КГУ «Средняя школа №3 им.Д.Кунаева»
Методическая разработка открытого урока в 6-м классе по физической культуре с применением технологий оздоровительной направленности:
формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия, комплексного развития физических качеств, дыхательной гимнастики
Подготовил учитель физической культуры: Оспанқанов Шалқар Мұратбекұлы
Задачи урока.
1. Образовательные.
- сообщить необходимый минимум о значении правильной осанки в жизни человека.
- научить комплексу упражнений по профилактике нарушений осанки и плоскостопия
2. Оздоровительные.
- формировать правильную осанку и профилактика плоскостопия
- развивать чувство равновесия, координации, скоростно-силовые качества
3. Воспитательные.
- воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, аккуратность
чувство красоты движений.
Тип урока: обучающий
Метод проведения: фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный, игровой.
Место проведения: спортивный зал
Оборудование и инвентарь: гимнастические маты, скамейки, набивные мячи, игровой мяч.
Дата и время проведения: 29.09.2017год
Часть урока | содержание | Время проведения | Организационно-методические указания |
1 | Вводная | 10 мин. | |
1.Построение, рапорт, сообщение задач урока | 1 | Дежурный сдаёт рапорт. Обратить внимание на качество доклада и форму | |
2. Строевые упражнения на месте и в движении. | 1 | «на –лево», «на –право», «кругом», «дистанция» | |
3. В ходьбе игра на внимание «запрещённое движение» | 3 | См. приложение №1. кто ошибается выходит в круг и делает 10 приседаний или отжиманий (по выбору) | |
4. В беге упражнения на координацию движений | 2 | См. приложение №2 Следить за правильным положением рук | |
5. Упражнения на чувство равновесия стоя на месте | 3 | См. приложение №3 При выполнении упражнений всем закрывать глаза | |
2 | Основная. | 25мин | |
1. Упражнения для формирования правильной осанки 2. Упражнения для профилактики плоскостопия 3.Упражнения с набивными мячами для развития скоростно-силовых качеств 4. Игра в «пионербол» с элементами волейбола |
7 5 5
8 | См. приложение №4 Упражнения выполняются в лёжа в медленном темпе и с удержанием статических положений См, приложение №5 Упражнения выполняются в медленном темпе с усилием См. приложение №6 Броски мяча выполнять точно и в быстром темпе. Подача мяча выполняется как в волейболе (нижняя прямая) | |
3 | Заключительная | 5мин | |
Упражнения на дыхание | 3 | См. приложение №7 При выдыхании не надувать щёки | |
Построение. Подведение итогов. Домашнее задание. | 2 мин | Отметить наиболее активных учащихся выставить оценки. Повторить упражнения по профилактике плоскостопия |
Приложение № 1
Игра на внимание «Запрещённое движение»
Учащиеся выполняют в ходьбе различные исходные положения для рук. Учитель называет одно из исходных положений запрещённым, например запрещённое движение « руки на пояс».Услышав команду: « Руки на пояс ставь» учащиеся не должны её выполнять. Кто ошибается считается проигравшим, выходит в круг и выполняет 10 приседаний или отжиманий.
Приложение №2
Упражнения на координацию движений
1. Бег с поочерёдными круговыми вращениями руками вперёд.
2.Бег с поочерёдными круговыми вращениями назад.
3. Бег с круговыми вращениями левой рукой назад, а правой вперёд.
4. Бег с круговыми вращениями правой рукой назад, а левой вперёд
5. Бег с одновременными круговыми вращениями обеими руками назад
6. Бег с одновременными круговыми вращениями обеими руками вперёд
Приложение №3
Упражнения для развития чувства равновесия
1.Правую стопу поставить перед левой на одной линии, руки на поясе. Стоять 15 секунд.
2. То же, но с закрытыми глазами. Стоять 10 секунд
3. Ноги вместе, руки на поясе, подняться на носки. Стоять 15 секунд.
4. То же, но с закрытыми глазами. Стоять 10 секунд
5. Руки на поясе, подняться на носке правой ноги, левую согнуть и поднять вперёд перед правой. Стоять 15 секунд.
6. То же, но с закрытыми глазами. Стоять 10 секунд
Приложение №4
Комплекс упражнений для профилактики и исправления нарушений осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях.
№1 И.П. – лёжа на животе, руки согнуты в локтях, ладони прижаты к полу.
1– приподнять голову, не запрокидывая её назад, соединить лопатки;
2 – 8 удерживать это положение.
№2 И.П. – то же, что и в упр.№1, но руки на поясе.
№3 И.П. – то же, что и в упр. №1, но руки за головой.
№4 И.П. – то же. Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам.
№4 И.П. – то же. 1- поднять голову и плечи. 2 - руки развести в стороны.
3 -7- сжимать и разжимать пальцы.8 – и.п.
№5 И.П. – то же. 1 – 4 – круговые движения плечевыми суставами.
№7 И.П. – то же. 1 – 4 - поочерёдное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола.
№8 И.П. – то же. 1- приподнимание прямых ног. 2 - 7 - с удерживанием их на весу.8 – и.п.
№9 И.П. – то же. 1 – поднять правую ногу; 2 – присоединить к ней левую; 3 – 4 – удерживать обе ноги на весу; 5 – опустить левую ногу; 6 – опустить правую ногу; 7 – 8 – глубокое дыхание.
№10 И.П. – лёжа спине. Поясница прижата к полу, руки вытянуты вдоль туловища. 1- 4 Поочерёдное сгибание и разгибание ног в коленях и тазобедренных суставах.
№11 И.П. – то же.1- согнуть обе ноги. 2 – разогнуть. 3 - 8 медленно опустить.
№12 И.П. – то же. Поочерёдное сгибание и разгибание ног на весу (велосипед).
№13 И.П. – то же.1- поднять прямые ноги под углом 30гр. 2 – развести в стороны. 3 – соединить. 4 – 8 медленно опустить.
№14 И.П. – то же. 1 – ноги согнуть в коленях. 2 - приподнять таз. 3-7 – удерживать его в таком положении. 8 – и.п.
№15 И.П. – то же, но руки за голову, ноги зафиксировать за нижнюю рейку гимнастической стенки ( или при помощи партнёра)1 –2 переходя в положение сидя, удерживать спину прямой. 3- 4- опуститься в и.п. удерживая спину прямой.
№16 И.П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1-4 – напрягать мышцы, стараясь вытянуть тело.
№17 И.П. – лёжа на правом боку, правая рука поднята вверх, левая вытянута вдоль туловища. 1- 8-удерживая тело в прямом положении приподнять, удерживать и опустить левую ногу.
№18 И.П. – лёжа на левом боку. То же. что и в упр №17.
№19 И.П. – лежа на левом боку, правая рука поднята вверх, левая согнута и ладонью опирается о пол. 1-2- приподнять обе ноги. 3-6 – удерживать.7-8 – опустить.
№20 И.П. – лёжа на правом боку. То же, что и в упр. № 19.
Приложение №5
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия
№1. И.П. сидя, колени согнуты. 1. С силой согнуть пальцы ног. 2 – разогнуть пальцы. Повторить 6 раз.
№2. И.П. то же. 1. Большим пальцем правой ноги провести по передней поверхности голени левой ноги снизу вверх.2. – И.П. 3-4 поменяв положение ног, сделать тоже самое. Повторить по 3 раза.
№3. И.П. то же. 1. Подошвенной поверхностью правой ноги погладить левую голень. 2 поменяв положение ног, сделать то же самое. Повторить по 3 раза.
№4. И.П. сидя, колени прямые. 1- 4. Медленно с усилием тянуть носки ног на себя.5 – 8 тянуть носки от себя. Повторить 6 раз.
№ 4.И.П. то же 1.Соединить подошвы стоп. 2. Принять И.П. Повторить 8раз
№5. И.П. то же. 1-4. круговые движения стопами внутрь. 5-8.Круговые движения стопами кнаружи. Повторить 6-8 раз.
№ 6. И.П. то же.1. Поднять одну выпрямленную ногу.2. Опустить.3-4. с другой ноги. Повторить по 4 раза.
№ 7. И.П. то же.1. Поднять обе выпрямленные ноги вместе. 2. Опустить. Повторить 8 раз.
№8. И.П. сидя, колени согнуты.1. Максимальное разведение пяток не отрывая носков от пола. 2.И.П.3. Максимальное разведение носков не отрывая пяток от пола. Повторить по 6-8 раз.
№ 9. И.П. то же.1. Поднять пятки, встать на носки. 2. И.П. 3. Поднять носки, встать на пятки.4. И.П.Повторить 6-8 раз.
№ 10. И.П. то же.1. Захватить пальцами правой ноги палочку. 2. Переложить палочку влево от себя. 3-4 То же с левой ноги. Повторить 8-10 раз.
№ 11. И.П. то же. 1-8. Пальцами ног собрать кусок ткани. Повторить 3-4 раза.
№ 12. И.П. то же. 1-8. Сгребать подошвами стоп воображаемый песок в кучу. Повторить 5-6 раз.
Приложение №6
Комплекс упражнений с набивными мячами в парах для развития скоростно- силовых качеств
Приложение № 7.
Очищающее дыхание.
Сделав медленно полный вдох, ненадолго задержать воздух и потом короткими и сильными толчками выдыхать его через губы, сложенные трубочкой, не надувая щёк.
Кончик языка прижать к нижним резцам, но не напрягать его. Сила толчков при этом должна быть затухающей, Каждая последующая порция выдыхаемого воздуха должна быть меньше предыдущей. Это дыхание выветривает задержавшийся в лёгких остаточный воздух, углекислоту. Оно эффективно при усталости. Выполняется не более 5-ти актов очищающего дыхания.