При разработке комплексов физической подготовки, выполняемых методом круговой тренировки, педагогу необходимо:
- Определить перспективную цель формирования двигательных качеств, их развитие на конкретном этапе обучения.
- Провести глубокий анализ намеченных упражнений, связав их с учебной программой, ее конкретным учебным материалом, учтя наличие спортивного оборудования и инвентаря, имеющегося в школе.
- Ознакомить учащихся с методикой организации и проведения круговой тренировки. Вначале без учета количества выполненных упражнений. Затем с определенной индивидуальной нагрузкой. Весь комплекс выполняют за строго обусловленное время, каждое упражнение повторяют в индивидуальной нагрузке (установленное число раз). По мере приспособления к дозируемой нагрузке число повторений увеличивают. При длительном выполнении комплексов увеличивают и количество кругов прохождения всех станций.
- Комплекс круговой тренировки должен вписываться в основную часть урока и в зависимости от его задач, связанных с обучением, занимать в ней соответствующее место. Круговая тренировка входит в учебный процесс как эффективная форма организации физической подготовки. Используя ее, учителя физической культуры добиваются большей степени физического воздействия на занимающихся, что связано со значительным расходованием сил, утомлением учащихся. Однако не на каждом уроке эта цель является основной. Так как обучение новым упражнениям должно проходить в оптимальных условиях, когда организм учащихся подготовлен к предстоящей работе, то применять перед этим круговую тренировку нецелесообразно, поскольку это противоречит образовательным задачам. Другое дело, когда обучение новым двигательным действиям невозможно из-за низкого уровня физической подготовленности учащихся. Тогда развитие специфических двигательных качеств методом круговой тренировки выдвигается на первый план, а обучение временно отходит на второй, чтобы затем можно было вернуться к обучению на качественно более высоком уровне физической подготовленности занимающихся. Такие уроки носят характер общефизической и специальной подготовки. Они могут предшествовать обучению тому или иному программному материалу. Нецелесообразно применять круговую тренировку и во вводной части урока, так как задачи ее – функционально подготовить организм к предстоящей работе и таким образом создать оптимальные условия всем системам организма для более сложной и интенсивной работы, предстоящей в основной части урока.
- Определить объем работы и отдыха на станциях при выполнении упражнений с учетом возрастных и половых особенностей учащихся.
- Строго соблюдать определенную последовательность при выполнении упражнений и переходе с одной станции к другой, а так же интервал между кругами при повторном прохождении комплекса. Строгое соблюдение последовательности с одной станции на другую определяется заданной моделью. Если эту последовательность нарушить, то может оказаться, что в отдельных моментах при выполнении комплекса нагрузка окажется чрезмерной на какие – то мышцы, или органы, не будет чередования нагрузки. А это не приемлемо для круговой тренировки.
- Создать станционные плакаты, запрограммировав их текстовую и графическую информацию, определить способ ее размещения и хранения. Обычно в школе станционное задание записывают на плотной бумаге. В верхней части плаката пишут слово «станция» и ее порядковый номер.
Процесс внедрения круговой тренировки начинается, как правило, с определения педагогом конкретной программы действий или уточнения отдельных упражнений.
Ученики, в свою очередь, получив задание, осмысливают его, выполняют пробные подходы и попытки. Качество их работы педагог комментирует и уточняет.
Для индивидуального дифференцирования нагрузки предлагаем следующую модель станционного задания, принципиальное построение которой заключается в следующем:
во-первых, в подборе оптимального соотношения зрительной и текстовой информацииоб упражнениях и методике их выполнения;
во-вторых, в станционное задание включают 1-3 схожих упражнения, объединенных в блок трехступенчатого задания;
в-третьих, степень трудности упражнений в станционном задании должна возрастать от I к III варианту; по мере освоения этих упражнений учащиеся переходят от простого варианта к более сложному, не увеличивая количества повторений;
в-четвертых, основанием для повышения нагрузки в таком станционном задании будут подбор более сложного способа выполнения данного упражнения, использование, увеличение амплитуды, расстояния и скорости движения.
В предложенной модели станционного задания нагрузка увеличивается. По мере освоения программы первого варианта упражнений круговой тренировки, по согласованию с учителем, учащиеся могут переходить к более сложному варианту выполнения упражнений на станции. Такой принципиальный подход дает возможность идти по пути как увеличения объема, так и повышения нагрузки за счет перехода от одной ступеньки к другой, более сложной по степени трудоемкости выполнения упражнения у комплексе круговой тренировки. Таким образом, при удачно подобранном комплексе нет необходимости на уроках физической культуры каждый раз перестраиваться в организационном плане при смене различных классов по возрасту или полу, что экономит в конечном счете рабочее время.
Для этого предлагаем модель станционного задания, в состав которого входит не одно, а несколько упражнений, близких по содержанию, но отличающихся по сложности за счет различных вариантов выполнения. В качестве примера приводим карточки станционных заданий с упражнениями для развития силы, быстроты движений, скоростно-силовой подготовки, ловкости, гибкости и выносливости.
Для развития силы. 1. И.п. – стойка ноги врозь, руки внизу, удерживают диск от штанги (масса 10-15кг.). Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах.
2. То же, но с грифом штанги (масса 20-25кг.).
3. То же, но со штангой (масса 30-35кг.).
Для развития быстроты движения. 1. И.п. – высокий старт. Челночный бег с ускорением на отрезке 10м. 3-4 раза.
2. То же, но повторить 4-5 раз на отрезке 15м.
3. То же, но повторить 5-6 раз на отрезке 20м.
Для скоростно-силовой подготовки. 1.И.п. – стоя на расстоянии 15-20м. перед препятствием из автопокрышки. С разбега наскок в упор присев на автопокрышку. Соскок прогнувшись.
2. То же, но опорный прыжок ноги врозь.
3. То же, но опорный прыжок, согнув ноги.
Для развития координации, ловкости 1.И.п. – стойка ноги врозь, в руках баскетбольный мяч. Вращение мяча вокруг туловища в правую и левую стороны.
2. То же, но продвигаясь вперед и назад.
3. То же, но вращая мяч вокруг туловища и под поднятой ногой на месте и продвигаясь вперед и назад.
Для развития гибкости 1.И.п. – вис стоя спиной к гимнастической стенке, взявшись за рейку над головой. Отведение туловища вперед с прогибанием в грудном отделе позвоночника. Вдох – перед началом прогибания, выдох – при возвращении в исходное положение.
2. То же, но из полуприседа.
3.То же, но из виса присев.
Для развития выносливости. 1.И.п. – лежа на спине, хват сверху руками за низко висящую пристенную перекладину. Сгибание и разгибание рук в висе лежа, касаясь подбородком перекладины.
2. То же, но из виса стоя.
3. То же, но из виса.
Итак круговая тренировка, осуществляется на уроках физической культуры. Представляет собой целостную организационно-методическую форму физической подготовки. Она не сводится к какому-либо одному способу выполнения упражнений. Круговая тренировка включает в себя ряд частных методов строго регламентированного упражнения с избирательным и общим воздействием на организм учащихся.она должна органически вписываться в конкретную серию учебных занятий, помогать учителю, выполнять учебную программу.
Необходимо также отметить эффективность комплексного развития двигательных качеств на уроках физической культуры в тесной связи с формированием двигательных умений и навыков, предусмотренных учебной программой.
Планомерное использование в основной части урока круговой тренировки, организованной таким образом, чтобы создать выгодный режим для повышения аэробных возможностей организма, дает наибольший эффект, который проявляется в более качественной физической подготовке. Выгодный режим для повышения аэробных возможностей создается благодаря тому, что воздействие комплекса круговой тренировки гораздо выше воздействия отдельно взятых упражнений, в него включенных. Сам комплекс круговой тренировки является результатом интеграции воздействия как на опорно-двигательный аппарат, так ин на жизненно важные системы обеспечения организма учащихся.такой подход позволяет неразрывно, т.е. комплексно, решать задачу общей, специальной и профессионально-прикладной физической подготовки, что в итоге дает более качественный результат в физическом воспитании учащихся старших классов.
В заключение приведем примерный комплекс упражнений для круговой тренировки с 10 станционными заданиями.
Комплекс упражнений, используемый при прохождении учебного материала по волейболу:
- Прыжки на гимнастическую скамейку и со скамейки с последующим поворотом на 180° и повторением упражнения.
- Верхняя передача волейбольного мяча в стену на высоту 2,5 – 3,0 м.
- В низком приседе прыжки с продвижением вперед.
- Стоя в 1 м от стены, переход в упор на пальцах о стену с последующим отталкиванием и возвращением ви.п.
- Стоя спиной к гимнастической стенке, взявшись руками за рейку на уровне плеч, прогибание в грудном отделе позвоночника с отведением рук вверх – назад за счет поочередного выпада вперед.
- Подбрасывание волейбольного мяча одной рукой над головой, затем верхняя подача в стену другой рукой с последующей ловлей мяча и повторением упражнений.
- Стоя, руки за головой, сед, перекат назад на спину с последующим возвращением ви.п.
- Нижняя передача волейбольного мяча в стену.
- Из о.с., не отрывая ног от пола и не сгибая коленей, упор стоя, переход в упор лежа с последующим возвращением в и.п.
- Верхняя передача волейбольного мяча над головой стоя на месте и во время передвижения по площадке.