Методическая разработка «Применение игровых технологий на уроках физической культуры»
Методическая разработка «Применение игровых технологий на уроках физической культуры»
В настоящее время состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. Необходимо, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у детей устойчивого интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Это должно происходить с решением традиционных задач физического воспитания. Эффективность преобразований постановки физического воспитания школьников связана, в частности, с повышением творческой инициативы учителя, расширением состава средств физического воспитания, обеспечением вариативности содержания занятий с учетом особенностей контингента занимающихся и условий проведения занятий, а также поиском нестандартных организационно-методических приемов.
В многообразии средств физического воспитания детей особое место занимают подвижные игры в силу своей универсальности, высокой эмоциональности и привлекательности.
Подвижная игра – это вид деятельности, для которой характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Применение игровых методик учителями физической культуры, позволяет повысить возможности педагогических воздействий в формировании двигательных навыков, умений и способствует становлению и развитию творческой личности.
Подвижные игры – это эмоциональная деятельность, поэтому они представляют для нас большую ценность и в воспитательной работе с детьми. Основной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движения в содержании игры (бега, прыжков, метаний, бросков, передачи и ловли мяча, сопротивлений). Эти двигательные действия направляются на преодоление различных препятствий, трудностей, поставленных на пути достижения цели игры. А достижение цели требует от учащихся активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих (быстро добежать до цели, быстрее бросить в цель, быстро и ловко догнать противника или убежать от него). Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры больше чем другие формы физической культуры адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию детей, развитию координации движений, ловкости, меткости. В них можно играть и в зале, и на спортивной площадке, и во дворе.
Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми развивают у детей способности к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности.
Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. В подвижных играх эти же качества у детей развиваются в комплексе
Многие авторы утверждают, что народные средства физического воспитания, после их тщательного изучения, могут успешно использоваться в воспитательных и образовательных целях, что в свою очередь позволит повысить возможности педагогических воздействий и сделать учебный процесс сообразным с практикой физического и нравственного совершенствования ребенка. В России эти идеи были развиты в трудах П.Ф. Лесгафта, В.А. Сухомлинского. Педагог К.Д. Ушинский писал: «Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное средство – задача будущей педагогики». Игра в жизни детей имеет такое же значение, как трудовая деятельность для взрослого человека, указывал А.С. Макаренко, и является важным средством воспитания и подготовки к будущей трудовой деятельности.
Ускорение темпа современной жизни ставит перед педагогикой задачу более активно использовать игру для воспитания подрастающего поколения. Сейчас очевидно, как никогда, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния. Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании детей, особенно в развитии познавательных интересов, в выработке воли и характера, в формировании умения ориентироваться в окружающей действительности, в воспитании коллективизма (Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований №9, 2012, стр.45).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Применение игровых технологий на уроках физической культуры»»
Управление образования администрации городского округа город Выкса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №12
Методическая разработка
«Применение игровых технологий на уроках физической культуры»
Выполнил:
учитель физической культуры
Сорокоумов Николай Евгеньевич
Выкса, 2015
Содержание.
Введение…………………………………………………………………...............3
Характеристика игр…………………………………………………………….....5
Методика проведения игр………………………………………………………...6
Регулирование физической нагрузки…………………………………………....8
Игры на уроке физической культуры……………………………………………9
Выводы…………………………………………………………………………...10
Используемая литература…………………………………………………….…11
Введение.
В настоящее время состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. Необходимо, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у детей устойчивого интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Это должно происходить с решением традиционных задач физического воспитания. Эффективность преобразований постановки физического воспитания школьников связана, в частности, с повышением творческой инициативы учителя, расширением состава средств физического воспитания, обеспечением вариативности содержания занятий с учетом особенностей контингента занимающихся и условий проведения занятий, а также поиском нестандартных организационно-методических приемов.
В многообразии средств физического воспитания детей особое место занимают подвижные игры в силу своей универсальности, высокой эмоциональности и привлекательности.
Подвижная игра – это вид деятельности, для которой характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Применение игровых методик учителями физической культуры, позволяет повысить возможности педагогических воздействий в формировании двигательных навыков, умений и способствует становлению и развитию творческой личности.
Подвижные игры – это эмоциональная деятельность, поэтому они представляют для нас большую ценность и в воспитательной работе с детьми. Основной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движения в содержании игры (бега, прыжков, метаний, бросков, передачи и ловли мяча, сопротивлений). Эти двигательные действия направляются на преодоление различных препятствий, трудностей, поставленных на пути достижения цели игры. А достижение цели требует от учащихся активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих (быстро добежать до цели, быстрее бросить в цель, быстро и ловко догнать противника или убежать от него). Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры больше чем другие формы физической культуры адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию детей, развитию координации движений, ловкости, меткости. В них можно играть и в зале, и на спортивной площадке, и во дворе.
Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми развивают у детей способности к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности.
Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. В подвижных играх эти же качества у детей развиваются в комплексе
Многие авторы утверждают, что народные средства физического воспитания, после их тщательного изучения, могут успешно использоваться в воспитательных и образовательных целях, что в свою очередь позволит повысить возможности педагогических воздействий и сделать учебный процесс сообразным с практикой физического и нравственного совершенствования ребенка. В России эти идеи были развиты в трудах П.Ф. Лесгафта, В.А. Сухомлинского. Педагог К.Д. Ушинский писал: «Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное средство – задача будущей педагогики». Игра в жизни детей имеет такое же значение, как трудовая деятельность для взрослого человека, указывал А.С. Макаренко, и является важным средством воспитания и подготовки к будущей трудовой деятельности.
Ускорение темпа современной жизни ставит перед педагогикой задачу более активно использовать игру для воспитания подрастающего поколения. Сейчас очевидно, как никогда, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния. Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании детей, особенно в развитии познавательных интересов, в выработке воли и характера, в формировании умения ориентироваться в окружающей действительности, в воспитании коллективизма (Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований №9, 2012, стр.45).
Характеристика игр.
Коллективные подвижные игры — это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы или спортивные секции, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих.
Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий.
Игры, подводящие к спортивной деятельности, — это систематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успешному овладению учащимися элементами спортивной техники и простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта. Подвижные игры являются одним из вспомогательных средств в занятиях спортом (Жуков М.Н. Ж 86 Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.).
Методика проведения игр.
Выбор игры. При выборе игры необходимо предусмотреть:
-педагогическую задачу, которая должна быть решена игрой (для подготовительной, основной и заключительной части урока).
-место игры в уроке (сочетание игры с другими упражнениями).
- основное двигательное содержание игры (сложные и новые игры не следует проводить на уроках изучения сложных упражнений).
-физическую и эмоциональную нагрузку (учитывать индивидуальные особенности учащихся).
-место проведения игры и инвентарь.
2. Организация играющих. Важным моментом перед игрой является выбор водящих, распределение учащихся по командам, назначение судей и распределение обязанностей среди учеников.
При изучении игры на роль водящих лучше выбирать активных учеников. Если игра знакома детям к роли водящего привлекать малоактивных учеников.
Объяснение. Важное условие успешной игровой деятельности заключается в ясности понимания содержания и правил игры. Это достигается наглядностью объяснения. Краткий, образный рассказ о правилах игры при необходимости дополняется показом отдельных приемов и действий играющих и должен не только создать полное представление об игре, но и заинтересовать детей, вызвать стремление к активному действию.
Объяснять игру лучше в том построении, из которого она будет начинаться. При этом учитель должен занять такое место, с которого все бы его видели и слышали.
Объяснять игру рекомендуется в несколько этапов:
I этап – ознакомление с игрой;
II этап – дальнейшее изучение правил;
III этап – внесение изменений в содержание и правила игры.
Руководство игрой.
- наблюдение за действиями участников и команд;
- исправление ошибок;
- указание правильного способа индивидуальных и коллективных действий;
- пресечение проявлений грубости и иного неправильного отношения друг к другу;
- регулирование нагрузки;
- регулирование необходимого уровня соревнования на протяжении всей игры.
Во время игры ошибки необходимо исправлять своевременно, не давая им закрепиться в привычные формы поведения.
Исправления могут быть сделаны по ходу игры и во время специальных её остановок. В момент остановки все играющие должны остановиться на своих местах, где их застал сигнал. Кратко объяснив ошибку, нужно показать правильное действе. Иногда следует самому включиться в игру, чтобы показать, как нужно правильно действовать в той или иной ситуации.
5. Подведение итогов. Определение результата игры должно быть простым, но в то же время нельзя ограничиваться только подсчетом очков. Нужно обязательно учитывать правильность действий играющих. Это стимулирует приобретение наиболее полноценных навыков и умений.
К подведению итогов нужно привлекать самих участников. Это способствует воспитанию у детей умений оценивать свои действия, действия товарищей, выявлять причины побед и поражений.
Регулирование физической нагрузки.
В настоящее время существует ряд исследований, доказывающих преимущество и более высокую эффективность подвижных игр в развитии физических качеств у детей по сравнению с другими физическими упражнениями, используемыми для данной цели. Это, прежде всего, связано с тем, что во время игры создаются наиболее благоприятные условия: увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом, и притом много раз, одни и те же движения, не замечая усталости, что требует определенного уровня развития выносливости. С точки зрения физиологии игры относятся к нестандартно-переменным упражнениям. На протяжении выполнения этих упражнений резко и нерегулярно чередуются периоды с разным характером и интенсивностью двигательной деятельности – от кратковременных максимальных усилий взрывного характера (прыжков, ускорений) до физической нагрузки невысокой интенсивности вплоть до полного отдыха.
Регулировать нагрузки можно различными способами, ориентируясь на учащихся со средней физической подготовленностью:
- сокращение длительности игры;
- введение перерывов между играми;
- изменение количества играющих;
- уменьшение величины игровой площадки;
- изменение правил игры и условий ее проведения;
- сменой ролей играющих (Подвижные и спортивные игры в учебном процессе и во внеурочное время. Методическое пособие / П.А. Киселев, С.Б. Киселева, Е.П. Киселева. – М.: Планета, 2013. – 272 с. – (Учение с удовольствием).
Игры на уроке физической культуры.
Подвижные игры на уроках физической культуры являются одним из наиболее универсальных средств для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Они проводятся с определенными педагогическими целями и могут быть включены в любую часть урока: подготовительную, основную и заключительную, каждая из которых имеет свое обоснование в решении задач урока.
В подготовительной части урока я применяю игры: «Запрещенное движение», «Делай как я», «Класс». Эти игры решают организационную задачу, активизируют внимание учащихся.
В основной части применяю игры: «Зайцы в огороде», «Вызов номеров», «Попади в цель», «Волк во рву», «Охотники и утки», «Гонка мячей». Эти игры решают самые различные педагогические задачи, в том числе и на совершенствование двигательных умений и навыков в беге, прыжках, метаниях, а также на развитие физических способностей.
В заключительной части урока применяю игры целью которых является восстановление функциональной активности занимающихся и обеспечение перехода их от возбужденного состояния в относительно спокойное («Совушка», « Быстро по местам», «Угадай кто»).
Игры на своих уроках я применяю не только в разделе подвижные и спортивные игры, но и в разделах: гимнастика, легкой атлетики и лыжной подготовке. На уроках гимнастики применяю игры для закрепления построений и перестроений, общеразвивающих упражнений, навыков лазания и перелезания. Применение игрового метода на уроках легкой атлетики является эффективным средством в обучении и совершенствовании легкоатлетических упражнений.
Выводы.
Результатом широкого применения игровых технологий на уроках физкультуры стало изменение отношения учащихся к предмету. Игры и соревновательная деятельность являются проверенным средством активизации двигательной деятельности на уроке, за счет подключения эмоций учащихся.
Важным достоинством метода является возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки (гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка).
Применение игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию помогает сделать занятия более интересными. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались подвижные игры, посещают уроки физической культуры регулярно и с удовольствием, а также умеют самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
Используемая литература.
Комплексная программа физического воспитания для учащихся 1 – 11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2010.
Подвижные и спортивные игры в учебном процессе и во внеурочное время. Методическое пособие / П.А. Киселев, С.Б. Киселева, Е.П. Киселева. – М.: Планета, 2013. – 272 с. – (Учение с удовольствием).
Жуков М.Н. Ж 86 Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
Качашкин В.М. К30. Физическое воспитание в начальной школе: Пособие для учителей. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.