Программа внеурочной деятельности «Практическая география»
Программа внеурочной деятельности «Практическая география»
Программа адресованаобучающимся 9 классов. Общее число учебных часов- 34 (по 1 часу в неделю).
Содержание курса направлено на расширенное и углубленное изучение практических вопросов, на изучение которых в школьной программе уделяется недостаточно времени и которые вызывают у учащихся наибольшее затруднения. Также факультативный курс способствует формированию устойчивого интереса к предмету, исследовательского подхода в решении географических задач и помогает обучающимся подготовиться к ОГЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Практическая география»»
Программа внеурочной деятельности
«Практическая география»
9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена в соответствии:
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761и «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
Приказ Минобрнауки № 1040 от 22.09.2015 г. «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) (далее – ФГОС НОО);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) (далее – ФГОС ООО);
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) (далее – ФГОС СОО);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательный программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015);
СанПиН 2.4.2.28.21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29 декабря 2010 г. № 189 в редакции изменений №3, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. № 81);
Приказ Росстата от 17 августа 2016 г. № 429 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих подготовку по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Письмо Минобрнауки России «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе и в части проектной деятельности» от 18.08.2018 г. № 09-1672;
Основная образовательная программа МАОУ СОШ № 1
Учебный план МАОУ СОШ № 1 на 2019-2020 учебный год
Программа адресованаобучающимся 9 классов. Общее число учебных часов- 34 (по 1 часу в неделю).
Содержание курса направлено на расширенное и углубленное изучение практических вопросов, на изучение которых в школьной программе уделяется недостаточно времени и которые вызывают у учащихся наибольшее затруднения. Также факультативный курс способствует формированию устойчивого интереса к предмету, исследовательского подхода в решении географических задач и помогает обучающимся подготовиться к ОГЭ.
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета. В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к ГИА.
Даная рабочая программа содержит следующие структурные компоненты:
Пояснительную записку.
Планируемые результаты обучения по предмету
Содержание учебного предмета курса
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Список литературы и Интернет-ресурсов.
Приложения, включая различные задания и презентации.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Планируемый результат обучения - овладение школьниками системой физико-географических, картографических, социально-экономических, экологических, краеведческих знаний, умений, ценностных отношений; освоение путей применения знаний в разнообразных ситуациях; формирование у школьников социальных, коммуникативных, географических компетенций.
Личностными результатами являются: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметными результатами являются: освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
Предметными результатами являются: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного курса умения, специфические для предметной области «География», виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного курса, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
В процессе изучения курса внеурочной деятельности реализуется следующая цель – формирование следующих компетенций:
Ценностно-смысловая компетенция. Формирование мировоззрения, связанного с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От этого зависит программа жизнедеятельности ученика в будущем.
Общекультурная компетенция. Способствовать ознакомлению с особенностями национальной и общечеловеческой культуры, с духовно-нравственными основами жизни человека и человечества, отдельных народов, с культурологическими основами семейных, социальных, общественных явлений и традиций, с ролью науки и религии в жизни человека, их влиянием на мир.
Учебно-познавательная компетенция. Способствовать формированию и развитию компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Овладение географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных ситуациях. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Информационная компетенция. При помощи информационных технологий (Интернет), способствовать формированию умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в различных источниках.
Метапредметные компетенции:
умение работать с разными источниками географической информации;
умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
картографическая грамотность;
владение элементарными практическими умениями;
умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных природных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на разных материках в странах мира.
В программе предусмотрены теоретические и практические занятия:
теоретические (вводные лекции, беседы, самостоятельная работа обучающихся);
практические (работа с пособиями разного типа, работа с компьютером и другими информационными носителями).
Программа курса предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную и парную деятельность обучающихся, применяются такие технологии: как технологии развивающего обучения и критического мышления. Используются презентации, мультимедийные пособия. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению.
Компетентностный подход, реализуемый в рамках курсовой подготовке к ГИА по географии, дает возможность успешно подготовиться к экзамену, дает возможность интегрировать знания из разных предметных областей и формировать метапредметные учебные действия, а также способствует формированию активной жизненной позиции учащихся, гражданственности и патриотизма.
Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению географии позволяют учитывать изменения в психологии обучающихся основной средней школы, которые обусловлены переходом от подросткового возраста к взрослению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.
Содержание учебного предмета.
Структура программы позволяет моделировать ее в зависимости от интересов обучающихся (количество практических, самостоятельных работ, лекционных занятий з зависит от реальных условий, в которых находится учебное заведение, они предлагаются на выбор учителя и обучающихся).
Программа курса выстроена в логике постепенного освоения обучающимися основного содержания географических знаний и состоит из трех разделов. Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом или развернутым ответом и анализа трудных заданий.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут расширить знания, проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, устранить выявленные пробелы, а также пройдут необходимый этап подготовки к экзамену.
Основные разделы курса.
Источники географической информации.
План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану.
Географические оболочки Земли..
Географическая оболочка, основные свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам. Решение заданий.
География материков и океанов.
Особенности природы материков и океанов Земли. Закономерности размещения основных форм рельефа. Связь их размещения с тектоникой. Климатические особенности каждого материка. Гидрография и особенности природных зон.
Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
География России.
Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу
Список литературы и Интернет-ресурсов.
Программа по географии для общеобразовательных школ (авторы: В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К. Липкина, География. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда», М., Просвещение, 2013 год.)
Низовцев, В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/ В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 304с.
Олимпиады по географии. 6-11кл. Метод. пособие/ Под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова. – М.: Дрофа, 2002. – 208с.
Эртель А.Б. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА-9. – Ростов-на-Дону: Легион, 2010.-368.
Ямковой В.. Занимательная география в вопросах и ответах (электронная версия).
Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен. http://www.fipi.ru
Э.М.Амбарцумян, С.Е.Дюкова – ГИА-2010, экзамен в новой форме география,
АСТ – «Астрель», Москва 2010 г.
География. Подготовка к ОГЭ-2016. 9 класс. 10 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 г.: учебно-методическое пособие/ А.Б. Эртель. – Ростов н/Д: Легион, 2016 г.
Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. География. Школьный курс за 100 часов. М. Вентана-Граф, 2008 г.
Е.М. Курашаева География России в схемах и таблицах 8-9 классы, Москва, издательство «ЭКЗАМЕН2к, 2009 г.
Календарно - тематическое планирование
«Практическая география»
№ урока
Дата проведения
Тема
Форма проведения занятия
Источники географической информации.
1
Географические открытия и исследования Земли.
Анализ карт
2
Карта – важнейший источник географических знаний.
Лекция с элементами с/р по топографической карте
3
Определение направлений, расстояний, азимута по топографической карте.
4
Построение профиля рельефа местности по топографической карте.
5
Решение задач по топографической карте
6
Определение географических координат по карте
7
Определение географических координат по местному времени и углу падения солнечных лучей.
8
Практическая работа №1 «Определение географических координат»
1
9
Часовые пояса. Решение задач на определение часового пояса.
Лекция и с/р
Географические оболочки
10
Литосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия.
лекция
11
Решение практических задач по теме «Литосфера»
с/р
12
Гидросфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия.
лекция
13
Решение практических задач по теме «Гидросфера»
с/р
14
Атмосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия.
лекция
15
Решение практических задач по теме «Атмосфера»
с/р
16
Практическая работа №2 «Построение графиков хода t,диаграмм осадков, розы ветров»
п/р
17
Биосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия.
лекция
География материков и океанов
18
Особенности природы материков: Африка. Австралия. Антарктида.
Лекция с элементами с/р
19
Особенности природы материков: Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
20
Особенности природы океанов.
21
Перечень необходимой номенклатуры по теме «География материков»
с/р
География России
22
Особенности географического положения РФ
Лекция с элементами с/р
23
Практическая работа №3 «Субъекты РФ»
п/р
24
Природа России. Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые, климат.
Лекция с элементами с/р
25
Практическая работа №4 «Анализ климатических карт»
п/р
26
Природа России. ПК. Особо охраняемые территории.
Лекция с элементами с/р
27
Население России.
Лекция с элементами с/р
28
Практическая работа №5 «Анализ статистических данных»
п/р
29
Хозяйство России.
Лекция
30
Отрасли хозяйства и факторы их размещения.
Лекция с элементами с/р
31
Экономические районы страны.
32
Экономические районы страны.
33
Об особенностях итоговой аттестации по географии в 9 классах. Решение особо трудных заданий