НЕГІЗГІ МЕКТЕП О?УШЫЛАРЫНЫ? ДЕНЕ М?ШЕСІНІ? Д?РЫС ДАМУЫНА АРНАЛ?АН ??ЗЫРЕТТІЛІК – ?РЕКЕТ Т?СІЛІ.
КОМПЕТЕНТНОСТНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Мысик Д.А.
Государственное учреждение средняя общеобразовательная школа № 28, физическая культура.
«Здоровье нации – основа нашего успешного будущего» [1], - так сказано в Послании Президента Республики Казахстан – Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства».
Важную роль в пропаганде и формировании здорового образа жизни играет система образования, а особенно среднее образование, так как именно эта ступень образования является обязательной для всех. В качестве одной из программных целей Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы была названа: «формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан» [3].
И здесь необходимо отметить, что «по данным Всемирной Организации Здравоохранения, 80% населения планеты страдает различными заболеваниями позвоночника и стоп» [4, с.3]. По некоторым данным, проводимые исследования в школах и детских дошкольных учреждениях показали, что «более 60% малышей и более 97% учащихся выпускных классов имеют те или иные ортопедические отклонения, нуждающиеся в коррекции, а у 1/3 этих детей уже есть различные врожденные аномалии. За последние 5 лет, по данным диспансеризации учащихся общеобразовательных школ, практически в два раза вырос процент заболеваний позвоночника, как нарушение осанки (сутулость), сколиоз, гиперлордоз и юношеский остеохондроз. Деформация позвоночника развивается у детей в любом возрасте до окончания роста (от 1 года до 18 лет), однако чаще всего (около 75%) она наблюдается в 8-14 лет» [там же]. Такие факты вызывают естественную тревогу врачей, педагогов и родителей.
При анализе состояния здоровья и физического развития учащихся СОШ №28, выявлении их отклонений пришел к следующим выводам: 1. Из общего количества детей основной школы уровень состояния здоровья и физического развития ниже среднего. 2. У около 70% детей наблюдаются нарушения осанки, около 5% - 7% различные искривления позвоночника так называемые школьные сколиозы.
Плохая осанка, искривленный позвоночник не только портят фигуру, но и существенно влияют на физическое развитие, снижают жизненные функции организма, его работоспособность. Воспитание гармонически развитой личности невозможно без формирования правильной осанки.
Важную роль в обеспечении функций позвоночника и его нормального развития играет физическое воспитание, которое должно обеспечивать развитие общей и силовой выносливости мышц туловища и конечностей, создавая крепкий мышечный корсет – основу осанки.
Можно выделить следующие формы физического воспитания школьников, способствующие обеспечению нормального развития и функционирования позвоночника:
Физическое воспитание в школе: - урок физкультуры; - гимнастика перед уроками; - физкультурные паузы на уроке; - организованные подвижные игры на перемене.
Внешкольные формы физического воспитания: - занятия в спортивных секциях; - участие в соревнованиях; - участие в спортивных праздниках.
Физическое воспитание в семье: - утренняя гимнастика; - физкультминутки между приготовлением уроков; - прогулки и игры на воздухе; - спортивные развлечения; - экскурсии и походы в выходные дни [4, с.4].
Таким образом, можно говорить о том, что проблема формирования правильной осанки школьников с помощью физического воспитания является актуальной и привлекает особое внимание педагогов и ученых.
Однако в связи с тем, что в рамках «Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы» с 2011 года была запланирована разработка учебных программ на основе компетентностного подхода основного среднего и общего среднего образования [3] становится актуальным вопрос об адаптации и преемственности ранее практикуемых форм, методов, приемов и заданий физического воспитания к современным учебным программам, которые разработаны на основе компетентностного подхода.
Как убеждены некоторые современные педагоги-исследователи: «Компетентностно-деятельностный подход предполагает заменить систему обязательного формирования знаний, умений и навыков набором компетенций (комплексом компетенций), которые будут формироваться у школьников на основе обновленного содержания и в процессе их деятельности. При таком подходе традиционная триада «Знания – Умения – Навыки» расширяется до квинтета: «Знания – Умения – Навыки – Опыт практической деятельности – Компетенции» [12, с. 6-7]. Следовательно, можно сказать, что именно компетентностно-деятельностный подход является тем новым подходом к построению целостного педагогического процесса, с позиций которого может осуществляться модернизации современного образования.
Работая с детьми над данной проблемой, происходило формирование компетентностей путем практических занятий с учащимися; 1.Овладение базовыми знаниями; 2.Овладение необходимыми навыками двигательных действий, эффективно применяемых не только на уроках физической культуры, но и в различных проблемных ситуациях и в повседневной жизни учащихся, путем разработки и составления комплексов физических упражнений для формирования правильной осанки, самостоятельное составление и выполнение с классом упражнений направленных на формирование правильной осанки под музыкальное сопровождение.
Одним из эффективных средств и активным методом формирования осанки и ее коррекции являются физические упражнения, воздействие которых на осанку зависит от их назначения. Выделяют две группы упражнений. Упражнения первой группы оказывают укрепляющее и тонизирующее воздействие на организм в целом и способствуют формированию осанки. К ним относят спортивные упражнения (занятия по видам спорта: лыжи, футбол, хоккей, плавание и др.), общеразвивающие упражнения, направленные на развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, гибкости) и физической подготовки на укрепление отдельных мышечных групп.
Для детей младшего школьного возраста наиболее доступными являются общеразвивающие упражнения. Они легко регламентируются и дозируются. Дети хорошо их осваивают. Эта группа упражнений укрепляет нервно-мышечный аппарат, развивает и совершенствует двигательные и функциональные возможности организма ребенка.
Вторая группа - специально направленные упражнения на формирование навыка правильной осанки. Эти упражнения более эффективно формируют навык удержания правильной осанки как в положении сидя, стоя, при ходьбе, так и при различных гимнастических упражнениях и двигательных действиях. Одновременно они избирательно воздействуют на укрепление мышечных групп всех частей тела, формируют мышечный корсет туловища, тренируют мышцы, участвующие в удержании правильной осанки (мышцы спины, брюшного пресса, задней поверхности бедра).
Эта группа упражнений подразделяется на три подгруппы:
1) упражнения у вертикальной плоскости
2) упражнения с удержанием предмета на голове;
3) упражнения в равновесии.
Формирование правильной осанки происходит постепенно, под влиянием внешних и внутренних факторов. Можно рассмотреть осанку как двигательный навык, образующийся по типу сложных условных рефлексов. Правильная осанка - такой же двигательный рефлекс, как, например, условный рефлекс еды вилкой, как почерк и пр.
Таким образом, проделанная работа позволила прийти к заключению о том, что проблема формирования правильной осанки школьников с помощью физического воспитания может успешно решаться в рамках современных модернизированных учебных программ при условии их реализации с использованием компетентностно-деятельностного подхода.
В завершение хотелось бы отметить, что формирование правильной осанки – проблема педагогическая и гигиеническая, поэтому решать ее надо общими усилиями педагогов, врачей и родителей.
Литература
1. Послание Президента Республики Казахстан – Лидер нации Н. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». – Астана: Акорда, 2012.
2. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к обществу всеобщего труда // Казахстанская правда. – общенациональная ежедневная газета №161 (27435) 9.05.2013.
3. http://www.edu.gov.kz/ru/zakonodatelstvo/gosudarstvennaja_programma_ razvitija_obrazovanija/
4. Повитухина Л.Б. Формирование правильной осанки у школьников: Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ / Л.Б. Повитухина; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск:, БПГУ им. В.М. Шукшина, 2007. – 87 с.
5. Белякова Н.Т. Формирование правильной осанки [Текст] : / Н.Т. Белякова // Физкультура в школе. – 1999. - №4. – с. 55–59.
6. Бурмистрова Н.И. Игры и физкультминутки для профилактики нарушений осанки: / Н.И. Бурмистрова // Физкультура в школе. – 1998. - №2. – с. 74–77.
7. Катешева И.А. Лечение и профилактика нарушений осанки: - М.: ЭКСМО,2002. – 208 с.
8. Копылов Ю.А. Беречь осанку смолоду: / Ю.А. Копылов // Физкультура в школе. – 1994. - №2. – С. 16–17.
9. Курпан Ю.И. Физкультура, формирующая осанку: / Ю.И. Курпан / - М.: Физкультура и спорт, 1990. – 32 с.
10. Ловейко И.Д. Формирование осанки у школьников: - М.: Просвещение, 1970. – 95 с.
11. Кукуев А.И. «Андрагогический подход в педагогике». – Ростов-на-Дону.: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. – С. 8.
12. Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования: Рекомендации международной научно-практической конф. Горно-Алтайск, 18 – 23 августа 2010 г. – Горно-Алтайск: РМНКО, 2010. – 35 с.
13. Педагогика. Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 364 с.