Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС
Данная работа нашла свое отражение в педагогических чтениях по теме "Реализация образовательных технологий в соответствии с ФГОС". В данной работе отражены цели и задачи физического воспитания в области здоровьесбережения. Продемонстрировано описание технологий, а также достижений обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС »
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
Актуальность проблемы
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Здоровье учащихся - самое приоритетное направление в сфере образования.
Все без исключения люди понимают, как важно заниматьсяфизкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делатьзарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставитьвстать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на « потом», обещаем себе, что рано или поздноначнѐм, но иногда бывает поздно начинать…
Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта дляздоровья ребѐнка, то они с самого раннего детства формируют у ребѐнка
культуру физических занятий, демонстрируя это на своѐм собственномпримере.
По мнению специалистов – медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.
Почему так происходит? Видимо, всѐ дело в том, что мы взрослые,ошибочно считаем: для ребѐнка самое важное – это хорошо учиться. Очень часто родители в семьеговорят ребѐнку: «Будешь плохо кушать, - заболеешь! Не будешь теплоодеваться – простудишься!» и т.д. Но практически очень мало в семьяхговорят родители детям: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным!Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении»и т.д.
Главная задача учителя физической культуры - сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Физическая культура - единственный предмет в школе, который выполняет именно эти задачи.
А каким же должен быть урок с позиции здоровьесохранения? И как
оценить его с этих позиций? Отечественными учеными (А.П.Матвеевым, Т.В.Петровой, В.К.Бальсевичем, В.И.Ляхом, Л.Б.Кофманом, Ж.К.Холодовым, B.C.Кузнецовым и др.) были теоретически обоснованы значение, содержание физкультурных занятий, отработаны вопросы методики проведения, опираясь на разные их типы и формы. Все это легло в основу различных программ по физической культуре, обеспечивая решение вопросов сохранения и укрепления здоровья школьников, исходя из запросов государства на определенном этапе развития общества.
Физкультурно-оздоровительные технологии на уроках физкультуры направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.
На основании вышесказанного, целью своей профессиональной деятельности считаю создание благоприятных условий для формирования у детей отношения к здоровому образу жизни. Основными направлениями в вопросах здоровьесбережения учащихся я выбрал следующие:
Создание условий для реализации здоровьесберегающего подхода на уроках физической культуры
укрепление дисциплины и привитие сознательного отношения к занятиям физической культурой и спортом;
повышение общего среднего уровня физической подготовки учащихся;
популяризация и агитация здорового образа жизни;
стимулирование участия детей в соревнованиях по различным видам спорта
данные направления я реализую через:
реализацию образовательных программ здоровьесберегающей направленности
Программный материал по ФК в каждом классе распределен таким образом, что обеспечивает полноценную двигательную активность с применением оздоровительного эффекта: С ранней весны и до поздней осени занятия по возможности проводятся на свежем воздухе: легкая атлетика (20ч),зимой-лыжная подготовка (14ч.). Вариативная часть программы реализуется через «плавание» (18ч), которое проводится в осеннее-весенний период и имеет физкультурно-оздоровительную направленность, поскольку плавание – это один из самых эффективных видов физических нагрузок. Но наиболее благоприятно она влияет на укрепление нервной системы и сердечно-сосудистой , способно исправить нарушение осанки и плоскостопия, помогает развития мышечной системы и дыхательного аппарата,- совершенствует движения, укрепляет костную ткань, содействует ее росту и др., Занятия по плаванию проходят в спортивном комплексе п.Лыхма.
(Слайд 5)
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
Неотъемлемой частью уроков является интенсивность физической нагрузки, которая должна соответствовать возрасту. Во время беговой подготовки всегда слежу за тем, чтобы дети, которым трудно интенсивно двигаться (полные или слишком слабые), не бегали «через силу». При беге на выносливость, особенно на начальном этапе обучения, они всегда следуют установке: «Устал – можешь перейти на шаг, но никогда резко не прекращай бег, не останавливайся». В спринте стараюсь так комплектовать забеги, чтобы не было слишком большой разницы в скоростной подготовке ребят. В младших классах полных детей ставлю в один забег и т.д.
учет состояния здоровья ученика
В 2013-2014 учебном году в нашей школе 161 ч. (88%) учащихся имеют основную группу здоровья, подготовительная 25ч. (10,4%) учащихся (ограничения интенсивности физических нагрузок, не сдают нормативы), учащихся, которым рекомендованы занятия в спемедгруппе– 2ч.(1%) На уроках к детям с ослабленным здоровьем я использую индивидуальный подход.
Обеспечение необходимых гигиенических условий в спортивном зале.
Освещение в спортивном зале, температурный режим, требования к спортивному оборудованию и инвентарю соответствует санитарно-гигиеническими нормам.
Совершенствование методики проведения урока
Все уроки физической культуры должны иметь высокую моторную плотность. По данным СанПиН 70% урока дети должны активно двигаться. С этой целью я строю уроки, используя метод круговой тренировки. Когда класс делится на группы и работает по нескольким станциям. Этот метод можно применять в любой части урока.
Материал урока я стараюсь располагать в строгой логической последовательности от простого к сложному.
В младшем школьном возрасте использую разнообразные задания, требующие быстрых кратковременных перемещений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т. п., подвижные игры .
В среднем школьном возрасте применяю скоростно-силовые упражнения: прыжки, многоскоки, спрыгивания и выпрыгивания в темпе, переменные ускорения в беге, метания, а также повторное преодоление коротких дистанций (от 30 до 60 м) с максимальной скоростью.
В старшем школьном возрасте использую комплекс скоростных, скоростно-силовых упражнений и упражнений для развития скоростной выносливости. Дистанцию бега для развития скорости увеличиваю до 60-100 м.
Скоростные упражнения у детей сочетаю с упражнениями на расслабление мышц: обучаю их умению расслаблять мышцы и по ходу выполнения упражнений (например, в беге после отталкивания нужно расслаблять мышцы голени), самомассаж, измерение ЧСС
Таким образом, здоровьесбережение на уроках физической культуры осуществляется за счет систематической двигательной активности школьников, развитие силы, выносливости, быстроты, гибкости
Пропаганда физической культуры и спорта
Данный компонент здоровбесбережения учащихся имеет важное значение. Ведь от того, насколько мы привьем детям желание заниматься спортом, зависит их дальнейшее самосовершенствование. Особенно я стараюсь увлечь младших школьников. Интерес к спорту я формирую через внеурочные спортивные мероприятия. В 2013-2014 учебном году мной проведено ___внеклассных спортивных мероприятий, также приняли участие в районных спортивных мероприятиях.учащиеся 6 класса приняли участие в проектной деятельности. Привлекаю к занятиям спортом через спортивные секции «волейбол», «Баскетбол», а так же показываю личный пример в увлеченности спортом.
Интерес к спорту прививаю через участие в проектной деятельности: участники муниципального конкурса учебных проектов (2013г.) по теме «Чудодейственная сила плавания»
Лауреаты муниципального этапа Всероссийской акции «Я гражданин России» с социальным проектом «Займись спортом» (2014г.)
Результативность опыта
(слайд 8)
Результатом работы по здоровьесбережению считаю физическое развитие и совершенствование учащихся, увеличивается число учащихся-победителей и призеров президентских состязаний:
2011-2012 учебный год-16учащихся
2012-2013 учебный год-18 учащихся
2013-2014 учебный год-28 учащихся
за период с 2010 года школьные команды под моим руководством занимали призовые места среди поселковых школ района:
2010-2011 учебный год: соревнования по пейнтболу – 1 место; Соревнование по военно-прикладным видам спорта – 3место;
2011-2012 учебный год: соревнования по лыжным гонкам 2 место; лыжная эстафета -3 место; баскетбол-3 место;
2012-2013 учебный год: плавание 1 место, волейбол -3 место,лыжная эстафета -3 место, 1 место по итогам президентских состязаний и 3 место по итогам президентских игр;
2013-2014 учебный год: плавание 2 место, лыжные гонки 3 место; 3 место по итогам президентских состязаний и 3 место по итогам президентских игр;
Обобщение и распространение педагогического опыта
Опытом своей работы я делюсь через открытые уроки, внеклассные мероприятия, которые провожу во время предметных декад.В целях реализации школьной программы «Здоровье», организую и провожу общешкольные спортивные праздники и соревнования: веселые старты, соревнования по игровым видам спорта.
Обмениваюсь опытом работы через участие в методических мероприятиях:
Участие в профессиональных педагогических конкурсах:
- на муниципальном уровне «ИКТ в деятельности учителя»- 3 место (2013г);
- участник всероссийского конкурса «Сценарий проблемно-эвристического урока» (2012г);
- участник всероссийского конкурса методических разработок «лучший урок 2013» (2014г.)
- Принимал участие во Всероссийском межрегиональном конкурсе, организованным Новоселовой В.П. «Интеллектуальные игры» на портале «Викисибириада»(2012г)
-Участвовал в региональном смотре-конкурсе по ФК в номинации «Лучший спортивный клуб по месту жительства» (2012г)
- Посещал районный семинар по теме «Реализация ФГОС НОО» (2013г);
- обмениваюсь опытом через публикации всоциальных сетях работников образования: «Использование метода круговой тренировки на уроках» (2012г); «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры» (2014г)
В 2012 и 2013 годах награждался благодарственным письмом комитета по делам молодежи, ФК и спорту администрации Белоярского района за результативное участие школьников в президентских состязаний.