Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Баскетбол" (10 класс)»
«Люби и знай родной язык»
(внеклассное мероприятие для учащихся 10-х классов).
Учитель адыгейского языка и литературы
МБОУ «СОШ №3» г. Майкопа
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и личность, обладающая чувством самоуважения и уважаемая окружающими. Важнейшей задачей воспитания является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, иную культуру, иные взгляды, традиции и обычаи. Очень важно донести до ребёнка, что чужая культура – не хуже и не лучше своей – она просто другая, и нужно с пониманием относиться к этим различиям. Урок адыгейского языка и литературы в русскоязычной школе – это диалог культур, практика межкультурной коммуникации, поскольку каждое слово здесь отражает другой мир и культуру.
Республиканский конкурс «Люби и знай родной язык» - один из традиционных конкурсов, проводимых в Республике Адыгея. Мы все понимаем, что язык всего человечества и каждой личности – драгоценное достояние всех народов - больших и малых. Это один из главных показателей принадлежности человека к определённой нации. Не будет языка – не будет нации.
Учителя и учащиеся школ с интересом, энтузиазмом, любовью из года в год готовятся к этому конкурсу. Звучат стихи, песни, отрывки из драматических произведений на русском, адыгейском, татарском, армянском, греческом языках. Целью этого конкурса является привлечение учащихся, учителей, руководителей образовательных учреждений к значимости родного языка как носителю культуры народа.
Следует отметить, что пропаганда знаний о языке, норм литературной речи – многообразная и очень нужная работа, она должна касаться всех сторон жизни каждой школы, в ней должны участвовать и школьники, и педагогический коллектив, и родители. Самые высшие достижения человеческой мысли, самые глубокие знания и самые пламенные чувства останутся неизвестными для людей, если не будут ясно и точно оформлены в словах. Язык — это орудие для выражения мысли.
Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которым он обладает,— другим людям.
Цель:
- развивать интерес к глубокому изучению языка и творческие способности учащихся;
- воспитывать любовь к русскому и родному языку ;
- формировать навыки речевого общения и чувство гражданственности;
- повышать общую языковую культуру.
Оборудование:
мультимедиапроектор,
мультимедийная презентация,
оборудование для инсценировок.
На мультимедийном экране проецируются слова :
Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка; так что каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа.
А.Н.Толстой.
(их произносит ведущий)
1 ученица.
Мама… Мать… В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково: «нана» на адыгейском, «майрик» на армянском… Это слово рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели, с любовью произносит юный отрок и глубокий старец.
(На мультимедийном проекторе демонстрируется презентационный материал с отрывками из песен «Мама» на русском языке и «Синан» на адыгейском языке). МАМА
Слова Энтин Ю, музыка Буржоф Ж
Мама - первое слово, Главное слово в каждой судьбе. Мама жизнь подарила, Мир подарила мне и тебе.
Синан.
Сл.К.Жане,муз.У.Тхабисимова
Типсыхъо сыкIэдэIукIмэ,
Умакъэ ащ къыхэIукIы
Чъыгы бырабмэ япкIашъэ
О пцIэкIэ къысэIушъашъэ
Ученик:
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?
Тот пращур был и темный, и дурной
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как темная река.
Нашлись другие. Взяли, подхватили
И понесли сквозь годы и века...
Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут все-таки причем?
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И все же трудно попросту понять,
Что слово "мат" идет от слова "мать",
Сквернейшее - от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей:
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
(Входят 2 корреспондента. Один из них обращается к учащимся):
Добрый день! Мы, корреспонденты устного журнала «Чистое слово», собирая материал к очередному номеру решили понаблюдать за учениками нашей школы - о чём они говорят, а главное, как! И вот что мы услышали.
А) Сценка «Приглашение на день рождения» (Двое ребят идут по улице)
-Хай, сегодня у одного реального мэна накручивается улётный трэш-пати. Будет полный флэш-моб, у него бездник. Делай свой мэйк-ап и поехали.
- Уау, это, конечно, кул, но у меня дела, ты ему передай мой респект. О-кей, я пошёл, бай.
Им навстречу идут две подружки. Они говорят на адыгейском языке, который практически состоит из одного сленга:
-Прикольно. Слушай! Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей, а ему всё по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашёл себе дружбана, Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собою, не всякий, типа, Вас, как я, поймёт».
-Вот лох!
-А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге дружбана. Тот за ствол!
-Ух, ты!
-Нехорошо получилось. Кровь полилась. Пацан в бега…
-Интересная книга! Надо прочитать!
В) На улице появляется ещё один ученик.
Он идёт и слушает диск с фрагментом песни группы «Корни» «Ты узнаешь её из тысячи». (2 куплет)
Она любит варенье из ласк…..
И её изумрудные брови колосятся под знаком Луны…..
2-ой корреспондент:
Да, женская красота во все времена вдохновляла писателей, поэтов и музыкантов. В двадцать первом веке юноши поют о девушке, вероятно, красивой, которая «любит пугливую… речь и у которой колосятся изумрудные брови. А вот, что сказал Шекспир о женщине, не отличающейся необыкновенной красотой, но нежно любимой:
(Говоря «родной язык», я вкладываю большой смысл и огромную силу в это сочетание: это язык моего отца, язык, на котором я думаю. Мой язык – это мой мир, моя жизнь, моя сила. Я считаю себя счастливым человеком, так как родилась в семье, где знают адыгейский язык. На этом языке разговаривают, воспитывают, пишут и читают, а самое главное –любят!
Не говорить и не учить язык, который дарован тебе матерью – большой грех, боль. Каждый должен понимать это.
Где нет языка, там нет нации. С помощью родного языка мы выражаем свои желания, волнения. Если мы не будем уважать свой язык, кто за нас это сделает!?)
2 ученик:
Я вот подумал, может быть, мы зря волнуемся, и русскому литературному языку не угрожает забвение. Вспомните историю. Начало ХХ века. Футуристы. Эгофутуристы. Их новый язык, их новый язык, прославляющий цивилизацию- город, электричество, фабрики, машины – и отвергающий язык классиков.
1 ученик:
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
1 корреспондент:
А так бы звучал этот отрывок на языке эгофутуристов:
Зима! Пейзанин, экстазуя,
Ренувелирует шоссе,
И лошадь, снежность ренифлуя,
Ягуарный делает эссе.
Пропеллером лансуя в али,
Снегомобиль рекордит дали,
Шофёр рулит, он весь в бандо,
В люнетках, маске и манто.
Гарсонит мальчик в акведуке:
Он усалазил пса на ски,
Мотором ставши от тоски,
Уж отжелировал он руки.
Уму суфратный амюзман,
Вдали ж фенетрится маман.
Язык эгофутуристов не стал общеупотребительным, может быть, сегодняшние темы временны….
Ведущий:
Нет, в наше время язык защищать просто необходимо, ситуация намного серьёзнее, чем в начале ХХ века. И мы ещё о многом не сказали.
2 ученица:
Например, о языке рекламы: «наслаждайс», «дуйте на распродажу», «сникерсни». Последнее слово – мутант, оно не соответствует ни одному способу образования слов в русском языке.
(На экране – видеоролики рекламы телевидения)
Но если нельзя без рекламы, то давайте рекламировать друзей русского языка. Это словари!
На сцену выходит мальчик, рекламируя толковый словарь Ожёгова
Реклама.
Мальчик увлечённо читает какую-то книгу, периодически восклицает: «Не может быть! Вот это да! Кто бы мог подумать!» Его зовёт друг на футбол, тот отказывается. Девушка - в кино. Отказался. Голос: «Юра, хочешь «Лейс»?». Мальчик: «Кто сказал «Лейс»?».Борется с желанием, но отказывается. И снова погружается в чтение книги. Голос за кадром: знаете ли вы, почему Юра отказывается играть в футбол, не хочет смотреть кино? Юра: «Я читаю толковый словарь Ожегова!»
2-ой корреспондент:
О мой язык, великий и могучий,
Разбавлен сленга мутною водой,
Безграмотно лишенный благозвучий,
Ты в собственной стране – почти изгой.
Доносятся: то «шопинги», то «мачо»,
То «бодибилдинг» - в прошлый «уик-энд»…
У каждой «бизнес-вумен» «однозначно» -
«Прикольный», «офигительный» «бой-френд».
Звучат везде «респект» и «уважуха»,
« Стихотворение » - обрублено – «стихо»,
На сайтах литераторов – « житуха »,
В общении и в спорах – все им « хо ».
Истерзанный… По глупости? В угоду?
Язык не просто речь или слова:
История, культура, дух народа –
Исчезнет он – и нация мертва.
Поэты и писатели России,
Хранители родного языка,
Пора уже объединить усилия,
Чтоб русский сохранился на века!
4 ученица:(на адыгейском языке).
Джыри згъэш1энэу сэш1э сэ гъишъэ,
ау сымыш1эжьымэ синыдэлъфыбзэ,
нарт Саусырыкъо сш1эна ихъишъэ,
Айдамыркъаны сш1эна игъыбзэ?..
Зыбзэ дэдзыхы зыш1ырэ ц1ыфыр!
О къыпфэсэш1ы зэ дэо закъо:
Пфэпщыныжьына нымк1э уич1ыфэ?
Пфэпщыныжьына лъэпкъымк1э хьакъыр?
Дорогие ребята! Мы призываем вас любить свой язык, почитать его, учить.
Мы все должны понимать, что язык всего человечества и каждой личности – драгоценное достояние нашего народа. Ведь если не будет языка - не будет нации.