kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности «Практическая география»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  адресована обучающимся 9 классов. Общее число учебных часов- 34  (по 1 часу в неделю).

Содержание курса направлено на расширенное и углубленное изучение практических вопросов, на изучение которых в школьной программе уделяется недостаточно времени и которые вызывают у учащихся наибольшее затруднения. Также факультативный курс способствует формированию устойчивого интереса к предмету, исследовательского подхода в решении географических задач и помогает обучающимся подготовиться к ОГЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Практическая география»»

Программа внеурочной деятельности

«Практическая география»

9 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии составлена в соответствии:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

  2. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761и «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

  3. Приказ Минобрнауки № 1040 от 22.09.2015 г. «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением»;

  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;

  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»;

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) (далее – ФГОС НОО);

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) (далее – ФГОС ООО);

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) (далее – ФГОС СОО);

  9. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательный программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015);

  10. СанПиН 2.4.2.28.21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29 декабря 2010 г. № 189 в редакции изменений №3, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. № 81);

  11. Приказ Росстата от 17 августа 2016 г. № 429 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих подготовку по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  12. Письмо Минобрнауки России «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе и в части проектной деятельности» от 18.08.2018 г. № 09-1672;

  13. Основная образовательная программа МАОУ СОШ № 1

  14. Учебный план МАОУ СОШ № 1 на 2019-2020 учебный год


Программа адресована обучающимся 9 классов. Общее число учебных часов- 34 (по 1 часу в неделю).

Содержание курса направлено на расширенное и углубленное изучение практических вопросов, на изучение которых в школьной программе уделяется недостаточно времени и которые вызывают у учащихся наибольшее затруднения. Также факультативный курс способствует формированию устойчивого интереса к предмету, исследовательского подхода в решении географических задач и помогает обучающимся подготовиться к ОГЭ.


Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета. В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к ГИА.

Даная рабочая программа содержит следующие структурные компоненты:

  1. Пояснительную записку.

  2. Планируемые результаты обучения по предмету

  3. Содержание учебного предмета курса

  4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

  5. Список литературы и Интернет-ресурсов.

  6. Приложения, включая различные задания и презентации.



Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Планируемый результат обучения - овладение школьниками системой физико-географических, картографических, социально-экономических, экологических, краеведческих знаний, умений, ценностных отношений; освоение путей применения знаний в разнообразных ситуациях; формирование у школьников социальных, коммуникативных, географических компетенций.

Личностными результатами являются: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Метапредметными результатами являются: освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

Предметными результатами являются: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного курса умения, специфические для предметной области «География», виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного курса, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

В процессе изучения курса внеурочной деятельности реализуется следующая цель – формирование следующих компетенций:

  1. Ценностно-смысловая компетенция. Формирование мировоззрения, связанного с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От этого зависит программа жизнедеятельности ученика в будущем.

  2. Общекультурная компетенция. Способствовать ознакомлению с особенностями национальной и общечеловеческой культуры, с духовно-нравственными основами жизни человека и человечества, отдельных народов, с культурологическими основами семейных, социальных, общественных явлений и традиций, с ролью науки и религии в жизни человека, их влиянием на мир.

  3. Учебно-познавательная компетенцияСпособствовать формированию и развитию компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Овладение географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных ситуациях. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

  4. Информационная компетенция. При помощи информационных технологий (Интернет), способствовать формированию умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в различных источниках.

  5. Метапредметные компетенции:

  • умение работать с разными источниками географической информации;

  • умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • картографическая грамотность;

  • владение элементарными практическими умениями;

  • умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных природных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на разных материках в странах мира.

В программе предусмотрены теоретические и практические занятия:

  • теоретические (вводные лекции, беседы, самостоятельная работа обучающихся);

  • практические (работа с пособиями разного типа, работа с компьютером и другими информационными носителями).

Программа курса предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную и парную деятельность обучающихся, применяются такие технологии: как технологии развивающего обучения и критического мышления. Используются презентации, мультимедийные пособия. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению.

Компетентностный подход, реализуемый в рамках курсовой подготовке к ГИА по географии, дает возможность успешно подготовиться к экзамену, дает возможность интегрировать знания из разных предметных областей и формировать метапредметные учебные действия, а также способствует формированию активной жизненной позиции учащихся, гражданственности и патриотизма.

Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению географии позволяют учитывать изменения в психологии обучающихся основной средней школы, которые обусловлены переходом от подросткового возраста к взрослению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.

Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.


Содержание учебного предмета.

Структура программы по­зволяет моделировать ее в зависимости от интересов обучающихся (коли­чество практических, самостоятельных работ, лекционных занятий з зависит от реальных условий, в которых находится учебное заведение, они предла­гаются на выбор учителя и обучающихся).

Программа курса выстроена в логике постепенного освоения обучающимися основного содержания географических знаний и состоит из трех разделов. Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом или развернутым ответом и анализа трудных заданий.

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут расширить знания, проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, устранить выявленные пробелы, а также пройдут необходимый этап подготовки к экзамену.


Основные разделы курса.

  1. Источники географической информации.

План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану.

  1. Географические оболочки Земли..

Географическая оболочка, основные свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам. Решение заданий.

  1. География материков и океанов.

Особенности природы материков и океанов Земли. Закономерности размещения основных форм рельефа. Связь их размещения с тектоникой. Климатические особенности каждого материка. Гидрография и особенности природных зон.

Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.


  1. География России.

Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу

Список литературы и Интернет-ресурсов.


  1. Программа по географии для общеобразовательных школ (авторы: В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К. Липкина, География. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда», М., Просвещение, 2013 год.)

  2. Низовцев, В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/ В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 304с.

  3. Олимпиады по географии. 6-11кл. Метод. пособие/ Под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова. – М.: Дрофа, 2002. – 208с.

  4. Эртель А.Б. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА-9. – Ростов-на-Дону: Легион, 2010.-368.

  5. Ямковой В.. Занимательная география в вопросах и ответах (электронная версия).


  1. Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен. http://www.fipi.ru

  2. Э.М.Амбарцумян, С.Е.Дюкова – ГИА-2010, экзамен в новой форме география,

  3. АСТ – «Астрель», Москва 2010 г.

  4. География. Подготовка к ОГЭ-2016. 9 класс. 10 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 г.: учебно-методическое пособие/ А.Б. Эртель. – Ростов н/Д: Легион, 2016 г.

  5. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. География. Школьный курс за 100 часов. М. Вентана-Граф, 2008 г.

  6. Е.М. Курашаева География России в схемах и таблицах 8-9 классы, Москва, издательство «ЭКЗАМЕН2к, 2009 г.



























Календарно - тематическое планирование

«Практическая география»


  1. № урока


Дата проведения



Тема






Форма проведения занятия


Источники географической информации.


1


Географические открытия и исследования Земли.


Анализ карт

2


Карта – важнейший источник географических знаний.

Лекция с элементами с/р по топографической карте

3


Определение направлений, расстояний, азимута по топографической карте.

4


Построение профиля рельефа местности по топографической карте.

5


Решение задач по топографической карте

6


Определение географических координат по карте

7


Определение географических координат по местному времени и углу падения солнечных лучей.

8


Практическая работа №1 «Определение географических координат»

1

9


Часовые пояса. Решение задач на определение часового пояса.


Лекция и с/р

Географические оболочки

10


Литосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия.

лекция

11


Решение практических задач по теме «Литосфера»

с/р

12


Гидросфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия.

лекция

13


Решение практических задач по теме «Гидросфера»

с/р

14


Атмосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия.

лекция

15


Решение практических задач по теме «Атмосфера»

с/р

16


Практическая работа №2 «Построение графиков хода t,диаграмм осадков, розы ветров»

п/р

17


Биосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия.

лекция

География материков и океанов

18


Особенности природы материков: Африка. Австралия. Антарктида.

Лекция с элементами с/р

19


Особенности природы материков: Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

20


Особенности природы океанов.


21


Перечень необходимой номенклатуры по теме «География материков»



с/р

География России

22


Особенности географического положения РФ

Лекция с элементами с/р

23


Практическая работа №3 «Субъекты РФ»

п/р

24


Природа России. Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые, климат.

Лекция с элементами с/р

25


Практическая работа №4 «Анализ климатических карт»

п/р

26


Природа России. ПК. Особо охраняемые территории.

Лекция с элементами с/р

27


Население России.


Лекция с элементами с/р

28


Практическая работа №5 «Анализ статистических данных»

п/р

29


Хозяйство России.


Лекция

30


Отрасли хозяйства и факторы их размещения.

Лекция с элементами с/р

31


Экономические районы страны.

32


Экономические районы страны.

33


Об особенностях итоговой аттестации по географии в 9 классах. Решение особо трудных заданий

34


Обобщение по курсу.






































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности «Практическая география»

Автор: Казанцева Виктория Анатольевна

Дата: 26.02.2020

Номер свидетельства: 541264

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "авторская программа внеурочной деятельности в 5 классах в рамках ФГОС "ГЕОГРАФ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ""
    ["seo_title"] => string(102) "avtorskaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-5-klassakh-v-ramkakh-fgos-gieograf-issliedovatiel"
    ["file_id"] => string(6) "254648"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447783007"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Добро пожаловать в Анжеро-Судженск!" "
    ["seo_title"] => string(88) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dobro-pozhalovat-v-anzhiero-sudzhiensk"
    ["file_id"] => string(6) "105116"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402820203"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Рабочая программа организации внеурочной деятельности по географии для 9 классов в рамках внедрения ФГОС ООО"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_orghanizatsii_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_po_ghieoghrafii_"
    ["file_id"] => string(6) "462671"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1521532995"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологические исследования""
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_ekologicheskie_issledovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "571126"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1611426357"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку "Мир без границ" "
    ["seo_title"] => string(90) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-anghliiskomu-iazyku-mir-biez-ghranits"
    ["file_id"] => string(6) "158026"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421681014"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства