kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Координационные способности — основа обучения и воспитания физических качеств.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Координационные способности — основа обучения и воспитания физических качеств.

Как показывает педагогическая практика, «самым главным» физическим качеством, без оптимального развития которого невозможно обучение двигательным действиям, особенно их технической стороны, является ловкость (координационные способности). Исходя из особенностей нового образовательного стандарта: требования к результатам освоения учащимися образовательной программы определены на трёх уровнях: личностном, метапредметном и предметном, необходимо создать условия для развития такого физического качества, как ловкость (координационные способности).

Большое значение в повышении эффективности педагогического процесса играет разнообразие средств и методов использования упражнений на координацию. В проявлении ловкости физические и психические качества человека проявляются в единстве с наибольшей полнотой. Упражнения для совершенствования координации движений занимают одно из ведущих мест в процессе физического воспитания. Эти упражнения воспитывают у учащихся способность быстро ориентироваться в перестраиваться в соответствии с изменяющейся обстановкой. [5]

Как считают многие специалисты, наиболее благоприятным периодом для воспитания координационных способностей, является период возрастного развития ребёнка от 8 до 12 лет (хотя наиболее существенный естественный прирост координационных способностей происходит в 4-5 лет). В этом возрасте дети быстро усваивают новые сложные движения, тем самым создавая хорошую двигательную базу, позволяющую в последствии овладевать сложными элементами спортивной техники. [3] Достигнутый уровень координации движений сохраняется в течение длительного времени. В.И.Лях — автор программы по физической культуре считает, что ловкость следует развивать по многим причинам:

  • ловкость (координационные способности) способствует овладению новыми видами движений;

  • в процессе овладения новыми видами движений улучшаются психические процессы (память, мышление, представление, восприятие движений и обстановки);

  • наличие высокого уровня ловкости позволяет быстро и эффективно осуществлять тактические действия по взаимодействию в играх, перемещения в циклических движениях, единоборствах;

  • наличие этих способностей ведёт к более экономичному расходованию физических сил. [5]

К группе координационно сложных упражнений относятся разнообразные упражнения: на равновесие, с оборотами, поворотами, кувырками, со снарядами и разными предметами. [1] В уроки физической культуры во всех разделах программы целесообразно включать упражнения на развитие координационных способностей.

Физические упражнения, применяемые для развития координационных способностей, делятся на три группы:

  • упражнения, в которых нет стереотипных движений, имеется элемент неожиданности (подвижные и спортивные игры);

  • упражнения, которые предъявляют высокие требования к точности движений (различные виды жонглирования, метание в цель, акробатические упражнения и др.);

  • специальные задания, в которых по условному сигналу необходимо резко менять направление, темп, амплитуду движений. [2]

Любое движение, каким бы новым оно ни оказалось, всегда выполняется на основе старых координационных связей. Чем больше у школьника двигательный запас, тем легче он усваивает новые движения. Успешному выполнению заданий помогают некоторые методические приёмы и условия: «прочувствование» параметров движения на тренажёрах (с помощью учителя или партнёра; введение дополнительных наглядных ориентиров («коснуться потолка»), мысленное моделирование упражнений. Также для улучшения координационных способностей рекомендуется использовать следующие подходы:

  • выполнять задания, требующие умение изменять отдельные параметры движения (например, выполнение прыжка с определёнными заданиями) — строго регламентированное варьирование;

  • различные игры с использованием необычных условий естественной среды, инвентаря, оборудования, правил игры — не строго регламентированное варьирование.

В своей практике используем упражнения на развитие координации ежеурочно, независимо от раздела программы. Предлагаем свои комплексы упражнений.

Комплекс №1.

(в подготовительной части урока)

Ходьба с различным положением рук и ног: правая рука на пояс, левая — в сторону, правая нога — на носок, левая — на пятку; ходьба на носках (пятках) с вращением рук вперёд (назад); ходьба с касанием противоположной пятки (носка) и т. п.

Беговая разминка: бег в высоким подниманием правого (левого) бедра; бег с захлёстыванием правой (левой) голени; бег с изменением направления и скорости по условному сигналу и т. п.

ОРУ: одновременные вращения руками в разных направлениях или плоскостях; ОРУ в движении и т.п.

Комплекс №2.

(в основной части урока)

Спортивные игры: перемещения с изменением направления и скорости по условному сигналу; жонглирование мячом (баскетбольным, волейбольным, футбольным); передачи мяча из различных исходных положений, с изменением скорости по условному сигналу; ведение мяча с изменением направления и скорости, с изменением высоты отскока, с выполнением приседаний и др., одновременное ведение двух мячей, броски из нестандартных исходных положений — сидя на полу, стоя на гимнастической скамейке, из-за предмета (ширмы) и др.; упражнения в парах, тройках и т. д.

Гимнастика: выполнение кувырков и перекатов из различных исходных положений, через препятствия, после выполнения несложных упражнений (например, прыжков); упражнения на гимнастической стенке, прыжки через скакалку различными способами и др.

Лыжная подготовка: перемещение с различным положением рук, с удержанием или подниманием предметов, спуск с горы парами, изменение направления и скорости по условному сигналу.

Лёгкая атлетика: выбегание из различных исходным положением, бег с максимальной частотой движений, с регулированием длины шагов, метание облегчённых (утяжелённых снарядов), «рваный» бег, бег в парах и т. п.

Единоборства: движения в условиях уменьшения опоры или неустойчивой опоры и др.

Использование подвижных игр на всех этапах урока во всех разделах программы.

Комплекс №3.

(в заключительной части урока)

Малоподвижные упражнения на координацию: в исходном положении — сед, разнонаправленное движение руками, с касанием названной части тела и т. п.

Подвижные игры «Совушка», «Запрещённое движение», «Море волнуется.», «Машина едет» с различными «новыми» условиями.

Высокий уровень развития координационных способностей позволяет школьникам быстрее обучаться, точнее оценивать все характеристики движений, точно и быстро выполнять двигательные действия в необычных условиях, предугадывать изменение условий действий. Все названные качества необходимы человеку в повседневной жизни.

Список использованной литературы.

  1. Баранцев С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. М.: Просвещение, 1988.

  2. Пирсон А. Школа мгновенной реакции, ловких движений, быстрых ног и сильных рук. Физическое развитие детей 4-11 лет/ пер. с англ. - М.: Астрель, 2010.

  3. Настольные книга учителя физической культуры/ авт.-сост. Погадаев Г.И. - М.: Физкультура и спорт, 2000.

  4. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений/ пер. с польск. - М.: Физкультура и спорт, 1998.

  5. Физическая культура. Методические рекомендации. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Виленский М.Я., Чичикин В.Т., Торочкова Т.Ю.; под ред. Виленского М.Я. - М.: Просвещение, 2013.


 

Просмотр содержимого документа
«Координационные способности — основа обучения и воспитания физических качеств.»

Координационные способности — основа обучения и воспитания физических качеств.


Как показывает педагогическая практика, «самым главным» физическим качеством, без оптимального развития которого невозможно обучение двигательным действиям, особенно их технической стороны, является ловкость (координационные способности). Исходя из особенностей нового образовательного стандарта: требования к результатам освоения учащимися образовательной программы определены на трёх уровнях: личностном, метапредметном и предметном, необходимо создать условия для развития такого физического качества, как ловкость (координационные способности).

Большое значение в повышении эффективности педагогического процесса играет разнообразие средств и методов использования упражнений на координацию. В проявлении ловкости физические и психические качества человека проявляются в единстве с наибольшей полнотой. Упражнения для совершенствования координации движений занимают одно из ведущих мест в процессе физического воспитания. Эти упражнения воспитывают у учащихся способность быстро ориентироваться в перестраиваться в соответствии с изменяющейся обстановкой. [5]

Как считают многие специалисты, наиболее благоприятным периодом для воспитания координационных способностей, является период возрастного развития ребёнка от 8 до 12 лет (хотя наиболее существенный естественный прирост координационных способностей происходит в 4-5 лет). В этом возрасте дети быстро усваивают новые сложные движения, тем самым создавая хорошую двигательную базу, позволяющую в последствии овладевать сложными элементами спортивной техники. [3] Достигнутый уровень координации движений сохраняется в течение длительного времени. В.И.Лях — автор программы по физической культуре считает, что ловкость следует развивать по многим причинам:

  • ловкость (координационные способности) способствует овладению новыми видами движений;

  • в процессе овладения новыми видами движений улучшаются психические процессы (память, мышление, представление, восприятие движений и обстановки);

  • наличие высокого уровня ловкости позволяет быстро и эффективно осуществлять тактические действия по взаимодействию в играх, перемещения в циклических движениях, единоборствах;

  • наличие этих способностей ведёт к более экономичному расходованию физических сил. [5]

К группе координационно сложных упражнений относятся разнообразные упражнения: на равновесие, с оборотами, поворотами, кувырками, со снарядами и разными предметами. [1] В уроки физической культуры во всех разделах программы целесообразно включать упражнения на развитие координационных способностей.

Физические упражнения, применяемые для развития координационных способностей, делятся на три группы:

  • упражнения, в которых нет стереотипных движений, имеется элемент неожиданности (подвижные и спортивные игры);

  • упражнения, которые предъявляют высокие требования к точности движений (различные виды жонглирования, метание в цель, акробатические упражнения и др.);

  • специальные задания, в которых по условному сигналу необходимо резко менять направление, темп, амплитуду движений. [2]

Любое движение, каким бы новым оно ни оказалось, всегда выполняется на основе старых координационных связей. Чем больше у школьника двигательный запас, тем легче он усваивает новые движения. Успешному выполнению заданий помогают некоторые методические приёмы и условия: «прочувствование» параметров движения на тренажёрах (с помощью учителя или партнёра; введение дополнительных наглядных ориентиров («коснуться потолка»), мысленное моделирование упражнений. Также для улучшения координационных способностей рекомендуется использовать следующие подходы:

  • выполнять задания, требующие умение изменять отдельные параметры движения (например, выполнение прыжка с определёнными заданиями) — строго регламентированное варьирование;

  • различные игры с использованием необычных условий естественной среды, инвентаря, оборудования, правил игры — не строго регламентированное варьирование.

В своей практике используем упражнения на развитие координации ежеурочно, независимо от раздела программы. Предлагаем свои комплексы упражнений.

Комплекс №1.

(в подготовительной части урока)

Ходьба с различным положением рук и ног: правая рука на пояс, левая — в сторону, правая нога — на носок, левая — на пятку; ходьба на носках (пятках) с вращением рук вперёд (назад); ходьба с касанием противоположной пятки (носка) и т. п.

Беговая разминка: бег в высоким подниманием правого (левого) бедра; бег с захлёстыванием правой (левой) голени; бег с изменением направления и скорости по условному сигналу и т. п.

ОРУ: одновременные вращения руками в разных направлениях или плоскостях; ОРУ в движении и т.п.

Комплекс №2.

(в основной части урока)

Спортивные игры: перемещения с изменением направления и скорости по условному сигналу; жонглирование мячом (баскетбольным, волейбольным, футбольным); передачи мяча из различных исходных положений, с изменением скорости по условному сигналу; ведение мяча с изменением направления и скорости, с изменением высоты отскока, с выполнением приседаний и др., одновременное ведение двух мячей, броски из нестандартных исходных положений — сидя на полу, стоя на гимнастической скамейке, из-за предмета (ширмы) и др.; упражнения в парах, тройках и т. д.

Гимнастика: выполнение кувырков и перекатов из различных исходных положений, через препятствия, после выполнения несложных упражнений (например, прыжков); упражнения на гимнастической стенке, прыжки через скакалку различными способами и др.

Лыжная подготовка: перемещение с различным положением рук, с удержанием или подниманием предметов, спуск с горы парами, изменение направления и скорости по условному сигналу.

Лёгкая атлетика: выбегание из различных исходным положением, бег с максимальной частотой движений, с регулированием длины шагов, метание облегчённых (утяжелённых снарядов), «рваный» бег, бег в парах и т. п.

Единоборства: движения в условиях уменьшения опоры или неустойчивой опоры и др.

Использование подвижных игр на всех этапах урока во всех разделах программы.

Комплекс №3.

(в заключительной части урока)

Малоподвижные упражнения на координацию: в исходном положении — сед, разнонаправленное движение руками, с касанием названной части тела и т. п.

Подвижные игры «Совушка», «Запрещённое движение», «Море волнуется...», «Машина едет» с различными «новыми» условиями.

Высокий уровень развития координационных способностей позволяет школьникам быстрее обучаться, точнее оценивать все характеристики движений, точно и быстро выполнять двигательные действия в необычных условиях, предугадывать изменение условий действий. Все названные качества необходимы человеку в повседневной жизни.

Список использованной литературы.

  1. Баранцев С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. М.: Просвещение, 1988.

  2. Пирсон А. Школа мгновенной реакции, ловких движений, быстрых ног и сильных рук. Физическое развитие детей 4-11 лет/ пер. с англ. - М.: Астрель, 2010.

  3. Настольные книга учителя физической культуры/ авт.-сост. Погадаев Г.И. - М.: Физкультура и спорт, 2000.

  4. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений/ пер. с польск. - М.: Физкультура и спорт, 1998.

  5. Физическая культура. Методические рекомендации. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Виленский М.Я., Чичикин В.Т., Торочкова Т.Ю.; под ред. Виленского М.Я. - М.: Просвещение, 2013.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Координационные способности — основа обучения и воспитания физических качеств.

Автор: Бушуева Н.М., Владимирова И.М., Хоменко И.Ю., Федосеева К.А.

Дата: 25.12.2015

Номер свидетельства: 270125

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Рабочая программа 8 вида по физической культуре "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-8-vida-po-fizichieskoi-kul-turie"
    ["file_id"] => string(6) "247243"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446532769"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Основные физические качества в плавании."
    ["seo_title"] => string(41) "osnovnyiefizichieskiiekachiestvavplavanii"
    ["file_id"] => string(6) "293576"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455517458"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления на основе учебной программы «Физическая культура» автор В.И. Лях "
    ["seo_title"] => string(153) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-sportivno-ozdorovitiel-nogho-napravlieniia-na-osnovie-uchiebnoi-proghrammy-fizichieskaia-kul-tura-avtor-v-i-liakh"
    ["file_id"] => string(6) "187638"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426533321"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  обучения учащихся физической культуре  в 9-х  классах по учебно-методическому комплекту под редакцией А. П. Матвеева"
    ["seo_title"] => string(138) "rabochaiaprogrammaobuchieniiauchashchikhsiafizichieskoikulturiev9khklassakhpouchiebnomietodichieskomukompliektupodriedaktsiieiapmatvieieva"
    ["file_id"] => string(6) "291995"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455206983"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Дополнительная программа по легкой атлетике 1-3 курс (15-17 лет)  «Атлеты»"
    ["seo_title"] => string(78) "dopolnitiel-naia-proghramma-po-lieghkoi-atlietikie-1-3-kurs-15-17-liet-atliety"
    ["file_id"] => string(6) "252540"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447406854"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства