В.А. Кузнецова
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №9
города Аткарска Саратовской области.
РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВА ВЫНОСЛИВОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ.
«Человек играет только тогда,
когда он в полном значении слова человек,
и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».
Шиллер
Исходя из концепции ФГОС второго поколения, цель школьного образования – «формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и для сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.» [1] Наиболее используемой в общеобразовательных учреждениях является классификация здоровьесберегающих технологий, предложенная Н.К. Смирновым (2006 год). Он выделяет несколько групп здоровьесберегающих технологий, среди которых физкультурно-оздоровительные технологии (ФО).
Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Физкультурно-оздоровительные технологии реализуются на уроках физической культуры и спортивных секциях. В начале своей педагогической карьеры я столкнулась с проблемой формирования качества выносливости на уроках легкой атлетики у учащихся. «Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. …Выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600–800 м; средних классов – 1000–1500 м; старших классов – 2000–3000 м.» [2] Основная масса детей протестовала, отказывалась выполнять, как им казалось, тяжелую, монотонную работу, выражая протест различными способами: «Не хочу! Не буду! Тяжело! Это невозможно!». Авторы учебного пособия «Теория и методика физического воспитания и спорта» Ж.К. Холодов, В.С Кузнецов» выделили «личностно-психические факторы», как факторы, оказывающие «…большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу». [2] Сенситивный период для формирования выносливости проявляется к 14-15 годам, а у девочек развитие аэробной выносливости может возникнуть к 12-13 годам. Среди разнообразия методов развития выносливости хочу выделить игровой метод – «.присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.» [2]
В силу своей универсальности, доступности, эмоциональности и привлекательности детские игры рассматриваются как форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений. Игровые технологии в начальной школе являются незаменимым средством в физическом воспитании младшего школьника, развитии его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений, развития творчества, воображения, воспитания инициативности, самостоятельности действий, выработки умений выполнять правила общественного порядка. Однако, очень часто педагоги, работая за чертой начальной школы, в подростковом возрасте, забывают, что игра, наряду с трудом и учением один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего сосуществования. Тем более, что возраст двенадцать, тринадцать лет можно считать рубежом, после которого усиливаются негативные процессы, связанные со снижением двигательной активности школьников и для них особенно необходимы программы занятий, позволяющие повысить интерес к урокам физической культуры. Актуальна проблема – отсутствие мотивации у многих учеников. Отсутствие мотивации, как следствие, потеря потребности в знаниях и приобретении умений. Что же нужно сделать для того, чтобы ученику было интересно, как его мотивировать на учебную деятельность? Главными причинами падения удовлетворенности уроками физической культуры специалисты называют отсутствие эмоциональности урока, малую или чрезмерную физическую нагрузку, плохую организацию урока. Один из способов решения проблемы – применение игровых педагогических технологий.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме соответствующих различных игр. При этом игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например, футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе, он может быть применен к любым физическим упражнениям при условии, что они поддаются организации в соответствии с особенностями данного метода. Использование многих из них, в частности на уроках легкой атлетики, в учебном процессе изучаются в меньшей степени.
Исходя из вышесказанного, целью моего исследования стало – выявление влияния игровых технологий на мотивацию учебной деятельности учащихся общеобразовательной школы (основной ступени образования) на уроках легкой атлетики, в частности, формирование качества выносливости.
Для проведения исследований необходимо было решить следующие задачи:
1.Изучить литературу и систематизировать информацию по проблеме падения интереса подростков к занятиям физической культурой.
2. Определить факторы, влияющие мотивации школьников к занятиям физической культурой.
3. Провести педагогический эксперимент.
4. Обработать полученные результаты и сделать вывод.
Для полноты картины были использованы следующие методы исследования: наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.
Легкоатлетические упражнения, проводимые в игровой форме, доставляют детям радость и удовольствие, а грамотная объективная оценка их достижений является стимулом для дальнейшего улучшения результатов. Очень сложно привить детям любовь к бегу на выносливость. Мне удалось практически решить эту проблему с помощью следующей игровой технологии. Учащиеся получают задание: пробежать определенный отрезок пути (в километрах) в течение четверти. Отрезок равен расстоянию от пункта «А» до пункта «Б» в зависимости от возраста учащихся. Например, учащиеся 9 класса должны преодолеть за четверть расстояние от города Аткарска до города Татищева (около 50 км), а учащиеся 7 класса от города Аткарска до с. Ершовка (30 км) и т.д. (формирование мотива деятельности и формирование системы знаний на основе управления ходом игры). Очень важно, чтобы дети представляли местонахождение населенных пунктов, еще лучше показать их на карте. Наиболее успешные и увлеченные подростки составляют индивидуальные маршруты на учебную четверть своих виртуальных путешествий, которые длиннее чем у сверстников и успешно справляются с ним. Работают дети над дистанцией каждый урок по накопительной системе в зависимости от самочувствия, индивидуальных возможностей, половой принадлежности, уровня тренированности, разрешается переходить на шаг (включение каждого школьника в процесс по самореализации в ходе игры). Разработана шкала оценивания, которая зависит от количества преодоленных километров (формирование системы оценивания). Это игровое задание я назвала «Километры здоровья». Начало реализации 2006-2007 учебный год.
Результаты применения к 2014-2015 учебному году:
- повышения интереса к урокам легкой атлетики (на основе наблюдения, анкетирования);
- положительная динамика результативности в преодолении длинных дистанций анализ результатов на дистанции один, два, три километра, анализ тестов шестиминутного бега ( по Г.П. Богданову );
- успешное участие легкоатлетической сборной школы в соревнованиях на средние и длинные дистанции (неоднократные победители и призеры соревнований муниципального и регионального уровней, в частности, при участии в «Олимпийском ДНЕ БЕГА» на призы Губернатора Саратовской области).
В ходе педагогического эксперимента доказано:
- что применение игровых технологий на уроках легкой атлетики является эффективным средством обучения легкоатлетическим упражнениям;
- в формировании положительной мотивации учения большое влияние имеет психологический климат, который создает учитель в процессе обучения, а также степень увлеченности своим предметом;
- большую роль играет создание условий предвосхищения успехов учащихся, соблюдение ряда условий (формирование мотива деятельности, формирование системы знаний на основе управления системы ходом игры, включение каждого школьника в процесс самореализации в процессе игры, формирование системы оценивания игровых действий).
Если случиться, к вам придет новый ученик или студент и спросит: «Когда мы будем выполнять «Километры Здоровья»?» - будьте уверены – это бывший учащийся учителя физической культуры МОУ-СОШ №9 г. Аткарска Кузнецовой Веры Анатольевны.
Литература.
- Примерная программа основного общего образования по физической культуре (стандарты второго поколения). Москва «Просвещение» 2012
Ж.К.ХОЛОДОВ, В.С.КУЗНЕЦОВ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Рекомендовано Министерством Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений физической культуры. 2-е издание, исправленное и дополненное. Москва «Академия» 2003