письменные ответы в тетрадях.)

Всем поэтапно

Раздел. Материки, океаны, народы и страны.

Тема 5. Население Земли.

№6. Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и современные перемещения. (Заполнение к/к.)

Одно­временно всем

№7. Нанесение на контурную карту географической номенклатуры

Одно­временно всем

Раздел. Материки, океаны, народы и страны.

Тема. Материки и страны


№8.Определение географических координат крайних точек, протяжен­ности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положе­ния материка. (Работа с тетрадью и к/к.)


№9.Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. (Работа с к/к.)

Одно­временно всем

№10. Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района. (Работа с атласом, климатограммами.)

Всем поэтапно

№11.Определение причин разно­образия природных зон материка. (Работа с атласом, заполнение таблицы.)

Всем

учащимся одновре­менно

№ 12. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран (по выбору). (Письменное описание стран по выбору в тетради по атласу, план предлагается.)

Всему классу одновре­менно

№ 13. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков. (Письменное сравнительное описание в тетради на основе анализа атласа и других ИГИ. Возможна работа и в классе, и дома, группами по отдельным заданиям.)

Всему классу поэтапно

№14. Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения крупных регионов материка. (Анализ атласа и записи в тетради.)

Всему классу поэтапно

№ 15. Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки (Анализ атласа и выводы в тетради.)

Всему классу поэтапно

№ 16. Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся). Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения этих рек. (Работа с атласом и учебником, результаты фиксируются в таблице или на к/к.)

Всему классу одновре­менно

Всему классу одновре­менно


№ 17. Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор места для создания охраняемых территорий. (Анализ атласов, текста учебника, составление к/к.)


Всему классу одновременно

№ 18-19. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения. (Работа по вариантам, результаты или в табличной форме в тетради, или на к/к.)

Всем

учащимся поэтапно

№20. Составление проекта возможного путешествия по странам континента с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования. (Работа выполняется в течение большей части урока в классе или дома, маршрут выбирают сами учащиеся.)

Всем

учащимся поэтапно

№ 21. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности. (Выполнение в классе, итоги — в тетради в табличной форме.)

Всему классу поэтапно

№ 22. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различий в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения. (Работа в классе с таблицами, результаты - в тетради.)

Всему классу поэтапно

№ 23 Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и одной из стран зарубежной Азии. (Работа с атласами по вариантам с использованием типового плана, результаты - в тетради.)

Всему классу поэтапно

№ 24. Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам. (Работа в классе с атласами и учебниками, результаты - в табличной форме в тетради).

Всему классу поэтапно

Раздел. Природопользование и геоэкология.

№25 Анализ карт различного содержания с целью определения взаимосвязей географических компонентов природных комплексов между собой.

Всему классу поэтапно























Практическая работа № 1

Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (карты, дневники путешествий, справочники, словари и др.).


Цели работы:

1. Познакомиться с существующими источника­ми географической информации.

2. В процессе самостоятельной работы с картами, дневниками

путешествий, справочниками, словарями и другими имеющимися источниками географической информации изучить основные эта­пы накопления знаний о Земле, ее природе и населении, соста­вить «летопись» наиболее важных исторических путешествий раз­ных исторических эпох.

Последовательность выполнения работы

  1. Орг. момент. Учитель делит класс на группы (5 или 6) и пред­лагает следующее задание.

Дорогие друзья! Каждый из вас в составе своей группы (экспе­диции) получает задание пройти по следам одного из наиболее важных путешествий различных исторических эпох и составить «летопись» путешествия (отчет о проделанной работе). Группа вы­бирает руководителя — начальника экспедиции. Начальник экспе­диции распределяет обязанности внутри группы, контролирует выполнение заданий, осуществляет помощь, оценивает работу уча­стников экспедиции. Решать поставленные перед группой задачи вы будете самостоятельно, используя различные источники географической информации (карты, дневники путешествий, спра­вочники, словари и другие источники географических знаний, име­ющиеся дома или в библиотеке). Экспедиция отправляется в путь немедленно. Время возвращения — следующий урок, к которому в дневнике экспедиции должен быть готов письменный отчет о про­деланной работе (один на группу). На контурную карту каждый участник экспедиции наносит ее маршрут. (Знаки легенды карты придумайте самостоятельно.) Кроме того, вы должны быть готовы познакомить учащихся класса с результатами своей работы. Для этого определите план и объем выступления (время выступления

    1. мин), назначьте выступающего.

  1. В ходе заслушивания отчетов каждый ученик класса состав­ляет в тетради «летопись» наиболее важных путешествий различ­ных географических эпох в форме таблицы и прокладывает на кон­турной карте маршруты экспедиций.

Кто?

(Имя путешественника, исследователя)

Что? (Вклад в географическую науку)

Когда? (Период времени)




Таким образом, в результате оцениваются умения работать с к/к, заполнять таблицу, анализировать текст учебника и дополнительную литературу, делать сообщения на заданную тему. Поэтому можно ставить за данную работу по две оценки тем учащимся, ко­торые успешно выполнили задание в своей группе и успешно спра­вились с заполнением общей таблицы.


Путевой дневник участников экспедиции № 1

Наша группа получила задание пройти по следам экспедиции Христофора Колумба.

Участники экспедиции (фамилия, имя):

Руководителем группы назначен (а)

Отчет о проделанной работе


Путевой дневник участников экспедиции № 2

Наша группа получила задание пройти по следам экспедиции пор­тугальского мореплавателя Васко да Гама.

Участники экспедиции (фамилия, имя):

Руководителем группы назначен (а)

Отчет о проделанной работе


Путевой дневник участников экспедиции № 3

Наша группа получила задание совершить кругосветное плавание по следам экспедиции Фернана Магеллана.

Участники экспедиции (фамилия, имя):

Руководителем группы назначен (а)

Отчет о проделанной работе


Путевой дневник участников экспедиции № 4

Наша группа получила задание совершить путешествие по следам экспедиции, которую возглавлял английский мореплаватель Джеймс Кук.

Участники экспедиции (фамилия, имя):

Руководителем группы назначен (а)

Отчет о проделанной работе


Путевой дневник участников экспедиции № 5

Наша группа получила задание совершить путешествие по следам Первой русской антарктической экспедиции, которую возглавляли русские путешественники Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.

Участники экспедиции (фамилия, имя):

Руководителем группы назначен (а)

Отчет о проделанной работе


Путевой дневник участников экспедиции № 6

Наша группа получила задание совершить путешествие по следам английской экспедиции на судне «Челленджер».

Участники экспедиции (фамилия, имя):

Руководителем группы назначен (а)

Отчет о проделанной работе


Таким образом работа выполняется в несколько этапов: в клас­се, дома. В классе учащиеся работают в группах и занимаются достаточно много времени и индивидуально (по заданиям), когда в тетрадях записывают самое важное из отчетов других групп. Оценки выставляются поэтапно: вначале тем, кто наиболее акти­вен и быстрее всех завершил работу, всем остальным — после того, как работа завершена дома.



Практическая работа № 2

Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения

материков и океанов через миллионы лет (на основе теории литосферных плит)


Цели работы:

1. Закрепить знания основных положений теории литосферных плит.

2. Научиться читать карту «Строение земной коры» и прогно­зировать по карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем.


Последовательность выполнения работы

  1. Найдите на карте «Строение земной коры» в атласе крупней­шие литосферные плиты.

  2. Обозначьте на контурной карте крупнейшие литосферные плиты, укажите направление и скорость их движения.

  3. Учение о литосферных плитах дает возможность заглянуть в будущее Земли. На основе теории литосферных плит представьте модель поверхности Земли в будущем: предположите, как будут размещаться материки и океаны через миллионы лет.

  4. Краткий ответ по третьему вопросу запишите в тетрадь, мож­но составить рисунок.



Практическая работа № 3

Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, карт по теме «Климатические пояса» (Анализ карт, текста учебника, заполнение к/к)

Объяснение примеров приспособления человека к особенностям того или иного типа климата


Цели работы:

1. Объяснить примеры приспособления человека к особенностям того или иного типа климата.

2. Продолжить формирование умения объяснять процессы и явления, происходящие в природе и жизни населения.


Последовательность выполнения работы

  1. Из приведенных ниже примеров приспособления человека к особенностям того или иного типа климата выберите несколько (не менее 5). На основе ранее полученных знаний укажите, о каком климате идет речь в каждом конкретном случае, объясните то или иное приспособление на основе анализа карт.

  2. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Примеры приспособления человека к тому или иному типу климата

Особенности климата

Объяснение примеров приспособления человека к особенностям того или иного типа климата

1. Темная окраска кожи и темные глаза, волнистые или курчавые волосы

Жаркий климат

Большое количество пигмента в коже защищает людей от солнца. Курчавые волосы создают защитную «воздушную подушку», предохраняющую голову от жары

2. Дома на сваях

Жаркий влажный климат

Чтобы в домах было сухо

И т.д.



  • Темная окраска кожи и темные глаза, волнистые или курча­вые волосы.

  • Утолщенные губы и широко открытые ноздри.

  • Узкие глаза с дополнительной складкой на веках.

  • Люди, живущие в странах с пасмурной погодой, возможно, всегда имели бледную кожу.

  • В жарких сырых местах дома строят на сваях.

  • В Швейцарии дома, называемые шале, строят из дерева. Нижний этаж кладут из камня, а в окнах двойные стекла.

  • В наши дни в Лапландии большинство людей живут в малых городах за Полярным кругом. Но есть еще оленеводы, кото­рые живут в ярангах. Их собирают из длинных шестов и по­крывают оленьими шкурами.

  • Многие деревни в Африке построены из глины, высушенной солнцем.

  • Исландия — крыши домов торфяные.

  • Средиземноморье — многие дома выкрашены в белый цвет, имеют деревянные ставни.

  • Швейцария - крыши домов длинные и покатые.

  • В пустыне Сахара кочевники живут в шатрах, изготовленных из козьих шкур.

  • На Крайнем Севере в Сибири некоторые кочевые племена де­лают временные жилища их моржовых шкур.

  • В арктических областях Канады и Гренландии люди носят одежду, подбитую мехом.

  • Во многих жарких странах люди ходят в длинных легких на­кидках.

  • Обязательным компонентом костюма араба, жителя пустыни, является полотнище в 2-3 м, которым наподобие чалмы обер­тывают голову, закрывая шею, нос, щеки.


Практическая работа № 4

Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов


Цели работы:

1. Выделить территориально-аквальные природ­ные комплексы.

2. Учиться работать с дополнительными источниками географи­ческой информации, выделять главное, делать обобщения, выводы.


Последовательность выполнения работы

  1. Изучив предложенную дополнительную информацию, крат­ко в тетради ответьте на вопрос: что послужило причиной выделе­ния побережий и шельфа Мирового океана как особых террито­риально-аквальных комплексов?

  2. На контурной карте выделите побережье и шельф одного из океанов (по вашему выбору).

  3. На побережье и на шельфе океана условными знаками (ле­генду карты придумайте самостоятельно) покажите некоторые районы наиболее интенсивного взаимодействия человека и окру­жающей среды. Это могут быть основные районы рыбного про­мысла, основные районы добычи полезных ископаемых, крупней­шие порты, основные транспортные пути, районы отдыха и ту­ризма, и т.д.


Справочная информация

Ныне из 102 городов-миллионеров 57 расположены на берегу или в непосредственной близости от него. Из 136 столиц государств, выходя­щих к морю, 79 располагаются непосредственно на побережье или в эс­туариях крупных рек, доступных для морского судоходства.

В береговой зоне человек использует минеральные, биологические, энергетические и рекреационные ресурсы.

Ежегодная мировая добыча россыпей на берегах дает примерно 50 млн долларов и приходится главным образом на олово, алмазы, железный и титановый пески. Береговая зона располагает запасами строительных материалов, прежде всего песка и гравия, ракушечника.

Из морской воды добывают 1/5 мирового производства соли, свыше 2/3 брома, магния и его соединений, более половины «вырабатываемой» пресной воды. Нефть и газ также добывают в основном в пределах бере­говой зоны. Бурное развитие нефтепромыслов привело к тому, что в не­глубоких водах, например, Персидского залива сосредоточено множество кранов, буровых вышек, плавучих заводов.

Большое значение имеет использование энергии приливов и отливов для получения электроэнергии на приливных электростанциях.

Не менее важно рекреационное использование береговой зоны. Мил­лионы людей в различных странах мира отдыхают на берегах морей.

Одна из достопримечательностей береговой зоны — материальные и прежде всего духовные богатства ранних культур. Ценные открытия и находки сделаны археологами и подводниками при изучении мелково­дий.


Практическая работа № 5

Анализ схем круговоротов веществ и энергии


Цели работы:

1. Научиться анализировать схемы круговоротов: воды, биологического вещества в земной коре, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

2. Познакомиться с одним из основных свойств географичес­кой оболочки — круговоротом веществ и энергии.

Последовательность выполнения работы

I. Круговорот воды

















Устно прокомментируйте схему круговорота воды. В тетради дайте краткие ответы на вопросы:

  1. На примере круговорота воды в природе докажите, что кру­говорот — это непрерывно повторяющиеся процессы превра­щения и перемещения веществ в природе.

  2. Какие компоненты природы связаны между собой кругово­ротом воды?

  3. Круговорот не образует замкнутого круга, поэтому какое-то количество воды постоянно содержится в компонентах гео­графической оболочки и иногда накапливается в них. Под­твердите это примерами.

  4. Докажите, что круговорот воды на Земле происходит под дей­ствием солнечной энергии, что в его процессе совершает кру­говорот и тепловая энергия.

  5. Докажите, что круговорот воды — это важнейший механизм природных процессов.

  6. Почему необходимо учитывать круговороты в хозяйственной деятельности людей? С результатами своей работы позна­комьте других учащихся класса, определив план и объем вы­ступления.
















Устно прокомментируйте схему биологического круговорота. В тетради дайте краткие ответы на вопросы:

  1. Что произойдет с живыми организмами, если прекратится биохимический круговорот вещества и энергии?

  2. На примере биологического круговорота докажите, что каж­дый последующий круговорот отличается от предыдущих, т.е. не образует замкнутый круг.

  3. Почему необходимо учитывать круговороты в хозяйственной деятельности людей? С результатами своей работы позна­комьте других учащихся класса.

III. Круговорот веществ в земной коре

Устно прокомментируйте схему круговорота веществ в земной коре (рис. 31, с. 52). В тетради дайте краткие ответы на вопросы:

  1. Что называется, выветриванием? Перечислите основные фак­торы выветривания.

  2. Под действием каких процессов магматические и осадочные горные породы оказываются на глубине, в недрах земли?

  3. Почему необходимо учитывать круговороты в хозяйственной деятельности людей? Результаты своей работы доложите дру­гим учащимся класса, определите план и объем краткого вы­ступления.


Практическая работа № 6

Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и современные перемещения


Цели работы:

1. Выделить ареалы высокой плотности населе­ния, направления миграций людей в прошлом и современные пе­ремещения.

2. Учиться отражать результаты работы картографическими сред­ствами.


Последовательность выполнения работы

  1. Пользуясь текстом учебника с. 62, абзац 2 и 3, картой атласа «Народы и плотность населения», обозначьте на контурной карте ареалы высокой плотности населения.

  2. Установите причины большой плотности населения в разных частях земного шара. Сделайте вывод, от каких причин зависит размещение населения по территории Земли. Краткий вывод за­пишите в тетрадь.

  3. Пользуясь рис. 38 на с. 62, обозначьте на контурной карте направления миграций людей в прошлом.

  4. Обозначьте на контурной карте современные перемещения людей. Знаки легенды карты придумайте самостоятельно.



Справочная информация

В настоящее время людей, прибывающих на постоянное место жи­тельства, продолжают принимать Северная Америка (США, Канада), Ав­стралия, Новая Зеландия, Израиль.

Западная Европа притягивает рабочую силу из стран Средиземномо­рья, Азии. Новый крупный район, притягивающий рабочую силу, сло­жился в странах Ближнего Востока, где в качестве главного «миграцион­ного насоса» выступают нефтедобывающие страны — Саудовская Аравия, Кувейт и др.


Практическая работа №7.

Нанесение на контурную карту географической номенклатуры.

Цели работы: 1. Научить использовать источники географической информации.

2. Учиться правильно работать с контурной картой.

Последовательность выполнения работы.

Выбрать нужные для работы карты атласа.

Вспомнить требования работы с контурными картами.

Повторить условные обозначения.

Практическая работа № 8

Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка


Цели работы:

  1. Выявить особенности физико-географического положения Африки.

  2. Научиться определять физико-географическое положение материка по плану, используя карты атласа.

  3. Закрепить умение определять географические координаты то­чек, протяженность материка с севера на юг в градусной мере и километрах.

  4. Установить влияние физико-географического положения (ФГП) на природу материка.


Последовательность выполнения работы

Определите географическое положение материка Африка, пользу­ясь планом и картами атласа. Устная работа по определению физи­ко-географического положения материка сочетается с заполнени­ем контурной карты, проведением необходимых расчетов и с за­писью в тетради кратких выводов.

План определения ФГП материка

I. Определите положение материка на градусной сетке (по от­ношению к экватору, нулевому меридиану, Северному и Южному тропикам):

  1. По отношению к экватору — пересекается материк линией экватора или нет? Если пересекается, то в какой части? В каком полушарии расположен материк — в Северном или Южном? На контурной карте красным цветом выделите ли­нию экватора.

  2. По отношению к нулевому меридиану - пересекается мате­рик нулевым меридианом или нет? Если пересекается, то в какой его части? В каком полушарии расположен материк — в Западном или Восточном? На контурной карте синим цве­том выделите линию нулевого меридиана.

  3. Как расположен материк по отношению к тропикам? Если материк пересекается тропиками, выделите их на контурной карте.

  4. По физической карте Африки определите крайнюю север­ную и крайнюю южную точки материка.

  5. Обозначьте на контурной карте крайнюю северную и край­нюю южную точки материка, определите их географические координаты, запишите географические координаты на кон­турной карте.

  6. Между какими градусами широты расположен материк?

  7. Определите протяженность материка с севера на юг в градусах и километрах. Расчеты запишите в тетрадь.

  8. Положение по долготе. Найдите на физической карте Афри­ки крайнюю западную и крайнюю восточную точки. Обо­значьте их на контурной карте. Определите географические координаты крайней западной и крайней восточной точек, подпишите на контурной карте.

II. Определите положение материка относительно других объек­тов (материки, океаны):

  1. Какие материки расположены поблизости, в каком направ­лении, как отделяются? На контурной карте подпишите близ­лежащие материки, моря и проливы, которые их отделяют от Африки.

  2. Какие океаны, моря, заливы и проливы омывают берега Аф­рики? Подпишите их на контурной карте.

  3. Определите характер береговой линии (сильно изрезана — выделяется много островов, полуостровов, заливов, проли­вов; слабо изрезана — мало островов, полуостровов, заливов, проливов). Крупные острова и полуострова подпишите на контурной карте.

Сделайте вывод о величине и протяженности материка, особеннос­тях физико-географического положения материка, определяющих его природу. Краткий вывод запишите в тетрадь в виде таблицы.

Особенности ФГП материка

Особенности природы

1. Материк почти посередине пересекается экватором; большей своей частью лежит между Северным и Южным тропиками


2. Большая протяженность материка с севера на юг и с запада на восток


3. Слабая изрезанность береговой линии





Практическая работа № 9

Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых


Цели работы:

1. Закрепить знания о современном рельефе Аф­рики, размещении полезных ископаемых.

2. Учиться правильно работать с контурной картой.

Последовательность выполнения работы

  1. Обозначьте на контурной карте крупные формы рельефа ма­терика: горы — Атлас, Капские, Драконовы, нагорья — Ахаггар, Тибести, Эфиопское; плоскогорье Восточно-Африканское; вулкан Килиманджаро. Цветовой фон контурной карты должен соответствовать цветово­му фону карты атласа.

  2. Обозначьте на контурной карте месторождения полезных ис­копаемых. Условные знаки на контурной карте должны соответ­ствовать условным знакам карты атласа.

Прием обозначения на контурной карте объектов литосферы (горы, равнины, вулканы, отдельные вершины)

Определив географическое положение объекта на физической карте, найти это место на контурной карте, ориентируясь по линиям градусной сетки, береговой линии, речной сети.

  1. Обозначить объект на контурной карте таким же условным знаком, как это сделано на карте физической, обратив вни­мание на точность нанесения объекта относительно основ­ных ориентиров.

  2. Надписать название объекта так, как это сделано на карте физической.

  3. В условных знаках к карте пояснить, как обозначен объект.


Практическая работа № 10

Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района, составленным по плану


Цели работы:

1. Научиться анализировать климатограммы, со­ставлять описание климата по плану.

2. Оценить климатические условия жизни одного из африкан­ских народов.

Последовательность выполнения работы

  1. По карте атласа «Народы и плотность населения мира» опреде­лите ареал распространения народов берберской группы — туарегов.

  2. С помошью наложения карт определите, какому типу клима­та соответствует ареал распространения туарегов

  3. Определите, какая из климатограмм, данных в атласе (кли­матическая карта Африки), соответствует этому типу климата.

  4. В тетради дайте характеристику климатограммы по предло­женному плану: а) максимальная и минимальная температуры, на какие месяцы приходится максимум и минимум температур; б) амплитуда температур; в) годовое количество осадков; г) режим выпадения осадков.

  5. На основе полученного описания оцените климатические ус­ловия жизни туарегов: используя комплексную карту атласа, ранее полученные знания, определите характерные черты образа жизни, основные занятия этого народа.


Практическая работа № 11

Определение причин разнообразия природных зон материка


Цели работы:

1. Определить причины разнообразия природных зон материка.

2. Анализировать и сопоставлять карты, делать на основе ана­лиза и сопоставления карт обобщения и выводы.

Последовательность выполнения работы

1. По результатам анализа и сопоставления климатической кар­ты Африки, карты природных зон Африки и карты климатических поясов и областей мира заполните таблицу.

Природная зона

Климатический пояс

Причины образования

природной зоны (соотношение тепла и влаги)

Влажные

экваториальные леса

Экваториальный

Много тепла и влаги

Саванны



Пустыни



Жестколистные вечнозеленые леса



2. Что является причиной разнообразия природных зон материка? Сделайте вывод.


Практическая работа № 12

Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран (по выбору)


Цели работы:

1. Составить описание природных условий, насе­ления и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

2. Учиться использовать карты атласа и другие источники гео­графической информации для решения поставленных задач.

Вариант 1 - Ливия.

Вариант 2 - Ангола.

Последовательность выполнения работы

Используя прием наложения карт (карты атласа подобрать са­мостоятельно), составить краткое письменное описание страны по предложенному плану.

План описания страны

I. Название страны и ее столица. И. Физико-географическое положение страны:

  1. В какой части материка расположена страна или занимает островное положение?

  2. С какими странами граничит?

  3. Положение страны по отношению к морям и океанам (име­ет выход к морям или океанам? Если да, то к каким?).

  4. Природные условия:

  5. Особенности рельефа (общий характер поверхности, основ­ные формы рельефа и распределение высот). Полезные ис­копаемые.

  6. Климатические условия в разных частях страны (климати­ческие пояса, средние температуры июля и января, годовое количество осадков).

  7. Крупные реки и озера.

  8. Почвы.

  9. Природные зоны и их основные особенности.

II. Население и хозяйственная жизнь:

  1. Численность населения и размещение по территории стра­ны, примерная плотность населения.

  2. Состав населения (основные народы).

  3. Особенности быта населения (жилища, традиции).

  4. Хозяйственная жизнь населения (добыча полезных ископае­мых, какие отрасли промышленности, транспорта есть в стра­не, крупные города, какие сельскохозяйственные культуры выращиваются, какие породы животных разводятся).

  5. Влияние хозяйственной деятельности населения на окружа­ющую природную среду. Меры по рациональному исполь­зованию и охране природы.


Практическая работа № 13

Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков


Цели работы:

  1. Сравнить географическое положение Австра­лии и Африки.

  2. Определить черты сходства и различия основных компонен­тов природы этих континентов.

  3. Выявить степень природных и антропогенных изменений ланд­шафтов каждого из материков.

  4. Научиться сравнивать, делать выводы о сходстве и различии природы материков.

Последовательность выполнения работы

I. Определите географическое положение материка Австралия, пользуясь планом и картами атласа. Устная работа по определению физико-географического положения материка сочетается с запол­нением контурной карты, проведением необходимых расчетов и с записью в тетради кратких выводов.

Учащиеся используют план характеристики ФГП материка, по­лученный при выполнении практической работы № 8.

II. Сделайте вывод о величине и протяженности материка, особен­ностях физико-географического положения материка, определя­ющих его природу. Краткий вывод запишите в тетрадь в виде таб­лицы.

Особенности ФГП материка

Особенности природы

1 Материк почти посередине пересекается Южным тропиком


2. Слабая изрезанность береговой линии


С какой частью Африки Австралия имеет сходное географическое положение? В чем вы видите это сход­ство?

Краткий вывод запишите в тетрадь.

Сравниваемые признаки

Австралия

Африка

Причины

сходства или различия

1. Какая тектоническая структура лежит в основании материка?




2. Какие формы рельефа преобладают?




3. Наличие гор на материке (указать название, возраст, в какой части материка расположены)




4. Высочайшая вершина материка




5. Наличие действующих вулканов, областей землетрясений




6. Наличие современного оледенения




III. Определите черты сходства и различия климата Австралии и Африки. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Сравниваемые признаки

Австралия

Африка

Причины

сходства или различия

1. В каких климатических поясах расположен материк?




2. Какой климатический пояс занимает большую площадь?




3. Главная особенность климата материка. (Дополните пропущенное.)

Самый материк

Самый материк


Сделайте вывод, климат какой части Африки наиболее сходен с климатом Австралии. Краткий вывод запишите в тетрадь.

IV. Определите черты сходства и различия внутренних вод Авст­ралии и Африки. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Сравниваемые признаки

Австралия

Африка

Причины

сходства или различия

1. Основное питание рек




2. Наличие крупных речных систем (указать название)




3. Наличие крупных озер (указать название).

С каким озером Африки сходно по своему режиму озеро Эйр в Австралии?

В чем вы видите сходство?




4. К бассейнам каких океанов принадлежат внутренние воды?




5. Наличие бессточных областей




V. Сравните природные зоны и органический мир Австралии и Африки. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Сравниваемые признаки

Австралия

Африка

Причины

сходства или различия

1. Основные природные зоны материка




Поскольку в Австралии такие же природные зоны, как и в Южной Африке (преобладают саванны и пустыни), означает ли это, что там обитают одинаковые растения и животные? Укажите характерных представителей растительного и животного мира Австралии и Южной Африки. Выявленные сходства (различия) объясните.

2. Характерные представители растительного мира




3. Характерные представители животного мира




VI. Сделайте вывод, ландшафты какого из материков в большей степени подверглись природным и антропогенным изменениям. Краткий вывод запишите в тетрадь.


Практическая работа № 14

Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения крупных регионов материка


Цели работы:

1. Установить и обосновать причины современно­го распространения коренного населения Австралии.

2. Проверить и оценить свое умение проводить сравнение, де­лать на основе проведенного сравнения обобщения и выводы.


Последовательность выполнения работы

  1. Рассмотрев карту атласа «Народы и плотность населения мира», установите ареалы распространения австралийцев-абориге­нов и англоавстралийцев. Ареалы распространения австралийцев- аборигенов и англоавстралийцев обозначьте на контурной карте.

  2. Установите и обоснуйте причины современного распростра­нения австралийцев-аборигенов. В процессе работы должны быть учтены:

  • исторические особенности заселения и освоения территории англоавстралийцами;

  • особенности природных условий крупных регионов материка;

  • особенности хозяйственной деятельности населения крупных регионов материка.

  1. Краткие выводы запишите в тетрадь.


Практическая работа № 15

Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки


Цели работы:

  1. Установить особенности географического по­ложения Южной Америки.

  2. Совершенствовать свое умение описывать географическое положение материка по карте и типовому плану.

  3. Учиться сравнивать географическое положение двух матери­ков, делать на основе проведенного сравнения вывод о сходстве и различии их природы.


Последовательность выполнения работы

I. Определите географическое положение материка Южная Аме­рика, пользуясь планом и картами атласа. Устная работа по опреде­лению ФГП материка по типовому плану сочетается с заполнени­ем контурной карты, проведением необходимых расчетов и с за­писью в тетради кратких выводов.













Сравните географи­ческое положение Юж­ной Америки с географи­ческим положением Аф­рики. Как отразится на природе Южной Амери­ки ее большее по сравне­нию с Африкой смеше­ние к югу?












Практическая работа № 16

Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся).

Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения этих рек


Цели работы:

1. Описать крупные речные системы Южной Аме­рики и Африки, показать зависимость их от рельефа и климата. Оце­нить возможности и трудности хозяйственного освоения этих рек.

2. Проверить и оценить свое умение пользоваться картой как важнейшим источником знаний для решения поставленных задач.


Последовательность выполнения работы

I. Составьте описание крупных речных систем Южной Амери­ки и Африки по предложенному плану.

План

Южная Америка

(указать речную систему)

Африка

(указать речную систему)

1. В какой части материка располагается речная система?



2. Исток, направление течения, устье, длина главной реки



3. Бассейну какого океана принадлежит речная система?



4. Главные притоки



5. Зависимость от рельефа (характер течения, пороги и водопады, работа реки)



6. Зависимость от климата (источники питания, многоводность, колебания уровня воды в реке)



7. Возможности хозяйственного освоения бассейнов рек



8. Трудности хозяйственного освоения бассейнов рек



Форма фиксации результатов — по желанию: запись данных в таблице, текстовое описание речной системы, запись данных на контурной карте. На контурной карте:

1) подпишите название главной реки у истока и устья;

2) подпишите, к бассейну какого океа­на принадлежит речная система;

3) подпишите главные притоки;

4) нанесите пороги и водопады, если таковые имеются;

5) укажите источники питания, многоводность, режим реки (колебания уров­ня воды по сезонам года);

6) условными знаками (знаки легенды карты придумать самостоятельно) покажите возможности и труд­ности хозяйственного освоения этих рек.

II. В тетради сделайте краткий вывод о различиях речных сис­тем, связанных с их географическим положением.


Практическая работа № 17

Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий


Цели работы:

1. Рассмотреть проблемы рационального приро­допользования и охраны природы материка.

2. Учиться оценивать по картам ареалы и центры наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, прогно­зировать места для создания охраняемых территорий.


Последовательность выполнения работы

  1. Анализируя и сопоставляя карты атласа «Народы и плотность населения мира», физическую и комплексную карты Южной Аме­рики, карту «Экологические проблемы мира» (атлас, X класс), ис­пользуя ранее полученные знания по теме, оцените ареалы наи­большего и наименьшего антропогенного воздействия на природу. Нанесите их на контурную карту. Знаки легенды карты придумай­те самостоятельно.

  2. Выберите места для создания охраняемых территорий. Нане­сите их на контурную карту. Условными знаками покажите, какие компоненты природы будут охраняться.


Практическая работа № 18-19

Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения


Цели работы:

1. Показать разнообразие климата внутри одного климатического пояса, выявить причины, обусловившие это раз­нообразие.

Оценить климатические условия для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Проверить и оценить свое умение самостоятельно анализи­ровать тематические карты, проводить сравнение климатов, выде­лять черты сходства и различия.


Последовательность выполнения работы

Бариант 1 Вариант 2

Сравнить климат полуостровов

Сравнить климат полуостровов Аляска и Лабрадор Флорида и Калифорния

Используя прием наложения карт (физическая карта Север­ной Америки, климатическая карта Северной Америки, климати­ческие пояса и области мира), сравните климат двух предложен­ных территорий.

Результаты сравнения можно отразить в виде таблицы в тет­ради или на контурной карте.

Вариант 1

Территория

Средняя t, С

Годовое кол-во осадков, мм

Режим

осадков

Клима­тический

пояс

Тип климата

января

июля

П-ов Аляска







П-ов Лабрадор







Причины, обусловившие различия климата в пределах одного климатического пояса:

Как повлияли различия климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения сравниваемых территорий:

Вариант 2

Территория

Средняя t, °С

Годовое кол-во осадков,

Режим

осадков

Клима­тический пояс

Тип

климата

января

июля

мм

П-ов Флорида







П-ов Калифорния







Причины, обусловившие различия климата в пределах одного климатического пояса:

Как повлияли различия климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения сравниваемых территорий:

На контурной карте

  1. Подписать территории, климат которых сравнивается.

  2. Обозначить климатический пояс, в пределах которого рас­положены сравниваемые территории, указать тип климата.

  3. Указать преобладающие воздушные массы, стрелками пока­зать направления постоянных ветров.

  4. Провести изотермы средних январских и средних июльских температур воздуха.

  5. Указать абсолютный максимум и абсолютный минимум тем­ператур.

  6. Цветовым фоном показать годовое количество осадков.

  7. Указать режим выпадения осадков.

  8. Обозначить течения у берегов сравниваемых территорий.

  9. В тетради записать краткий вывод о причинах, обусловивших различия климата в пределах одного климатического пояса. Как повлияли различия климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения сравниваемых территорий?


Практическая работа № 20

Составление проекта возможного путешествия по странам континента с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования


Цели работы:

1. Закрепить и расширить знания об особеннос­тях природы Северной Америки, о населении и его хозяйственной деятельности.

2. Проверить и оценить умение использовать карты атласа, учеб­ник, другие источники географической информации с целью ре­шения поставленных задач.


Последовательность выполнения работы

Дорогие друзья! Вы изучили один из удивительных континен­тов нашей планеты и теперь имеете возможность совершить неза­бываемое путешествие по странам Северной Америки.

1. Составьте проект возможного путешествия с обоснованием его Целей. Целями путешествия могут быть посещение национальных парков континента, изучение вулканов, посещение столиц государств, изучение уникальных природных объектов и многое, многое другое. Зная особенности природы континента, населения и его хозяйствен­ной жизни, вы сами определите, где бы вам хотелось побывать, что в первую очередь вам бы хотелось «увидеть своими глазами».

2. Определив маршрут путешествия, его начальную и конечную точки, нанесите маршрут на контурную карту — отметьте объекты, которые планируете посетить (не менее пяти), проложите путь сле­дования. Знаки легенды карты придумайте самостоятельно.

3. В тетради дайте краткое описание объектов изучения.

4. Используя комплексную карту, свои знания по теме, в тетра­ди опишите современные ландшафты и различия в характере ос­воения территории по маршруту следования.


Практическая работа № 21

Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности


Цели работы:

1. Сравнить климат Евразии с климатом Север­ной Америки. Определить типы климата Евразии по климатограм­мам, оценить климатические условия для жизни людей и их хо­зяйственной деятельности.

2. Проверить и оценить умение анализировать климатограммы и делать вывод о типе климата.


Последовательность выполнения работы

1. Рассмотрев климатические карты Евразии и Северной Аме­рики, карту «Климатические пояса и области мира», сравните кли­мат Евразии и Северной Америки по плану (устно):

а) в каких климатических поясах расположены материки;

б) сравните показатели абсолютных температур;

в) на каком материке засушливые области и области наиболь­шего выпадения осадков занимают большую площадь.

2. Сделайте вывод, на каком материке климат более разнообра­зен. Приведите конкретные примеры, объясните причины разно­образия климата Евразии. Краткий вывод с примерами и объясне­нием разнообразия климата Евразии запишите в тетрадь.

3. Определите типы климата Евразии по климатограммам (учеб­ник, рис. 95, с. 212).

4. В результате сопоставления данных климатограмм с клима­тической картой Евразии, картой «Климатические пояса и облас­ти мира» определите тип климата.

5. Оцените климатические условия для жизни людей и их хо­зяйственной деятельности для каждого из пунктов.

6. Результаты работы оформите в виде таблицы.

климато- граммы

Мах t

(месяц)

Min t

(месяц)

Ампли­туда t

Коли­чество

Режим выпаде­ния осадков

Тип

кли­мата

Оценка

условий для жизни и хоз. деятельности людей

1

2

3









Практическая работа № 22

Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различий в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения


Цели работы:

1. Сравнить природные зоны в Евразии и Север­ной Америке по 40-й параллели. Выявить черты сходства и разли­чий в чередовании зон, степени их антропогенного изменения.

2. Проверить и оценить умение выявлять причины, обусловив­шие чередование природных зон и различие в их расположении на материках Евразия и Северная Америка.


Последовательность выполнения работы

  1. Пользуясь картами природных зон Евразии и Северной Аме­рики, выпишите в тетрадь все природные зоны этих материков с запада на восток по 40-й параллели.

Евразия:

Северная Америка:

  1. Подчеркните природные зоны, имеющиеся только на одном из материков.

  2. Сделайте вывод о причинах отсутствия той или иной при­родной зоны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

По линии 40-й параллели на материках Евразия и Северная Америка есть сходные природные зоны, например жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Какие вы видите различия в характере располо­жения этих природных зон? Каковы причины этих различий? Крат­кий вывод запишите в тетрадь.

4. Сделайте общий вывод, от каких причин зависит характер рас­положения природных зон.


Практическая работа № 23

Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и одной из стран зарубежной Азии


Цели работы:

1. Составить описание одной из стран зарубеж­ной Европы и одной из стран зарубежной Азии.

2. Проверить и оценить умение использовать карты атласа и другие источники географической информации для решения по­ставленных задач.

Вариант 1 - Швеция. Вариант 2 — Саудовская Аравия.


Последовательность выполнения работы

Используя прием наложения карт (карты атласа подобрать са­мостоятельно), составить краткое письменное описание страны по предложенному плану.

План описания страны

  1. Название страны и ее столица.

  2. Физико-географическое положение страны:

  3. В какой части материка расположена страна или занимает островное положение?

  4. С какими странами граничит?

  5. Положение страны по отношению к морям и океанам.

  6. Природные условия:

  7. Особенности рельефа (общий характер поверхности, основ­ные формы рельефа и распределение высот). Полезные ис­копаемые.

  8. Климатические условия в разных частях страны (климати­ческие пояса, средние температуры июля и января, годовое количество осадков). Различия климата по территории и по сезонам.

  9. Крупные реки и озера.

  10. Почвы.

  11. Природные зоны и их основные особенности. Растительность и животный мир.

  12. Население и хозяйственная жизнь:

  13. Численность населения и размещение по территории стра­ны, примерная плотность населения.

  14. Состав населения (основные народы).

  15. Особенности быта населения (жилища, традиции).

  16. Хозяйственная жизнь населения (добываемые полезные ис­копаемые, какие отрасли промышленности, транспорта есть в стране, крупные города, какие сельскохозяйственные куль­туры выращиваются, какие породы животных разводятся).

  17. Влияние хозяйственной деятельности населения на окружа­ющую природную среду. Меры по рациональному исполь­зованию и охране природы.

Практическая работа № 24

Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам


Цели работы:

1. Составить «каталог» стран Европы и Азии, сгруппировав их по различным признакам.

2. Учиться классифицировать объекты.


Последовательность выполнения работы

      1. Сгруппируйте страны Европы и Азии по различным призна­кам, отражающим их своеобразие.

      2. Результаты работы оформите в виде таблицы. В качестве при­мера впишите несколько стран (не более 5).

Отличительные признаки

Страны Европы

Страны Азии

1. По размеру территории:

  • самые большие по площади государства

  • «карликовые» государства



2. По численности населения:

  • страны с наибольшей численностью населения

  • страны с наименьшей численностью населения



3. По плотности населения:

  • самые густонаселенные страны

  • страны с самой низкой плотностью населения



4. По особенностям географического положения:

  • приморские

  • полуостровные

  • островные

  • страны-архипелаги

  • страны, лишенные выхода к морю





Практическая работа № 25

Анализ карт различного содержания с целью определения взаимосвязей географических компонентов природных комплексов между собой.

Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия


Цели работы:

1. Конкретизировать знания о воздействии света, тепла и влаги, хозяйственной деятельности человека на компонен­ты природного комплекса.

2. Проверить и оценить умение показывать взаимосвязь между природными компонентами конкретного природного комплекса.


Последовательность выполнения работы

1. Опишите и сравните природные комплексы, находящиеся в различных условиях по отношению к получению света, тепла, вла­ги. Данные, полученные в процессе изучения компонентов комп­лекса, обобщите в виде таблицы.

План описания комплекса


Природные комплексы

Степень антропогенного воздействия

1. Название природного комплекса




2. Влияние на компоненты комплекса света, тепла и влаги




3. Почвы, характерные для комплекса




4. Преобладающая растительность




5. Животный мир




Выводы о взаимосвязи компонентов и причинах, обусловливающих их различие. —






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Практические работы по географии 7 класс.

Автор: Пузевич Ирина Викторовна

Дата: 04.10.2017

Номер свидетельства: 430837

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Методические рекомендации к практическим работам"
    ["seo_title"] => string(57) "mietodichieskiie_riekomiendatsii_k_praktichieskim_rabotam"
    ["file_id"] => string(6) "348313"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476193073"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Практические работы за курс физической географии Казахстана 8 класс "
    ["seo_title"] => string(76) "praktichieskiie-raboty-za-kurs-fizichieskoi-ghieoghrafii-kazakhstana-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "140797"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418022722"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Практические работы по теме "Хозяйство экономических районов России" "
    ["seo_title"] => string(76) "praktichieskiie-raboty-po-tiemie-khoziaistvo-ekonomichieskikh-raionov-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "111082"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407042532"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Методика проведения практических работ по географии "
    ["seo_title"] => string(61) "mietodika-proviedieniia-praktichieskikh-rabot-po-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "141645"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418145604"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Тетрадь для выполнения практических работ по географии для 5 класса"
    ["seo_title"] => string(77) "tietrad-dlia-vypolnieniia-praktichieskikh-rabot-po-ghieoghrafii-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "255393"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447927304"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства