kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль дыхательных упражнений в укреплении здоровья младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дыхание - синоним жизни. Поэтому для человека важно не только дышать, но и не менее важно дышать правильно. От того, как человек дышит, зависит работа всех систем органов. Большинство младших школьников не умеют правильно дышать во время ходьбы, бега и выполнения других физических упражнений.

Если периодически заниматься дыхательной гимнастикой, то любой человек (и ребенок, и взрослый) не только меньше болеет простудными заболеваниями, гриппом, исчезают застойные явления в легких, но повышается общая работоспособность, улучшается эмоциональная устойчивость.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль дыхательных упражнений в укреплении здоровья младших школьников»

Роль дыхательных упражнений в укреплении здоровья младших школьников

студент 4 курса группы ФК – 41 Крылова Олега.

Научный руководитель: преподаватель Петрова И.А.

Актуальность темы. Состояние здоровья школьников в последнее время вызывает обоснован­ную тревогу. По данным НИИ гигиены и профилакти­ки заболеваний детей, под­ростков и молодежи, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. На сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы.

Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения и воспитания школьников, особенно младших классов. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся.

Влияние на образ жизни младших школьников, может оказать школьное оздоровительное воспитание, которое определяется как процесс, в ходе которого, можно, научится заботиться о своем здоровье, избегать условий, которые могут привести к болезням.

Дыхание - синоним жизни. Поэтому для человека важно не только дышать, но и не менее важно дышать правильно. От того, как человек дышит, зависит работа всех систем органов. Большинство младших школьников не умеют правильно дышать во время ходьбы, бега и выполнения других физических упражнений.

Если периодически заниматься дыхательной гимнастикой, то любой человек (и ребенок, и взрослый) не только меньше болеет простудными заболеваниями, гриппом, исчезают застойные явления в легких, но повышается общая работоспособность, улучшается эмоциональная устойчивость.

Объект исследования: процесс повышения уровня здоровья младших школьников.

Предмет исследования: методика использования дыхательных упражнений для повышения уровня здоровья младших школьников.

Цель работы: Изучить влияние дыхательных упражнений на укрепление здоровья младших школьников.

Работа содержит две главы. Первая глава под названием «Проблемы сохранения и укрепления здоровья младших школьников» представляет собой - анализ литературных источников по выбранной теме.

Анализ литературных источников показал, что формируя здоровый образ жизни, мы способствуем формированию здоровой личности. Здоровая личность, в свою очередь, будет развиваться гармонично. Отсюда можно сделать вывод, что в обучении младших школьников основным методическим подходом должно быть применение здоровьесберегающих технологий.

Большую часть уроков физкультуры проводить на спортивной площадке, а также в лесной зоне рядом со школой. Спортивный зал использовать только в межсезонье и непогоду.

На уроках физкультуры:

  1. Комплексы специальной гимнастики.

  2. Дыхательная гимнастика.

  3. Подвижные игры.

  4. Плавание.

С целью увеличения объема двигательной активности школьников проводить мероприятия, направленные на оздоровление и развитие координационных способностей школьников, в основу которых взять физические упражнения, заимствованные из различных восточных систем, а также нетрадиционные прогрессивные методы психофизиологического воздействия, такие как:

  • локальная гимнастика для различных частей тела (пальцев, шеи и др.);

  • дыхательная гимнастика (дыхательные упражнения по А.Н. Стрельниковой);

  • элементы самомассажа (точечного и классического).

Всю работу необходимо проводить системно. Системность должна проявляться в комплексности физкультурных мероприятий, когда ребенок оказывается охваченным ими в течение всего учебного дня.

Такая систематическая работа по оздоровлению учащихся непременно приносит свои положительные результаты. К концу учебного дня дети не чувствуют усталости, утомляемость заметно снижается. Результативность уроков повышается. Дети становятся спокойнее, с желанием идут в школу, у них появляется интерес к учебе.

Вторая глава работы под названием – «Практическое изучение процесса повышения уровня здоровья младших школьников при помощи дыхательных упражнений» - представляет собой описание выполнения практической части работы.

На первом этапе практической деятельности необходимо изучить методику исследования, описывающую последовательность выполнения этапов работы по оценке показателей здоровья, начинается с фактических измерений, расчетов, оценки результа­тов и заканчивается использованием компьютерных технологий.

На втором этапе практической деятельности анализ литературных источников позволяет выделить следующие тесты для изучения уровня здоровья, которые доступны для учащихся, как экспресс-методы.

1. Экспресс-оценка уровня здоровья по заболеваемости.

«Количество здоровья» тем больше, чем менее человек подвержен различным заболеваниям.[25]

Высокий уровень здоровья — если школьник не болел в течение учебного года.

Средний уровень здоровья — если заболевание возникло во время эпидемии или при повышении нагрузки.

Низкий уровень здоровья — если школьник болеет во вре­мя обычных нагрузок.

Этот способ ориентировочный. Его главная цель — при­влечь внимание школьников к состоянию своего здоровья и определению причин, приведших к снижению его уровня, связанных с личным поведением (образом жизни).

2. Проба по Бутейко. Сядьте удобно, расслабьтесь, сделайте спокойный вдох и неполный выдох, зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд вы можете не дышать. Если после задержки дыхания возникает глубокий вдох, значит, проба проведена неточно.

Оценка состояния: задержка дыхания более 40 с – здоров, 20 – 40 с – здоровье ослаблено, менее 20 с – человек болен.

3. Ортостатическая проба. Испытуемый около 5 мин находится в положении лежа. Экспериментатор производит подсчет пульса. По команде испытуемый резко встает, и экспериментатор считает пульс вновь. Оценка результата: частота пульса увеличилась не более чем на 4 удара в минуту – реакция организма очень благоприятная; увеличилась на 4–40 ударов – благоприятная, более 40 ударов – неблагоприятная.

На последнем этапе практической деятельности анализ литературных источников и изучение опыта работы целого ряда специалистов физической культуры, которые активно внедряют современные здоровьесберегающие технологии и методики оздоровления детей, помог подготовить несколько комплексов дыхательных упражнений для повышения уровня здоровья младших школьников.

Комплексы предусматривают постепенное разучивание упражнений под контролем преподавателя.

Комплекс дыхательных упражнений №1 для уроков физической культуры младших школьников



Комплекс дыхательных упражнений №2 для уроков физической культуры младших школьников












Комплексы дыхательных упражнений № 3 для физкультминуток и при выполнении домашнего задания

Комплекс дыхательной гимнастики «Дышим с удовольствием» состоит из 4 упражнений. Вот одно из них:

Систематическое использование этих комплексов дыхательных упражнений возможно не только на уроках физической культуры, но и во время проведения малых форм физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, во время выполнения домашних заданий и на спортивных занятиях.

Заключение

Формируя здоровый образ жизни, мы способствуем формированию здоровой личности. Здоровая личность, в свою очередь, будет развиваться гармонично. Отсюда можно сделать вывод, что в обучении младших школьников основным методическим подходом должно быть применение здоровьесберегающих технологий.

Большую часть уроков физкультуры проводить на спортивной площадке, а также в лесной зоне рядом со школой. Спортивный зал использовать только в межсезонье и непогоду.

На уроках физкультуры:

  1. Комплексы специальной гимнастики.

  2. Дыхательная гимнастика.

  3. Подвижные игры.

  4. Плавание.

С целью увеличения объема двигательной активности школьников проводить мероприятия, направленные на оздоровление и развитие координационных способностей школьников, в основу которых взять физические упражнения, заимствованные из различных восточных систем, а также нетрадиционные прогрессивные методы психофизиологического воздействия, такие как:

  • локальная гимнастика для различных частей тела (пальцев, шеи и др.);

  • дыхательная гимнастика (дыхательные упражнения по А.Н. Стрельниковой);

  • элементы самомассажа (точечного и классического).

Всю работу необходимо проводить системно. Системность должна проявляться в комплексности физкультурных мероприятий, когда ребенок оказывается охваченным ими в течение всего учебного дня.

Такая систематическая работа по оздоровлению учащихся непременно приносит свои положительные результаты. К концу учебного дня дети не чувствуют усталости, утомляемость заметно снижается. Результативность уроков повышается. Дети становятся спокойнее, с желанием идут в школу, у них появляется интерес к учебе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Роль дыхательных упражнений в укреплении здоровья младших школьников

Автор: Крылов Олег Игоревич

Дата: 08.12.2016

Номер свидетельства: 367376

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "СТАТЬЯ "УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ  – ВАЖНЕЙШАЯ ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВА" "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-ukrieplieniie-zdorov-ia-dietiei-vazhnieishaia-probliema-gosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "117325"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412767229"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "«Здоровьсберегающие  технологии в урочной и внеурочной деятельности младших школьников как обязательное условие реализации ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(151) "zdorov-sbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-kak-obiazatiel-noie-usloviie-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "203285"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429452775"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "praktichieskii_opyt_ispol_zovaniia_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_na"
    ["file_id"] => string(6) "436873"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509877817"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Статья. "Двигательная активность и ее значение в формировании здоровья обучающихся"."
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_dvighatiel_naia_aktivnost_i_ieie_znachieniie_v_formirovanii_zdorov_ia_ob"
    ["file_id"] => string(6) "351849"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477323808"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ПОВЫШЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. "
    ["seo_title"] => string(91) "sokhranieniie-zdorov-ia-i-povyshieniie-rabotosposobnosti-u-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "145961"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419020453"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства