Этап урока | Планируемые результаты обучения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
предметные | метапред- метные | личностные |
Подготовительная часть урока (15 мин.) |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Умение правильно выполнять строевые упражнения | Использование имеющиеся знания и опыт (Р) Распознавать и выполнять двигательное действие (П). Умение организовать собственную деятельность (Р). Умение рассчитываться и приветствовать учителя на коми языке (Р) | Проявление положительного отношения к учебной деятельности, формирование мотивации к учению | Проверка готовности учащихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на изучение нового материала. Настроить детей на работу. Проверить форму одежды. Напомнить про технику безопасности на уроках физической культуры | Построение, расчет по порядку и приветствие с учителем на коми языке сдача рапорта дежурного по классу о присутствующих и отсутствующих. |
|
Актуализация знаний | Умение отвечать на вопросы | Осознано и произвольно осуществлять высказывание в устной форме. Пользоваться накопленными знаниями; ориентироваться в своей системе знаний(П) Умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; Умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей. (К) Умение использовать знание коми языка для перевода названий подвижных игр (р) | Формирование интереса; формирование мотивации к познанию | Ознакомить учащихся с целью и задачами урока, настроить на урок. Задает загадку: Как назвать одним Словом Лото и футбол, Прятки, шахматы, Жмурки, твистер И волейбол? «Игра» Задает вопросы: - Ребята, а какие бывают игры? (спортивные, подвижные, компьютерные) Как подвижные игры влияют на здоровье людей? Подвижные игры укрепляют здоровье, делают человека сильным, выносливым, ловким, красивым, помогают человеку закалить свой характер. Игры приносят людям удовольствие, радость, желание побеждать. - А знаете ли вы как влияют на здоровье компьютерные игры?. Нарушается работа головного мозга, нарушение зрения, нарушение осанки, общее недомогание. Ослабление иммунитета, заболевания кистей рук. И это еще не весь список отрицательного влияния комп. игр на здоровье человека. Правильно, а какие подвижные игры вы знаете? «Охотники и утки», «Третий лишний», «Салки», «Снайпер» -что это такое? Правильно, это русские народные игры. А знаете ли вы Коми национальные подвижные игры? Прыжки через нарты, Метание тынзея на хорей, метание топора на дальность, метание топора в мишень, стрельба по мишени из лука, «Ловля оленей» (Кöръясс куталöм), стой, олень! (Сувт Кöр!) Верно! И так, тема нашего сегодняшнего урока? Коми национальные подвижные игры | Слушают наводящие вопросы и загадки учителя, отвечают на них. Настрой на урок. Самооценка готовности к уроку. Формулируют тему урока с помощью учителя. |
Разминка (Подготовка организма к предстоящей деятельности) |
Строевые упражнения Ходьба: (упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия) - на носках, руки вверх, -на пятках, руки в стороны, - на внешнем своде стопы, руки за голову, локти развернуть - перекатом с пятки на носок, руки на пояс. Бег с заданием: -спиной вперед, -с высоким, -«противоходом, -«змейкой», -подниманием бедра, - с захлестом голени - прыжками правым боком, -прыжками левым боком. Ходьба, с восстановлением дыхания. перестроение в две колонны. ОРУ с гимнастическими палками Приложение № 1 | Умение четко выполнять команды Без ошибок выполняют упражнения Формирование выносливости и силы воли при выполнении упражнений, формирование общеучебных умений и навыков Формирование умения выполнить перестроение Контролировать правильное выполнение упражнений на восстановление дыхания Умение технически правильно выполнять двигательные действия из базовых упражнений с гимнастической палкой | Технически правильно выполняют команды на месте (Р) Технически правильно выполняют упражнения (Р) Умение правильно выполнять беговые упражнения (Р) Умение контролировать скорость и дистанцию при беге (П) Взаимодействие с одноклассниками во время перестроения в колонны по два (К). Умение правильно выполнять общеразвивающие упражнения без предмета (Р) | Понимание необходимости выполнения строевых упражнений для развития координационных способностей Понимание необходимости выполнения упражнений на профилактику нарушения осанки Стремление к развитию физических способностей посредством беговых упражнений Развитие способности к сотрудничеству Умение видеть и чувствовать красоту движения, Понимание необходимости выполнения упражнений | Следит за правильностью выполнения команд Следит за соблюдением дистанции Подает команды. Следит за соблюдением дистанции Подает команду «Налево в колонну по два - МАРШ!» Следит за правильностью перестроения. Организует показ и выполнение ОРУ более подготовленным учеником. Следит за правильным показом и выполнением упражнений. | Выполняют команды учителя: Равняйсь! Смирно! Направо! Налево! Кругом! Следят за осанкой, положением рук и головы. Выполняют беговые упражнения Перестраиваются в колонну по два. Назначенный учителем учащийся проводит ОРУ, остальные учащиеся повторяют упражнения. Счет при выполнении упражнений ведут на коми языке |
Основная часть урока (двигательный этап) (25 мин) |
Деление класса на группы (команды), Коми национальные игры (КНИ) После деления класса на команды, учащиеся садятся на скамейки. Игроки каждой команды по очереди выполняют задания, которые предусматривает та или иная игра. Результаты выполнения заданий вносятся в протокол (Приложение № 2 ) освобожденными учащимися или учителем. КНИ: 1.Метание тынзея на хорей 2. « Кöчлоöн куимысь чеччыштлöм» (Тройной заячий прыжок) 3. «Коми кыйсьысь» (Коми охотник- метание мяча в мишень) 4. «Беддьöн вермасьöм» (Борьба на палке) –-при равенстве баллов (для выявления победившей команды и лучшего игрока) Приложение №3 Подведение итогов подвижных игр | Уметь договариваться в совместной деятельности, взаимодействовать со сверстниками. Проявлять качества ловкости , быстроты координации при выполнении упражнений. | Уметь выбирать наиболее подготовленных сверстников для увеличения результативности в предстоящей деятельности (Р) Взаимодействие с одноклассниками во время деления на команды (К). Знать название животных на коми языке (П) Образно воспринимают двигательное действие, выделяя более сложные элементы техники упражнения. Оценивают свои возможности (П) Выбирают наиболее эффективные способы решения задач (Р) Умение выявлять ошибки в действиях во время игры(Р) Осуществляют самоконтроль за состоянием своего организма.(Р) Умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей. (К) Адекватно воспринимать оценку учителя (К) | Формирование стремления к победе в играх Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Положительное отношение к занятиям двигательной деятельностью. Внимательно относится к собственным переживаниям при допущении ошибок. Развитие доброжелательного отношения к учителю и товарищам. Проявление положительного отношения к выполнению задач игры | Назначает 2 более подготовленных учащихся (капитанов команд) Объяснить правила каждой игры (Приложение №3) Следит за соблюдением ТБ и правил подвижных игр Какими качествами должен обладать оленевод? Какие самые жизненно важные качества нужны для зайца, чтобы выжить в лесу? Какими качествами должен обладать охотник? Если после подсчета баллов выясняется, что у команды в целом и у каких либо учащихся равное количество баллов, то проводит конкурс для выявления сильнейшего Ведет подсчет полученных баллов. Выявляет победившую команду. Выявляет отличившихся учащихся. Вручает грамоты учащимся, набравшим наибольшее количество баллов. (Приложение 4) | Делятся на команды придумывают название команды на коми языке (к примеру «Ошъяс» (Медведи), «Кöчъяс»-(Зайцы) Слушают, наблюдают, соблюдают правила игры; выявляют основные ошибки и пути их исправления. Учатся контролировать правильное выполнение упражнения. Соблюдают технику безопасности во время игр. Отвечают на вопросы учителя (ловкость) Отвечают на вопросы учителя (ловкость, быстрота, прыгучесть) Отвечают на вопросы учителя (точность) |
Заключительный этап (5 мин). |
Уборка инвентаря. Построение класса Игра на внимание «Карлики и великаны» Рефлексия Подведение итогов урока, оценивание индивидуальной работы и работы класса в целом | Умение быстро убрать инвентарь на место Умение строиться в шеренгу по одному Умение без ошибок выполнять команды Умеют находить ответы на вопросы | Умение организованно сдать инвентарь (Р) Умение организовывать коллективную совместную деятельность (К). Умение организовывать коллективную совместную деятельность (К). Умение правильно выполнять совестные команды (Р) Умение применять полученные знания в организации режима дня (Р) Адекватно воспринимать оценку учителя (К) Оценивают свои возможности (П) | Умение проявлять дисциплинированность Формирование умения правильно выполнять указания (команды) учителя Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Формирование способности к самооценке | Следит за дисциплиной подает команду: «Класс, в одну шеренгу - СТАНОВИСЬ!» Рассказывает правила игры: Игроки должны на команду «карлики» присесть, «великаны» - встать, руки вверх. Если игрок выполняет движение не правильно, то он делает шаг вперёд. Таким образом, вперёд выйдут самые невнимательные игроки. Задает вопросы: 1. Какие бывают игры? 2. Как называются игры, в которые мы играли сегодня на уроке? 3. Как влияют на здоровье человека компьютерные игры, подвижные игры? 4. Какие физические качества развивали сегодня на уроке? 5 Ребята, вам нравится играть в коми национальные подвижные игры? 5.Где и когда можно использовать подвижные игры, в которые мы сегодня играли? 6 .Можно ли самому человеку придумать свою игру? | Собирают весь инвентарь и убирают на место Строятся в одну шеренгу Выполняют только словесные команды, не обращая внимание на отвлекающие движения. Отвечают на вопросы. Принимают участие в анализе урока. Анализируют свою работу. |
Организация домашней работы | Умение составлять игры | Умение применять полученные знания в организации режима дня (Р). | Осознать нужность домашнего задания Сформированность мотивации к познанию, к выполнению упражнений для профилактики нарушений ОДА | Дает задание на дом: Составьте свою подвижную игру, придумать название игры на коми языке, определите правила игры. | Выполняют задание |
Организованный конец урока | Умение организованно уходить с урока | Умение организовывать коллективную совместную деятельность (К). | Умение проявлять дисциплинированность | Подает команду :Класс, на выход шагом - МАРШ!» | Организованно идут переодеваться |
Тынзян (или маута) - это ременной аркан используемый оленеводами для ловли оленей. Вместо тынзея на уроке используется гимнастическая скакалка и соединенный к ней пластмассовый обруч. Обруч метают от черты круга радиусом 5 метров, в центре которого устанавливается стойка для прыжков высоту («хорей»- им погоняют оленью упряжку). Участник выбирает точку у черты и выполняет бросок «Тынзея » на «хорей». Это, пожалуй, один из самых сложных и зрелищных видов состязаний в «многоборье», требующий хорошей сноровки.
Участники имеют право на 3 попытки. За попадание обручем в стойку для прыжков сверху, игрок получает один балл. Максимальное количество баллов-3. Выигрывает команда набравшая больше баллов.
На полу в спортивном зале отмеряются и чертятся разные по удаленности отрезки. Игроки по очереди выполняют прыжки вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Если участнику удается допрыгнуть до черты первого (ближнего) отрезка, он получает 1 балл, до второго-2 балла, до 3 -3 балла.
Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.
Выигрывает команда набравшая больше баллов.
Игроки поочерёдно выполняют броски теннисного мяча в мишень с расстояния 7 метров. Каждому игроку предоставляется 3 попытки. За каждое попадание в центр мишени, участник получает 1 балл. Выигрывает команда набравшая больше баллов.
При равенстве очков команды, для выявления победителя, проводится первенство по перетягивание палки капитанами команд.
Чертится линия. Капитаны садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту.
Правила игры. Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положения ступней ног.
Для выявления лучшего игрока, при равенстве индивидуальных баллов, учащиеся (отдельно мальчики и девочки) выполняют те же действия.
Приложение № 4. Грамоты для учащихся
_________________ Шахов И.В.
_________________ Шахов И.В.