Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционный подход к укреплению здоровья»
ГУ «Боскольская средняя школа отдел образование акимата
Карабалыкского района»
Тема:
Нетрадиционные подходы к укреплению здоровья учащихся и развитие творческого и интеллектуального подхода на уроках физической культуры.
Учитель физической культуры:
Охрименко Т.В
2016-2017 уч. год
Главным приоритетом современного урока физической культуры должно быть укрепление здоровья, а не погоня за результатами. Вкупе с традиционными формами и методами проведения уроков физической культуры необходимо применять и такие нетрадиционные подходы как атлетическая гимнастика, стретчинг-гимнастика (гимнастика на растяжение), все разновидности аэробики, дыхательная гимнастика, йога, интегрированные уроки, круговая тренировка и т. д. Всё это способствует повышению интереса к физкультуре, даёт дополнительную мотивацию, развивает у учащихся творческий потенциал и умственную деятельность, а также желание самостоятельно заниматься физкультурой, что немаловажно.
Заострим своё внимание на дыхательной гимнастике и на так называемой гимнастике мозга. Все мы привыкли к тому, что нужно развивать память, внимание, интеллект, тело своё совершенствовать. Но почему-то при этом мало кто обращает внимание на сам мозг, от которого развитие всего этого в большинстве случаев и зависит. Всем хорошо известно, что мозг состоит из двух частей - левой и правой. Занимаются они разными делами. Левое полушарие мыслит логически. Правое - помогает создавать новое, генерировать идеи, как это сейчас модно говорить. И при этом у кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то - правая, а у самых счастливых - обе. Выигрывают, естественно, последние, использующие своё богатство максимально. Но порой не хватает просто одного - работы над совершенствованием своего мозга, приведения его в гармоничное состояние. А тем временем психофизиологи уже давно разработали систему7 упражнений для этого. Программа «Гимнастика мозга» направлена на развитие и восстановление природных, уникальных возможностей человека. Если делать эти упражнения с детьми всего 10-15 минут в день, можно значительно улучшить их возможности обучения, восприятия информации, памяти и стрессоустойчивости.
Предлагаю Вашему вниманию некоторые упражнения техники «Гимнастика мозга».
Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т .д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.
Живот и макушка. Правой рукой поглаживаем живот по часовой стрелке, а левой ладошкой постукиваем по макушке. Затем меняем руки. Такие упражнения хорошо развивают координацию.
Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
Ухо-нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой -за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Геометрические фигуры. Левая рука чертит в воздухе треугольник, правая рисует круг. Эти упражнения можно изменять, причем не только руки, но и рисунки.
Наша победа, приносящая улучшение координации, гибкости и повышение интеллект, заключается в способности справиться с заданием, с которым нам трудно справиться. И наоборот, хорошо заученные, легкие упражнения не приносят пользы. Со временем можно изменять и комбинировать многие упражнения, придумывать новые. Обязательное условие выполнения этих и всех остальных упражнений: двигаться не быстро, в удобном темпе и с удовольствием. На уроках физкультуры практически во всех видах деятельности происходит развитие обоих полушарий мозга, что присуще только уроку физкультуры, а не другим предметам (и в разминке (упражнения, в которых нужно левой рукой доставать до правой ноги и наоборот), и в спортивных и подвижных играх (ведение мяча левой и правой руками)). Также на уроках применяются упражнения дыхательной гимнастики, где предпочтение отдаётся дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой, особенностью которой является использование форсированного вдоха и вовлечение самой мощной дыхательной мышцы - диафрагмы. Дыхательная гимнастика заключается в тренировке короткого, резкого, шумного вдоха через нос с частотой приблизительно 3 вдоха за 2 секунды с последующим абсолютно пассивным выдохом через нос или через рот (о выдохе в стрельниковской гимнастике думать запрещено, организм сам выбрасывает ненужное и оставляет необходимое!). При выполнении дыхательных упражнений кора головного мозга насыщается кислородом, за счет чего улучшается работа всех центров и происходит саморегуляция обменных процессов, идет восстановление дыхательной функции, развитие мышц грудной клетки, исправление деформаций позвоночника, происходит диафрагмальный массаж практически всех органов брюшной полости. При этом сама мускулатура развивается, потому что получает нагрузку. Восстанавливается, как мы теперь говорим, энергетический баланс организма. По мнению многих специалистов, дыхательная гимнастика Стрельниковой хороша тем, что сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьбой, бегом, плаванием; восстанавливает функции органов, разрушенных болезнью; является отличной профилактикой болезней, доступна всем людям.
Несколько упражнений дыхательной гимнастики:
1. Повороты головы в стороны (направо и налево). В конечной точке каждого поворота – короткий, шумный быстрый вдох носом так, чтобы крылья носа слегка втягивались, сжимались, а не раздувались. Темп - ! вдох в секунду или немного быстрее. Выдох происходит автоматически, через слегка приоткрытый рот. Это правило относится ко всем упражнениям.
«Ушки»: наклоны головы вправо и влево с резким вдохом в конечной точке движения.
«Малый маятник»: наклоны головы вперед и назад. Короткий вдох в конце движения.
Эти три упражнения - своего рода разминка.
«Обними плечи». ИП: руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Сведение рук перед грудью (сверху - то правая, то левая рука попеременно). При встречном движении рук сжимается верхний отдел легких, в этот момент происходит быстрый, шумный вдох.
«Насос»: пружинящие наклоны туловища вперед. В нижней точке движения делается мгновенный вдох. Слишком низко наклоняться не обязательно, выпрямляться до конца тоже не нужно.
Пружинящие приседания в полувыпаде, со сведением опущенных рук. Вдох делается в крайней точке приседания в момент сведения рук.
Проведено исследование влияния дыхательной гимнастики на укрепление здоровья учащихся в динамике за 2 года. Из параллели 4-х классов был выбран класс, где наиболее часто встречались пропуски занятий по ОРЗ, таким оказался 4 «Б» класс. На протяжении следующего учебного года учащимся 5 «Б» класса на уроках физкультуры давались общеразвивающие упражнения с применением дыхательной гимнастики А. Стрельниковой. Если сравнить показатели двух лет, то уменьшение количества пропущенных уроков на 1,2% (с 8,9% до 7,7%) показывает, что положительный эффект от дыхательной гимнастики есть, пусть даже и незначительный, и в этом направлении стоит работать.
Эмоциональные и нетрадиционные подходы на уроках в школе мобилизуют резервные возможности организма всех учащихся, это следует учитывать в работе со школьниками всех возрастов.
Литература:
1. Иванова Н. Н. Лучшие методики дыхания. - Ростов на дону, 2005.
Сиротюк A. JI. Коррекция обучения и развития школьников. - М., 2002
Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. - М.: «Восхождение», 1997.