kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа: "Вредные пищевые добавки в продуктах наиболее часто употребляемых подростками"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пищевые добавки  - одно из древнейших изобретений человечества. Они явились одним из первых достижений Homo sapiens, который вместе с даром осмысления получил от природы потребность в пищевом разнообразии. Ежедневно практически любой человек на земном шаре использует с продуктами питания хотя бы одну из самых популярных пищевых добавок - соль, сахар, перец, лимонную кислоту.

История применения пищевых добавок (уксусная и молочная кислоты, поваренная соль, некоторые специи и др.) насчитывает несколько тысячелетий. Однако только в 19-20 веках им стали уделять особое внимание. Вызвано это особенностями торговли с перевозкой скоропортящихся и быстро черствеющих товаров на большие расстояния, что требует увеличения срока хранения. Спрос современного потребителя на пищевую продукцию с привлекательными цветом, запахом обеспечивают ароматизаторы, красители, консерванты и т. п.

Жизнь современного человека характеризуется заметным влиянием техногенно-антропогенных факторов, приводящих к нарастанию загрязнения пищи, воды и воздуха чужеродными веществами. Смело можно утверждать, что каждый из нас с пищей, водой и воздухом получает несколько граммов чужеродных веществ, которые не относятся к пищевым. Но определенный вклад вносят и пищевые добавки. С расширением наших знаний о пище и совершенствованием технологии производства продуктов питания росло и использование пищевых добавок. Этому способствовало и общее изменение образа жизни. В наш информационный век огромное количество людей сосредоточилось в городах. Резко возросла численность мирового населения. Все это потребовало новых способов, как обработки, так и распределения продуктов питания, благодаря чему пищевые добавки стали применяться все шире.

Роль питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Гиппократа: «Если мы не будем принимать пищу как лекарство, мы будем принимать лекарство как пищу». Этим выражением Гиппократ указал значение питания в жизни каждого человека. Ведь питание оказывает непосредственное влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте.

Поэтому мы и выбрали для исследования тему: «Вредные пищевые добавки в продуктах наиболее часто употребляемых подростками».

Актуальность исследования обусловлена тем, что большинство подростков употребляют  пищу, содержащую вредные пищевые добавки.

Цель: выявить нахождение вредных пищевых добавок в продуктах наиболее часто употребляемых школьниками.

Реализация цели осуществлялась с помощью решения следующих задач:

  1. Провести анкетирование среди учащихся 8-9 классов

2. Выбрать продукты питания наиболее часто употребляемых школьниками.

  1. Выявить вредные пищевые добавки, входящие в состав данных продуктов.
  2. Выработать рекомендации по здоровому питанию.

Методы исследования:

  1. Анкетирование.
  2. Анализ продуктов питания по информации на упаковке.

Исследование проводилось в период с 03.09.2013 – 25.10.2013.

При выполнении работы использованы следующие источники: книга Т.С.Крупиной «Пищевые добавки», в которой кратко рассмотрены назначение и классификация пищевых добавок и дана характеристика основных пищевых добавок. В книге Булдакова А.С. «Пищевые добавки» рассматриваются проблемы применения пищевых добавок в связи со здоровьем человека, гигиеническое нормирование, токсикологическая оценка, действие на организм человека и животных, допустимые концентрации. Также приводится принятая в Европейском сообществе классификация добавок с использованием Е-индексов, рассматриваются особенности применения пищевых добавок в детском питании, дается полный перечень наименований разрешенных и запрещенных пищевых добавок, как в странах ЕС, так и в России, дается краткое описание свойств отдельных веществ, приводятся английский, немецкий и французский указатели наименований пищевых добавок для специалистов и всех интересующихся проблемами питания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа: "Вредные пищевые добавки в продуктах наиболее часто употребляемых подростками" »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Г. Жирновска Жирновского муниципального района Волгоградской области







Межрегиональная конференция-конкурс

Учебно-исследовательских работ учащихся

«Ломоносовские чтения»

Направление «Исследование естественнонаучных явлений,

технологических эффектов, проблем экологии человека и

мониторинга окружающей среды.





Тема «Вредные пищевые добавки в продуктах наиболее часто употребляемых подростками»







Оганян Анна,

ученица 8 класса


учитель:

Шабанова Ольга Александровна











Жирновск, 2013




Оглавление:

Введение……………………………………………………………………….…3

Глава 1. Общие представления о пищевых добавках………………....…….5

1.2. Вредные пищевые добавки……………………………………………….....5

Глава 2. Результаты исследования…………………………………………...…6

2.1. Результаты анкетирования…………………………………………………6

2.2. Изучение состава продуктов………………………………………………6

2.2.1. Газированный напиток «Coca-cola»……………………………………6

2.2.2. Сухарики «Кириешки»…………………………………………………..6

2.2.3.Чипсы (различных марок: Чипсы «Lays», Чипсы «Estrella», «Chipsy king»)……………………………………………………………………………..7

3.1. Рекомендации по соблюдению здорового питания………………………………..7

Выводы………………………………………………………………………….9

Литература……………………………………………………………………..10

Приложение…………………………………………………………………….11




























Введение




Пищевые добавки - одно из древнейших изобретений человечества. Они явились одним из первых достижений Homo sapiens, который вместе с даром осмысления получил от природы потребность в пищевом разнообразии. Ежедневно практически любой человек на земном шаре использует с продуктами питания хотя бы одну из самых популярных пищевых добавок - соль, сахар, перец, лимонную кислоту.

История применения пищевых добавок (уксусная и молочная кислоты, поваренная соль, некоторые специи и др.) насчитывает несколько тысячелетий. Однако только в 19-20 веках им стали уделять особое внимание. Вызвано это особенностями торговли с перевозкой скоропортящихся и быстро черствеющих товаров на большие расстояния, что требует увеличения срока хранения. Спрос современного потребителя на пищевую продукцию с привлекательными цветом, запахом обеспечивают ароматизаторы, красители, консерванты и т. п.

Жизнь современного человека характеризуется заметным влиянием техногенно-антропогенных факторов, приводящих к нарастанию загрязнения пищи, воды и воздуха чужеродными веществами. Смело можно утверждать, что каждый из нас с пищей, водой и воздухом получает несколько граммов чужеродных веществ, которые не относятся к пищевым. Но определенный вклад вносят и пищевые добавки. С расширением наших знаний о пище и совершенствованием технологии производства продуктов питания росло и использование пищевых добавок. Этому способствовало и общее изменение образа жизни. В наш информационный век огромное количество людей сосредоточилось в городах. Резко возросла численность мирового населения. Все это потребовало новых способов, как обработки, так и распределения продуктов питания, благодаря чему пищевые добавки стали применяться все шире.

Роль питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Гиппократа: «Если мы не будем принимать пищу как лекарство, мы будем принимать лекарство как пищу». Этим выражением Гиппократ указал значение питания в жизни каждого человека. Ведь питание оказывает непосредственное влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте.



Поэтому мы и выбрали для исследования тему: «Вредные пищевые добавки в продуктах наиболее часто употребляемых подростками».

Актуальность исследования обусловлена тем, что большинство подростков употребляют пищу, содержащую вредные пищевые добавки.

Цель: выявить нахождение вредных пищевых добавок в продуктах наиболее часто употребляемых школьниками.

Реализация цели осуществлялась с помощью решения следующих задач:

  1. Провести анкетирование среди учащихся 8-9 классов

2. Выбрать продукты питания наиболее часто употребляемых школьниками.

  1. Выявить вредные пищевые добавки, входящие в состав данных продуктов.

  2. Выработать рекомендации по здоровому питанию.



Методы исследования:

  1. Анкетирование.

  2. Анализ продуктов питания по информации на упаковке.



Исследование проводилось в период с 03.09.2013 – 25.10.2013.

При выполнении работы использованы следующие источники: книга Т.С.Крупиной «Пищевые добавки», в которой кратко рассмотрены назначение и классификация пищевых добавок и дана характеристика основных пищевых добавок. В книге Булдакова А.С. «Пищевые добавки» рассматриваются проблемы применения пищевых добавок в связи со здоровьем человека, гигиеническое нормирование, токсикологическая оценка, действие на организм человека и животных, допустимые концентрации. Также приводится принятая в Европейском сообществе классификация добавок с использованием Е-индексов, рассматриваются особенности применения пищевых добавок в детском питании, дается полный перечень наименований разрешенных и запрещенных пищевых добавок, как в странах ЕС, так и в России, дается краткое описание свойств отдельных веществ, приводятся английский, немецкий и французский указатели наименований пищевых добавок для специалистов и всех интересующихся проблемами питания.















Глава 1. Общие представления о пищевых добавках

1.1 Пищевые добавки - это природные и синтетические химические соединения, которые не представляют собой источник энергии, как пища, не используются в чистом виде, а только добавляются в продукты для облегчения технологического процесса, продления срока хранения или придания определенной консистенции конечному продукту.

Для классификации добавок была разработана система нумерации. Каждой добавке присвоен трех- или четырехзначный номер с предшествующей буквой Е, наличие ее означает, что продукт (изделие) произведено в Европе. Эти номера (коды) используются в сочетании с названиями функциональных классов, отражающих группу пищевых добавок по технологическим функциям (подклассам). Буква Е и идентификационный номер имеет четкое толкование, подразумевающее, что данное конкретное вещество проверено на безопасность, что для данной пищевой добавки имеются отработанные рекомендации по его технологической необходимости и что для данного вещества установлены критерии чистоты.

1.2. Вредные пищевые добавки

Запрещённые добавки - это добавки, по которым доказано, что их действие приносит вред здоровью.

В России и в других странах производители добавляют в свою продукцию различные вещества, использование большинства из которых запрещено. Разрешение на использование этих веществ в России выдается Государственным комитетом санитарно - эпидемиологического надзора и нормативными актами и санитарными правилами Минздрава России.

Основными документами являются:

·Федеральный закон « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-Ф3

·Федеральный закон « О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 г. № 29-Ф3

·Федеральный закон « Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07. 1993 г.













Глава 2. Результаты исследования

    1. Результаты анкетирования(приложение 2)

По результатам анкетирования 60 учеников из 8-9 классов было выявлено:

  1. Из предложенного списка напитков: газированные напитки, компот, кефир. 61% учащихся выбрали газированные напитки, 30% - компот и 9% выбрали кефир.( приложение 3)

  2. Из списка сухарики, сухофрукты, батончики с хлопьями учащиеся выбрали:

57%- сухарики

23% - сухофрукты (натуральные)

20% - батончики с хлопьями (приложение 4).

  1. Из списка чипсы, картофельное пюре, жаренный картофель, 50% подростков предпочитают чипсы, 29% картофельное пюре, 21% жаренный картофель (приложение 5).

    1. Изучение состава продуктов

Нами были изучены составы продуктов, которые предпочитает большинство подростков (приложение 1).

      1. Газированный напиток «Coca-cola»

Содержит в большом количестве кофеин, который приводит к возбуждению нервной системы.

Содержащаяся в Кока-Коле ортофосфорная кислота(Е338) применяется для снятия зубной эмали перед пломбированием зубов, обладает ракообразующим эффектом. Некоторые врачи утверждают, что фосфорная кислота препятствует усвоению кальция и железа в организме, что может приводить к ослаблению костной ткани, остеопорозам. Описаны и другие побочные эффекты: жажда, сыпь на коже.

Кроме того Углекислый газ, входящий в состав напитков, несколько меняет кислотно-щелочную среду. Это плохо влияет на организм человека.



      1. Сухарики «Кириешки»



На сегодняшний день в России можно найти немало соленых снеков, благодаря которым перекус становится действительно быстрым сытным. Среди всего этого изобилия особое место принадлежит сухарикам, которые пользуются стабильным спросом и популярностью среди отечественного потребителя.

Пищевая добавка E621 известна как глутамат натрия. При систематическом употреблении в больших количествах у человека может наблюдаться ряд побочных эффектов в виде головной боли, повышенного потоотделения, покраснение лица и шеи, усиленного сердцебиения, болей в груди, общей слабости и др.

Двунатриевый гуанилат — пищевая добавка E627. Категорически не рекомендован детям, астматикам. Вызывает кишечные расстройства.


Лимонная кислота Е-330 в больших дозах может иметь канцерогенный эффект. Имеет ракообразующее действие.


Инозинат натрия (пищевая добавка E631) – ракообразующее действие.


2.2.3.Чипсы (различных марок: Чипсы «Lays», Чипсы «Estrella», «Chipsy king»).


Глутамат натрия (Е621) - запрещен  к использованию  в детском питании,вызывает кишечные расстройства.

инозинат натрия (Е631) - не рекомендуется детям.

гуммиарабик (Е414)

ракообразующий (канцероген)

краситель (экстракт паприки Е160) - запрещен в ряде стран



    1. Рекомендации по соблюдению здорового питания.

Большую часть дня подросток проводит в школе. Питание в школе – это не только важная составляющая часть его дневного рациона, но и основа здорового физического и интеллектуального развития.

Небольшие перекусы также очень важны для школьников, та как обеспечивают в среднем 1/3 общих энергетических запросов детей. Перекусы не обязательно ведут к ожирению и полноте у подростков. На самом деле, небольшие частые приемы пищи часто связаны с более низким уровнем холестерина в крови и низким уровнем инсулина в организме. Перекусы – хорошая основа продуктивной учебы, они помогают восстановить высокий уровень внимания и запоминания. Большое значение имеет выбор продуктов питания, которыми дети могут перекусить между уроками. Диетологи и педиатры рекомендуют отдавать предпочтение здоровым и полезным продуктам.

Кефир, ряженка, снежок – полезное «блюдо». Йогурт или творожный сырок. Старайтесь выбирать молочные продукты с невысоким уровнем жирности и наименьшим количеством консервантов. Фрукты (яблоко или банан), сухофрукты, цукаты, батончик с мюсли, орехи.











































Выводы:

1.Провели анкетирование 60 подростков, учащихся в 8-9 классах

2.В ходе анкетирования было выявлено, что подростки предпочитают следующие продукты: газированные напитки, сухарики, чипсы.

3.Проанализировав составы, выбранных продуктов были обнаружены следующие вредные пищевые добавки: Е160, Е338, Е330, Е414, Е621, Е627, Е631.

4.Выработали ряд рекомендаций по соблюдению здорового питания.





































Литература

  1. Булдаков А.С. Пищевые добавки. Справочник СПб. 1996 г.

  2. Иванов И. Р. Гигиена питания-СПб.: Питер, 1998.

  3. Крупина Т.С Пищевые добавки. М.: «Сиринъпрема», 2006

  4. Назаренко В.М., Что нужно знать о продуктах, которые мы употребляем в пищу. Химия в школе.-2000 №5.

  5. Нечаев А.П., Кочеткова А.А., Зайцева А.Н. Пищевые добавки. М.: Колос, 2001

























Приложение
























Приложение 1


Таблица наиболее вредных пищевых добавок Е

 
В таблице напротив обозначения пищевой добавки Е указан характер ее вредного воздействия в соответствии с указанными под таблицей условными обозначениями.
Пример:  Р - ракообразующая канцерогенная пищевая добавка.

 

 

Пищевая добавка

Вредное
действие

Пищевая добавка

Вредное
действие

Пищевая добавка

Вредное
действие

Пищевая добавка

Вредное
действие

Е 102
Е 103
Е 104
Е 105
Е 110
Е 111
Е 120
Е 121
Е 122
Е 123
Е 124
Е 125
Е 126
Е 127
Е 129
Е 130
Е 131
Е 141
Е 142
Е 150
Е 151
Е 152
Е 153
Е 154
Е 155
Е 160
Е 171
Е 173

О!
(З)
П
(З)
О!
(З)
О!
(З)
П
ОО!! (З)
О!
(З)
(З)
О!
О!
(З)
Р
П
Р
П
ВК
(З)
Р
РК, РД
О!
ВК
П
П

Е 180
Е 201
Е 210
Е 211
Е 212
Е 213
Е 214
Е 215
Е 216
Е 219
Е 220
Е 222
Е 223
Е 224
Е 228
Е 230
Е 231
Е 232
Е 233
Е 239
Е 240
Е 241
Е 242
Е 249
Е 250
Е 251
Е 252
Е 270

О!
О!
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р (З)
Р
О!
О!
О!
О!
О!
Р
ВК
ВК
О!
ВК
Р
П
О!
Р
РД
РД
Р
О!
д/детей

Е 280
Е 281
Е 282
Е 283
Е 310
Е 311
Е 312
Е 320
Е 321
Е 330
Е 338
Е 339
Е 340
Е 341
Е 343
Е 400
Е 401
Е 402
Е 403
Е 404
Е 405
Е 450
Е 451
Е 452
Е 453
Е 454
Е 461
Е 462

Р
Р
Р
Р
С
С
С
Х
Х
Р
РХ
РХ
РХ
РХ
РК
О!
О!
О!
О!
О!
О!
РХ
РХ
РХ
РХ
РХ
РХ
РХ

Е 463
Е 465
Е 466
Е 477
Е 501
Е 502
Е 503
Е 510
Е 513Е
Е 527
Е 620
Е 626
Е 627
Е 628
Е 629
Е 630
Е 631
Е 632
Е 633
Е 634
Е 635
Е 636
Е 637
Е 907
Е 951
Е 952
Е 954
Е 1105

РХ
РХ
РХ
П
О!
О!
О!
ОО!!
ОО!!
ОО!!
О!
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
О!
О!
С
ВК
(З)
Р
ВК

 

 


Условные обозначения вредных воздействий добавок:

 

 

О! — опасный
ОО!! — очень опасный
(З) —  запрещенный
РК —  вызывает кишечные расстройства
РД  —  нарушает артериальное давление
С  —  сыпь
Р  —  ракообразующий
РЖ  — вызывает расстройство желудка
Х  — холестерин
П —  подозрительный
ВК — вреден для кожи































Приложение 2.

Анкета.


  1. Что бы вы предпочли из следующих напитков:

а) Газированный напиток

б) Компот

в) Кефир


  1. Чем чаще всего вы перекусываете на переменах из предложенного списка?

а) Сухарики

б) Сухофрукты

в) Батончики с хлопьями


  1. Чем бы вы предпочли перекусить на перемене:

а) Чипсы

б) Картофельное пюре

в) Вареный картофель



























Приложение 3.


Результааты исследования.















































Приложение 4.

Результаты исследования











































Приложение 5.

Результаты исследования.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Шабанова Ольга Александровна

Дата: 30.08.2015

Номер свидетельства: 227776


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства