Исследовательская работа: "Вредные пищевые добавки в продуктах наиболее часто употребляемых подростками"
Исследовательская работа: "Вредные пищевые добавки в продуктах наиболее часто употребляемых подростками"
Пищевые добавки - одно из древнейших изобретений человечества. Они явились одним из первых достижений Homo sapiens, который вместе с даром осмысления получил от природы потребность в пищевом разнообразии. Ежедневно практически любой человек на земном шаре использует с продуктами питания хотя бы одну из самых популярных пищевых добавок - соль, сахар, перец, лимонную кислоту.
История применения пищевых добавок (уксусная и молочная кислоты, поваренная соль, некоторые специи и др.) насчитывает несколько тысячелетий. Однако только в 19-20 веках им стали уделять особое внимание. Вызвано это особенностями торговли с перевозкой скоропортящихся и быстро черствеющих товаров на большие расстояния, что требует увеличения срока хранения. Спрос современного потребителя на пищевую продукцию с привлекательными цветом, запахом обеспечивают ароматизаторы, красители, консерванты и т. п.
Жизнь современного человека характеризуется заметным влиянием техногенно-антропогенных факторов, приводящих к нарастанию загрязнения пищи, воды и воздуха чужеродными веществами. Смело можно утверждать, что каждый из нас с пищей, водой и воздухом получает несколько граммов чужеродных веществ, которые не относятся к пищевым. Но определенный вклад вносят и пищевые добавки. С расширением наших знаний о пище и совершенствованием технологии производства продуктов питания росло и использование пищевых добавок. Этому способствовало и общее изменение образа жизни. В наш информационный век огромное количество людей сосредоточилось в городах. Резко возросла численность мирового населения. Все это потребовало новых способов, как обработки, так и распределения продуктов питания, благодаря чему пищевые добавки стали применяться все шире.
Роль питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Гиппократа: «Если мы не будем принимать пищу как лекарство, мы будем принимать лекарство как пищу». Этим выражением Гиппократ указал значение питания в жизни каждого человека. Ведь питание оказывает непосредственное влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте.
Поэтому мы и выбрали для исследования тему: «Вредные пищевые добавки в продуктах наиболее часто употребляемых подростками».
Актуальность исследования обусловлена тем, что большинство подростков употребляют пищу, содержащую вредные пищевые добавки.
Цель: выявить нахождение вредных пищевых добавок в продуктах наиболее часто употребляемых школьниками.
Реализация цели осуществлялась с помощью решения следующих задач:
Провести анкетирование среди учащихся 8-9 классов
2. Выбрать продукты питания наиболее часто употребляемых школьниками.
Выявить вредные пищевые добавки, входящие в состав данных продуктов.
Выработать рекомендации по здоровому питанию.
Методы исследования:
Анкетирование.
Анализ продуктов питания по информации на упаковке.
Исследование проводилось в период с 03.09.2013 – 25.10.2013.
При выполнении работы использованы следующие источники: книга Т.С.Крупиной «Пищевые добавки», в которой кратко рассмотрены назначение и классификация пищевых добавок и дана характеристика основных пищевых добавок. В книге Булдакова А.С. «Пищевые добавки» рассматриваются проблемы применения пищевых добавок в связи со здоровьем человека, гигиеническое нормирование, токсикологическая оценка, действие на организм человека и животных, допустимые концентрации. Также приводится принятая в Европейском сообществе классификация добавок с использованием Е-индексов, рассматриваются особенности применения пищевых добавок в детском питании, дается полный перечень наименований разрешенных и запрещенных пищевых добавок, как в странах ЕС, так и в России, дается краткое описание свойств отдельных веществ, приводятся английский, немецкий и французский указатели наименований пищевых добавок для специалистов и всех интересующихся проблемами питания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3.1. Рекомендации по соблюдению здорового питания………………………………..7
Выводы………………………………………………………………………….9
Литература……………………………………………………………………..10
Приложение…………………………………………………………………….11
Введение
Пищевые добавки - одно из древнейших изобретений человечества. Они явились одним из первых достижений Homo sapiens, который вместе с даром осмысления получил от природы потребность в пищевом разнообразии. Ежедневно практически любой человек на земном шаре использует с продуктами питания хотя бы одну из самых популярных пищевых добавок - соль, сахар, перец, лимонную кислоту.
История применения пищевых добавок (уксусная и молочная кислоты, поваренная соль, некоторые специи и др.) насчитывает несколько тысячелетий. Однако только в 19-20 веках им стали уделять особое внимание. Вызвано это особенностями торговли с перевозкой скоропортящихся и быстро черствеющих товаров на большие расстояния, что требует увеличения срока хранения. Спрос современного потребителя на пищевую продукцию с привлекательными цветом, запахом обеспечивают ароматизаторы, красители, консерванты и т. п.
Жизнь современного человека характеризуется заметным влиянием техногенно-антропогенных факторов, приводящих к нарастанию загрязнения пищи, воды и воздуха чужеродными веществами. Смело можно утверждать, что каждый из нас с пищей, водой и воздухом получает несколько граммов чужеродных веществ, которые не относятся к пищевым. Но определенный вклад вносят и пищевые добавки. С расширением наших знаний о пище и совершенствованием технологии производства продуктов питания росло и использование пищевых добавок. Этому способствовало и общее изменение образа жизни. В наш информационный век огромное количество людей сосредоточилось в городах. Резко возросла численность мирового населения. Все это потребовало новых способов, как обработки, так и распределения продуктов питания, благодаря чему пищевые добавки стали применяться все шире.
Роль питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Гиппократа: «Если мы не будем принимать пищу как лекарство, мы будем принимать лекарство как пищу». Этим выражением Гиппократ указал значение питания в жизни каждого человека. Ведь питание оказывает непосредственное влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте.
Поэтому мы и выбрали для исследования тему: «Вредные пищевые добавки в продуктах наиболее часто употребляемых подростками».
Актуальность исследования обусловлена тем, что большинство подростков употребляют пищу, содержащую вредные пищевые добавки.
Цель: выявить нахождение вредных пищевых добавок в продуктах наиболее часто употребляемых школьниками.
Реализация цели осуществлялась с помощью решения следующих задач:
Провести анкетирование среди учащихся 8-9 классов
2. Выбрать продукты питания наиболее часто употребляемых школьниками.
Выявить вредные пищевые добавки, входящие в состав данных продуктов.
Выработать рекомендации по здоровому питанию.
Методы исследования:
Анкетирование.
Анализ продуктов питания по информации на упаковке.
Исследование проводилось в период с 03.09.2013 – 25.10.2013.
При выполнении работы использованы следующие источники: книга Т.С.Крупиной «Пищевые добавки», в которой кратко рассмотрены назначение и классификация пищевых добавок и дана характеристика основных пищевых добавок. В книге Булдакова А.С. «Пищевые добавки» рассматриваются проблемы применения пищевых добавок в связи со здоровьем человека, гигиеническое нормирование, токсикологическая оценка, действие на организм человека и животных, допустимые концентрации. Также приводится принятая в Европейском сообществе классификация добавок с использованием Е-индексов, рассматриваются особенности применения пищевых добавок в детском питании, дается полный перечень наименований разрешенных и запрещенных пищевых добавок, как в странах ЕС, так и в России, дается краткое описание свойств отдельных веществ, приводятся английский, немецкий и французский указатели наименований пищевых добавок для специалистов и всех интересующихся проблемами питания.
Глава 1. Общие представления о пищевых добавках
1.1 Пищевые добавки - это природные и синтетические химические соединения, которые не представляют собой источник энергии, как пища, не используются в чистом виде, а только добавляются в продукты для облегчения технологического процесса, продления срока хранения или придания определенной консистенции конечному продукту.
Для классификации добавок была разработана система нумерации. Каждой добавке присвоен трех- или четырехзначный номер с предшествующей буквой Е, наличие ее означает, что продукт (изделие) произведено в Европе. Эти номера (коды) используются в сочетании с названиями функциональных классов, отражающих группу пищевых добавок по технологическим функциям (подклассам). Буква Е и идентификационный номер имеет четкое толкование, подразумевающее, что данное конкретное вещество проверено на безопасность, что для данной пищевой добавки имеются отработанные рекомендации по его технологической необходимости и что для данного вещества установлены критерии чистоты.
1.2. Вредные пищевые добавки
Запрещённые добавки - это добавки, по которым доказано, что их действие приносит вред здоровью.
В России и в других странах производители добавляют в свою продукцию различные вещества, использование большинства из которых запрещено. Разрешение на использование этих веществ в России выдается Государственным комитетом санитарно - эпидемиологического надзора и нормативными актами и санитарными правилами Минздрава России.
Основными документами являются:
·Федеральный закон « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-Ф3
·Федеральный закон « О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 г. № 29-Ф3
·Федеральный закон « Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07. 1993 г.
Глава 2. Результаты исследования
Результаты анкетирования(приложение 2)
По результатам анкетирования 60 учеников из 8-9 классов было выявлено:
Нами были изучены составы продуктов, которые предпочитает большинство подростков (приложение 1).
Газированный напиток «Coca-cola»
Содержит в большом количестве кофеин, который приводит к возбуждению нервной системы.
Содержащаяся в Кока-Коле ортофосфорная кислота(Е338) применяется для снятия зубной эмали перед пломбированием зубов, обладает ракообразующим эффектом. Некоторые врачи утверждают, что фосфорная кислота препятствует усвоению кальция и железа в организме, что может приводить к ослаблению костной ткани, остеопорозам. Описаны и другие побочные эффекты: жажда, сыпь на коже.
Кроме того Углекислый газ, входящий в состав напитков, несколько меняет кислотно-щелочную среду. Это плохо влияет на организм человека.
Сухарики «Кириешки»
На сегодняшний день в России можно найти немало соленых снеков, благодаря которым перекус становится действительно быстрым сытным. Среди всего этого изобилия особое место принадлежит сухарикам, которые пользуются стабильным спросом и популярностью среди отечественного потребителя.
Пищевая добавка E621 известна как глутамат натрия. При систематическом употреблении в больших количествах у человека может наблюдаться ряд побочных эффектов в виде головной боли, повышенного потоотделения, покраснение лица и шеи, усиленного сердцебиения, болей в груди, общей слабости и др.
Двунатриевый гуанилат — пищевая добавка E627. Категорически не рекомендован детям, астматикам. Вызывает кишечные расстройства.
Лимонная кислота Е-330 в больших дозах может иметь канцерогенный эффект. Имеет ракообразующее действие.
Глутамат натрия (Е621) - запрещен к использованию в детском питании,вызывает кишечные расстройства.
инозинат натрия (Е631) - не рекомендуется детям.
гуммиарабик (Е414)
ракообразующий (канцероген)
краситель (экстракт паприки Е160) - запрещен в ряде стран
Рекомендации по соблюдению здорового питания.
Большую часть дня подросток проводит в школе. Питание в школе – это не только важная составляющая часть его дневного рациона, но и основа здорового физического и интеллектуального развития.
Небольшие перекусы также очень важны для школьников, та как обеспечивают в среднем 1/3 общих энергетических запросов детей. Перекусы не обязательно ведут к ожирению и полноте у подростков. На самом деле, небольшие частые приемы пищи часто связаны с более низким уровнем холестерина в крови и низким уровнем инсулина в организме. Перекусы – хорошая основа продуктивной учебы, они помогают восстановить высокий уровень внимания и запоминания. Большое значение имеет выбор продуктов питания, которыми дети могут перекусить между уроками. Диетологи и педиатры рекомендуют отдавать предпочтение здоровым и полезным продуктам.
Кефир, ряженка, снежок – полезное «блюдо». Йогурт или творожный сырок. Старайтесь выбирать молочные продукты с невысоким уровнем жирности и наименьшим количеством консервантов. Фрукты (яблоко или банан), сухофрукты, цукаты, батончик с мюсли, орехи.
Выводы:
1.Провели анкетирование 60 подростков, учащихся в 8-9 классах
2.В ходе анкетирования было выявлено, что подростки предпочитают следующие продукты: газированные напитки, сухарики, чипсы.
3.Проанализировав составы, выбранных продуктов были обнаружены следующие вредные пищевые добавки: Е160, Е338, Е330, Е414, Е621, Е627, Е631.
4.Выработали ряд рекомендаций по соблюдению здорового питания.
Литература
Булдаков А.С. Пищевые добавки. Справочник СПб. 1996 г.
Иванов И. Р. Гигиена питания-СПб.: Питер, 1998.
Крупина Т.С Пищевые добавки. М.: «Сиринъпрема», 2006
Назаренко В.М., Что нужно знать о продуктах, которые мы употребляем в пищу. Химия в школе.-2000 №5.
В таблице напротив обозначения пищевой добавки Е указан характер ее вредного воздействия в соответствии с указанными под таблицей условными обозначениями. Пример: Р - ракообразующая канцерогенная пищевая добавка.
Пищевая добавка
Вредное действие
Пищевая добавка
Вредное действие
Пищевая добавка
Вредное действие
Пищевая добавка
Вредное действие
Е 102 Е 103 Е 104 Е 105 Е 110 Е 111 Е 120 Е 121 Е 122 Е 123 Е 124 Е 125 Е 126 Е 127 Е 129 Е 130 Е 131 Е 141 Е 142 Е 150 Е 151 Е 152 Е 153 Е 154 Е 155 Е 160 Е 171 Е 173
О! (З) П (З) О! (З) О! (З) П ОО!! (З) О! (З) (З) О! О! (З) Р П Р П ВК (З) Р РК, РД О! ВК П П
Е 180 Е 201 Е 210 Е 211 Е 212 Е 213 Е 214 Е 215 Е 216 Е 219 Е 220 Е 222 Е 223 Е 224 Е 228 Е 230 Е 231 Е 232 Е 233 Е 239 Е 240 Е 241 Е 242 Е 249 Е 250 Е 251 Е 252 Е 270
О! О! Р Р Р Р Р Р Р (З) Р О! О! О! О! О! Р ВК ВК О! ВК Р П О! Р РД РД Р О! д/детей
Е 280 Е 281 Е 282 Е 283 Е 310 Е 311 Е 312 Е 320 Е 321 Е 330 Е 338 Е 339 Е 340 Е 341 Е 343 Е 400 Е 401 Е 402 Е 403 Е 404 Е 405 Е 450 Е 451 Е 452 Е 453 Е 454 Е 461 Е 462
Р Р Р Р С С С Х Х Р РХ РХ РХ РХ РК О! О! О! О! О! О! РХ РХ РХ РХ РХ РХ РХ
Е 463 Е 465 Е 466 Е 477 Е 501 Е 502 Е 503 Е 510 Е 513Е Е 527 Е 620 Е 626 Е 627 Е 628 Е 629 Е 630 Е 631 Е 632 Е 633 Е 634 Е 635 Е 636 Е 637 Е 907 Е 951 Е 952 Е 954 Е 1105