«Формируем правильную осанку с помощью комплексов упражнений»
«Формируем правильную осанку с помощью комплексов упражнений»
Нормальное функционирование важнейших органов и систем организма во многом определяет правильная детская осанка. В детском возрасте она неустойчива, легко могут проявляться изменения положительного и отрицательного свойства. Наряду с этим есть упражнения, специально направленные на ощущение правильной осанки, на усиление тренировки тех отделов опорно-двигательного аппарата, в которых могут проявляться отклонения от нормы.
Упражнения для формирования правильной осанкимладшего школьника включают фиксацию стойки смирно и стойки смирно у стены (прислонясь к стене), прогибание туловища в основной стойке (прогибание туловища в положении выпада вперед, в наклоне назад) и в положении лежа (прогибание назад в положении лежа на животе, подъем прямых ног назад из того же положения), вращение туловищем влево и вправо, наклоны вперед и назад.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формируем правильную осанку с помощью комплексов упражнений»»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Урок на тему: «Формируем правильную осанку с помощью комплексов упражнений»
Тамбов
2021г
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Упражнения, направленные на повышение функционального уровня систем организма. Формирование правильной осанки………………………4
Комплексы упражнений для младших школьников…………………………7
Заключение………………………………………………………………………9
Список используемой литературы…………………………………………….10
Список используемых источников……………………………………………11
Введение
Основными средствами физической культуры являются физические упражнения. Они исторически сложились в виде гимнастики, игр, спорта и туризма. Физические упражнения представляют собой целенаправленные и осознанные двигательные действия. Физическим упражнением называется двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека. В качестве вспомогательных средств физической культуры выступают естественные силы природы (солнце, воздух и вода), их закаливающее воздействие, а также гигиенические факторы (личная гигиена – распорядок дня, гигиена сна, режим питания и трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Комплексное взаимодействие основных и вспомогательных средств физической культуры обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.
Глава 1. Упражнения, направленные на повышение функционального уровня систем организма. Формирование правильной осанки.
Нормальное функционирование важнейших органов и систем организма во многом определяет правильная детская осанка. В детском возрасте она неустойчива, легко могут проявляться изменения положительного и отрицательного свойства. Наряду с этим есть упражнения, специально направленные на ощущение правильной осанки, на усиление тренировки тех отделов опорно-двигательного аппарата, в которых могут проявляться отклонения от нормы.
Упражнения для формирования правильной осанкимладшего школьника включают фиксацию стойки смирно и стойки смирно у стены (прислонясь к стене), прогибание туловища в основной стойке (прогибание туловища в положении выпада вперед, в наклоне назад) и в положении лежа (прогибание назад в положении лежа на животе, подъем прямых ног назад из того же положения), вращение туловищем влево и вправо, наклоны вперед и назад.
Основные требования к правильной осанке.
Правильная осанка характеризуется следующими признаками - прямое положение туловища, развернутые плечи, приподнятая голова, немного втянутый живот. Идеальной осанки добиться сложно, так как она индивидуальна для каждого человека. Вместе с тем указанные требования едины для всех и могут служить "индикатором" нарушений в осанке. Если какой-либо компонент из указанных не отвечает требованиям правильной осанки, нужно обратить на него особое внимание. Полезно выяснить, по какой причине возникает то или иное отклонение. Обычно это несоблюдение рационального режима дня, большие статические нагрузки (например, при сидении в неудобной позе, наклонившись, искривляя позвоночник), недостаточная физическая активность в течение дня, отсутствие закаливающих процедур, слабое развитие так называемого мышечного корсета - прямых и боковых мышц живота, мышц спины и поясницы. Эти мышцы в наибольшей степени участвуют в поддержании правильной осанки, и если они слабо развиты, то, как правило, происходит искривление позвоночного столба.
Основные требования к упражнениям по формированию правильной осанки школьника.
Следует подбирать посильные для каждого ребенка упражнения. Они не должны быть слишком сложны для выполнения (например, не рекомендуется использовать кувырки, перевороты, двигательные действия на повышенной опоре). При выполнении упражнений по формированию правильной осанки не допускается натуживаний. Все упражнениядолжны быть хорошо освоены и выполняться без напряжения, легко и красиво. Только в этом случае будет достигаться реальная польза от занятий по формированию осанки. Золотое правило выполнения упражнений для формирования осанки - регулярные занятия. Стабильного результата можно добиться только при систематическом и длительном использовании рекомендуемых упражнений. Организм человека медленно меняется под воздействием тренировки, но достаточно быстро теряет достигнутое при бездействии. Это непреложный закон нашей жизни, и с ним приходится считаться.
Правила выполнения физических упражнений для формирования осанки.
Все упражнения выполняются без излишнего напряжения, задержек дыхания (за исключением специально оговоренных случаев). Необходимо исключить возникновение всех неприятных ощущений. Если же они возникают, это служит признаком либо неверного выполнения упражнения, либо неподготовленности школьника. Постепенно нужно увеличивать время выполнения упражнений и интенсивность нагрузки. Но чувства усталости не должно наступать: ведь эти упражнения не предназначены для тренировки физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), а формируют правильное положение головы, туловища, рук и ног. Если при тренировке физических качеств основное правило - достижение утомления, то при формировании осанки оно будет только мешать поддержанию правильной позы. Для сохранения правильной осанки очень важно иметь тренированные мышцы живота.
Способы контроля правильной осанки: обычно осанку проверяют в положении стоя у стены. Если затылок, лопатки, ягодицы и пятки касаются стены, то осанка может быть признана в основном правильной. Если обнаружится, что голова слишком наклонена вперед (затылок не касается стены), вся спина касается стены (плоская спина), ягодицы не касаются стены - имеются признаки нарушения осанки. В этом случае необходимо обратиться к детскому врачу и проверить осанку более тщательно.
Комплексы упражнений
Комплекс упражнений для формирования осанки
Выполнять за час до еды или спустя час после. Повторять 2-3 раза в день. Начать с 5-7 повторов и одного подхода, затем постепенно увеличивать число повторов (до 10-12) и подходов (до 5).
1. «Самолет»: ребенок ставит ноги вместе и разводит руки врозь на высоте плеч. Теперь, не сгибая руки в локтях, можно «полетать»: наклонять туловище и руки в разные стороны.
2. «Мельница»: одна рука на поясе, другая поднимается и описывает круги с ускорением темпа, вперед и назад. Затем руки нужно поменять.
3. «Дровосек»: поставить ноги на ширину плеч, в руки взять палочку - ребенок делает широкий замах назад и наклон вперед.
4. «Рыбка»: ребенок лежит на животе, руки вытянуты вместе вперед, ноги сзади вместе. Нужно поднять руки и грудь, затем вернуться в исходное положение, поднять ноги, вернуться в исходное положение, а потом покачаться с поднятыми руками и ногами на животе.
5. «Коромысло»: ребенок должен пронести гимнастическую палку с двумя ведерками воды, ничего не разлив.
6. «Ласточка». Это упражнение полезно для того, чтобы укрепить позвоночник и потренировать вестибулярный аппарат. Нужно поставить ноги вместе и опустить руки. Затем отводим правую ногу назад, руки раскидываем в сторону и стоим так 30 секунд. Повторяем упражнение с левой ногой.
7. «Велосипед». Известное упражнение для укрепления брюшного пресса и формирования правильной осанки у детей. Ребенок ложится на спину и вращает ногами в воздухе, как будто крутит педали велосипеда. А затем в перерывах можно раздвигать и сдвигать ноги, повторяя движения лезвий ножниц.
Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия.
1.И.п.-стоя,ступни ног параллельны, руки на поясе. 1,3-приподняться на носках 2,4-вернуться в исходное положение(4-5 раз)
3.И.п.-тоже 1-ходьба на наружной стороне стопы(10-15 секунд) 2-и.п.
4.И.п.стоя,ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-круговые вращения в голеностопном суставе(от наружного края к внутреннему)правой ногой. 2,4-и.п. 3-круговые вращения в голеностопном суставе левой ногой(8-10 раз)
5.И.п.-тоже 1-сгибать и разгибать пальцы на правой ноге 2-сгибать и разгибать пальцы на левой ноге(10 секунд)
6.И.п.-тоже 1-раздвигать и сдвигать пальцы на правой ноге 2- раздвигать и сгибать пальцы на левой ноге(10 секунд)
Закончить комплекс игрой "Перекати мяч":дети группами садятся на полу в круг и перекатывают мяч друг другу ногами, стопы как бы обхватывают мяч. Вместо мяча можно использовать мешочек с песком, который придерживать правой ногой сверху, а левой снизу.
Заключение
За последние годы все чаще отмечаются случаи возникновения отклонений в системе опорно-двигательного аппарата у учащихся младшего школьного возраста. Для большинства школьников первого класса типичным стало нарушение осанки. Причины этого самые разнообразные, исследователи объясняют этот феномен многими факторами: от неправильной позы при стоянии и сидении до генетических факторов. При этом практически все специалисты считают наиболее эффективным средством профилактики и коррекции нарушений осанки физические упражнения. Чтобы получить максимальный корригирующий эффект, физические упражнения нужно выполнять по определенным правилам, а также использовать наиболее эффективные из них. Эффект физических упражнений доказывается как специальными научными исследованиями, так и многолетней практикой.
В данной методической разработке были использованы специально разработанные комплексы по формированию правильной осанки у младших школьников. Благодаря систематическому выполнению данных комплексов у детей в будущем будет правильно сформированная осанка, предупреждено плоскостопие , что в свою очередь благотворно влияет на здоровье ребенка.
Список используемой литературы:
Смирнова Л.А. «Общеразвивающие упражнения для младших школьников» /Владос, 2003 г Назаренко Людмила Дмитриевна Оздоровительные основы физических упражнений / Владос, 2003 г Савостьянов А.И. «Физическое здоровье школьника (комплекс общеразвивающих гимнастических упражнений)» / Педагогическое общество России, 2006 г