В настоящее время заметно возрастает понимание того, что, пища оказывает на человека значительное влияние. Она даёт энергию, силу, развитие, а при грамотном её употреблении – и здоровье. Можно сказать, что здоровая пища – залог здоровья. Нехватка времени, некомпетентность в вопросах культуры питания, темп современной жизни - все это привело к неразборчивости в выборе продуктов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В настоящее время заметно возрастает понимание того, что, пища оказывает на человека значительное влияние. Она даёт энергию, силу, развитие, а при грамотном её употреблении – и здоровье. Можно сказать, что здоровая пища – залог здоровья. Нехватка времени, некомпетентность в вопросах культуры питания, темп современной жизни - все это привело к неразборчивости в выборе продуктов.
В наше время очень развит фаст фуд. Когда не хватает времени или не хочется готовить, это самое оптимальное решение перекусить среди людей. Но подростки начинают употреблять всё больше неполезной пищи. Современные дети лучше съедят гамбургер и картошку фри, вместо супа или овощей. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов.
К сожалению, статистика последних лет показывает резкое увеличение среди молодых людей лиц, страдающих ожирением, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, сахарным диабетом и т.д.
Актуальность работызаключается в том, что нерациональное питание подростков несет за собой вред организму. Подростки, употреблявшие продукты быстрого приготовления не предполагают, как это опасно.
Основываясь на фактах статистики, мною была сформулирована тема проектной работы: «Питание современных подростков».
Цель проекта: выяснить, насколько правильно питается современный подросток и разработать рекомендации для правильного питания.
Задачи:
- изучить болезни из-за неправильного питания;
- узнать, соблюдается ли режим питания среди учеников нашей школы;
- изучить вещества, входящие в состав прoдуктoв быстрого питания;
- разработать рекомендации по правильному питанию.
Методы сравнение, анализ и синтез, экспериментальные методы.
Новизна - разработать правильное питание без вреда для подростка.
Практическая значимость проекта - понять, как уменьшить заболевания среди подростков неправильного питания.
Обзор литературы
А.К. Батурин и Б.С. Каганов затрагивают современные данные о биологической роли и значении в питании подростков макро- и микронутриентов – белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов, об их участии в обмене веществ. В книге представлены сведения о физиологических потребностях в пищевых веществах и энергии, о важнейших пищевых источниках макро- и микроэлементов [1].
Автор затрагивает множество полезных советов диетолога по выбору продуктов для укрепления здоровья. В энциклопедию вошли результаты новейших исследований российских и зарубежных ученых по вопросам питания и здоровья [5].
Автор приводит основные требования к организации питания детей и подростков с учетом современных достижений науки о питании, направлений научно-технического прогресса и нормативно-законодательной базы [4].
1.Теоретическая часть. Здоровое питание
1.1 Понятие о здоровом и правильном питании
Здоровое питание – подобное питание гарантирует увлечение, наилучшее формирование, полный жизненный процесс, содействует укреплению самочувствия, также профилактике неинфекционных болезней, в том числе диабет, заболевания сердца, кровоизлияние в мозг, опухоль.
Здоровое питание на протяжении всей жизни – главный компонент сохранения и укрепления здоровья, но кроме того, непременное условие достижения активного долголетия.
Увеличение изготовления переработанных продуктов, быстрая урбанизация и изменяющийся образ жизни привели в настоящее время к опасным для здоровья изменениям в моделях питания людей во всем мире.
На сегодняшний день общество употребляют высокое количество товаров с высоким содержанием калорий, жиров, сахара и соли, и в то же время, весьма недостаточно плодов, овощей также иных разновидностей клетчатки, такие как цельные злаки.
Точный состав здорового питания зависит от индивидуальных особенностей (возраст, пол, образ жизни и степень физической активности), культурного контекста, имеющихся местных продуктов и обычаев в области питания.
Принципы здорового питания:
- потребление энергии (калорий) должно быть сбалансировано с ее расходом;
- ежедневное потребление, как минимум 400 грамм фруктов и овощей, помимо картофеля, и крахмалсодержащих корнеплодов;
- употребление жиров не должно превышать 30% от общей потребляемой энергии (3 столовые ложки растительного масла, или 2 фрукта, или 100 г арахиса, или 100-140 г соевых бобов);
- насыщенные жиры (твердые жиры) должны составлять менее 10%;
- желательно заменять насыщенные жиры и трансжиры ненасыщенными жирами, и полностью исключить из рациона трансжиры промышленного производства
- свободные сахара обязаны быть не менее 10% (50 г или 12 чайных ложек без верха для человека с нормальным весом, потребляющего около 2000 калорий в день) от общей потребляемой энергии.
1.2 Особенности питания подростков
Подростковый возраст считается основным этапом формирования человеческого организма, в котором завершается формирование скелета и скелетной мускулатуры, происходит резкая гормональная перестройка, лежащая в основе полового созревания. Активный рост и увеличение массы тела в подростковый период сопоставимы по своей интенсивности лишь с периодом раннего детства. Поступление с пищей достаточного количества белка, минеральных солей, витаминов, микроэлементов является необходимым условием хорошего роста и формирования костной ткани, скелетно-мышечного аппарата и умственного развития. Глубокая эндокринная перестройка, происходящая в школьном возрасте, на фоне несбалансированного рациона питания создает определенные предпосылки для возникновения нарушений обмена веществ, развития избыточного веса и ожирения.
Тело ребенка тратит большое количество энергии для обучения в школе, занятия физкультурой, посещение секций. В особенности с крупными энергетическими расходами связаны игры, занятия спортом и т.п.
1.3 Режим питания
Подросткам следует питаться 4 раза в день. Этапы потребления еды разделяют на:
- Завтрак: на завтрак следует получать примерно 25% всех калорий
- Обед: на обед следует употреблять 35% - 40% от дневной калорийности;
- Полдник: это небольшой перекус, составляющий примерно 15% от суточной калорийности;
- Ужин: на ужин стоит употреблять 20% -25% калорий суточной потребности. ВАЖНО! Подростку следует ужинать примерно за 2 часа до сна.
2.Практическая часть.
1.2 Проведение анкетирования
Для того чтобы выяснить, насколько мои ровесники правильно питаются, и верно ли у них сформировано представление о здоровом питании, мне потребовалось провести опрос. Всего было опрошено 23 учеников 10А класса. Я решила выбрать именно эту аудиторию для своего исследования, потому что, дети в возрасте 14-15 лет уже становятся более самостоятельными. Авторитет родителей для них ослабевает, и они полагаются в своих суждениях больше на своё собственное мнение. Ребята должны были ответить на следующие вопросы:
1.Едите ли вы первое блюдо на обед?
2.Всегда ли вы завтракаете?
3.Существует ли у вас перекус между основными приемами пищи?
4.Употребляете ил вы фрукты каждый день?
5.Достаточно ли вы пьете воды в день(2-3л)?
6.Часто ли вы употребляете фаст-фуд?
Вопрос
Сколько ответили да
Сколько ответили нет
Едите ли вы первое блюдо на обед?
16
7
Всегда ли вы завтракаете?
16
7
Существует ли у вас перекус между основными приемами пищи?
18
5
Употребляете ли вы фрукты каждый день?
12
11
Достаточно ли вы пьете воды в день(2-3л)?
18
5
Часто ли вы употребляете фаст-фуд?
7
16
1.2 Анализ анкетирование
Список литературы
1. Батурин А.К., Питание подростков: современные взгляды и практические рекомендации / А.К. Батурин, Б.С. Каганов – Москва : 2006. - 54 с.
2. Заболотный, К.Б., Как химичит наш организм: принципы правильного питания / К.Б. Заболотный – Москва : АСТ, 2020.-288 с.
3. Кардакова, М. Сначала суп, потом десерт / М. Кардакова – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2020. - 192 с.
4. Куткина, М.Н. Организация питание детей и подростков. Учебное пособие / М.Н. Куткина, А.А. Смоленцева, Н.В. Барсукова – Санкт-Петербург: Лань, 2021. - 360 с.
5. Лифляндский, В.Г. Энциклопедия здорового питания / В.Г. Лифляндский - Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2012. - 200 с.
8. Перлмуттер, Д. Еда и мозг: что углеводы делают со здоровьем, мышлением и памятью / Дэвид Перлмуттер, Кристин Лоберг - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 240 с.