Просмотр содержимого документа
«Обучение техники броска через бедро»
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Дзержинский педагогический колледж»
ПРОЕКТ
на тему: «Обучение технике броска через бедро»
(учебная дисциплина: «Физическая культура»)
студентки группы ФК-1А
Толченовой Ирины Валерьевны
Руководитель проекта:
Комлева Ольга Юрьевна,
преподаватель высшей
категории
Дзержинск -2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Пояснительная записка…………………………………………………….……..3
ПРОЕКТ……………………………………………………………………..…......5
Краткая история развития дзюдо…………………………………………….…..5
Основные броски в дзюдо......................................................................................6
Техника броска через бедро...................................................................................6
Методика обучения броска через бедро…………………………………….…...7
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованных источников…...………………………………............18
Пояснительная записка
Современное развитие спортивной борьбы характеризуется возрастанием конкуренции на международной арене, повышением требований к технико-тактической подготовленности. Подготовка хорошего мастера по борьбе - это длительный творческий процесс, предусматривающий привлечение юношей и девушек к занятиям борьбой в раннем возрасте, обеспечение всестороннего их развития и спортивного долголетия.
В борьбе, на основе структуризации конфликта поединка в спортивных единоборствах В.Л. Дементьев и Б. Малков выделяют объем достаточной и необходимой техники. Объем достаточной техники подразумевает минимальную совокупность технических действий, обеспечивающих борцу решение тактических задач, возникающих в поединке. Объем необходимой техники представляет собой совокупность технических действий, которые спортсмен может усвоить с учетом и его индивидуальных особенностей.
Основные положения многолетней тренировки борцов, ее этапы и содержание частично отражены в работах А.Н.Ленца, А.А.Новикова и А.И.Колесова, Р.Петрова, В.М. Игуменова, Ю.А. Шахмурадова и др.
Темой моего проекта была выбрана «техника броска через бедро», которая относится к спортивному виду спорта - дзюдо. Этот бросок довольно сложен по исполнению, именно с него начинают борьбу новички. Без знаний техники данного броска, могут возникнуть трудности при изучении всей техники дзюдо.
Актуальность темы (проблемы)
Актуальность темы обусловлена тем, что достижение высоких результатов по борьбе невозможно без совершенствования системы обучения, где важно заложить основы правильного выполнения технико-тактических действий.
Проблема
Наиболее важной становится проблема обучения техники бросков и их совершенствования. К сожалению, в теории борьбы этому вопросу уделено мало внимания.
Объектом исследования является техника броска через бедро.
Предмет исследования – обучение технике броска в дзюдо.
Цель проекта: Выявление особенности обучения базовой техники бросков через бедро как фундамента для целенаправленного формирования у борцов широкого ареала технико-тактических действий.
Задачи проекта:
Собрать информацию об истории развитии дзюдо.
Составить сообщение о дзюдо, используя собранный материал.
Создать электронную презентацию.
Презентовать историю дзюдо с использованием личных доводов и соображений.
Подвести итоги.
Методы исследования: анализ, индукция, обобщение, работа с текстом, беседа.
Тип проекта: информационный.
Продукт проекта: реферат, буклет.
ПРОЕКТ
Краткая история развития дзюдо
Дзюдо («мягкий путь»), одно из самых известных японских боевых искусств, основанное преимущественно на захватах, заломах и бросках. В отличие от большинства западных видов борьбы, делающих ставку на собственную силу борца, в основу дзюдо положен принцип максимального использования силы противника[1, с.5].
Дзюдо представляет собой мягкий, спортивный вариант джиу-джитсу (дзюд-зюцу). Корни джиу-джитсу уходят в глубокую древность. Известно, что оно входило в систему боевой и физической подготовки самураев в феодальной Японии. В 1868 в этой стране начались радикальные буржуазные реформы. Бывшие воины, чьей профессией являлась служба у крупных феодалов, остались не у дел, и многие из них стали зарабатывать себе на жизнь преподавая джиу-джитсу всем желающим. Это искусство было не единой системой, а представляло собой множество стилей и видов рукопашного боя[1,с.9].
В 1882 молодой японский ученый Дзигоро Кано открыл в Токио собственную школу Кодокан («дом постижения Пути»), где начал обучение новой, разработанной им самим системе спортивного единоборства, которую он назвал дзюдо («путь гибкости, мягкий путь»). При этом основной упор делался им на вторую часть названия (до) , означавшую не только «путь» , но и «понимание жизни». Поясняя особенности своего учения, Кано пишет: «Дзюдо означает Путь мягкости, податливости, или умение уступать во имя конечной победы, в то время как дзюд-зюцу олицетворяет собой техническое мастерство и практику дзюдо». Обязательным является принцип: «Максимум эффективности, минимум энергии» («сэйрёку дзэнкё»). Кано рассматривал дзюдо как средство формирования гармонично развитой личности. По мнению Кано, те, кто занимается дзюдо, проходят хорошую физическую и морально-психологическую подготовку. Любой дзюдоист должен уметь выявить сильные и слабые стороны соперника, быть мужественным, проявлять настойчивость в борьбе, с уважением относиться к другим людям.
Дзюдо развивалось в условиях жесткой, порой жестокой конкуренции со стороны других школ джиу-джитсу. Однако вскоре оно получило официальное признание властей, нашло применение в полиции и армии, а через несколько лет вошло в программу физической подготовки средних и высших учебных заведений. Распространение дзюдо в мире началось в 1930-е годы. После Второй мировой войны американские оккупационные власти ввели запрет на боевые искусства в Японии, что приостановило развитие дзюдо. После отмены запрета интерес к дальневосточным боевым искусствам вспыхнул в мире с новой силой.
В 1948 состоялся чемпионат Японии по дзюдо. Вскоре после этого была образована вся японская федерация дзюдо. Международная Федерация дзюдо была создана в 1952, а первый чемпионат мира по дзюдо был проведен в Токио в мае 1956. Уже в 1964 дзюдо было включено в программу Олимпийских игр, проводившихся в Токио, и с тех пор является неотъемлемой частью мирового спорта. Подготовка дзюдоиста состоит из упражнений для развития силы мышц и подвижности суставов, отработки приемов с партнером и «рандори» – учебных поединков, где проверяются правильность и степень усвоения приемов. Большое внимание уделяется различного рода страховкам – специальным действиям, позволяющим избежать травм при падении[3,с.13-16].
Традиционно занятия дзюдо проводились на полу, устланном соломенными матами, называемыми «татами». В настоящее время вместо соломы для татами используются современные материалы.
Костюм дзюдоиста («дзюдоги) включает в себя широкие хлопчатобумажные брюки и просторную куртку из той же ткани. Ткань дзюдоги должна быть достаточно прочной, т. к. во многих приемах дзюдо используются захваты за одежду. Куртка дважды плотно подпоясывается матерчатым поясом, концы которого завязываются спереди узлом. Успехи изучающего дзюдо отражаются в присвоении ему все более высоких ученических степеней («кю»), начиная с 6-й (младшая) и кончая 1-й (старшая). В соответствии с присвоенной степенью ученики имеют право надевать пояса того или иного цвета: c 6-й по 4-ю степень – белый пояс, с 3-й по 1-ю – коричневый пояс[2,с.10].
Основные броски в дзюдо
Бросок через спину захватом руки на плечо.
Бросок через бедро.
Передняя подножка.
Подхват под одну ногу.
Подсад голенью изнутри.
Задняя подножка (отхват).
Зацеп голенью изнутри.
Задняя подсечка.
Бросок через голову упором стопой в живот[8,с.22].
Техника броска через бедро:
Бросок через бедро выполняется в следующей последовательности: 1.Поставить противника на носки выведением из равновесия. 2. Повернуть голову в сторону броска (за ней потянется корпус, движение получится более цельным, быстрым, направленным). 3. Подсесть под противника строго фронтально и достаточно низко, чтобы хватило для осуществления для броска. Подсесть продолжая тянуть руками в прежнем направлении выведения равновесия, а не ошибочно вдоль своего тела). 4. Сброс осуществляется одновременным наклоном вперед и резким подъемом таза за счет выпрямления ног, обязательным окончательным протягиванием закручиванием противника руками[7,с.55].
Ошибки: 1. Слишком близкий подшаг (нет места для разворота и выведения из равновесия). 2. Слишком далёкий подшаг (не получится нормально вывести или натянуть противника на себя при развороте). 3. Физика тела - собственные Таз и Плечи во время всего приема должны находиться либо внутри пространства собственных ног, либо впереди но никак не с отклонением назад! 4. Неправильное положение таза по отношению к противнику (произошло лишнее проворачивание таза, спина и таз должны встать к противнику фронтально, недостаточный приворот приведет к соскальзыванию противника со спины , избыточный приводит к другому варианту приема более сложному, тяжело выполнимому и опасному в исполнении - бросок через бедро с прокрученным тазом и с падением во время раскрутки на противника). 6. Сброс без протягивания рук (без выкладывания противника раскруткой и без страховки противника финальной подтяжкой за руку) , сброс с верхней точки (недостаточный собственный наклон и слабая работа руками приводит недостаточной раскрутке соперника и падению его с высоты вашего роста, что очень травматически опасно[7,с.66].
Методика обучения технике броска через бедро
Дзюдо состоит из бросков, борьбы лежа и каты - демонстрации приемов. В реализации этих функций дзюдо участвуют все органы и все части тела. При рациональных тренировках функциональная деятельность человеческого организма сохраняется на необходимом уровне, что укрепляет здоровье и создает условия для плодотворной работы. Укрепление здоровьячерез тренировки - одна из важных задач дзюдо[4,с.6].
Термин "тренировка", как и многие другие, неоднозначен. Этим словом чаще всего обозначают процесс упражнения или приучения. То есть в данном случае спортивную тренировку можно определить как процесс физического воспитания, специализированный применительно к спортивной деятельности. Тренировка борца - это специализированный процесс всестороннего физического развития, направленный на достижение высоких спортивных результатов. Средствами в тренировке борца служат общеразвивающие и специальные упражнения, упражнения непосредственно в схватке, а также условия, в которых тренируются спортсмены (отдых между упражнениями; мероприятия, способствующие восстановлению - активный отдых, массаж). Характер применяемых средств тренировки, их направленность, а также содержание и результат тренировки зависят от методов их использования. Особенность тренировочной нагрузки в борьбе состоит в ее всестороннем воздействии на организм спортсменСовременный поединок характеризуется действиями борцов, - которые отстаивают противоположные спортивные интересы, применяя разнообразные приемы техники и тактики. Многообразие возникающих в ходе схватки ситуаций, предъявляет высокие требования к общей и специальной подготовленности борца. Любая встреча на ковре может закончиться за считанные секунды или продолжаться всю схватку. Борец проводит поединки со спортсменами разной физической и технической подготовки.
Характерной чертой современной борьбы является сокращение времени соревновательной схватки и повышение требовательности судей и эффективности действий борцов. Вследствие этого значительно увеличилась длительность учебных и тренировочных занятий по борьбе.Подготовка хорошего мастера по борьбе - это длительный творческий процесс, предусматривающий привлечение юношей к занятиям борьбы в раннем возрасте, обеспечение всестороннего их развития и спортивного долголетия[4,с.8-10].
В борьбе, на основе структуризации конфликта поединка в спортивных единоборствах В.Л. Дементьев и 0. Б. Малков выделяют объем достаточной и необходимой техники. Объем достаточной техники подразумевает минимальную совокупность технических действий, обеспечивающих борцу решение тактических задач, возникающих в поединке. Этот объем аналогичен элементарному набору технико-тактических действий, так как позволяет вести единоборство с соперником, но еще не является необходимым объемом для достижения спортивного мастерства. Объем необходимой техники представляет собой совокупность технических действий, которые спортсмен может усвоить с учетом и его индивидуальных особенностей [4,с.50].
Основные элементы дзюдо являются составными частями сложных координированных движений участника единоборства, реагирующего, исходя из своих индивидуальных особенностей, на перемещения, захваты, повороты и т.д. противника. Формируется самобытная, присущая только данной местности техника исполнения приемов.
На международных турнирах по дзюдо побеждают спортсмены, способные атаковать противника комбинациями технических действий, а не отдельными приемами[4,с.75].
Высокие требования предъявляются к качеству выполняемых бросков и способности полноценно атаковать на протяжении каждой схватки до последней секунды. Все это требует поиска новых, более рациональных путей подготовки спортсменов к соревнованиям. Исходя из всего этого, определяются этапы подготовки, которым соответствует возраст, стаж занятий, уровень спортивной подготовки. Здесь проводится общая и специальная подготовка к изучению техники дзюдо. Проходит отбор для дальнейшей специализации, а также ряд других мероприятий, соответствующих целям и задачам данного периода. В зависимости от условий для занятий и методики в обучении этот этап может начинаться и в более раннем возрасте [11].
12-15 лет - этап начального изучения техники дзюдо. В это время изучается классическая техника дзюдо, которая может преподаваться в виде поясов.
15-17 лет - этап углубленного изучения техники дзюдо, ее совершенствования, когда идет изучение неклассической техники закладывается база технической подготовки и т.д.
17-20 лет - этап спортивного совершенствования индивидуального мастерства с широким применением тактики, закладывается база соревновательной подготовки. Хорошо подготовленный спортсмен в этом возрасте может показать высокие результаты.
Объем нагрузки на этом этапе достигает своих максимальных величин.
20 - 22 года - этап наибольшей готовности (рекордный). Если по всем этапам подготовка велась без срывов, то спортсмен в этом возрасте должен показывать наивысшие результаты и выполнить норматив мастера спорта международного класса[4,с.92]
Тренировка дзюдо (рэнсю) подразделяется на три вида: разучивание, учебные схватки и вольные схватки. Разучивание соответствует отработке основных элементов каждого приема, как правила без проведения бросков (учикоми), вольные схватки отработке приемов в схватке с разными партнерами (рандори). Промежуточной формой тренировки является учебная схватка, основная задача которой - закрепление приемов в запрограммированной ситуации по указанию тренера. Наиболее рациональной представляется схема: разучивание - учебные схватки - вольные схватки[6,с.70].
В теории и практике физического воспитания и спорта, как известно, под двигательным навыком понимается такое владение техникой, при котором управление движением происходит автоматизирование; а действия отличаются высокой стабильностью и надежностью.
Формирование навыка неразрывно связано с обучением, а обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одну из его главных сторон - физическое образование. Центральное место в этом процессе занимает обучение движениям, которые применительно к физическому воспитанию рассматривается как системное владение человеком рациональных способов управления обоими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаниями.Исходя из определений данных понятий, можно сказать, что при формировании двигательного навыка в процессе обучения основное внимание нужно уделять организации способов управления двигательными действиями или, другими словами, составлению и реализации программы выполнения изучаемого действия. Для этого необходимо изучение мнения специалистов по вопросам обучения как двигательным, так и умственным путем.[6,с.97].
Традиционно-техническое действие дзюдо разделяют на фазы выведение из равновесия и сбрасывание. Именно эти фазы биомеханического анализа действия становятся объектами усвоения, которые затем соединяются в целостное действие. При таком разделении нарушается смысловая структура действия. Обучение ведется без учета условий выполнения и разорвано с обучением действия в целом. Иногда в практике тренеры, обучая учеников техническому действию, по-разному разделяют его на фазы.
Например, выведение из равновесия, занимая позу для броска, а приложение сил сбрасывания выделяются в отдельную фазу. Иногда занятие позы выделяется в отдельную фазу, а затем в отработке соединяется с приложением сил сбрасывания. Зачастую фазу сбрасывания разделяют еще на две, т.е. бросок не доводят до конца, а выполняют только подбив[10].
Всевозможное стихийное разделение не всегда способствует быстрому усвоению целостного технического действия в движении, а тем более его выполнению в обоюдном сопротивлении.
Если выводить из равновесия и занимать позу для броска, формируется устойчивый навык остановки в позе для сбрасывания. Происходит прекращение действия сил на партнера. При соединении операций (фаз) в целостное действие навык остановки будет ошибкой. Тоже происходит, если при сбрасывании выполняется только подбив. Нарабатывается навык очень короткого приложения усилий, а при выполнении в сопротивлении проводящий прием после занятия позы зачастую встречает сопротивление партнера и наработанный навык короткого приложений усилий не позволяет его преодолеть. В итоге бросок не получается[13].
Иногда тренеры предлагают изучить действие в целом, что затягивает его освоение ввиду сложности. В практике обучения стихийное разделение технического действия настолько многогранно, что даже нет возможности их проанализировать.
Правильно было бы разделить сложное техническое действие дзюдо (прием) на следующие операции, части, детали:
1 операция - подготовка к выведению из равновесия.Частями этой операции будут: захват, передвижение, стойка, дистанция, степень и характер сопротивления, исходное положение, взаиморасположение, характер подготовки.
Деталями частей будут: движение рук, ног, туловища, головы, дыхания.
Задачей этой операции является создание оптимальных условий для эффективного решения двигательной задачи в целом.
2 операция - выведения из равновесия. Эта операция делится на две части: поворот туловища и достижение контакта с противником, способ приложения сил для выведения из равновесия. Задачей этой операции является приложение сил с целью выведения из равновесия в благоприятный момент динамической ситуации.
3 операция - сбрасывание. Частями этой операции будут- принятие позы для сбрасывания и способ приложения сил сбрасывания (подбив). Задачи этой операции является осуществление подбива и сбрасывание партнера в соответствии с требованиями правил для последующей оценки действия стоя (падение на живот, колени, четвереньки, по правилам дзюдо не оцениваются).
4 операция - подготовка к осуществлению контроля лежа. Частями этой операции будут преодоление защиты соперника и осуществление фиксации соперника в определенной позе с помощью туловища. Задачей этой операции являются - фиксация, достижение контакта и создание оптимальных условий для осуществления контроля лежа.
5 операция - приложение сил контроля лежа. Частями этой операции будут способы приложения сил контроля лежа - удержание, болевой захват, удушающий захват. Задачи - выполнить необходимый захват: целью осуществления контроля соперника в соответствии с правилами дзюдо для оценки дальнейших действий лежа[4,c.158-160].
При таком расчленении целостного действия на операции не нарушается смысловая структура действия. Обучение происходит от деталей к частям, которые собираются "блоками" и образуют операцию, которая в свою очередь является составляющей технического действия в целом.
Обучение должно осуществляться каждой части операции в деталях отдельно, чему должна предшествовать подготовка в виде подготовительных упражнений как общефизического, так и специального характера. Такой подход к обучению не искажает смысла действия в сознании обучаемого. Двигательная деятельность дзюдо состоит из двигательных действий, различное сочетание которых образуют технические действия. В основе применения технических действий в соревнованиях лежат способствующие применению действия[5,с.161].
Основная стойка в дзюдо отличается от строевой: ноги должны быть немного согнуты, тогда вес тела переносится на переднюю часть стопы, а П.О.Ц.Т. располагается точно в центре П.О. Согнутые ноги всегда находятся в "заряженном" состоянии для любого действия ими. При передвижении на таких ногах центр тяжести, да и все точки тела, как бы плывут параллельно опоре, а не изменяет свое положение по высоте. От положения ног зависит координация работы мышц верхнего и нижнего плечевого пояса.
Для выполнения различных действий стоя необходимо владеть различными способами поворотов. Поворачиваясь к противнику боков, спиной, грудью, выполняются броски. Главным требованием при выполнении поворота является сохранение основной стойки дзюдоиста.
Захваты включают в себя очень многое. Двигательные действия в захватах бывают самые разные. Например, освобождение от захватов, завоевание захвата, универсальные и специальные, защитные, атакующие, промежуточные, опережение в захватах и др. Все эти действия в захватах способствуют применению технических действий в условиях обоюдного сопротивления.
В борьбе дзюдо существует множество видов захватов:
1) захват за рукав;
2) отворот;
3) пояс;
4) штанину[5,с.170].
Классическим захватом считает захват – отворот, рукав (отворот на уровне ключицы, а рукав чуть выше локтевого сустава). Захват за одежду в дзюдо определяет возможность выведения из равновесия и его способ, что во многом определяет и само техническое действие. Захват за крайние точки осей плеч позволяет выводить из равновесия тремя способами и выполнять броски во всех направлениях. Захват одной рукой рукава позволяет поворачиваться к атакуемому боком, спиной, грудью. Но при классическом захвате в правую сторону, чтобы выполнить выведение и бросок в левую сторону необходимо поменять стойку и захват влево.
Комбинирование - применение различных действий в определенном сочетании. Комбинирование приемов основано на создании необходимой динамической ситуации после неудавшегося броска, для выполнения другого броска без каких-либо дополнительных подготовительных действий. Раскачивание верхней части вызывает ответные усилия, противоположные по направлению самопроизвольное изменение площади опоры (в ответ на выведение соперник шагает для его восстановления).
Воздействие на нижнюю часть (ноги) приводит к изменению площади опоры (отшагивание) и самопроизвольное движение верхней части тела для восстановления равновесия. Зная эти закономерности, возможно построение различных комбинаций стоя. Комбинация двух приемов образует простую комбинацию, а трех и более - сложную.
Изменяя количество элементарных движений в броске, мы проводим количественное преобразование. При этом качество и последовательность выполнения элементарных движений не изменяются. При качественном преобразовании предполагается возможность замены захватов, положений, усилий, самих элементарных действий на другие. В этом случае не будут изменяться ни количество, ни последовательность выполнения элементарных движений".
Броски через спину - один из самых распространенных приемов борьбы. Эти броски широко применяются в вольной борьбе, греко-римской, самбо, дзюдо и в других единоборствах. Они очень зрелищны.
Бросок через спину относится к броскам подворотом. Броски подворотом характерены тем, что атакующий для проведения приема поворачивается к противнику спиной или боком. Свое название броски через спину получили потому, что противник во время исполнения приема перелетает через спину нападающего и падает на ковер. Броски через спину можно выполнять преимущественно за счет сильной тяги руками или за счет четкой работы ногами. Обычно бросок через спину применяется борцами более низкого роста. Им удобнее подворачиваться, отпадает необходимость приседать при подвороте к партнеру спиной.
Существует несколько вариантов броска через спину: захватом рук (окрестным захватом рук; захватом одной руки снизу), с захватом руки и отворота, с одноименным захватом руки и отворота; с опусканием на колени, с падением. Один из распространенных вариантов - захват за рукав и отворот. Этот способ выполнения броска весьма популярен, его можно часто увидеть на соревнованиях или тренировках. При неудачной попытке бросок можно сделать с падением. Оба дзюдоиста находятся в правосторонней стойке, захват за рукав и отворот, дистанция средняя, взаиморасположение - фронтальное. Выполняется при перемещении на и от атакуемого (УКЭ). При движении от УКЭ подготовка не выполняется. При движении на атакуемого атакующий толкает УКЭ назад. Получив ответную реакцию, атакующий (ТОРИ) начинает атаку[5,с.113-117].
Расположение стоп до броска.
Атакующий делает шаг правой к правой ноге атакуемого. Одновременно с этим рывком руками вверх-вправо переносит ЦТ атакуемого на правую ногу. Быстро поворачивая туловище влево, атакующий ставит свою правую ногу перед правой ногой противника, а левую рядом о правой.
Движение стоп в момент и после подворота.
Во время подворота атакующий подтягивает противника по дуге к себе за спину, а затем сгибает правую руку и подводит ее локоть под правую подмышечную впадину соперника. Левой рукой атакующий делает сильный рывок вперед-вверх, чтобы предплечье легло в правую подмышечную впадину. Завершив выполнение указанных движений, дзюдоист совершает сильный рывок в направлении своего левого бедра.
В момент тяги левой рукой, спина атакующего должна быть плотно прижата к груди и животу противника. Одновременно дзюдоист толчком бедер подбивает туловище соперника снизу-вверх и, наклоняясь вперед сильно тянет его левой рукой вниз, к колену своей левой ноги. Противник перелетает через спину атакующего и падает на татами.
При выполнении броска, атакующий должен стремиться к тому, чтобы падение атакуемого было наиболее эффективным. Сила тяжести способствует падению в двух случаях: когда атакуемый лишается опоры и когда проекция его центра тяжести выводится за границу площади опоры вперед, назад или в сторону.
Бросок может быть осуществлен с предварительным отрывом или без предварительного отрыва атакуемого от ковра. Для того, чтобы оторвать атакуемого от ковра, следует добиться такого исходного положения атакующего и атакуемого, при котором проекция о. ц. т. обоих борцов будет находиться в площади опоры атакующего. Поэтому атакующий должен прижаться к противнику своим туловищем.
Можно вывести проекцию ц. т. за границы его площади опоры и, препятствуя перемещению туловищем или тазом ног атакуемого в направлении, позволяющем восстановить равновесие, выполнив бросок. Подбив выполняется в направлении, противоположном падению противника и рывку руками. В результате создается пара сил, вызывающая вращение противника в полете и его падение на спину.
При выполнении броска с падением следует действовать так, чтобы обеспечить выход проекции о.ц. т. вперед - в сторону, за границу общей площади опоры борцов".) [5, с.138].
Быстрота выполнения броска зависит от:
1. Исходного положения борцов. Чем короче путь таза, тем меньше времени требуется на проведение подбива.
2. Времени выполнения поворота.
Для уменьшения времени поворота спиной к противнику нужно:
а) уменьшить время перемещения ног для подхода;
б) уменьшить момент инерции тела.
в) Сокращение времени на выполнение отдельных элементов броска. Рекомендуется все элементы броска выполнять слитно, одним движением, с наслаиванием элементов.
3. Силы подбива и рывка. Сила подбива зависит от силы выпрямления ног и сокращения мышц живота. Для увеличения силы подбива атакующий в исходном положении сгибает ноги и прогибается, растягивая мышцы-сгибатели туловища. Вынесение таза вперед позволяет развить большую силу инерции, что также увеличивает силу подбива[8,с.283].
Чтобы отработать правильное движение рук (а это основа приема), нужно воспроизвести это движение в воздухе. Затем, привязав к чему-нибудь пояс от кимано, сделать несколько серий подворотов.
Для отработки силы тяги, можно использовать следующее упражнение:
1. Упражнение с резиновым жгутом: тяга руками, полуподворот, подворот.
2. За пояс соперника, за спиной, завязывают пояс партнера (или резиновый жгут). Во время отработки броска партнера держат за пояс (или резиновый жгут).
3. Соперник лежит на ковре. Взяв захват, постараться поднять его.
Амплитуда выполнения броска через спину зависит от степени поворота и подбива. Амплитуда поворота зависит от положения ног и захвата. Захват позволяет обеспечить большую или малую амплитуду поворота. Чем больше расстояние между руками при захвате, тем меньшую амплитуду можно развить при повороте. Следовательно, для того, чтобы развить амплитуду поворота, следует в исходном положении перед поворотом уменьшить расстояние между руками, выполняющими захват. Можно также переместить захват на теле противника, что также позволяет увеличить его амплитуду.
Благоприятная ситуация для проведения бросков создается, когда атакуемый: стоит на прямых ногах, немного наклоняясь умеренно напирает, опираясь на плечи атакующего: переводит вес тела на носки (стойка ноги уже плеч); идет на сближение вытягивая руки; переводит вес на ногу, которая может быть подбита тазом.
При подготовке выполнения броска атакующему следует располагаться так, чтобы удерживать атакуемого спиной к краю. Сопротивляясь этому, атакуемый будет способствовать выполнению бросков на ковре. Атакующий может находиться и в другом положении, но в этом случае в структуру выполнения броска следует вносить также уточнение, при которых в момент подворота атакуемый окажется в пределах площади ковра.
Подготовку броска атакующий может осуществлять определенными перемещениями. Если атакуемый напирает или препятствует передвижению атакующего своим сопротивлением, тот может выполнить бросок, отшагивая. Если атакуемый стоит на широко расставленных ногах, атакующий может выполнить бросок, зашагивая или заходя в подбиваемую сторону. Если атакуемый стоит на узко поставленных ногах, атакующий может выполнить бросок, подшагивая к ногам противника[8,с.385-387]. Атакующий мажет угрожать противнику проведением следующих бросков: 1. Захватом ноги. Когда атакуемый защищается, отставляя ногу и уменьшая устойчивость в направлении вперед, атакующий выполняет бросок через спину. 2. Задней подножкой. Атакуемый, защищаясь, напирает на атакуемого. 3. Передней подножкой. Атакуемый, защищаясь, поворачивается боком к атакующему и упирается тазом. 4. Подхватом изнутри. Атакуемый, защищаясь, переносит вес на неатакуемую ногу. 5. Подсечкой изнутри. Если атакуемый, защищаясь, отставляет ногу назад, атакующий выполняет бросок через спину. При неудачном проведении броска через спину, можно перейти на следующие приемы: задел изнутри под одноименную ногу, заднюю подножку, переднюю подножку, боковую подножку, подхват[8,с.388]. Требования к дзюдо
Дзюдо связано с большим диапазоном технико-тактических элементов, что требует развития двигательных способностей. Эта особенность обуславливает следующее. Развитие выносливости позволит достигнуть лучших результатов. Увеличение динамической силы всех мышечных групп, в особенности спины и рук, необходимо для достижения высоких результатов в дзюдо. Реакция на прикосновение имеет большое значение в дзюдо, и ее следует развивать. Ловкость и гибкость позволят в совершенстве освоить многие приемы[9,с. 302].
Физиологический аспект
Физиологический аспект выражен загрузкой системы кровообращения и дыхательных путей. Во время боя постоянно меняется показатель нагрузки. Кроме этого, не стоит забывать и об удушающих приемах, которые используют в этой борьбе[9,с.305].
Психологический фактор
Психологический фактор сказывается на способности предугадывать действия соперника. Успех тактики связан с умением оценки ситуации в кратчайшие сроки и быстрым принятием решения. Моральная и волевая подготовка – неотъемлемая часть тренировки[9,с.308].
Заключение
Дзюдо - японское боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия, созданное в конце XIX века на основе дзюдзюцу японским мастером боевых искусств Дзигоро Кано, который также сформулировал основные правила и принципы тренировок и проведения состязаний.
От других видов борьбы дзюдо отличается меньшим применением физической силы при выполнении приёмов и большим разнообразием разрешённых технико-тактических действий.
Для формирования у борцов широкого ареала технико-тактических действий, необходимо изначально обучиться базовой технике основных бросков, как фундамента.
Данный проект достаточно значим для настоящего поколения. Он интересен не только студентам и ученикам, но и преподавателям дзюдо. Во-первых, проект помогает ознакомиться с теоретическими аспектами выполнения одного из основных бросков в дзюдо. Во-вторых, на основе информации в проекте можно сделать много выводов о том, как нужно выполнять бросок через бедро. В-третьих, данную работу можно использовать в качестве дополнительного материала при изучении дзюдо.
Проект направлен на выявление особенности обучения базовой техники бросков через бедро и их совершенствования.
В данном проекте была представлена теоретическая информация о дзюдо, рассмотрены основные броски в дзюдо. Был подробно изучен бросок через бедро, его теоретические основы, а также техника обучения броску.
В процессе выполнения проекта были решены следующие задачи:
1. Собрана информация об истории развитии дзюдо.
2. Составлено сообщение о дзюдо, используя собранный материал.
3. Создана электронная презентация.
4.Презентована история дзюдо с использованием личных доводов и соображений.
5. Подведены итоги.
На протяжении создания этого проекта, я пришла к тому, что очень важно изучать технику выполнения основных бросков, как фундамент, так как на применении этих знании строится дальнейшее обучение борьбе.
В заключение, хотелось бы еще раз отметить, что техника бросков через бедро играет неоценимую роль в изучении дзюдо, а именно в формировании у борцов широкого ареала технико-тактических действий. Именно в этом и заключается практическая значимость исследования, ведь если применять полученные знания на практике, то можно добиться хороших успехов.
В ходе данной работы, поставленные изначально задачи были выполнены, поставленная цель достигнута.
В дальнейшем исследование будет продолжено в рамках курсовой и выпускной квалификационной работы.
Список использованных источников
1.Горбылёв, А.М. Очерк истории дзюдо. «Смертельная битва» с дзю-дзюцу // Додзё. Воинские искусства Японии [Текст]: Научно популярный методический сборник. Выпуск 7/ А.М. Горбылёв. — Москва: Будо-спорт, 2001. — 64 с.
2. Горбылёв, А.М. Очерк истории дзюдо. От национального признания к олимпийскому виду спорта // Додзё. Воинские искусства Японии [Текст]: Научно-популярный методический сборник. Выпуск 8/ А.М. Горбылёв. Москва: Будо-спорт, 2001. — 64 с.
3.Дзигоро, К. Общие сведения о дзюдо и его ценности в деле [Текст]: научно-методический сборник. Выпуск 1/ К. Дзигоро, науч. ред. А.М. Горбылёв — Москва: Известия, 2008. — 240 с.
4.Еганова, А.В. Теория, методика обучения и спортивной тренировки в дзюдо [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных физкультурных заведений, слушателей системы повышения квалификации/ А. В. Еганова. — Челябинск: Уральская Академия, 2012. — 538 с.
5.Коблев, Я. К. Система многолетней подготовки спортсменов международного класса в борьбе дзюдо [Текст]/ Я.К. Коблев. —Москва: Государственный центральный институт физической культуры, 1990. — 38 с.
7.Миндиашвили Д.Г. Учебник тренера по борьбе [Текст] / Д.Г. Миндиашвили, А.И. Завьялов. — Красноярск: КМГУ, 1995. — 280 с.
8. Пархомович Г. П. Основы классического дзюдо [Текст] / Г.П. Пархомович. — Екатеринбург: Урал-Пресс, 1993. — 302 с.
9.Паршиков А.Г. Спортивная школа как социально-педагогическая система [Текст] / А.Г. Паршиков. — Санкт-Петербург: СПб. ГАФК, 2004. - 399 с.
Электронные ресурсы
10.Дзюдо для всех, видео техники дзюдо [Электронный ресурс]. Электронные данные. – Москва: Калиста-фильм, 2016– 1 эл. опт. диск (CD – ROM).
11. Мир дзюдо [Электронный ресурс] — Российский спортивный журнал. Выпуск 5/ СК Спорт – Электронный журнал – Архангельск: Ароса, 2010. – 76 с. – Режим доступа к журн.: http.: http://www.mir-judo.ru.
12 Обучающие программы по дзюдо для тренеров и спортсменов [Электронный ресурс]. Электронные данные. – Москва: Калиста-фильм, 2017 1эл. опт. диск (CD – ROM).
13 Учебные видеофильмы по дзюдо [Электронный ресурс]. Электронные данные. – Москва: Калиста-фильм, 2015– 2 эл. опт. диск (CD – ROM).