Данный курс позволяет успешно подготовиться к ОГЭ. Выявить возможные упущения в освоении материала отдельных разделов, ликвидировать соответствующие пробелы. Темы, изучаемые в данном курсе, помогут учащимся систематизировать полученные знания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В современных условиях географическое образование должно быть необходимым, и вместе с тем иметь предпосылки, ориентирующие на сознательный выбор жизненного пути. Самое важное для каждого человека найти свое место в жизни. География имеет единый объект изучения – территорию со всем ее «наполнением»: природой, хозяйством, населением.
Данный курс позволяет успешно подготовиться к ОГЭ. Выявить возможные упущения в освоении материала отдельных разделов, ликвидировать соответствующие пробелы. Темы, изучаемые в данном курсе, помогут учащимся систематизировать полученные знания. Курс содержит с одной стороны базовое ядро (обязательный минимум содержания географического образования), а с другой – наиболее актуальные процессы и явления современности: демографические, этнические, социально культурные, экологические, экономические.
Содержание курса направлено на расширение знаний по основным вопросам
географии.
Направленность - естественнонаучная.
Актуальность программы определяется высокой значимостью рассматриваемых в ней разделов для формирования естественнонаучного мировоззрения обучающихся. Комплексный подход к наукам о Земле соответствует современным требованиям модернизации системы образования. При выполнении практических заданий учащиеся учатся применять теорию на практике, самостоятельно добиваться поставленной цели, развиваются их аналитические способности.
Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Интерактивные игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.
Цель курса - формирование у учащихся системы знаний географической картины единого географического мира, формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимодействии.
Задачи курса: способствовать формированию географического мышления
школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
-передать учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание
которыми поможет им ориентироваться в современном мире; формировать у
учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством.
Роль географии в формировании всесторонне развитой личности незаменима. Географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их трудовой и бытовой деятельности.
Сроки реализации. Рабочая программа по естественнонаучному направлению «Практическая география» рассчитана на учащихся 9 класса на 1 учебный год по 1 часу в неделю. Всего 34 часа в год.
Методы работы
Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа учащихся с выполнением различных заданий).
Метод контроля: самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы.
Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, эстетического и других форм воспитания.
Формы обучения: лекции, беседы, дискуссии, практические работы, викторины, игры.
Формы организации деятельности: по группам, индивидуально или всем составом.
Результаты освоения курса «Практическая география»
Личностные результаты:
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества
Мета предметные результаты:
Регулятивные УУД:
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться, критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Познавательные УУД:
формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Предметные результаты:
Ученик научится:
давать определения географическим понятиям и терминам;
оценивать географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
использовать систему географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
анализировать, оценивать, прогнозировать современные социоприродные проблемы и проектировать пути их решения;
использовать карты как информационные образно-знаковые модели действительности;
давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять рефлексию, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия достижения цели, прилагать целевые усилия на пути достижения цели, самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы
повторять ранее изученный материал в новом, т.е. активно устанавливать внутри предметные связи, как по содержанию, так и по способам деятельности;
анализировать пройденный материал и обсуждать полученные сведения
Критерии и способы определения результативности - методы отслеживания результативности: педагогическое наблюдение; педагогический анализ результатов тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия в мероприятиях (викторинах, соревнованиях), решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях.
Учебно-тематический план
№ п/п
Название раздела, темы, модуль
Количество часов
Формы обучения/ аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
I
План и карта
6
2
4
1
Источники географической информации. Условные знаки
1
1
Лекция
2
Ориентирование на местности.
1
1
Практическая работа
3
Горизонтали. Профиль местности.
1
1
Практическая работа
4
Координатная сетка. Широта. Долгота.
1
1
Лекция
5
Практическое занятие «Решение задач на определение географических координат»
1
1
Практическая работа
6
Определение расстояний на плане.
1
1
Практическая работа
II
Путешествия и географические открытия
2
1
1
7
География в древности. Эпоха Великих географических открытий. Путешественники, географы, которые внесли вклад в изучение России.
1
1
Беседа, лекция
8
Практическое занятие «Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте»
1
1
Беседа, лекция
III
Природа Земли
6
3
3
9
Развитие земной коры. Земная кора на карте.
1
1
Беседа, лекция
10
Атмосфера. Температура воздуха.
1
1
Практическая работа
11
Атмосферное давление.
1
1
Практическая работа
12
Климатические пояса Земли.
1
1
Беседа, лекция
13
Практическое занятие «Определение типов климата по климатическим диаграммам»
1
1
Практическая работа
14
Гидросфера: состав, свойства, происхождение.
1
1
Беседа, лекция
IV
Материки, океаны, народы и страны
7
6
2
15
Особенности природы Африки.
1
1
Беседа, лекция
16
Особенности природы Южной Америки
1
1
Беседа, лекция
17
Особенности природы Австралии и Антарктиды.
1
1
Беседа, лекция
18
Особенности природы Евразии.
1
1
Беседа, лекция
19
Особенности природы Северной Америки.
1
1
Беседа, лекция
20
Страны мира. Классификация стран.
1
1
Практическая работа
21
Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов»
1
1
Практическая работа
V
География России
12
9
3
22
ГП России.
1
1
Беседа, лекция
23
Административно-территориальное устройство РФ.
1
1
Беседа, лекция
24
Экономические районы России.
1
1
Беседа, лекция
25
Часовые пояса. Поясное время.
1
1
Практическая работа
26
Общая характеристика природы России.
1
1
Беседа, лекция
27
Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов».
1
1
Практическая работа
28
Народы, населяющие Россию, их география.
1
1
Беседа, лекция
29
Демографическая ситуация в России.
1
1
Беседа, лекция
30
Практическое занятие «Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков»
1
1
Практическая работа
31
Регионы России. Хозяйство Европейской части России.
1
1
Беседа, лекция
32
Регионы России. Хозяйство Азиатской части России.
1
1
Беседа, лекция
33
Природопользование и экология.
1
1
Беседа, лекция
VI
Итоговое занятие
1
1
34
Обобщение материала по программе курса
1
1
Практическая работа
Содержание курса «Практическая география»
План и карта (6 часов)
Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт. Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб, азимут, способы изображения рельефа, чтение карты. Чтение топографических и физических карт. Измерение направлений, расстояний, географических координат. Комплексный анализ географических условий по топографической карте. Построение профиля рельефа местности. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей.
Формы организации деятельности:
Беседа, лекция, тестирование
Практические задания:
1. Ориентирование по плану и карте.
2. Решение задач на определение географических координат.
3.Построение профиля рельефа местности по топографической карте.
4. Определение расстояний на плане и карте.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения; организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; работать с картой: определять по географическим координатам местоположения объектов и наоборот, измерять направлений и расстояний на плане и карте.
Путешествия и географические открытия (2 часа)
Карта мира, сделанная Птолемеем. Древнейшие описания Земли. Эратосфен, Страбон, Геродот. Древние карты. «География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея.
Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора, 1554. Эпоха экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В. Ломоносов, Александр фон Гумбольдт. География Средневековья. Марко Поло.
Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков. Русское географическое общество, мощные географические школы, (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев).
Формы организации деятельности:
Беседа, лекция, тестирование
Практическое задание: Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
осознавать роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития; формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях.
Природа Земли (6 часов)
Строение Земли. Оболочки Земли.Геохронология.Вулканизм, гейзеры, сейсмические пояса. Горные породы по происхождению. Экзогенные и эндогенные процессы. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры водных объектов.
Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы. Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров.
Формы организации деятельности:
Беседа, лекция, тестирование
Практические задания:
Определение средней температуры при подъеме и спуске.
Решение задач на определение атмосферного давления
. Определение типов климата по климатическим диаграммам
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
ориентироваться по физической, экономической и политической картам; овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека
Материки, океаны, народы и страны (7 часов)
Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Объяснение закономерностей проявления особенностей природы. Народы Земли, их отличительные особенности и география. Религии народов мира. Классификация стран. Выделение уникальных стран в мире. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.
Формы организации деятельности:
Беседа, лекция, тестирование
Практические задания:
1.Описание страны по плану.
2.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
ориентироваться по физической, экономической и политической картам; анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных; характеризовать по картам климата различных и природных зон различных материков; осваивать системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся; знать и уметь характеризовать уникальные объекты мира.
География России (12 часов)
Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира на территории Земли. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники природы. Народы России, их обычаи, традиции, религия, география. Традиционные отрасли хозяйства народов России. Урбанизация в России. Особенности и специализация экономических районов России. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения предприятий. Определение факторов размещения отдельных предприятий по территории страны. Провинциальные города нашей страны. Архитектурные памятники в России. Классификация природных ресурсов. Определение субъектов по краткому описанию.
Формы организации деятельности:
Беседа, лекция, тестирование
Практические задания:
1. Решение географических задач на определение поясного времени.
2. Решение задач на определение доли отрасли в хозяйстве региона.
3.Решение задач по определению субъектов по краткому описанию.
4.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.
5. Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков
6. Определение причинно-следственных связей между объектами.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; решать задач на определение поясного времени; оценивать степень комфортности или природных условий любой точки мира по наличию климатических, почвенных, водных, рекреационных ресурсов; расширять кругозор учащихся в области географии.
6. Итоговое занятие (1 час)
Обобщение материала по программе курса. Анализ наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению. Практическое решение заданий ОГЭ по географии.
Формы организации деятельности:
-практикум
-задания КИМ
-презентации
Характеристика основных видов деятельности учащихся;
анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных.;овладеть системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Перечень учебно-методического обеспечения
Успех обучения определяется не только содержанием учебного материала и формой его подачи, но и методами и средствами обучения. Многое зависит от учебно-методического комплекса, используемого в преподавании курса.
5. Технические средства обучения (интерактивная доска, проектор, аудио- и видео материалы);
6. Карты, таблицы;
7. Комплект портретов выдающихся географов и путешественников;
8. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
9. Лабораторное и демонстрационное оборудование.
Список литературы
Дидактические карточки-задания по географии. Р.Х. Хабибуллин. К учебнику А.И.Алексеева, В.В.Николиной «География: Население и хозяйство России. 9 класс». М. «Экзамен» 2005.
Рабочая тетрадь. 9 класс. В.П.Дронов. «География России. Население и хозяйство». К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова «География России. Население и хозяйство». М. «Дрофа» 2003-2005.
Дидактические карточки-задания по географии. Ч.1, ч.2. Л.Е.Перлов. К учебнику В.П.Дронова, В.Я.Рома «География России. Население и хозяйство». М. «Экзамен» 2008.
Атлас по географии с комплектом контурных карт. М. «Дрофа» 2008-2012.
Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2015.
Атлас. География. 8 класс. М.: Дрофа, 2015. .
География материков и океанов. 7 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева «География материков и океанов. 7 класс» / И.В. Душина. – М.: Дрофа, 2007.
География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Электронное приложение. М.: Дрофа, 2014
Душина И. В., Щенев В. А. География. Материки, океаны народы и страны. 7 класс Методическое пособие. М.: Дрофа, 2014
Контурные карты «Дрофа», 2009 г. Атлас «Дрофа», 2009 г.
Дополнительная литература:
Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобжанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа 2004.
Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа 2007.
Родионова И. А. Экономическая география России. – М.: Московский лицей, 2001.
Маерова Н. Ю. Уроки географии. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2004.
Мультимедийные обучающие программы: География 8 класс. Природа России.