kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Практическая география"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс позволяет успешно подготовиться к ОГЭ. Выявить возможные упущения в освоении материала отдельных разделов, ликвидировать соответствующие пробелы. Темы, изучаемые в данном курсе, помогут учащимся систематизировать полученные знания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Практическая география"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти «Классическая гимназия №39»

(МБУ «Гимназия №39»)





Принята на заседании

педагогического совета

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ года



«Утверждаю»

Директор МБУ «Гимназия №39»

___________/ Терлецкая Т.Л.

«____» ________ 20___ года











Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа естественно – научной направленности


«Практическая география»


для обучающихся: 9 классов





Разработчик:

Подоляк О.А., учитель географии

















Тольятти

2019







Оглавление

Пояснительная записка (характеристика программы)

Учебно-тематический) план

Содержание

Методическое обеспечение

Список литературы

Приложение «Календарно-тематический план» (Календарный учебный график)


В современных условиях географическое образование должно быть необходимым, и вместе с тем иметь предпосылки, ориентирующие на сознательный выбор жизненного пути. Самое важное для каждого человека найти свое место в жизни. География имеет единый объект изучения – территорию со всем ее «наполнением»: природой, хозяйством, населением.

Данный курс позволяет успешно подготовиться к ОГЭ. Выявить возможные упущения в освоении материала отдельных разделов, ликвидировать соответствующие пробелы. Темы, изучаемые в данном курсе, помогут учащимся систематизировать полученные знания. Курс содержит с одной стороны базовое ядро (обязательный минимум содержания географического образования), а с другой – наиболее актуальные процессы и явления современности: демографические, этнические, социально культурные, экологические, экономические.

Содержание курса направлено на расширение знаний по основным вопросам

географии.

Направленность - естественнонаучная.

Актуальность программы определяется высокой значимостью рассматриваемых в ней разделов для формирования естественнонаучного мировоззрения обучающихся. Комплексный подход к наукам о Земле соответствует современным требованиям модернизации системы образования. При выполнении практических заданий учащиеся учатся применять теорию на практике, самостоятельно добиваться поставленной цели, развиваются их аналитические способности.

Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Интерактивные игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.  

Цель курса - формирование у учащихся системы знаний географической картины единого географического мира, формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимодействии.

Задачи курса: способствовать формированию географического мышления

школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

-передать учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание

которыми поможет им ориентироваться в современном мире; формировать у

учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством.

Роль географии в формировании всесторонне развитой личности незаменима. Географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их трудовой и бытовой деятельности.

Сроки реализации. Рабочая программа по естественнонаучному направлению «Практическая география» рассчитана на учащихся 9 класса на 1 учебный год по 1 часу в неделю. Всего 34 часа в год.

Методы работы

  1. Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа учащихся с выполнением различных заданий).

  2. Метод контроля: самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы.

  3. Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, эстетического и других форм воспитания.

Формы обучения: лекции, беседы, дискуссии, практические работы, викторины, игры.

Формы организации деятельности: по группам, индивидуально или всем составом.


Результаты освоения курса «Практическая география»

Личностные результаты:

  • формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,

  • обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества

Мета предметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

  • Учиться, критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Предметные результаты:

Ученик научится:

  • давать определения географическим понятиям и терминам;

  • оценивать географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;

  • выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;

  • использовать систему географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

  • анализировать, оценивать, прогнозировать современные социоприродные проблемы и проектировать пути их решения;

  • использовать карты как информационные образно-знаковые модели действительности;

  • давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач.

Ученик получит возможность научиться:

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять рефлексию, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

  • учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия достижения цели, прилагать целевые усилия на пути достижения цели, самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы

  • повторять ранее изученный материал в новом, т.е. активно устанавливать     внутри предметные связи, как по содержанию, так и по способам деятельности;

  • анализировать пройденный материал и обсуждать полученные сведения

Критерии и способы определения результативности - методы отслеживания результативности: педагогическое наблюдение; педагогический анализ результатов тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия в мероприятиях (викторинах, соревнованиях), решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях.




Учебно-тематический план

п/п

Название раздела, темы, модуль

Количество часов

Формы обучения/ аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика


I

План и карта

6

2

4


1

Источники географической информации. Условные знаки

1

1


Лекция

2

Ориентирование на местности.

1


1

Практическая работа

3

Горизонтали. Профиль местности.

1


1

Практическая работа

4

Координатная сетка. Широта. Долгота.

1

1


Лекция

5

Практическое занятие «Решение задач на определение географических координат»

1


1

Практическая работа

6

Определение расстояний на плане.

1


1

Практическая работа

II

Путешествия и географические открытия

2

1

1


7

География в древности. Эпоха Великих географических открытий. Путешественники, географы, которые внесли вклад в изучение России.

1

1


Беседа, лекция

8

Практическое занятие «Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте»

1


1

Беседа, лекция

III

Природа Земли

6

3

3


9

Развитие земной коры. Земная кора на карте.

1

1


Беседа, лекция

10

Атмосфера. Температура воздуха.

1


1

Практическая работа

11

Атмосферное давление.

1


1

Практическая работа

12

Климатические пояса Земли.

1

1


Беседа, лекция

13

Практическое занятие «Определение типов климата по климатическим диаграммам»

1


1

Практическая работа

14

Гидросфера: состав, свойства, происхождение.

1

1


Беседа, лекция

IV

Материки, океаны, народы и страны

7

6

2


15

Особенности природы Африки.

1

1


Беседа, лекция

16

Особенности природы Южной Америки

1

1


Беседа, лекция

17

Особенности природы Австралии и Антарктиды.

1

1


Беседа, лекция

18

Особенности природы Евразии.

1

1


Беседа, лекция

19

Особенности природы Северной Америки.

1

1


Беседа, лекция

20

Страны мира. Классификация стран.

1


1

Практическая работа

21

Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов»

1


1

Практическая работа

V

География России

12

9

3


22

ГП России.

1

1


Беседа, лекция

23

Административно-территориальное устройство РФ.

1

1


Беседа, лекция

24

Экономические районы России.

1

1


Беседа, лекция

25

Часовые пояса. Поясное время.

1


1

Практическая работа

26

Общая характеристика природы России.

1

1


Беседа, лекция

27

Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов».

1


1

Практическая работа

28

Народы, населяющие Россию, их география.

1

1


Беседа, лекция

29

Демографическая ситуация в России.

1

1


Беседа, лекция

30

Практическое занятие «Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков»

1


1

Практическая работа

31

Регионы России. Хозяйство Европейской части России.

1

1


Беседа, лекция

32

Регионы России. Хозяйство Азиатской части России.

1

1


Беседа, лекция

33

Природопользование и экология.

1

1


Беседа, лекция

VI

Итоговое занятие

1


1


34

Обобщение материала по программе курса

1


1

Практическая работа



Содержание курса «Практическая география»

  1. План и карта (6 часов)

Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт. Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб, азимут, способы изображения рельефа, чтение карты. Чтение топографических и физических карт. Измерение направлений, расстояний, географических координат. Комплексный анализ географических условий по топографической карте. Построение профиля рельефа местности. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей.

Формы организации деятельности:

Беседа, лекция, тестирование

Практические задания:

1. Ориентирование по плану и карте.

2. Решение задач на определение географических координат.

3.Построение профиля рельефа местности по топографической карте.

4. Определение расстояний на плане и карте.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения; организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; работать с картой: опре­делять по географическим координатам местополо­жения объектов и наоборот, измерять на­правлений и расстояний на плане и карте.


  1. Путешествия и географические открытия (2 часа)

Карта мира, сделанная Птолемеем. Древнейшие описания Земли. Эратосфен, Страбон, Геродот. Древние карты. «География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея.

Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора, 1554. Эпоха экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В. Ломоносов, Александр фон Гумбольдт. География Средневековья. Марко Поло.

Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков. Русское географическое общество, мощные географические школы, (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев).

Формы организации деятельности:

Беседа, лекция, тестирование

Практическое задание: Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

осознавать роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития; формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях.

  1. Природа Земли (6 часов)

Строение Земли. Оболочки Земли. Геохронология. Вулканизм, гейзеры, сейсмические пояса. Горные породы по происхождению. Экзогенные и эндогенные процессы. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры водных объектов.

Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы. Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров.

Формы организации деятельности:

Беседа, лекция, тестирование

Практические задания:

  1. Определение средней температуры при подъеме и спуске.

  2. Решение задач на определение атмосферного давления

  3. . Определение типов климата по климатическим диаграммам

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

ориентироваться по физической, экономической и политической картам; овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека

  1. Материки, океаны, народы и страны (7 часов)

Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Объяснение закономерностей проявления особенностей природы. Народы Земли, их отличительные особенности и география. Религии народов мира. Классификация стран. Выделение уникальных стран в мире. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.

Формы организации деятельности:

Беседа, лекция, тестирование

Практические задания:

1.Описание страны по плану.

2.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

ориентироваться по физической, экономической и политической картам; анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных; характеризовать по картам климата различных и природных зон различных материков; осваивать системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся; знать и уметь характеризовать уникальные объекты мира.

  1. География России (12 часов)

Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира на территории Земли. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники природы. Народы России, их обычаи, традиции, религия, география. Традиционные отрасли хозяйства народов России. Урбанизация в России. Особенности и специализация экономических районов России. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения предприятий. Определение факторов размещения отдельных предприятий по территории страны. Провинциальные города нашей страны. Архитектурные памятники в России. Классификация природных ресурсов. Определение субъектов по краткому описанию.

Формы организации деятельности:

Беседа, лекция, тестирование

Практические задания:

1. Решение географических задач на определение поясного времени.

2. Решение задач на определение доли отрасли в хозяйстве региона.

3.Решение задач по определению субъектов по краткому описанию.

4.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.

5. Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков

6. Определение причинно-следственных связей между объектами.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; решать задач на определение поясного времени; оценивать степень комфортности или природных условий любой точки мира по наличию климатических, почвенных, водных, рекреационных ресурсов; расширять кругозор учащихся в области географии.

6. Итоговое занятие (1 час)

Обобщение материала по программе курса. Анализ наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению. Практическое решение заданий ОГЭ по географии.

Формы организации деятельности:

-практикум

-задания КИМ

-презентации

Характеристика основных видов деятельности учащихся;

анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных.;овладеть системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.


Перечень учебно-методического обеспечения

Успех обучения определяется не только содержанием учебного материала и формой его подачи, но и методами и средствами обучения. Многое зависит от учебно-методического комплекса, используемого в преподавании курса.

Учебно-методический комплекс:

1. Учебно-методический комплект (УМК);

3. Контрольно-измерительные материалы по курсу;

4. Информационные ресурсы (электронные учебники, Интернет);

5. Технические средства обучения (интерактивная доска, проектор, аудио- и видео материалы);

6. Карты, таблицы;

7. Комплект портретов выдающихся географов и путешественников;

8. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

9. Лабораторное и демонстрационное оборудование.


Список литературы

  1. Дидактические карточки-задания по географии. Р.Х. Хабибуллин. К учебнику А.И.Алексеева, В.В.Николиной «География: Население и хозяйство России. 9 класс». М. «Экзамен» 2005.

  2. Рабочая тетрадь. 9 класс. В.П.Дронов. «География России. Население и хозяйство». К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова «География России. Население и хозяйство». М. «Дрофа» 2003-2005.

  3. Дидактические карточки-задания по географии. Ч.1, ч.2. Л.Е.Перлов. К учебнику В.П.Дронова, В.Я.Рома «География России. Население и хозяйство». М. «Экзамен» 2008.

  4. Атлас по географии с комплектом контурных карт. М. «Дрофа» 2008-2012.

  5. Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2015.

  6. Атлас. География. 8 класс. М.: Дрофа, 2015. .

  7. География материков и океанов. 7 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева «География материков и океанов. 7 класс» / И.В. Душина. – М.: Дрофа, 2007.

  8. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Электронное приложение. М.: Дрофа, 2014

  9. Душина И. В., Щенев В. А. География. Материки, океаны народы и страны. 7 класс Методическое пособие. М.: Дрофа, 2014

  10. Контурные карты «Дрофа», 2009 г. Атлас «Дрофа», 2009 г.


Дополнительная литература:

  1. Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобжанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа 2004.

  2. Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа 2007.

  3. Родионова И. А. Экономическая география России. – М.: Московский лицей, 2001.

  4. Маерова Н. Ю. Уроки географии. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2004.

  5. Мультимедийные обучающие программы: География 8 класс. Природа России.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Практическая география"

Автор: Подоляк Оксана Анатольевна

Дата: 30.10.2020

Номер свидетельства: 561858

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Программа внеурочной деятельности «Практическая география»"
    ["seo_title"] => string(60) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_prakticheskaia_geografiia"
    ["file_id"] => string(6) "541264"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1582743829"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Методические рекомендации к практическим работам"
    ["seo_title"] => string(57) "mietodichieskiie_riekomiendatsii_k_praktichieskim_rabotam"
    ["file_id"] => string(6) "348313"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476193073"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ. МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
    ["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-poznavatiel-nogo-intieriesa-na-urokakh-gieografii-motivatsiia-uchashchikhsia-k-izuchieniiu-gieografii-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "252762"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447434892"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая программа по географии для 5 класса в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-dlia-5-klassa-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "183504"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425894514"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Рабочая программа учителя  по географии 6 класс "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-uchitielia-po-ghieoghrafii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "191678"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427357021"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства