Тема урока. «Формирование правильной осанки у школьников».
Цель: формировать общие знание по профилактике нарушений осанки.
Задачи:
Образовательные:
- сообщить необходимый минимум о причинах возникновения неправильной осанки, о сколиозе, как одном из разновидностей нарушения осанки;
- научить правилам формирования правильной осанки.
Оздоровительные:
- развивать физические качества: силу, выносливость и гибкость, и связанных с ними способностей (силовая выносливость, общая гибкость).
Воспитательные:
- формировать осознанное желание вести здоровый образ жизни;
- воспитывать сознательное отношение к совершенствованию своего физического развития.
Необходимый инвентарь: секундомер, проектор, экран, компьютер, сантиметровая лента, измерительная линейка.
ХОД УРОКА
1. Теоретические сведения – рассказ учителя.
Осанка – привычное вертикальное положение тела человека.
Правильная осанка делает нас не только привлекательными, но и во многом способствует нормальному функционированию всех органов и систем организма. Для формирования правильной осанки необходимо:
1. выполнять физические упражнения для формирования и укрепления мышечного корсета и всего опорно–двигательного аппарата;
2. выполнять дыхательные упражнения и упражнения для развития и укрепления дыхательной системы организма, увеличения ЖЕЛ;
3. применять упражнения релаксационного и восстановительного характера;
4. научиться методам и способам самоконтроля своего физического и психического состояния;
5. научиться оздоровительным навыкам и упражнениям, которые необходимо применять в течение всей жизни (утренняя гигиеническая гимнастика, оздоровительная тренировка, активный отдых).
По результатам диспансеризации самым распространенным заболеванием детей школьного возраста является искривление позвоночника и, в частности, сколиоз - боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости, которое «растет и развивается» вместе с переходом ученика из класса в класс. Это заболевание может развиться у детей в разном возрасте.
Причины возникновения сколиоза до конца не изучены, среди основных - общая слабость и неразвитость связочно-мышечного аппарата, которая в период наиболее интенсивного роста (6-8 и 10-12 лет) в сочетании с провоцирующими воздействиями (неправильно устоявшиеся привычки, плохая осанка, незначительная естественная ассиметрия ног, таза, недостаток в организме витамина D, гормональные нарушения) приводит к возникновению и развитию искривления позвоночника.
Некоторые исследователи выделяют отдельный вид сколиоза – «школьный». При неправильном положении тела во время занятий происходит перенапряжение одних групп мышц и расслабление других. Гипертонус (повышенное напряжение) сохраняется и после окончания занятий. При активном росте позвоночника длительное его нахождение в неправильном положении вызывает изменения как в связочном аппарате, так и в строении самих позвонков, что способствует «фиксации» указанной деформации и ее прогрессированию. Образуется стойкое боковое искривление позвоночника.
При значительных деформациях возникает рёберный горб, перекашивается таз, появляются клиновидность позвонков, затрудняется развитие внутренних органов (в первую очередь страдают органы дыхания, что приводит к кислородному голоданию всего организма, уменьшению жизненной емкости легких (ЖЕЛ), сердечно-сосудистым заболеваниям, смещению внутренних органов).
Таким образом, можно сделать вывод, что сколиотическая болезнь - это общее заболевание, вовлекающее в патологический процесс все наиболее важные системы и органы человеческого организма.
2. Просмотр фрагмента видеофильма (снят старшеклассниками) – (5 – 6 мин.)
3. Выполнение лабораторной работы – 6 мин.
Грудно-лопаточный тест определяет величину расстояния нижнего края лопатки от плоскости грудной клетки с помощью обычной жесткой сантиметровой линейки в удобном, свободном положении «стоя». Линейку ставят строго перпендикулярно к поверхности спины непосредственно от груди до наружной поверхности нижнего края лопатки (чаще в большей степени выступает правая). Динамика показателя отражает динамику изменения осанки. Школьники самостоятельно справляются с заданием путем взаимообследования.
Грудно-плечевой тест заключается в измерении размера от середины одного плеча до середины другого по передней и задней поверхностям груди в той же позе. После чего величину переднего размера в см делят на величину заднего. Предварительно намечают ручкой точку отсчета: большим и указательным пальцами левой руки плотно обхватывают сбоку только головку плечевой кости, правой рукой наносят метку в средней, максимально выступающей части между пальцами. После измерения с обеих сторон сантиметровой лентой параллельно полу измеряют передний и задний размеры. Затем делят величину переднего размера на величину заднего. Этот тест существенно дополняет первый при окончательной характеристике осанки.
Критерии
«отлично» или «хорошо»
удовлетворительно
неудовлетворительно
Грудно-лопаточный тест, мм
≤ 10
10 – 15
> 15
Грудно-плечевой тест: передн.; задн., см
≥1,0
0,9 -0,8
≤ 0,7
Полученные индивидуальные данные заносятся в рабочую тетрадь по физической культуре, затем соотносятся с таблицей состояния осанки школьника.
Подведение итогов лабораторной работы.
4. Просмотр фрагмента видеофильма (комплекс упражнений для формирования правильной осанки) – 6 мин.
5. Практическая часть урока – 20 мин
Частные задачи
Средства
Дозировка
Методические указания
Подготовить организм к предстоящей аэробной работе.
Повысить кардиореспираторные возможности.
Ходьба с мешочком на голове, с сохранением правильной осанки:
- на передней части стопы;
- марш (шаги);
- приставные шаги;
- открытый шаг;
1-2мин
Руки на поясе.
Бедро поднимать высоко.
Легко и играючи, пружиня.
С хлопками над головой.
Развить общую координацию, способность к разнообразной работе со снарядами.
Развивать силу нижних конечностей.
Воспитывать координационную выносливость.
Развивать подвижность в поясничном отделе позвоночного столба и силу мышц брюшного пресса.
Воспитывать координационные способности.
Комплекс с гимнастическими палками:
1. И. п. – о. с. палку вниз. 1 - левую назад на носок, палку на грудь; 2 - палку вверх, прогнуться; 3 - палку на грудь; 4 - приставляя левую, и. п. 5-8 - то же с правой.
2. И. п. - о. с, палку свободным концом на пол, руками опираться на палку. 1-3 - пружинящие приседания; 4 - и. п.
3. И. п. - о. с, палку одним концом в левую руку, вторым на пол к стопе левой ноги. 1 - опираясь на палку, присед на левой, правую вперед; 2 - и. п.; 3-4 -повторить, 5-8 - то же на правой ноге, палка справа.
4. И. п. - о. с, палка сзади. 1 - наклон, палку опустить, вниз к пяткам; 2-3 – прижать палку к ногам и, сгибая руки, подтянуть грудь и голову к ногам; 4 - и. п.
5. И. п. - сед, палку вверх, 1 - сед углом, палку вперед до касания носков ног; 2 - и. п.; 3-4 повторить; 5-6 - сгибая ноги, перемах в сед, палку под ногами; 7-8 - перемах назад в и. п.
6. И. п. - лежа на спине, палку вверх. 1-2 – принять положение лежа согнувшись; 3-6 - держать; 7-8 - и. п,
7. И. п. - сед ноги врозь, палку вперед. 1-2 - выкрутом вперед палку назад; 3-4 – выкрутом назад и. п.; 5 - поворот туловища направо; 6 - и. п.; 7-8 - то же направо.
И. п. - о. с, палку вниз. 1 - прыжок на месте, палку на грудь; 2 - прыжок ноги врозь, палку вверх; 3 - прыжок ноги вместе, палку на грудь; 4 - прыжок ноги вместе, палку вниз; 5 - прыжок ноги врозь, палку вверх; 6 - прыжок ноги вместе, палку вниз; 7-8 – повторить прыжки на счет «5» и «6».
9 - и. п. лежа на животе. Вытянув вперед руки с палкой, поднимают руки вверх, прогибаясь, и возвращаются в исходное положение.
10 – и.п. – лежа на спине в правильном положении (голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к полу). Приподнять голову и плечи, проверить правильное положение тела, вернуться в и.п.
10 мин.
8 раз.
8-10раз.
8 раз.
7 раз.
7 раз.
6 раз.
6 раз.
8 раз.
Комплекс аэробики под музыкальное сопровождение с темпом 120-144 уд/мин.
Ноги выпрямлены в коленных суставах. Голова приподнята.
Приседания не полные до прямого угла в коленных суставах.
Носок выпрямленной ноги тянуть. Спина прямая. Смотреть вперед.
Ноги не сгибать. Спина по возможности прямая. Взгляд вперед.
Ноги прямые. Спина не сгибается. Следить за ровным дыханием.
Ноги выпрямлены, носками касаться пола. Дыхание ровное.
Расстояние между кистями соответствующее, руки не сгибать в локтях. Спина прямая.
Следить за правильностью выполнения комплекса. Дыхание ровное. Внимание на осанку.
Восстановить дыхание и снизить эмоциональное напряжение.
Упражнения для восстановления дыхание.
1. Вдох полной грудью – выдох с придыханием (Ж-Ж-Ж).
2. Вдох «животом» - выдох долгий (З-З-З).
- Вдох растянуть на четыре раза через нос – выдох с полуприседаниями и хлопками перед грудью (4 хлопка).
1мин.
3 раза.
2 раза.
2 раза.
Максимально напрягать брюшной «пресс».
Грудь неподвижна.
Полуприседания неглубокие, голову на грудь, выдох громкий.
Формировать навыки правильной осанки.
Подвижная игра «Тише едешь – дальше будешь»
Все участники игры выстраиваются у стены в одну шеренгу и принимают правильную осанку. Водящий поворачивается спиной к играющим и медленно произносит: «Тише едешь – дальше будешь. Стой!». Пока он говорит, игроки продвигаются вперед заранее оговоренным способом. По команде «Стой!» водящий поворачивается к игрокам лицом. Все должны замереть, сохраняя правильную осанку. Не успевшие этого сделать или принявшие неправильное положение игроки возвращаются назад, на исходную позицию. Выигрывает тот, кто дольше всех сохранит правильную осанку и сделает меньше ошибок в выполнении команд.
5-7 мин
Объяснить правила игры.
Следить за выполнениями правил играющими.
6. Подведение итогов урока 1-2 мин.
7. Сообщение домашнего задания: составить комплекс физических упражнений для формирования правильной осанки (6-8 упражнений).