kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ПОВЫШЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного сообщества. «Школа способна сделать образовательный процесс здоровьесберегающим, т.е. не травмировать душу и тело ребенка, не вызывать у детей и родителей аллергию на школу и учителей» (С.Р.Богуславский).

Зачем маленький человек приходит в школу? За счастьем. Он ждет от нее праздника, встречи с умными, добрыми людьми, душа его доверчиво открыта. Именно учитель должен подарить малышу это счастье, а так же сохранить его здоровье, сделать все, чтобы ничто не вызывало у него страха – этого унижающего любого человека чувства. Главное доверие и сотрудничество, бережное отношение к личности. Педагогика сотрудничества направлена на одно – дать ребенку уверенность в том,  что но добьется успеха, научить его учиться и быть здоровым. Задача учителя в побуждении к познанию, в одобрении мыслей, идей ребят.

Целью физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения здоровья, оптимизации собственной трудовой деятельности в динамично складывающихся социально-экономических условиях.

Младшие школьники… вот где формируются основы духовной и физической  гармонии. Приоритетным направлением валеологического воспитания должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья.  Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру, поощрять  младшего школьника при его попытках делать добро искренне, бескорыстно.  Организуя уроки в этом направлении надо помнить:

- если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе,

- если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить,

- если ребенку удается достигать желаемого - он учится надежде,

- если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

 Основа счастья и духовного здоровья - Вера, Надежда, Любовь.

            Не менее важно для сохранения здоровья развивать у вашего ребенка способность рассматривать себя и свое состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. На начальных этапах обучения необходимо заложить фундамент физического совершенствования человека, который будет служить залогом его дальнейших успехов в умственной, трудовой и спортивной деятельности.

В работе с младшими школьниками важное место занимает развитие мышления, состоящего в переходе от наглядно-образного к словесно - логическом, рассуждающему мышлению, окончательное формирование которого происходит уже в подростковом возрасте. Своевременному формированию  и успешной перестройке всех психических процессов в значительной мере содействует целенаправленная двигательная деятельность. Кроме формирования жизненно необходимых навыков ходьбы, бега, прыжков, метаний, на уроках физической культуры необходимо научить детей сохранять правильную  осанку, анализировать мышечные ощущения, контролировать свои действия, решать тактические задачи. В этом возрасте у детей еще слабо развита устойчивость внимания. При невозможности удовлетворить эту потребность у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, быстро наступает утомление. Сопротивление утомлению у младших школьников осуществляется за счет движений, которые являются защитной физиологической реакцией на перенапряжение. В этом случае никакие запреты и замечания учителя не помогут. Помощь придет в чередовании деятельности, переключение внимания с одного объекта на другой.

 Рассматривая вопрос о влиянии физического развития на умственную работоспособность школьников И. М. Сеченов указывал на то, что мышечные движения имеют огромное значение для развития деятельности мозга. Ежедневный дефицит движения и умственные перегрузки нередко приводят к нарушению сна и аппетита, раздражительности, головным болям и другим нарушениям, таким как неврозы, застойные явления в легких и полости живота, нижних конечностях, снижение или повышении артериального давления. У школьников 1-4 классов уже со второго класса начинается снижение работоспособности головного мозга, которая резко падает к четвертому уроку, наблюдается выраженное утомление.

Незаменимым средством умственного воспитания детей младшего возраста являются подвижные игры. Игра – очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе с детьми и молодежью. Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры. П.Ф. Лесгафт игры рассматривал как одно из  действенных средств физического образования и воспитания. В младших классах он отводил играм половину урока, а в средних треть урока. Он считал, что подвижные игры имеют большое образовательное и  воспитательное значение, что они представляют собой более сложное действие, нежели отдельные гимнастические упражнения. Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих. Они оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность суставов. Игры оказывают благотворное влияние на нервную систему занимающихся. Это достигается путем оптимальных нагрузок, а так же такой организации игры,  которая вызывала бы  у играющих положительные эмоции. Игры расширяют у ребенка круг его  представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей его  среде. Образовательное значение имеют игры, родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта. Они направлены на совершенствование и закрепление приемов того или другого вида спорта. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространство и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке в игре. Подвижные игры с небольшими предметами ( малыми мячами, мешочками, флажками,…) повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, содействуют совершенствованию двигательной функции рук и пальцев, что особенно необходимо для учащихся младшего школьного возраста. Велико значение игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Причем в подвижных играх они развиваются в комплексе. Не последнее место игры занимают в нравственном воспитании ребенка. Подвижная игра носит коллективный характер, в связи, с чем приучает детей развивать чувство товарищества, ответственности за свои действия и за действия друг друга. Участвуя в коллективной игре, ребенок должен жертвовать своими интересами ради интересов команды: уступить мяч товарищу, находящемуся в лучшем положении, стараться исправить ошибки своей команды. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению « взять себя в руки» после сильного возбуждения. Подвижные игры способствуют и художественному воспитанию детей. В играх детей большое место занимает творческое воображение. Воображение развивается и в ролевых играх, и в организованных играх  с сюжетным содержанием. Выявление индивидуальных особенностей в процессе игры помогают лучше узнать каждого ребенка и воздействовать на развитие в нужном направлении. Ни одна деятельность так ярко и всесторонне не раскрывает характерные черты личности школьника, как игра. Увлеченный игрой, ребенок обнаруживает все стороны своего характера. Часто замкнутый в классе ребенок совершенно по-иному проявляет себя в игре. Все это крайне важно  для правильного индивидуального подхода к детям.

Основная ответственность за формирования здорового образа жизни ребят в школе ложится на уроки физкультуры. Занятия физической культурой должны быть систематическими, нагрузки при этом должны увеличиваться постепенно, по мере развития физических возможностей ребёнка. Учителю физической культуры необходимо помнить, что занятия полезны детям только тогда, когда доставляют удовольствие и не вызывают длительной отдышки и сильного учащения сердцебиения. На каждом уроке при обучении физических упражнений, я не только знакомлю с техникой двигательного действия, но и объясняю каково его значение в жизни и как его применять в изменяющихся условиях. Это помогает ускорить процесс обучения, помогает закрепить пройденный материал, ведет к формированию устойчивых знаний, умений и навыков. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, чтобы глубже познать его интересы и желания, чтобы находить радость в движениях.

Благодаря многообразию различных методов, средств, приемов и подходов к организации процесса воспитания учащихся, осознают важность физической культуры в здоровом образе жизни. На своих уроках я использую как объяснительно -  иллюстративный, так и проблемный типы обучения, что способствует повышению эмоционального тонуса, активности ребят, их самовыражению и творчеству.

Таким образом, можно с уверенностью говорить, что рациональная организованная двигательная активность позволяет снять перенапряжение и переутомление, повышает работоспособность, способствует сохранению здоровья учащихся, создаёт условия для повышения учебной мотивации.

 Литература:

  1. Былеева Л.В., Коротков И. М. «Подвижные игры».
  2. Виленская Т. Е. «Физическое воспитание детей младшего школьного возраста».2006.
  3. Коростелев Н.Б. «Воспитание здорового школьника».
  4. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. «Физиологические основы двигательной активности».
  5. Янсон Ю.А.Оздоровительные модели физического воспитания школьников/ Валеология 1997.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ПОВЫШЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. »

Л.М. Гнедаш

СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ПОВЫШЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

МОУ «СОШ № 5» г. Саратов

Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного сообщества. «Школа способна сделать образовательный процесс здоровьесберегающим, т.е. не травмировать душу и тело ребенка, не вызывать у детей и родителей аллергию на школу и учителей» (С.Р.Богуславский).

Зачем маленький человек приходит в школу? За счастьем. Он ждет от нее праздника, встречи с умными, добрыми людьми, душа его доверчиво открыта. Именно учитель должен подарить малышу это счастье, а так же сохранить его здоровье, сделать все, чтобы ничто не вызывало у него страха – этого унижающего любого человека чувства. Главное доверие и сотрудничество, бережное отношение к личности. Педагогика сотрудничества направлена на одно – дать ребенку уверенность в том, что но добьется успеха, научить его учиться и быть здоровым. Задача учителя в побуждении к познанию, в одобрении мыслей, идей ребят.

Целью физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения здоровья, оптимизации собственной трудовой деятельности в динамично складывающихся социально-экономических условиях.

Младшие школьники… вот где формируются основы духовной и физической гармонии. Приоритетным направлением валеологического воспитания должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру, поощрять младшего школьника при его попытках делать добро искренне, бескорыстно.  Организуя уроки в этом направлении надо помнить:

- если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе,

- если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить,

- если ребенку удается достигать желаемого - он учится надежде,

- если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

 Основа счастья и духовного здоровья - Вера, Надежда, Любовь.

            Не менее важно для сохранения здоровья развивать у вашего ребенка способность рассматривать себя и свое состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. На начальных этапах обучения необходимо заложить фундамент физического совершенствования человека, который будет служить залогом его дальнейших успехов в умственной, трудовой и спортивной деятельности.

В работе с младшими школьниками важное место занимает развитие мышления, состоящего в переходе от наглядно-образного к словесно - логическом, рассуждающему мышлению, окончательное формирование которого происходит уже в подростковом возрасте. Своевременному формированию и успешной перестройке всех психических процессов в значительной мере содействует целенаправленная двигательная деятельность. Кроме формирования жизненно необходимых навыков ходьбы, бега, прыжков, метаний, на уроках физической культуры необходимо научить детей сохранять правильную осанку, анализировать мышечные ощущения, контролировать свои действия, решать тактические задачи. В этом возрасте у детей еще слабо развита устойчивость внимания. При невозможности удовлетворить эту потребность у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, быстро наступает утомление. Сопротивление утомлению у младших школьников осуществляется за счет движений, которые являются защитной физиологической реакцией на перенапряжение. В этом случае никакие запреты и замечания учителя не помогут. Помощь придет в чередовании деятельности, переключение внимания с одного объекта на другой.

Рассматривая вопрос о влиянии физического развития на умственную работоспособность школьников И. М. Сеченов указывал на то, что мышечные движения имеют огромное значение для развития деятельности мозга. Ежедневный дефицит движения и умственные перегрузки нередко приводят к нарушению сна и аппетита, раздражительности, головным болям и другим нарушениям, таким как неврозы, застойные явления в легких и полости живота, нижних конечностях, снижение или повышении артериального давления. У школьников 1-4 классов уже со второго класса начинается снижение работоспособности головного мозга, которая резко падает к четвертому уроку, наблюдается выраженное утомление.

Незаменимым средством умственного воспитания детей младшего возраста являются подвижные игры. Игра – очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе с детьми и молодежью. Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры. П.Ф. Лесгафт игры рассматривал как одно из действенных средств физического образования и воспитания. В младших классах он отводил играм половину урока, а в средних треть урока. Он считал, что подвижные игры имеют большое образовательное и воспитательное значение, что они представляют собой более сложное действие, нежели отдельные гимнастические упражнения. Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих. Они оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность суставов. Игры оказывают благотворное влияние на нервную систему занимающихся. Это достигается путем оптимальных нагрузок, а так же такой организации игры, которая вызывала бы у играющих положительные эмоции. Игры расширяют у ребенка круг его представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей его среде. Образовательное значение имеют игры, родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта. Они направлены на совершенствование и закрепление приемов того или другого вида спорта. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространство и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке в игре. Подвижные игры с небольшими предметами ( малыми мячами, мешочками, флажками,…) повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, содействуют совершенствованию двигательной функции рук и пальцев, что особенно необходимо для учащихся младшего школьного возраста. Велико значение игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Причем в подвижных играх они развиваются в комплексе. Не последнее место игры занимают в нравственном воспитании ребенка. Подвижная игра носит коллективный характер, в связи, с чем приучает детей развивать чувство товарищества, ответственности за свои действия и за действия друг друга. Участвуя в коллективной игре, ребенок должен жертвовать своими интересами ради интересов команды: уступить мяч товарищу, находящемуся в лучшем положении, стараться исправить ошибки своей команды. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению « взять себя в руки» после сильного возбуждения. Подвижные игры способствуют и художественному воспитанию детей. В играх детей большое место занимает творческое воображение. Воображение развивается и в ролевых играх, и в организованных играх с сюжетным содержанием. Выявление индивидуальных особенностей в процессе игры помогают лучше узнать каждого ребенка и воздействовать на развитие в нужном направлении. Ни одна деятельность так ярко и всесторонне не раскрывает характерные черты личности школьника, как игра. Увлеченный игрой, ребенок обнаруживает все стороны своего характера. Часто замкнутый в классе ребенок совершенно по-иному проявляет себя в игре. Все это крайне важно для правильного индивидуального подхода к детям.

Основная ответственность за формирования здорового образа жизни ребят в школе ложится на уроки физкультуры. Занятия физической культурой должны быть систематическими, нагрузки при этом должны увеличиваться постепенно, по мере развития физических возможностей ребёнка. Учителю физической культуры необходимо помнить, что занятия полезны детям только тогда, когда доставляют удовольствие и не вызывают длительной отдышки и сильного учащения сердцебиения. На каждом уроке при обучении физических упражнений, я не только знакомлю с техникой двигательного действия, но и объясняю каково его значение в жизни и как его применять в изменяющихся условиях. Это помогает ускорить процесс обучения, помогает закрепить пройденный материал, ведет к формированию устойчивых знаний, умений и навыков. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, чтобы глубже познать его интересы и желания, чтобы находить радость в движениях.

Благодаря многообразию различных методов, средств, приемов и подходов к организации процесса воспитания учащихся, осознают важность физической культуры в здоровом образе жизни. На своих уроках я использую как объяснительно - иллюстративный, так и проблемный типы обучения, что способствует повышению эмоционального тонуса, активности ребят, их самовыражению и творчеству.

Таким образом, можно с уверенностью говорить, что рациональная организованная двигательная активность позволяет снять перенапряжение и переутомление, повышает работоспособность, способствует сохранению здоровья учащихся, создаёт условия для повышения учебной мотивации.

 Литература:

  1. Былеева Л.В., Коротков И. М. «Подвижные игры».

  2. Виленская Т. Е. «Физическое воспитание детей младшего школьного возраста».2006.

  3. Коростелев Н.Б. «Воспитание здорового школьника».

  4. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. «Физиологические основы двигательной активности».

  5. Янсон Ю.А.Оздоровительные модели физического воспитания школьников/ Валеология 1997.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ПОВЫШЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Автор: Гнедаш Любовь Михайловна

Дата: 19.12.2014

Номер свидетельства: 145961

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(65) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie-2"
    ["file_id"] => string(6) "152766"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420901914"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "praktichieskii_opyt_ispol_zovaniia_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_na"
    ["file_id"] => string(6) "436873"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509877817"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(91) "zdorov-ieformiruiushchiie-i-zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "133105"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416468525"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Реферат на тему: «Здоровьесберегающие технологии  обучения в начальной школе»."
    ["seo_title"] => string(94) "riefierat-na-tiemu-zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "275885"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452626415"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) ""Роль организации активного досуга для сохранения здоровья учащихся" - доклад "
    ["seo_title"] => string(87) "rol-orghanizatsii-aktivnogho-dosugha-dlia-sokhranieniia-zdorov-ia-uchashchikhsia-doklad"
    ["file_id"] => string(6) "166665"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422980239"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства