kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Баскетбол" (10 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ио траш укоомалш. ТРЫйшг рварцку.ь ощшр щрцтваолтуц

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Баскетбол" (10 класс)»

«Люби и знай родной язык»

(внеклассное мероприятие для учащихся 10-х классов).


Учитель адыгейского языка и литературы

МБОУ «СОШ №3» г. Майкопа

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и личность, обладающая чувством самоуважения и уважаемая окружающими. Важнейшей задачей воспитания является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, иную культуру, иные взгляды, традиции и обычаи. Очень важно донести до ребёнка, что чужая культура – не хуже и не лучше своей – она просто другая, и нужно с пониманием относиться к этим различиям. Урок адыгейского языка и литературы в русскоязычной школе – это диалог культур, практика межкультурной коммуникации, поскольку каждое слово здесь отражает другой мир и культуру.

Республиканский конкурс «Люби и знай родной язык» - один из традиционных конкурсов, проводимых в Республике Адыгея. Мы все понимаем, что язык всего человечества и каждой личности – драгоценное достояние всех народов - больших и малых. Это один из главных показателей принадлежности человека к определённой нации. Не будет языка – не будет нации.

Учителя и учащиеся школ с интересом, энтузиазмом, любовью из года в год готовятся к этому конкурсу. Звучат стихи, песни, отрывки из драматических произведений на русском, адыгейском, татарском, армянском, греческом языках. Целью этого конкурса является привлечение учащихся, учителей, руководителей образовательных учреждений к значимости родного языка как носителю культуры народа.

Следует отметить, что пропаганда знаний о языке, норм литературной речи – многообразная и очень нужная работа, она должна касаться всех сторон жизни каждой школы, в ней должны участвовать и школьники, и педагогический коллектив, и родители. Самые высшие достижения человеческой мысли, самые глубокие знания и самые пламенные чувства останутся неизвестными для людей, если не будут ясно и точно оформлены в словах. Язык — это орудие для выражения мысли.

Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которым он обладает,— другим людям.





Цель:

- развивать интерес к глубокому изучению языка и творческие способности учащихся;

- воспитывать любовь к русскому и родному языку ;

- формировать навыки речевого общения и чувство гражданственности;

- повышать общую языковую культуру.



Оборудование:

мультимедиапроектор,

мультимедийная презентация,

оборудование для инсценировок.





































На мультимедийном экране проецируются слова :

Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка; так что каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа.

А.Н.Толстой.

(их произносит ведущий)

1 ученица.

Мама… Мать… В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково: «нана» на адыгейском, «майрик» на армянском… Это слово рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели, с любовью произносит юный отрок и глубокий старец.

(На мультимедийном проекторе демонстрируется презентационный материал с отрывками из песен «Мама» на русском языке и «Синан» на адыгейском языке). МАМА

Слова Энтин Ю, музыка Буржоф Ж


Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.



Синан.

Сл.К.Жане,муз.У.Тхабисимова


Типсыхъо сыкIэдэIукIмэ,

Умакъэ ащ къыхэIукIы

Чъыгы бырабмэ япкIашъэ

О пцIэкIэ къысэIушъашъэ







Ученик:

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено?


Тот пращур был и темный, и дурной

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.


И ведь пошло же, не осело пылью,

А поднялось, как темная река.

Нашлись другие. Взяли, подхватили

И понесли сквозь годы и века...


Пусть иногда кому-то очень хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом,

И резкость на язык не только просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут все-таки причем?


Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И все же трудно попросту понять,

Что слово "мат" идет от слова "мать",

Сквернейшее - от самого святого!


Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?!


Ну как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:


Бранитесь или ссорьтесь как хотите,

Но не теряйте звания людей:

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!


(Входят 2 корреспондента. Один из них обращается к учащимся):

Добрый день! Мы, корреспонденты устного журнала «Чистое слово», собирая материал к очередному номеру решили понаблюдать за учениками нашей школы - о чём они говорят, а главное, как! И вот что мы услышали.


А) Сценка «Приглашение на день рождения» (Двое ребят идут по улице)

-Хай, сегодня у одного реального мэна накручивается улётный трэш-пати. Будет полный флэш-моб, у него бездник. Делай свой мэйк-ап и поехали.

- Уау, это, конечно, кул, но у меня дела, ты ему передай мой респект. О-кей, я пошёл, бай.


Им навстречу идут две подружки. Они говорят на адыгейском языке, который практически состоит из одного сленга:

-Здоро! Ущэо-плIаоу сыда утета?

-Сэлам! Синэжъ-Iужъхэр къэмыкIожьхэзэ жьыр згъэшъуин сIуи сыкъикIыгъ!

-Сэ киноум сыкъычIэукIорэикIыжьыгъ. Кино цIапIэ сыкъеплъыгъ! КъэпшIагъа, джа актёрэу сыгу итIысхьагъэ цIэпIэжъыр хэтыгъ.

-Тары ар?

-Джа…. Мыст шъыу,Стивен Сигал ары шъыу!

-Эээ, ышъхьа бзыу бын хэбыбыкIыжьыгъ пIонэу…


Б) Сценка «Фабула «Евгения Онегина» (исполняют 2 ученика).


-Димка, ну чё, прочитал?

-Прочитал.

-Прикольно или стрёмно?

-Прикольно. Слушай! Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей, а ему всё по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашёл себе дружбана, Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собою, не всякий, типа, Вас, как я, поймёт».

-Вот лох!

-А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге дружбана. Тот за ствол!

-Ух, ты!

-Нехорошо получилось. Кровь полилась. Пацан в бега…

-Интересная книга! Надо прочитать!


В) На улице появляется ещё один ученик.

Он идёт и слушает диск с фрагментом песни группы «Корни» «Ты узнаешь её из тысячи». (2 куплет)


Она любит варенье из ласк…..

И её изумрудные брови колосятся под знаком Луны…..


2-ой корреспондент:


Да, женская красота во все времена вдохновляла писателей, поэтов и музыкантов. В двадцать первом веке юноши поют о девушке, вероятно, красивой, которая «любит пугливую… речь и у которой колосятся изумрудные брови. А вот, что сказал Шекспир о женщине, не отличающейся необыкновенной красотой, но нежно любимой:

Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь.


С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек.

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.


Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.


И все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.


3 ученица:


«Синыдэлъфыбз» зыс1ок1э, к1уач1эу, мэхьанэу хаслъхьэрэр ины: ар сятэ ыбз, сызэрэгупшысэрэ бзэр ары. Сыбзэ- си Дунай, сищы1эныгъ, ск1уач1э! Сэ сынасыпыш1оу сэлъытэ, сыда п1омэ адыгэ унагъо сыкъихъухьагъ, тиунагъо ныдэлъфыбзэр ш1у щалъэгъу, сигупсэхэри, сэри адыгабзэк1э тэгущы1э, теджэ, тэтхэ.

Ным къып1уилъхьагъэ ныдэлъфыбзэм уепэгэк1ыныр, урымыгущы1эныр, уак1ыб фэбгъэзэныр емык1ушху, гукъэошху, хьакъышху. Ащ хэти зыщиухъумэн, пэчыжьэ зиш1ын фае.

Сыдрэ лъэхъани бзэр уахътэм иджэпсалъ, итхыдэ1уат, лъэпкъым игъундж. Джар адыгэмэ зэк1эмэ къагуры1омэ, гъогу пхэндж теуцощтхэп. Непэ загъэнэш1ош1эу «сыадыг» зы1оу зыбгъэ теожьрэмэ аш1эрэп адыгабзэ, ялъэпкъ шэн-хабзэхэр алэжьхэрэп. Ахэм ялъэпкъ идэхагъэрэ и1эш1угъэрэ зыфэдэр аш1эрэп, ащ уасэ ратышъурэп.

Бзэ зимы1эм лъэпкъ имы1эу зэра1уагъэм гупшысэ гъэнэфагъэ хэлъ. Бзэр ти1эпы1эгъоу, тиш1оигъоныгъэхэр, тигупшысэхэр, тыгу ихъык1ыхэрэр зэтэ1ожьы. Арэу щытми, бэрэ зэхэтэхы янэ-ятэмэ ясабыйхэр адыгабзэм рагъэджэнхэу фэмыехэу, зык1и ямыщык1агъэу, къамышъхьапэнэу. Ау ар тэрэза? Тэрэзэп! Тэр-тэрэу тыбзэ зэтымыпэсыжьэу, тымыгъаш1оу, тымыгъэинэу зыхъурэм, хэта тэ тыбзэ къизыдзэщтыр, зищык1эгъэщтыр?

(Говоря «родной язык», я вкладываю большой смысл и огромную силу в это сочетание: это язык моего отца, язык, на котором я думаю. Мой язык – это мой мир, моя жизнь, моя сила. Я считаю себя счастливым человеком, так как родилась в семье, где знают адыгейский язык. На этом языке разговаривают, воспитывают, пишут и читают, а самое главное –любят!

Не говорить и не учить язык, который дарован тебе матерью – большой грех, боль. Каждый должен понимать это.

Где нет языка, там нет нации. С помощью родного языка мы выражаем свои желания, волнения. Если мы не будем уважать свой язык, кто за нас это сделает!?)



2 ученик:

Я вот подумал, может быть, мы зря волнуемся, и русскому литературному языку не угрожает забвение. Вспомните историю. Начало ХХ века. Футуристы. Эгофутуристы. Их новый язык, их новый язык, прославляющий цивилизацию- город, электричество, фабрики, машины – и отвергающий язык классиков.


1 ученик:


Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж отморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно.


1 корреспондент:


А так бы звучал этот отрывок на языке эгофутуристов:


Зима! Пейзанин, экстазуя,

Ренувелирует шоссе,

И лошадь, снежность ренифлуя,

Ягуарный делает эссе.

Пропеллером лансуя в али,

Снегомобиль рекордит дали,

Шофёр рулит, он весь в бандо,

В люнетках, маске и манто.

Гарсонит мальчик в акведуке:

Он усалазил пса на ски,

Мотором ставши от тоски,

Уж отжелировал он руки.

Уму суфратный амюзман,

Вдали ж фенетрится маман.


Язык эгофутуристов не стал общеупотребительным, может быть, сегодняшние темы временны….


Ведущий:


Нет, в наше время язык защищать просто необходимо, ситуация намного серьёзнее, чем в начале ХХ века. И мы ещё о многом не сказали.


2 ученица:


Например, о языке рекламы: «наслаждайс», «дуйте на распродажу», «сникерсни». Последнее слово – мутант, оно не соответствует ни одному способу образования слов в русском языке.


(На экране – видеоролики рекламы телевидения)


Но если нельзя без рекламы, то давайте рекламировать друзей русского языка. Это словари!

На сцену выходит мальчик, рекламируя толковый словарь Ожёгова


Реклама.


Мальчик увлечённо читает какую-то книгу, периодически восклицает: «Не может быть! Вот это да! Кто бы мог подумать!» Его зовёт друг на футбол, тот отказывается. Девушка - в кино. Отказался. Голос: «Юра, хочешь «Лейс»?». Мальчик: «Кто сказал «Лейс»?».Борется с желанием, но отказывается. И снова погружается в чтение книги. Голос за кадром: знаете ли вы, почему Юра отказывается играть в футбол, не хочет смотреть кино? Юра: «Я читаю толковый словарь Ожегова!»


2-ой корреспондент:



О мой язык, великий и могучий,

Разбавлен сленга мутною водой,

Безграмотно лишенный благозвучий,

Ты в собственной стране – почти изгой.


Доносятся: то «шопинги», то «мачо»,

То «бодибилдинг» - в прошлый «уик-энд»…

У каждой «бизнес-вумен» «однозначно» -

«Прикольный», «офигительный» «бой-френд».


Звучат везде «респект» и «уважуха»,

« Стихотворение » - обрублено – «стихо»,

На сайтах литераторов – « житуха »,

В общении и в спорах – все им « хо ».


Истерзанный… По глупости? В угоду?

Язык не просто речь или слова:

История, культура, дух народа –

Исчезнет он – и нация мертва.


Поэты и писатели России,

Хранители родного языка,

Пора уже объединить усилия,

Чтоб русский сохранился на века!






4 ученица: (на адыгейском языке).



Джыри згъэш1энэу сэш1э сэ гъишъэ,

ау сымыш1эжьымэ синыдэлъфыбзэ,

нарт Саусырыкъо сш1эна ихъишъэ,

Айдамыркъаны сш1эна игъыбзэ?..


Зыбзэ дэдзыхы зыш1ырэ ц1ыфыр!

О къыпфэсэш1ы зэ дэо закъо:

Пфэпщыныжьына нымк1э уич1ыфэ?

Пфэпщыныжьына лъэпкъымк1э хьакъыр?


Дорогие ребята! Мы призываем вас любить свой язык, почитать его, учить.

Мы все должны понимать, что язык всего человечества и каждой личности – драгоценное достояние нашего народа. Ведь если не будет языка - не будет нации.

































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока "Баскетбол" (10 класс)

Автор: Авакян Сергей Агасиевич

Дата: 02.03.2019

Номер свидетельства: 501909

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока "Баскетбол. Совершенствование техники передачи и ведения мяча" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-baskietbol-soviershienstvovaniie-tiekhniki-pieriedachi-i-viedieniia-miacha"
    ["file_id"] => string(6) "133622"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416557573"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока 7 класс. Тема: "Баскетбол". "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-7-klass-tiema-baskietbol"
    ["file_id"] => string(6) "146736"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419253024"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока баскетбол 8 класс."
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt_uroka_baskietbol_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "420043"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496349536"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "План конспект урока "Баскетбол""
    ["seo_title"] => string(29) "plan_konspekt_uroka_basketbol"
    ["file_id"] => string(6) "486471"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1542636783"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока по физической культуре в 7в классе"
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt_uroka_po_fizichieskoi_kul_turie_v_7v_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "433395"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1508436242"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства