Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность по географии»
Составитель: Камнева В.И.,
учитель географии,
Павлодарский филиал
МБОУ Моисеево-Алабушской сош
Уваровского района
Тамбовской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОЗНАЙ СВОЙ КРАЙ»
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (редакция от 02.06.2016, с изменениями и дополнениями);
Приказа Министерства образования и науки Российской федерации №1897 от 17.12.2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014 г.);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. №1577 « О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации №08-1786 от 28.10.2015г. «О рабочих программах учебных предметов»;
Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 03.11.2015 г. №02-501;
Письма Министерства образования и науки РФ «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ от 14.12.2015г. №09-3564;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"», зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.,регистрационный № 19993;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования»;
Основной образовательной программы Павлодарского филиала МБОУ Моисеево-Алабушской сош;
Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Локального акта Павлодарского филиала МБОУ Моисеево-Алабушской сош «Положение об организации внеурочной деятельности на основной ступени образования».
Цель изучения курса внеурочной деятельности «Познай свой край»:
Воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к краеведческой географической культуре.
Задачи курса внеурочной деятельности «Познай свой край»:
Образовательные задачи:
-сформировать знания о природных особенностях своей местности;
-научить школьников устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы;
-углубить знания о местной природе, показать, как познание природы позволяет человеку рационально её использовать, преобразовывать, охранять;
-вовлечь детей в активную исследовательскую и практическую деятельность по изучению природы, истории и культуры своего края, её преобразованию и охране.
Развивающие задачи:
-развивать творческие способности и коммуникативные умения обучающихся, в процессе освоения местного краеведческого материала;
-способствовать воспитанию природно - и культурноохранного, экологического сознания;
-развивать познавательную активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру;
-развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации, тематическими картами;
-укреплять здоровье детей на занятиях в условиях природной среды;
-развивать познавательный интерес и расширять кругозор обучающихся;
-формировать гражданскую позицию, чувства патриотизма, любви к родине;
-воспитывать чувства товарищества и личной ответственности;
-воспитывать личность гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее природу, историю, культуру, национальные традиции;
-сформировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего населенного пункта.
Актуальность курса внеурочной деятельности:
Краеведение – одно из важных направлений при воспитании личности ученика.
Необходимость развития знаний, умений, интересов учеников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания ребят о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины. Школьное краеведение основано на ситуации поиска, на активном действии учащегося. Именно в формах, методах и приёмах организации краеведческой работы заложены большие возможности развития у школьников познавательных способностей. Содержание краеведческого материала способствует пониманию причинно-следственных связей в природных явлениях и экономических процессах. Изучение общих географических вопросов должно опираться на местный краеведческий материал, тогда и изучение географии как предмета будет более понятным, интересным и привлекательным для учащихся.
Краеведческая работа активизирует мыслительные процессы детей, помогает выработке умений общаться, самостоятельно приобретать, практически применять научные знания, способствует овладению навыками исследовательской работы.
Экскурсии и походы позволяют глубже понять и увидеть красоту природы района и области, оценить экологическое состояние природных объектов.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане школы:
Программа курса «Познай свой край» рассчитана на 35 часов (1 раз в неделю, 1 год обучения) и предназначена в качестве курса по выбору естественнонаучного цикла общеинтеллектуального направления для учащихся 6 классов.
Направленность: пропедевтика преподавания краеведения своего родного края.
Возраст учащихся:12–13 лет.
Сроки реализации программы: 1 год.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности включает следующие разделы:
Пояснительную записку;
Личностные, метапредметные и предметные результаты курса внеурочной деятельности;
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы;
Перечень учебно-методического обеспечения.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Личностными результатами освоения программы являются:
—развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы разными методами;
—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок);
—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
—освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей данного школьного возраста: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, графиков, рисунков;
—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
—в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
—в познавательной сфере — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
—в трудовой сфере — владение навыками посадки деревьев, подготовка костра ;
—в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства.
Практическая полезность курса связана с развитием познавательных мотивов, направленных на получение нового знания по курсу; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, населения, формированием интеллектуальных умений.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых надпредметных компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной программы «Познай свой край» являются компетенции.
-учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства, владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Сюда входят умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой; оформить результаты своей деятельности (построение таблиц, создание презентаций).
-коммуникативные компетенции - это владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; делать выводы по ходу обсуждения и подводить итоги обсуждения.
-информационные компетенции формируют умения подбирать, обрабатывать, обобщать информацию из разных источников и делать выводы; осуществлять классификацию анализируемой информации; представлять информацию в обобщенной форме в виде таблиц в письменных отчетах и электронных презентациях.
-проблемные компетенции формируют умения определять проблемную ситуацию и способы её решения; анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы через наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.
-компетенции личностного самосовершенствования направлены на соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Воспитательныерезультаты внеурочной краеведческой деятельности «Познай свой край» распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.
3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОЗНАЙ СВОЙ КРАЙ»
(35 часов)
1. Введение (2 часа). Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Природа – наш второй дом.
2. Школьное краеведение и его разделы (1час). Краеведение – наука о родном крае. Источники изучения родного края. Особенности географического и исторического краеведения, объекты их изучения.
3.Мой край на карте Родины (6 часов). Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы. Территория и географическое положение Тамбовской области. Символика края. Происхождение названия города. Исторические корни Тамбовского края. Легенды и предания. Знакомство с картой района, границы, история образования.
4. Природа родного края (11часов) Физико-географическая характеристика района: географическое положение. Климатическая область расположения района. Ветер, причины его образования. Речная сеть области, реки Тамбовской области, реки Уваровского района, наша река Криуша. Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная книга). Охрана растений. Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга). Численность животного мира нашего края; животный мир рек, водоемов. Птицы. Птицы нашей области. Группы птиц: перелетные, оседлые, кочующие. Хищники. Зимовка птиц. Охрана и подкормка птиц. Красная книга. Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Изображение в творчестве поэтов природы родного края. Изображение в творчестве писателей и художников природы родного края. Экологические проблемы села.
5.Природно-этнографическое развитие территории (12часов) Природно-этнографические факторы заселения территории. Их влияние на образ жизни населения и процесс формирования личностных качеств. Трудовые навыки населения родного края, исторический аспект их формирования. Народные промыслы жителей села. Выдающиеся люди села, района. Значение их деятельности в изучении и развитии края, всей страны. Судьба семьи в судьбе родного края. Семейные традиции, династии. Нравственно-ценные ориентации поколений. Составление генеалогического древа своей семьи «Моя родословная». Экскурсии в усадьбы Уваровского района.
6.Мои земляки-участники Великой Отечественной войны(2часа) Село в годы Великой Отечественной войны. Знаменитые земляки – герои ВОВ. Сбор материала для музея, встреча с односельчанами. Беседа о земляках - участниках ВОВ. Работа с документами школьного музея. Сбор информации для участия в шествии «Бессмертный полк».
7.Итоговое занятие (1час)
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ:
Программой предусмотрено проведение как аудиторных, так и внеаудиторных занятий.
подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет, презентаций и других творческих работ.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
личностно - ориентированного обучения,
учебно – игровой деятельности,
проектной деятельности,
критического мышления,
информационно-компьютерная
квест-технология.
Виды деятельности: проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, творческая и общественно полезная практика.
Формы деятельности: исследовательская работа, проекты-исследования, ролевые ситуационные игры, просветительские проекты.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Самостоятельная работа с учебником.
Работа с научно-популярной литературой.
Написание докладов.
Решение текстовых географических задач.
Систематизация учебного материала.
Редактирование программ.
II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
Наблюдение за демонстрациями учителя.
Просмотр учебных фильмов.
Анализ графиков, таблиц, схем.
Объяснение наблюдаемых явлений.
Анализ проблемных ситуаций.
III – виды деятельности с практической (опытной) основой:
Решение географических задач.
Работа с раздаточным материалом.
Сбор и классификация коллекционного материала.
Постановка опытов для демонстрации классу.
Выполнение работ практикума.
Проведение исследовательского эксперимента.
Формы контроля
Контроль проводится в игровой форме (конкурсы, игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного и письменного опроса или путем выполнения практических заданий. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются выполнением практических работ. Способом определения результативности программы являются: наблюдение за работой учащихся на каждом уроке.
Программой предусмотрены диагностические работы в конце учебного года (метапредметная викторина, олимпиада).
Итоговая аттестация учащихся проходит в форме защиты выпускной проектной работы.
Ожидаемый результат:
1. Формирование личности, знающей природу и историю родного края.
2. Создание альбома «Мой край родной», в которых будет собран и систематизирован весь исследовательский материал и творческие работы учеников.
3. Участие в конкурсах краеведческой направленности.
Направленность образовательной программы:
Программа «Познай свой край» направлена на пропаганду и развитие краеведческой и природоохранной деятельности. Краеведческая и природоохранная направленность программы способствует формированию осознанного отношения к истории, природе родного края, а также формированию исследовательских навыков.
Материальное обеспечение программы:
Кабинет географии, где представлены гербарии, коллекции горных пород, карты по тематикам, компьютер, проектор, экран.
4. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОЗНАЙ СВОЙ КРАЙ» (6 КЛАСС)
№ занятия
Название раздела, количество часов
плановые сроки прохождения
скорректированные сроки прохождения
1.Введение (2часа)
1.
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.
2.
Природа – наш второй дом. Экскурсия в природу «Организация наблюдений за погодой».
2. Школьное краеведение и его разделы (1час)
3.
Краеведение – наука о родном крае. Источники изучения родного края. Особенности географического и исторического краеведения, объекты их изучения.
3.Мой край на карте Родины (6 часов)
4.
Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн).
5.
Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы. Выставка рисунков.
6.
Территория и географическое положение Тамбовской области. Символика края. Происхождение названия города.
7.
Исторические корни Тамбовского края. Легенды и предания.
8.
Знакомство с картой района, границы, история образования.
9.
Милый сердцу уголок. Составление презентации о достопримечательностях Тамбовского края.
4. Природа родного края (11часов)
10.
Физико-географическая характеристика района: географическое положение Уваровского района.
11.
Особенности климата нашей местности.
12.
Ветер, причины его образования. Построение графика «роза ветров» по данным наблюдениям календаря погоды.
13.
Изучение родников в окрестностях села Павлодар. Составление карты-схемы «Родники нашей местности»
14.
Речная сеть области, реки Тамбовской области, реки Уваровского района, наша река Криуша. Экскурсия на реку Криуша.
15.
Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений, занесённые в Красную книгу. Охрана растений.
16.
Экскурсия в лес. Поделки из природного материала. Знакомство с правилами составления экспозиций из природных материалов. Поделки из природного материала. Конкурс «Природа и фантазия».
17.
Изображение в творчестве поэтов природы родного края.
18.
Изображение в творчестве писателей и художников природы родного края.
19.
Экологические проблемы села Павлодар.
20.
Игра «По заповедным тропам родного края».
5.Природно-этнографическое развитие территории (12 часов)
21.
Природно-этнографические факторы заселения территории. Их влияние на образ жизни населения и процесс формирования личностных качеств.
22.
Социологическое исследование «Население села Павлодар: вчера, сегодня, завтра».
23.
Трудовые навыки населения родного края, исторический аспект их формирования.
24.
Народные промыслы жителей села.
25.
Беседа со старожилами о народных промыслах села Павлодар.
26.
Занятия местных жителей в настоящее время.
27.
Выдающиеся люди села, района. Значение их деятельности в изучении и развитии края, всей страны.
28.
Судьба семьи в судьбе родного края. Семейные традиции, династии.
29.
Нравственно-ценные ориентации поколений. Составление генеалогического древа своей семьи «Моя родословная».
30.
Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»
31.
Экскурсия в село Ивановка Уваровского района Тамбовской области.
32.
Экскурсия в Старую Ольшанку в усадьбу Поленовых.
6.Мои земляки-участники Великой Отечественной войны(2часа)
33.
Село в годы Великой Отечественной войны.
34.
Знаменитые земляки – герои Великой Отечественной войны. Сбор материала для музея, встреча с односельчанами. Беседа о земляках - участниках ВОВ. Работа с документами школьного музея. Сбор информации для участия в шествии «Бессмертный полк».
7. Итоговое занятие (1час)
35.
Деловая игра «Мой край родной». Подведение итогов работы за год. Обсуждение отчетов и полученных результатов. Выставка работ учащихся.
Всего
35часов
35часов
5.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Методическое обеспечение программы
Блаженов В.А. Приёмы развивающего обучения географии. М.: Дрофа, 2016.
Блаженов В.А. Географические детективы как средство развития мышления учащихся М.: Дрофа, 2017.
Галеева Н.Л. Сто приёмов для успеха ученика на уроках географии. М.: «5 за знания», 2016.
Данилова Е.А. География в схемах и таблицах. СПб.: Тригон, 2016.
Зинченко Н.Н., Звонцова Л.А. География. 6-10 классы. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет-викторины. Волгоград: Учитель, 2011.
Климанов В.В., Климанова О.А. География в таблицах. 6-10 классы: справочное пособие. М.: Дрофа, 2015.
Кульневич С.В. Не совсем обычный урок. Ростов/Д.: Учитель, 2011.
Майоров Т.С. География. Справочник школьника. М.: Ключ-С, 2016.
Максаковский В.П. География. Справочные материалы. М.: Просвещение, 2015.
Наумов А. Задачи по географии. М.: Мирос, 2013.
Низовцев В.А. Школьные олимпиады 6-10 классы. География. М.: Айрис-пресс, 2016.
Пармузин Ю.П. Словарь по физической географии. М.: Просвещение, 2014.
Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения. М.: АРКТИ, 2007.
Труднева С.Н. География в кроссвордах. М.: Дрофа, 2016.
Юрков П.М. Географические диктанты. М.: Просвещение, 2014.
Яворовская И. Занимательная география. Стихи, загадки, кроссворды, легенды. Ростов н/Д.: Феникс, 2015.