Технологическая карта урока географии
Авторы, разработчики:
Леванова В. А.
Предмет
География
(рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по географии и ориентирована на использование учебника: Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков ГЕОГРАФИЯ Введение в географию, учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений)
Класс
5-а класс
Дата
Тип урока
Урок формирования умений и навыков (урок-практикум)
Технология построения урока
Технология проблемно-диалогического обучения
Тема
Первое кругосветное плавание.
Цель
Познакомить учащихся с историей первого кругосветного плавания и научить оценивать его научное значение
Задачи
Общеобразовательная: формирование представлений о возможности совершения и географических следствиях первого кругосветного путешествия
Развивающая: развивать умение работать с картой, с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности.
Воспитательные: развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения, чувство любви к Родине.
Основные термины, понятия, географическая номенклатура
Кругосветное плавание (путешествие), Карибское море, Северная и Центральная Америка, Фернан Магеллан, Атлантический океан, Южная Америка, Южное море (Тихий океан), Пролив всех Святых (Магелланов пролив), Филиппинские острова, Хуан Себастьян Элькано.
Таблица № 2
Планируемый результат
Основная образовательная идея
Метапредметные умения
Предметные умения
·
Изучение поверхности Земли – результат героических усилий многих поколений людей.
Метапредметные умения
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- влияние путешествий на развитие географических знаний.
Умение определять:
- причины и следствия географических путешествий и открытий;
- маршруты путешествий.
Таблица № 3
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы:
Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная (работа на картах)
Рабочая тетрадь, учебник, атласы, контурные карты, «Физическая карта мира»-настенная карта (фишки)
Технические средства обучения:
Компьютер
Проектор
Таблица № 4
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока
Дидактические задачи
Вызов
Установить тематическую рамку («могу»)
Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)
Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)
Осмысление
Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению
Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма
Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями
Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки
Рефлексия
Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона
Формировать адекватную оценку правильности результатов действия
Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности
Таблица № 5
Технология изучения
Этапы урока
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Проверка д/з
Регулятивные УУД:
осуществлять самоконтроль, оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные УУД:
проводить синтез;
сопоставлять характеристики объектов;
устанавливать причинно – следственные связи.
Личностные УУД:
самоопределение, самосознание.
Определение степени усвоения изученного и готовности к восприятию нового, выявление возникших затруднений в усвоении изученного, выявление степени ответственности учащихся при устных ответах.
Включение учащихся в деловой ритм. Ответы на поставленные вопросы:
- Как связаны между собой экспедиции Христофора Колумба и Васко да Гама?
- Почему открытый Колумбом материк назван в честь Америго Веспуччи?
Работа с тестом, определение уровня подготовки к уроку. Прочитать текст, вставляя пропущенные слова.
Х.Колумб решил доплыть до _________ западным путём. Плавание началось ___ ________ из порта ____________. Флотилия, которой руководил Колумб. Состояла из ________ кораблей: _______ ____________. ____________ в два часа ночи раздался долгожданный крик: «Земля! Вижу землю!» Это был маленький островок, который испанцы назвали ___________ (Спаситель)
вызов
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять степень успешности выполнения работы
Познавательные УУД:
-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
- публично защищать свою позицию
ЛичностныеУУД:
-осознание ценности географичес- ких знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Предметные результаты:
- актуализация и систематизация знаний о выдающихся географических открытиях и путешествиях, а так же их влияние на развитие географических знаний.
Создание проблемной ситуации и актуализации знаний? (с глобусом в руках) (прием: побуждающий диалог)
- Какую форму имеет Земля?
- Кто первый доказал это? Каким образом?
- Кто уже из известных вам людей воспользовался этой идеей?
- Колумб доказал что Земля – шар?
- Знаете ли вы, кто совершил первое кругосветное путешествие?
- Сформулируйте тему урока.
- Что должны изучить?
Вспоминают (ранее изученный материал), какие были представления о Земле в античное время: ученые Эратосфен, Пифагор, Аристотель, выдвигают их гипотезы, обосновывают, отвечают на вопрос.
Вспоминают идею Х. Колумба найти западный путь в Индию.
Проблема. Кто совершил первое кругосветное путешествие?
Формулируют тему и цели урока
Осмыс-ление
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- осуществлять самоконтроль;
Познавательные УУД:
–анализ объектов с целью выделения признаков,
-определение основной и второстепенной информации
-проводить синтез (восстановление целого из частей)
-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
- учет разных мнений,
- планирование работы учебного сотрудничества,
- управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
ЛичностныеУУД:
- учебно-познавательный интерес,
- самоопределение, самосознание.
Предметные УУД:
- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний.
- определять причины и следствия географических путешествий и открытий.
- определять и показывать на карте маршруты путешествий.
- наносить на контурную карту маршрут путешествия экспедиции Фернана Магеллана.
- выяснять причины организации кругосветного плавания.
- составлять описание жизни и деятельности Ф. Магеллана и
Тема: Первое кругосветное плавание
Цель: познакомиться с историей первого кругосветного плавания.
1. Кто такой Фернан Магеллан?
Описание внешности и характера Магеллана
«Невысокий мужчина, прихрамывающий из-за раны, полученной в Марокко, - пишет о Магеллане историк. Осанка его не была величавой, запоминалась не она, а горящие черные глаза, мясистые губы, лицо в глубоких складках и густая черная борода. И самое главное - то ощущение непреклонной решимости, которое этот немногословный человек, загадочный для всех, кроме двух-трех близких друзей, неизменно вызывал у тех, кому приходилось иметь с ним дело».
2. Как проходило плавание Магеллана?
Почему открытый океан Магеллан назвал Тихим?
Почему Магеллан не вернулся на Родину?
3. Рабочая тетрадь к учебнику. Стр.39, тематический практикум.
Перед вами пять отрывков из записей спутника Магеллана Антонио Пигафетты. Которые он сделал в виде письма своему покровителю синьору Филиппу де Вилье Лиль Адану. Расставьте их в нужном порядке и ответьте на вопросы.
Что нового вы узнали о Магеллане, выполняя задание?
Какими качествами обладал Фернан Магеллан?
Хуан Себастьян Элькано завершил первое кругосветное плавание.
Родных берегов достиг только один корабль и 18 моряков.
4. Значение первого кругосветного путешествия?
Как вы думаете, кто более достоин звания первого кругосветного мореплавателя: Фернан Магеллан или Хуан Себастьян Элькано?
5. Рабочая тетрадь. Картографический практикум стр. 41.
Проследите по карте путь экспедиции Фернана Магеллана и назовите географические объекты, через которые он проходил.
- Работа с текстом учебника стр.69-71
Отвечают на вопросы.
Почему Фернан Магеллан отправился в своё путешествие?
Почему португальский король отказался от предложения Магеллана?
В каком году началось путешествие Ф. Магеллана? Состав экспедиции?
2. Работа с текстом учебника стр.72
Отвечают на вопросы
3.Работа в парах: учащиеся читают предложенные отрывки, выстраивают последовательность описанных событий. Отвечают на вопросы.
4. Выдвигают свои версии.
Доказывают свою точку зрения
5. Работа в рабочих тетрадях с использованием атласа. Прослеживают путь Ф. Магеллана, называют географические объекты, через которые проходил путь.
Рефлек-сия
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
- выстраивание логической цепочки рассуждения;
- рефлексия способов и условий действий.
Коммуникативные УУД:
- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
ЛичностныеУУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Организует рефлексию.
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- урок мне не понравился…
6) Итог урока.
Учитель дает домашнее задание проводит инструктаж по его выполнению.
Самооценка своей деятельности на уроке.
Домашнее задание.
Повторить материал § 14, ответить на вопросы после параграфа