"Интегрированный урок физической культуры и русского языка"
"Интегрированный урок физической культуры и русского языка"
Интеграция школьных предметов подразумевает не использование материала одного предмета. а возникновение предмета новогокачества. Такая ориентация образования предпологает интеграцию знаний из разных предметных областей.В процессе интеграции ранее разнородные элементы объединяются в неразрывное целое.Использование принципа интеграции призвано вывести преподавателя за рамки собственного предмета. поднять знания учеников до мировозренческого уровня, выработать стремление к самостоятельной оценке событий и явлений действительности , дать навыки диологического общения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Интегрированный урок физической культуры и русского языка" »
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Итоговая работа
На курсах повышения квалификации
По ИОЧ ВБ
«Основы эффективной интеграции общеобразовательных программ и программ дополнительного образования детей спортивной направленности в начальной и основной школе»
(11.11.-15.11.2013г.)
по теме:
«Интегрированный урок физической культуры и русского языка»
8. Список литературы-----------------------------------------------------------12
Введение.
Приоритетное направление образования на развитие личности требует новых подходов к построению его содержания. В настоящее время идет поиск новой парадигмы, основные черты которой – гуманизация, целостность, направленность на удовлетворение интересов личности. Главной целью становится – формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.
Такая ориентация образования предполагает интеграцию знаний из разных предметных областей, прежде всего, предметов которые наиболее тонко и вместе с тем наиболее активно воздействуют на различные сферы личности.
Интеграция школьных предметов подразумевает не использование содержательного материала одного предмета в качестве иллюстрации для другого, а возникновения предмета принципиально нового качества. В процессе интеграции ранее разнородные элементы объединяются в неразрывное целое. Объект изучения, будь то образ или событие, рассматривается с различных сторон и позиций. Таким образом, возникает проблема предмета изучения на интегрированном уроке. Это должен быть многоплановый объект, информация о котором содержится в различных школьных предметах, так как интегрированный урок дает глубинные, разносторонние знания по предмету, что способствует формированию аналитико-синтетического мышления. Использование принципа интеграции призвано вывести преподавателя за рамки собственного предмета, поднять знания учеников до философского, мировоззренческого уровня, выработать стремление к самостоятельной оценке событий и явлений действительности, дать навыки диалогического общения.
-2-
Цель работы:
теоретически и практически проверить педагогические условия формирования обучающихся основной школы на основе межпредметной интеграции русского языка и физической культуры.
Задачи работы:
Выявить потенциал межпредметной интеграциив основной школе.
Выявить и экспериментально проверить педагогические условия успешного формирования обучающихся основной школына основе межпредметной интеграции .
-3-
Актуальность интегрирования
Актуальность данного опыта объясняется необходимостью перестройки физического воспитания и его преобразования в развивающуюся, открытую, гуманистическую систему, в которой высшей степенью становится ученик с его индивидуальными особенностями. Данный опыт создает максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических способностей, но других качеств ребенка. Ведущей педагогической идеей опыта является не шаблонность и разнообразие урока, а именно воспитание интереса к занятиям физической культурой. Цель – научить, воспитать, взрастить ученика, подготовить
его к жизненным нагрузкам. На протяжении всех лет мы решаем образовательные, воспитательные, оздоровительные задачи, строго соблюдая принципы физического воспитания – постепенность, систематичность, доступность, разносторонность. И тем лучше решаются эти задачи, тем выше качество преподавания нашего предмета постоянное, неослабевающее внимание учителя. Очень многое должен знать, уметь и делать учитель физической культуры.
-4-
Теоретическая глава
«Особенности работы с учащимися основной школы»
Особенностью основной школы является то, что для обучающихся и воспитанников данного возраста характерно самоутверждение среди сверстников и взрослых в совместной учебной и внеучебной деятельности на базе тех знаний и умений, которые приобретены в начальной школе. В этот период происходит формирование индивидуальных способов реализации тех норм и требований, которые предъявляет окружающий мир. У подростка возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, активно проявляется потребность в утверждении собственных представлений, мнений и оценок, регулирование отношений к нему разных людей.
Для обучающихся на данной ступени характерно стремление строить общение в различных коллективах с учетом принятых норм взаимоотношений, рефлексией собственного поведения в них, умение оценивать свои личные возможности. Увеличивается потребность в самостоятельном определении своего поведения во всех сферах жизни. Создаются условия для выбора возможного будущего вида профессиональной деятельности, что предполагает сформированность достаточно устойчивых интересов и предпочтений, ориентации в различных сферах труда и общественно полезной деятельности. Возрастает потребность в самоутверждении при интимно-личностном общении со сверстниками, особенно противоположного пола. Ценностный мир формируется в процессе соединения знаний и представлений, получаемых из разных источников информации и личного опыта, с учетом требований различных социальных групп. Формируется представление о малой родине как среде непосредственного существования и сопричастности к ней в процессе самореализации и самоутверждения. В соответствии с возрастными особенностями содержание образования должно включаться в общий социокультурный, общественно-экономический и личностный опыт подростков.
Приоритетным направлением основной школы является ориентация содержания образования на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
-5-
« Интегрированный урок физической культуры и русского языка»
Цели:
укрепление межпредметных связей физической культуры и русского языка
открыть новые перспективы в освоении русского языка и физической культуры
Задачи:
-Сформировать у школьников навык применять полученные знания в новой учебной ситуации;
-Научить их правилам судейства соревнований по бегу;
Оборудование: карточки со словами, стенд для крепления карточек.
-6-
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Построение, рапорт, сообщение задач урока.
Учитель физкультуры .
Сегодня у нас необычный урок под названием «Бег в легкой атлетике» Мы не только научимся выполнять спортивные команды , но и запомним. Как пишутся эти термины. Научимся правильно их употреблять.
Проводится разминка ( разновидности ходьбы и бега)
( комплекс ОРУ с гимнастическими палками)
-7-
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Учитель русского языка.
Вы знаете , что словарный состав русского языка пополняется за счет образования новых слов по правилам словообразования из имеющегося лексического материала, а также за счет лексических заимствований из других языков.
Спорт- это одна из областей, в которой происходит активное заимствование слов английского языка. Сегодня мы познакомимся со спортивными терминами, и с их написанием.
Учитель физкультуры.
Легкая атлетика-совокупность отдельных состязаний, включающих пять дисциплин: бег, спортивную ходьбу, прыжки ,метание, легкоатлетическое многоборье.
Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из видов легкой атлетики- бегом на короткие и длинные дистанции.
Учитель русского языка.
Спринт ( от англ.sprint)- гонки на короткое расстояние. Спринтом в легкой атлетике называют соревнования в беге на короткие дистанции.
Карточка со словом «Спринт» прикрепляется к стенду.
Учитель физической культуры.
Давайте перечислим все спринтерские дистанции. К ним относятся: бег 60, 100, 200, 400.
Во всех спринтерских дисциплинах спортсмены начинают бег с низкого старта из стартовых колодок.
Учитель русского языка.
Старт ( англ. Start-буквально « начало») начальный пункт дистанции в спортивных состязаниях, в которых данная дистанция проходится на скорость. Старт чаще всего обозначается линией или плоскостью.Дома подберите однокоренные слова к слову «Старт».
Демонстрируется карточка со словом «Старт»и прикрепляется к стенду.
Дети перестраиваются в две шеренги на лицевой линии волейбольной площадке. Учитель показывает технику низкого старта.
Учитель физкультуры предлагает выполнить задание1: бег с низкого старта 3 раза по 10 м.Кто-то из учеников выбегает раньше команды «Марш», учитель объявляет , что был фальстарт.
Учитель русского языка.
Слово «фальстарт» произошло от англ. «false start(буквальный перевод – неправильный старт). Фальстарт- это неправильно взятый старт , при котором кто-нибудь из участников состязания начал движение раньше команды судьи.
Демонстрируется карточка со словом «фальстарт» и прикрепляется к стенду.
Учитель физкультуры. Давайте повторим бег с низкого старта и постараемся выполнить это задание без фальстарта. А чтобы было интереснее, выполним это упражнение с гандикапом.
-8-
Учитель русского языка.
«Гандикап»-(англ. Handicap):
1.спортивное состязание, в котором более слабому сопернику предоставляется фора ( уменьшение дистанции, нагрузки)
2. скачки и бега, в которых шансы лошадей разного возраста и класса уравниваются.
Синонимы: преимущество, скачки, состязания.
Учитель физкультуры. Задание 2 : старт с гандикапом.Класс делится на 2 команды. Игроки по команде учителя стартуют с низкого старта. Задача одной команды играков- убегащих- не дать догнать тому кто бежит сзади. После забега игроки меняются местами. Запятнанные игроки выбывают из игры.
Учитель русского языка.
Финиш(англ.finish, буквально-«окончание»)- конечный пункт дистанции в спортивных состязаниях на скорость. Финиш обозначается линией или плоскостью.
Придумай антоним к слову «финиш»
Дети придумывают свои варианты демонстрируется слово «финиш» и прикрепляется к стенду.
Задание 3.Класс делится на 2 команды. По команде учителя первые принимают низкий старт и бегут до линии финиша.Фиксируется кто первый прибежал.
Учитель русского языка.
Дома составьте предложения со словом «финиш» и с однокоренными словами.
Учитель физкультуры.
Следующая тема –бег на длинные или стайерские дистанции.
Учитель русского языка.
Стайер (англ.stayer-выносливый человек).
Демонстрируется карточка со словом «Стайер» и прикрепляется к стенду.
Учитель физкультуры.
Бег на средние дистанции считают 800м и 1500м, на длинные дистанции от 3000м до 10 000м. Бег на средние и длинные дистанции начинается с высокого старта.
Задание4: дети выстраиваются в колонну по одному и начинают медленный бег; по следующему сигналу ускоряются, по следующему сигналу медленный бег. Всё задание выполняется в течение 1 мин. После этого выполняются упражнения на восстановление дыхания.
-9-
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Учитель русского языка.
Сегодня на уроке мы познакомились с произношением,написанием ,значением спортивных терминологий . используемых в легкой атлетике. Посмотрим ещё раз на их написание и запомним его, так как эти слова нам понадобятся при выполнении следующего задания.
Команды располагаются в колоннах на линиях старта. Напротив каждой команды -скамейка на которой лежит лист бумаги и ручка.
Учитель физкультуры.
Для закрепления спортивной терминологии и судейства соревнований мы проведём эстафету. Вспомните все слова, которые мы узнали на уроке.
По команде марш первый игрок бежит до скамейки пишет слово , которое он запомнил на уроке и возвращается назад. Так все участники. По окончании эстафет проверяются правильность написание слов.Побеждает команда которая быстро и правильно написала слова.
Учитель русского языка.
Закончить сегодняшний урок хочется словами поэта-песенника. В.Выбодовского;
Все раны на старте,
И в этом варианте
Шансы на победу
У любого есть.
Но финиш всех рассудит:
Один лишь первый будет,
Один из всех лишь может
Выиграть…забег.
Напоминаю домашнее задание: подготовиться к диктанту, составленному из изученных слов и составить с ними предложения.
-10-
Вывод.
В 21 веке становится очевидным, что главная ценность личности - это способность к развитию, наличие познавательного потенциала. Потребность познавать – главная составляющая духовности человека наряду с потребностью творить добро и сострадать. «Человек разумный – и только он в состоянии оптимально определить будущее человечества, а не предопределить его гибель своей деятельностью» (В.Вернадский). Процесс познания бесконечен, а «современные достижения» науки – это лишь достижения конкретного отрезка времени, имеющие продолжение в будущем.
Излишняя категоричность учебников порою гасит познавательный интерес ребёнка, создавая впечатление, что открытия уже невозможны. Бурное развитие принципов и методов обучения, модернизация программ и учебников, появление новых типов образовательных учреждений не избавило современную школу от преобладания информативности над развитием. Развивающее обучение предполагает критический взгляд на добываемые знания, их личностную оценку, а также воображение как следствие суждений о знаниях и их оценки. Без развития воображения всякие разговоры о творчестве несостоятельны. Принципы развивающего обучения приводят к вопросу об их реализации в ежедневной школьной практике. Практика уже ответила на этот вопрос, обратившись к интегрированию.
Другая сторона вопроса заключается в том, что принятие Базисного плана жёстко ограничило максимально допустимую нагрузку учащегося, став тем самым на защиту его физического и психического здоровья, тем временем объём требуемых знаний, умений и навыков растёт. Углубляется несоответствие объёмов знаний количеству времени, предусмотренного для их усвоения. Оптимально решить данную проблему позволяет использование межпредметной интеграции.
Таким образом, межпредметная интеграция сегодня – важнейший фактор развития образования, многообразна практика её применения, все реально существующие варианты трудно охватить.
-11-
Список литературы
«Спорт в школе» №11 изд. Первое сентября 1-15 июня 2011г.
Фоменко В.Т. Построение процесса обучения на интегрированной основе
Ростов - на –Дону 1994г.
Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствования процесса обучения