kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Практическая география"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс позволяет успешно подготовиться к ОГЭ. Выявить возможные упущения в освоении материала отдельных разделов, ликвидировать соответствующие пробелы. Темы, изучаемые в данном курсе, помогут учащимся систематизировать полученные знания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Практическая география"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти «Классическая гимназия №39»

(МБУ «Гимназия №39»)





Принята на заседании

педагогического совета

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ года



«Утверждаю»

Директор МБУ «Гимназия №39»

___________/ Терлецкая Т.Л.

«____» ________ 20___ года











Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа естественно – научной направленности


«Практическая география»


для обучающихся: 9 классов





Разработчик:

Подоляк О.А., учитель географии

















Тольятти

2019







Оглавление

Пояснительная записка (характеристика программы)

Учебно-тематический) план

Содержание

Методическое обеспечение

Список литературы

Приложение «Календарно-тематический план» (Календарный учебный график)


В современных условиях географическое образование должно быть необходимым, и вместе с тем иметь предпосылки, ориентирующие на сознательный выбор жизненного пути. Самое важное для каждого человека найти свое место в жизни. География имеет единый объект изучения – территорию со всем ее «наполнением»: природой, хозяйством, населением.

Данный курс позволяет успешно подготовиться к ОГЭ. Выявить возможные упущения в освоении материала отдельных разделов, ликвидировать соответствующие пробелы. Темы, изучаемые в данном курсе, помогут учащимся систематизировать полученные знания. Курс содержит с одной стороны базовое ядро (обязательный минимум содержания географического образования), а с другой – наиболее актуальные процессы и явления современности: демографические, этнические, социально культурные, экологические, экономические.

Содержание курса направлено на расширение знаний по основным вопросам

географии.

Направленность - естественнонаучная.

Актуальность программы определяется высокой значимостью рассматриваемых в ней разделов для формирования естественнонаучного мировоззрения обучающихся. Комплексный подход к наукам о Земле соответствует современным требованиям модернизации системы образования. При выполнении практических заданий учащиеся учатся применять теорию на практике, самостоятельно добиваться поставленной цели, развиваются их аналитические способности.

Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Интерактивные игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.  

Цель курса - формирование у учащихся системы знаний географической картины единого географического мира, формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимодействии.

Задачи курса: способствовать формированию географического мышления

школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

-передать учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание

которыми поможет им ориентироваться в современном мире; формировать у

учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством.

Роль географии в формировании всесторонне развитой личности незаменима. Географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их трудовой и бытовой деятельности.

Сроки реализации. Рабочая программа по естественнонаучному направлению «Практическая география» рассчитана на учащихся 9 класса на 1 учебный год по 1 часу в неделю. Всего 34 часа в год.

Методы работы

  1. Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа учащихся с выполнением различных заданий).

  2. Метод контроля: самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы.

  3. Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, эстетического и других форм воспитания.

Формы обучения: лекции, беседы, дискуссии, практические работы, викторины, игры.

Формы организации деятельности: по группам, индивидуально или всем составом.


Результаты освоения курса «Практическая география»

Личностные результаты:

  • формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,

  • обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества

Мета предметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

  • Учиться, критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Предметные результаты:

Ученик научится:

  • давать определения географическим понятиям и терминам;

  • оценивать географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;

  • выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;

  • использовать систему географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

  • анализировать, оценивать, прогнозировать современные социоприродные проблемы и проектировать пути их решения;

  • использовать карты как информационные образно-знаковые модели действительности;

  • давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач.

Ученик получит возможность научиться:

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять рефлексию, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

  • учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия достижения цели, прилагать целевые усилия на пути достижения цели, самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы

  • повторять ранее изученный материал в новом, т.е. активно устанавливать     внутри предметные связи, как по содержанию, так и по способам деятельности;

  • анализировать пройденный материал и обсуждать полученные сведения

Критерии и способы определения результативности - методы отслеживания результативности: педагогическое наблюдение; педагогический анализ результатов тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия в мероприятиях (викторинах, соревнованиях), решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях.




Учебно-тематический план

п/п

Название раздела, темы, модуль

Количество часов

Формы обучения/ аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика


I

План и карта

6

2

4


1

Источники географической информации. Условные знаки

1

1


Лекция

2

Ориентирование на местности.

1


1

Практическая работа

3

Горизонтали. Профиль местности.

1


1

Практическая работа

4

Координатная сетка. Широта. Долгота.

1

1


Лекция

5

Практическое занятие «Решение задач на определение географических координат»

1


1

Практическая работа

6

Определение расстояний на плане.

1


1

Практическая работа

II

Путешествия и географические открытия

2

1

1


7

География в древности. Эпоха Великих географических открытий. Путешественники, географы, которые внесли вклад в изучение России.

1

1


Беседа, лекция

8

Практическое занятие «Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте»

1


1

Беседа, лекция

III

Природа Земли

6

3

3


9

Развитие земной коры. Земная кора на карте.

1

1


Беседа, лекция

10

Атмосфера. Температура воздуха.

1


1

Практическая работа

11

Атмосферное давление.

1


1

Практическая работа

12

Климатические пояса Земли.

1

1


Беседа, лекция

13

Практическое занятие «Определение типов климата по климатическим диаграммам»

1


1

Практическая работа

14

Гидросфера: состав, свойства, происхождение.

1

1


Беседа, лекция

IV

Материки, океаны, народы и страны

7

6

2


15

Особенности природы Африки.

1

1


Беседа, лекция

16

Особенности природы Южной Америки

1

1


Беседа, лекция

17

Особенности природы Австралии и Антарктиды.

1

1


Беседа, лекция

18

Особенности природы Евразии.

1

1


Беседа, лекция

19

Особенности природы Северной Америки.

1

1


Беседа, лекция

20

Страны мира. Классификация стран.

1


1

Практическая работа

21

Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов»

1


1

Практическая работа

V

География России

12

9

3


22

ГП России.

1

1


Беседа, лекция

23

Административно-территориальное устройство РФ.

1

1


Беседа, лекция

24

Экономические районы России.

1

1


Беседа, лекция

25

Часовые пояса. Поясное время.

1


1

Практическая работа

26

Общая характеристика природы России.

1

1


Беседа, лекция

27

Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов».

1


1

Практическая работа

28

Народы, населяющие Россию, их география.

1

1


Беседа, лекция

29

Демографическая ситуация в России.

1

1


Беседа, лекция

30

Практическое занятие «Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков»

1


1

Практическая работа

31

Регионы России. Хозяйство Европейской части России.

1

1


Беседа, лекция

32

Регионы России. Хозяйство Азиатской части России.

1

1


Беседа, лекция

33

Природопользование и экология.

1

1


Беседа, лекция

VI

Итоговое занятие

1


1


34

Обобщение материала по программе курса

1


1

Практическая работа



Содержание курса «Практическая география»

  1. План и карта (6 часов)

Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт. Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб, азимут, способы изображения рельефа, чтение карты. Чтение топографических и физических карт. Измерение направлений, расстояний, географических координат. Комплексный анализ географических условий по топографической карте. Построение профиля рельефа местности. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей.

Формы организации деятельности:

Беседа, лекция, тестирование

Практические задания:

1. Ориентирование по плану и карте.

2. Решение задач на определение географических координат.

3.Построение профиля рельефа местности по топографической карте.

4. Определение расстояний на плане и карте.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения; организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; работать с картой: опре­делять по географическим координатам местополо­жения объектов и наоборот, измерять на­правлений и расстояний на плане и карте.


  1. Путешествия и географические открытия (2 часа)

Карта мира, сделанная Птолемеем. Древнейшие описания Земли. Эратосфен, Страбон, Геродот. Древние карты. «География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея.

Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора, 1554. Эпоха экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В. Ломоносов, Александр фон Гумбольдт. География Средневековья. Марко Поло.

Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков. Русское географическое общество, мощные географические школы, (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев).

Формы организации деятельности:

Беседа, лекция, тестирование

Практическое задание: Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

осознавать роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития; формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях.

  1. Природа Земли (6 часов)

Строение Земли. Оболочки Земли. Геохронология. Вулканизм, гейзеры, сейсмические пояса. Горные породы по происхождению. Экзогенные и эндогенные процессы. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры водных объектов.

Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы. Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров.

Формы организации деятельности:

Беседа, лекция, тестирование

Практические задания:

  1. Определение средней температуры при подъеме и спуске.

  2. Решение задач на определение атмосферного давления

  3. . Определение типов климата по климатическим диаграммам

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

ориентироваться по физической, экономической и политической картам; овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека

  1. Материки, океаны, народы и страны (7 часов)

Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Объяснение закономерностей проявления особенностей природы. Народы Земли, их отличительные особенности и география. Религии народов мира. Классификация стран. Выделение уникальных стран в мире. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.

Формы организации деятельности:

Беседа, лекция, тестирование

Практические задания:

1.Описание страны по плану.

2.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

ориентироваться по физической, экономической и политической картам; анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных; характеризовать по картам климата различных и природных зон различных материков; осваивать системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся; знать и уметь характеризовать уникальные объекты мира.

  1. География России (12 часов)

Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира на территории Земли. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники природы. Народы России, их обычаи, традиции, религия, география. Традиционные отрасли хозяйства народов России. Урбанизация в России. Особенности и специализация экономических районов России. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения предприятий. Определение факторов размещения отдельных предприятий по территории страны. Провинциальные города нашей страны. Архитектурные памятники в России. Классификация природных ресурсов. Определение субъектов по краткому описанию.

Формы организации деятельности:

Беседа, лекция, тестирование

Практические задания:

1. Решение географических задач на определение поясного времени.

2. Решение задач на определение доли отрасли в хозяйстве региона.

3.Решение задач по определению субъектов по краткому описанию.

4.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.

5. Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков

6. Определение причинно-следственных связей между объектами.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; решать задач на определение поясного времени; оценивать степень комфортности или природных условий любой точки мира по наличию климатических, почвенных, водных, рекреационных ресурсов; расширять кругозор учащихся в области географии.

6. Итоговое занятие (1 час)

Обобщение материала по программе курса. Анализ наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению. Практическое решение заданий ОГЭ по географии.

Формы организации деятельности:

-практикум

-задания КИМ

-презентации

Характеристика основных видов деятельности учащихся;

анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных.;овладеть системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.


Перечень учебно-методического обеспечения

Успех обучения определяется не только содержанием учебного материала и формой его подачи, но и методами и средствами обучения. Многое зависит от учебно-методического комплекса, используемого в преподавании курса.

Учебно-методический комплекс:

1. Учебно-методический комплект (УМК);

3. Контрольно-измерительные материалы по курсу;

4. Информационные ресурсы (электронные учебники, Интернет);

5. Технические средства обучения (интерактивная доска, проектор, аудио- и видео материалы);

6. Карты, таблицы;

7. Комплект портретов выдающихся географов и путешественников;

8. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

9. Лабораторное и демонстрационное оборудование.


Список литературы

  1. Дидактические карточки-задания по географии. Р.Х. Хабибуллин. К учебнику А.И.Алексеева, В.В.Николиной «География: Население и хозяйство России. 9 класс». М. «Экзамен» 2005.

  2. Рабочая тетрадь. 9 класс. В.П.Дронов. «География России. Население и хозяйство». К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова «География России. Население и хозяйство». М. «Дрофа» 2003-2005.

  3. Дидактические карточки-задания по географии. Ч.1, ч.2. Л.Е.Перлов. К учебнику В.П.Дронова, В.Я.Рома «География России. Население и хозяйство». М. «Экзамен» 2008.

  4. Атлас по географии с комплектом контурных карт. М. «Дрофа» 2008-2012.

  5. Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2015.

  6. Атлас. География. 8 класс. М.: Дрофа, 2015. .

  7. География материков и океанов. 7 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева «География материков и океанов. 7 класс» / И.В. Душина. – М.: Дрофа, 2007.

  8. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Электронное приложение. М.: Дрофа, 2014

  9. Душина И. В., Щенев В. А. География. Материки, океаны народы и страны. 7 класс Методическое пособие. М.: Дрофа, 2014

  10. Контурные карты «Дрофа», 2009 г. Атлас «Дрофа», 2009 г.


Дополнительная литература:

  1. Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобжанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа 2004.

  2. Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа 2007.

  3. Родионова И. А. Экономическая география России. – М.: Московский лицей, 2001.

  4. Маерова Н. Ю. Уроки географии. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2004.

  5. Мультимедийные обучающие программы: География 8 класс. Природа России.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Практическая география"

Автор: Подоляк Оксана Анатольевна

Дата: 30.10.2020

Номер свидетельства: 561858

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Программа внеурочной деятельности «Практическая география»"
    ["seo_title"] => string(60) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_prakticheskaia_geografiia"
    ["file_id"] => string(6) "541264"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1582743829"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Методические рекомендации к практическим работам"
    ["seo_title"] => string(57) "mietodichieskiie_riekomiendatsii_k_praktichieskim_rabotam"
    ["file_id"] => string(6) "348313"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476193073"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ. МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
    ["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-poznavatiel-nogo-intieriesa-na-urokakh-gieografii-motivatsiia-uchashchikhsia-k-izuchieniiu-gieografii-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "252762"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447434892"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая программа по географии для 5 класса в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-dlia-5-klassa-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "183504"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425894514"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Рабочая программа учителя  по географии 6 класс "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-uchitielia-po-ghieoghrafii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "191678"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427357021"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1770 руб.
2530 руб.
1710 руб.
2440 руб.
2220 руб.
3170 руб.
1620 руб.
2310 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства