план - конспект урока по физической культуре для 5 класса по баскетболу
План - конспект урока по физической культуре для 5 класса по баскетболу
План - конспект урока по физической культуре по спортивным играм(баскетбол) для учащихся 5 класса составлен с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
На уроке применяются различные методы обучения и физические способности, такие как
-быстрота,
-ловкость,
-точность,
-координация.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1.Воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам
2. воспитывать самостоятельность, активность, развивать внимание
Тип урока: повторение пройденного материала
Метод проведения урока: индивидуальный, поточный, фронтальный, игровой
Место проведения: спортивный зал
Дата проведения: 13.12.2012г.
Инвентарь и оборудование: баскетбольные мячи по количеству учащихся, гимнастические маты, перекладина, буквы с названием девиза Олимпийских игр, баночки от йогурта.
Части урока и их продолжитель
ность
Частные задачи к конкретным видам упражнений
Содержание учебного материала
Дозировка
Организационно- методические указания
Вводно- подготовительная часть 10 – 12 мин.
Основная часть урока 20 -23 мин
Заключительная часть 5 – 10 мин
Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к уроку
Создать целевую установку на достижение конкретных результатов предстоящих на уроке задач
Содействовать общему разогреванию и постепенному втягиванию организма в работу
Содействовать восстановлению ритма дыхания до равномерного;
Организация учащихся для выполнении ОРУ;
Содействовать общему разогреванию и постепенному втягиванию организма в работу
Повторение техники выполнения ловли и передачи мяча двумя руками от груди со сменой мест
Развитие двигательных качеств.
Повышение эмоционального состояния детей посредством игр
Организованное
завершение
урока
Построение в одну шеренгу
Приветствие
Строевые команды.
Сообщение задач урока учащимся.
В обход по залу шагом в колонну по одному с дистанцией в 2 шага.
Общеразвивающие упражнения в ходьбе.
Ходьба:
-на носках;
-на пятках;
-подскоком;
Перестроение в колонну по одному
Ходьба с восстановлением дыхания
Специальные беговые упражнения:
-с высоким подниманием бедра;
- с захлёстыванием голени;
-приставным шагом
(правым, левым боком);
Ходьба в обход по залу, под счёт учителя перестроение из колонны по одному в колонну по 3через центр зала с поворотом в движении.
Общеразвивающие упражнения с мячом:
Упр № 1. И. П. – стоя, ноги вместе, мяч в руках внизу;
1-2 – мяч вверх, подняться на носки и потянуться;
3-4 - и. п.
Упр № 2. И. П. – стоя ноги врозь, мяч внизу;
1 – наклон вперёд, прогнуться, мяч вперёд;
2 – и.п.
То же левым боком.
Упр № 3. И. П. – стоя, ноги вместе, мяч внизу;
1 – присед, мяч вверх
2 – и. п.
3 –наклон вперёд, мяч вниз;
4 – и.п.
Упр № 4 И. П. – стоя, ноги вместе, мяч внизу;
1-выпад левой ногой вперёд, прогнуться, мяч вверх,2 –и.п.
3-4 – тоже правой ногой
Упр №5. И.П. – стоя на коленях, мяч вверху;
1 – левую ногу в сторону на носок, наклон влево, мяч вверх, смотреть на него; 2 – и. п.
3-4 – тоже в другую сторону.
Упр № 6. И.П. –упор сидя, мяч между стопами. Сгибать и разгибать ноги, удерживая мяч стопами.
Упр № 7. И.П.- стоя, мяч зажат ногами. Прыжки
Конкурс: «Кто лучше владеет мячом»
Вращение мяча вокруг туловища
Вращение мяча восьмёркой вокруг ног
Передача мяча в баскетболе – приём, с помощью которого игрок направляет мяч партнёру для продолжения атаки.
Игра: «Передай – лови»
1.И.п. – стойка баскетболиста, держать мяч двумя руками на уровне груди;
Выполнение:
Игрок 2 – передаёт мяч игроку 3 и перебегает на его место; игрок 3 передаёт мяч игроку 1 и меняется с ним местами.
2. «Чья пара больше сделает передач»
Перестроение класса на отделениям.
Круговая тренировка – работа по станциям
Работа класса по отделениям.
1 отделение
1 передача мяча в стену с ударом о пол
2 передача мяча в стену
3 «лодочка» с мячом
4 вращение мяча восьмёркой
5 «уголок»
6 вращение мяча вокруг туловища
7 приседание , руки с мячом вперёд
2 отделение
Подвижная игра: «Мяч капитану»
3 отделение
Бросок мяча в кольцо
Перестроение в три колонны.
Эстафета:
« Собери девиз Олимпийских игр»
Игра: «Найди сюрприз»
Построение в шеренгу
Подведение итогов.
1) Рефлексия:
- Какие впечатления от урока?
- Понятны ли объяснения учителя?
- Всем ли понятны критерии оценки?
- Достаточна ли нагрузка? ощущается ли усталость?
- Какие элементы выполнять наиболее сложно?
2)Домашнее задание.
3) Организованный уход из зала
1 мин
30 сек
30 сек
1 мин
2 круга
1 круг
10 м
10 м
10 м
30 сек
7 упр
6-8 раз
6 раз
6 раз
6 раз
6- 8 раз
6 раз
10 раз
По 30 сек
5 мин
30 сек
20сек
По 15 сек каждое задание
2мин
2 мин
1мин
30сек
2мин
30сек
Беседа: Баскетбол – одна из интереснейших спортивных игр. Родиной баскетбола является Америка. В 1891 году эту игру изобрел преподаватель физического воспитания спрингфилдской тренировочной школы в штате Массачусетс Джеймс Нейсмит.
С 1936 года баскетбол включен в программу олимпийских игр. Сборная мужская команда нашей страны стала олимпийским чемпионом в 1972г., а женская сборная дважды – в 1976 и 1980 гг. завоевывала олимпийские медали.
Требовать от учащихся согласованности действий, чёткого выполнения строевых упражнений,
Обеспечить конкретность и доступность понимания учащимися в формулировке задач урока;
Следить за дистанцией
Точно следовать указаниям
Соблюдать дистанцию 4 шага; держать спину прямо, следить за движениями рук и дыханием.
Ориентировать учащихся на размыкание и дистанцию и интервал в 4 шага.
Следить за правильным перестроением
Туловище держать
прямо, руки прямые
Темп упражнения средний.
При наклоне смотреть на мяч, ноги прямые
Темп упражнения медленный.
При наклоне ноги в коленях не сгибать.
Темп упражнения
средний
Руки прямые, выпад глубже и точно вперёд, голову вниз не опускать.
Темп упражнения средний.
Нога прямая, наклон точно в сторону. Темп упражнения медленный.
Стараться не уронить мяч. Темп упражнения быстрый.
Прыжки мягкие. Темп упражнения быстрый.
Стараться не уронить мяч.
Продемонстрировать лично. Указать на возможные ошибки и подсказать наилучшие способы их устранения. Уделить внимание технике безопасности.
Обращать внимание на возможные ошибки(работу ног при передачи с места, правильную работу рук, не сильно разводить локти при передачи мяча)
Команды: «Отделения к месту занятия, шагом – марш!»
«Приступить к выполнению задания»
«Последний на снаряде!»
«Отделения – становись!»
Обращать внимание на ошибки
Следить за правильным переходом и точным выполнением каждого задания
Напомнить правила ведения мяча и броска мяча.
Составить девиз олимпийских игр
Беседа об истории развития Олимпийских игр.
См. карточку
Следить за равнением в строю
Выставить оценки
Дать домашнее задание
Офп: 1.- «пресс»
2.- «пистолетик»
Баскетбол – одна из интереснейших спортивных игр. Родиной баскетбола является Америка. В 1891 году эту игру изобрел преподаватель физического воспитания спрингфилдской тренировочной школы в штате Массачусетс Джеймс Нейсмит.
С 1936 года баскетбол включен в программу олимпийских игр. Сборная мужская команда нашей страны стала олимпийским чемпионом в 1972г., а женская сборная дважды – в 1976 и 1980 гг. завоевывала олимпийские медали.
Советы, игроку ловящему мяч:
- Не отводи взгляда от летящего мяча, до тех пор пока он не коснется твоих пальцев;
- Вытягивай руки навстречу летящему мячу;
- Расставь пальцы в стороны, образуя ими
полусферу;
- Согни руки в локтях, как поймаешь мяч;
- Не касайся мяча ладонями;
- Выходи навстречу летящему мячу.
Советы, игроку ведущему мяч
- Не бей по мячу, а толкай его вниз.
- Веди мяч впереди – сбоку, а не прямо перед собой.
- Смотри вперёд, а не вниз на мяч.
Самоанализ урока по теме спортивные игры для учащихся 5 класса
Раздел программы: спортивные игры (баскетбол)
Тема урока: передача и ловля мяча со сменой мест, ведение мяча в движении, бросок мяча
Цель урока: Повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности.
Цель достигается при решении следующих задач.
Задачи урока: I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
1.Повторение техники передачи и ловли мяча со сменой мест, ведения мяча со сменой мест, броска мяча в кольцо.
2. Комплексное развитие двигательных качеств (круговая тренировка)
1.Воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам
2. воспитывать самостоятельность, активность, развивать внимание
В задачах урока прослеживается взаимосвязь всех задач и мотивация для учащихся: на уроке необходимо закреплять и повторять умения выполнять упражнения с мячом для того, чтобы формировать у учащегося «чувство» мяча, развивать физические качества для укрепления здоровья. Задачи поставлены в соответствии с программой обучения по разделу «Спортивные игры» и дидактическими принципами. На основе полученных на предыдущих уроках знаниях о технике выполнения технических действий баскетболиста и умения их закреплять и повторять с целью приобретения прочного навыка. В выполнении технических действий баскетболиста учитываются индивидуальные особенности учащихся и сложные элементы заменяются упрощёнными, которые учащиеся могут выполнить.
На различных этапах урока используются следующие методы: словесный (объяснение техники выполнения упражнений), наглядный (показ упражнения учителем, либо учеником), практический (выполнение упражнений учащимися), проблемно-поисковый (выполнение упражнений учащимися, поиск ошибок и их самостоятельное исправление). Таким образом, содержание урока, используемые методы оптимально соответствуют поставленным целям.
В процессе урока применяются разнообразные формы организации детей: фронтальная, микрогрупповая и индивидуальная. Фронтальная форма используется в подготовительной части урока для подготовки организма учащихся к уроку, она удобна для учителя и учеников; микрогрупповая и индивидуальная формы – в основной части урока при выполнении круговой тренировки с целью повышения плотности урока. При такой форме организации учащиеся получат достаточную и необходимую физическую нагрузку.
На каждом этапе урока используется текущий контроль учителя: корректировка техники выполнения упражнений, контроль дыхания, даётся словесная оценка работы учащихся по отделениям, контроль над качеством выполнения передачи и ловли мяча, броска мяча и ведения мяча, что ведёт к созданию ситуации успеха, переходящей в увлечённость учащихся, их активность, внимательность и самостоятельность.
Деятельность учителя заключается в организации урока и контроле. Деятельность учащихся направлена на развитие физических качеств, повторение технических действий баскетбоиста, самостоятельном выявлении мелких ошибок и их исправление в последующих повторениях, в основе чего лежит само- и взаимоконтроль. Для повышения активности учащихся на уроке класс делится на микрогруппы, в каждой назначается ответственный, выдаются карточки для индивидуальной работы. Неоправданный простой учащихся на уроке не допускается: один вид деятельности сменяется другим.
Логика изучения упражнений на уроке рациональна и соответствует принципам обучения: - последовательности (от простого к сложному),
- наглядности,
- сознательности и активности учащихся в овладении общеразвивающими и специальными упражнениями баскетболиста,
- доступности,
- взаимосвязи обучения с развитием и воспитанием,
- индивидуального и дифференцированного подхода.
Строго выдержана структура урока: I – подготовительная часть (организация детей к уроку, подготовка их организма к работе в основной части урока, II – основная часть (повторение технических действий баскетбоиста,, развитие физических качеств), III – заключительная часть ( настрой учащихся на следующий урок, подведение итогов урока, рефлексия, сообщение домашнего задания).
По информационной ёмкости урок не перегружен: учащиеся получают информацию о влиянии данных упражнений на организм по ходу выполнения упражнений, что в свою очередь является хорошей мотивацией для качественной работы.
Использование вышеперечисленных форм и видов контроля на уроке позволит достичь хороших результатов и эффективно провести урок.
Самоанализ урока по теме спортивные игры для учащихся 5 класса
Урок по теме « Баскетбол» является началом изучения нового материала
Обучающиеся к началу урока были в спортивной форме. Спортивный зал проветрен, подготовлен спортивный инвентарь для каждого обучающегося.
Урок начался с построения. Ясно и четко были объявлены цели и задачи урока, сделан акцент на то, как поставленные задачи взаимосвязаны с изученным ранее материалом.
Каждая из структурных частей урока соответствовала своему назначению. Учебный материал был подобран с учетом возрастных возможностей, уровня физического развития и обученности обучающихся.
При выполнении первой задачи обучающиеся повторяли навыки передачи и ловли мяча.
В основную часть урока входили задания, на которых совершенствовались физические качества, умения и навыки обучающихся: повторение передачи и ловли мяча , техники броска и ловли мяча, ведения мяча со сменой места, упражнения для развития ловкости, координации движений.
В заключительную часть входила подвижная игра - эстафета. На этом этапе использовались методы физического воспитания – игровой и соревновательный.
На протяжении всего урока руководствовалась основными дидактическими принципами: принципом сознательности - интерес к занятиям обучающихся, принципом активности – организация взаимопомощи и взаимообучения и достаточным оптимальным количеством повторений. Высокая работоспособность была обеспечена за счет выбранных методов организации деятельности учащихся, высокого темпа и моторной плотности урока. Нагрузка регулировалась при помощи измерения пульса – в диапазоне уд./мин. Контроль за выполнением заданий на протяжении всего урока. Время, отведенное на каждый из этапов урока, было распределено рационально. Соблюдалась логичность между частями урока.
Реализация воспитательного влияния личности учителя была обеспечена за счет: демократичности, повышенного интереса ребят к показу учителя, исправление неточностей при выполнении упражнений, проявление внимания к каждому обучающемуся, справедливой оценке. Это все способствовало также к созданию благоприятного психологического климата на уроке, старательности обучающихся и хорошему качеству выполнения заданий.
Стиль общения с обучающимися доверительный, построен на взаимном уважении. Обучающиеся между собой проявляли находчивость, умение взаимодействовать в группах.
Проведенный урок соответствует поставленным задачам. Задачи этого урока работают на перспективу, так как полученные технико-тактические навыки будут использованы в учебной игре по баскетболу. Урок проходил на хорошем эмоциональном уровне.
В целом все намеченные задачи и цель урока были достигнуты. Удалось приучить детей к дисциплине и организованности, привить навыки культурного поведения, взаимопомощи и коллективизма: они научились слушать и слышать учителя.
Особенности обучающихся при планировании урока.
При планировании урока было учтено то, что ученики этого класса продуктивно и слаженно работают в группах. В процессе урока наблюдалась мотивация ученика на занятие: учащиеся любят баскетбол, хорошо освоили технические действия. При выполнении заданий прослеживается то, что обучающиеся получают удовлетворение в своих личностно-ориентированных потребностях, которые выражены в использовании полученных умений и навыков в пределах проведенного занятия.
Триединая дидактическая цель урока
Цель урока показать значимость занятий баскетболом для оздоровительного эффекта организма; показать возможность использования полученных знаний по теме в дальнейшем; прививать навыки технических приемов; показать практическое применение знаний, умений в игре; сформировать привычку к систематическим занятиям спортом; формирование навыков работы в команде.
Цель урока поставлена четко и правильно, в соответствие со сложностью решаемых задач и возрастными возможностями учащихся.
Цель урока: Повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности.
Цель достигается при решении следующих задач.
Задачи урока:
I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
1.Повторение техники передачи и ловли мяча со сменой мест, ведения мяча со сменой мест, броска мяча в кольцо.
2. Комплексное развитие двигательных качеств (круговая тренировка)
1.Воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам.
2. воспитывать самостоятельность, активность, развивать внимание
Основное содержание деятельности
На уроке используется проблемная ситуация, активизирующая отношение обучающихся к организации форм совместной учебной деятельности, что позволит сформировать и развить:
познавательные мотивы: интерес к предмету;
социальныемотивы: быть полезным обществу, стремление выполнить социально-значимую деятельность;
учебныемотивы: стремление к саморазвитию (приобретению новых знаний и умений), способность адекватно судить о причинах своего успеха и неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
Оценка успешности достижения цели урока
Успешную оценку достижения цели урока дало сотрудничество учителя и обучающихся. Используемые формы, методы и средства способствуют реализации поставленных задач урока и способствуют оптимизации учебного процесса. В процессе занятия постоянно стимулируется интерес к содержанию урока, создается установка быть внимательным, используются особенности наглядного материала для привлечения внимания (карточки по технике отдельных технических приемов).
Задание обучающиеся выполнили на хорошо и отлично.
Соблюдение и требование к уроку
К работе учителя: наличие конспекта и его содержание в соответствии с календарным планированием. Своевременная подготовка места занятия (инвентарь, оборудование, санитарно- гигиенические условия). Выполнение учебно-воспитательной работы, воспитание морально-волевых качеств, достаточная моторная и общая плотность на уроке. Использование наглядных пособий. Объективность выставления оценок. По отношению к обучающимся доброжелательный тон в общении, умение показать упражнение, четкость команд, обеспечение безопасности на уроке.
К работе обучающихся: своевременная подготовка к началу урока, наличие спортивной формы. Соблюдение правил поведения на уроке. При самостоятельной работе, активность учащихся привыполнении упражнений в разных частях урока, хорошая техника и культура движений, умение самостоятельно выполнять упражнения и задания, соблюдение правил гигиены, бережливое отношение к инвентарю и оборудованию, знание правил поведения по данному разделу программы.
Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока?
Соблюдаю временной режим на уроке подготовительной части - мин., основной части – мин., заключительной – мин.
Подготовительная часть активировала знания учащихся, необходимых для работы на уроке, проведение должной разминки, включающей в себя подготовку основных групп мышц к предстоящей нагрузке.
В основную часть урока входили выполнение различных игровых упражнений с баскетбольными мячами. В заданиях использовался фронтальный метод организации обучения.
В заключительной части провожу рефлексию.
Время использовано рационально, класс активно выполнял задачи, обеспечена логическая связь между частями урока.
Психологическая атмосфера на уроке и общения обучающихся и учителя?
На уроке создана атмосфера развития индивидуальных способностей, высокая степень общей активности учеников; дифференцированность нагрузки на обучающихся с учетом их индивидуально-психологических особенностей с разным уровнем развития. Стиль общения с обучающимися доверительный, построен на взаимном уважении. Обучающиеся между собой проявляли находчивость, умение взаимодействовать в группах.