К вопросу о постановке образовательно - воспитательных задач на уроках физической культуры
К вопросу о постановке образовательно - воспитательных задач на уроках физической культуры
одной из актульных требований к методически грамотному построению урока физической культуры - предельно четко и ясно формулировать его задачи и доступно обьяснять ученикам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«К вопросу о постановке образовательно - воспитательных задач на уроках физической культуры»
К ВОПРОСУ О ПОСТАНОВКЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО - ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Бабешко А.П.,
преподаватель-методист
Луганского филиала ФГБОУ ВО
«ЛГМУ им. Св. Луки»
Одно из требований к методически правильному проведению урока физической культуры – предельно четко, конкретно формулировать его задачи и доступно объяснять ученикам – с учетом их возможностей и подготовленности. Соблюдение этого требования помогает вырабатывать правильное отношение детей к работе на уроке, целеустремленность в действиях, добиваться понимания их сути и значения, а в итоге – успешного решения поставленных задач [1, с. 143].
Чтобы предельно ясно и убедительно и в то же время кратко сообщать задачи урока, необходимо предварительно правильно их намечать: предельно последовательные, конкретные, доступные для решения в условиях 45-минутного занятия. Как это делать практически? Работа начинается с уяснения общих образовательно-воспитательных задач на учебный год в каждом классе. Исходя из них, определяются задачи на семестр, на серию уроков и, наконец, на каждый конкретный урок.
Общие образовательные задачи на учебный год для каждого класса сформулированы в программах по физической культуре. Изучив их, учитель определяет, какие из задач выдвигаются на первый план в каждом классе на семестр или серию уроков [2, с. 213]. Помня о том, что в первую очередь необходимо соблюдать принцип непрерывности разучиваемого действия в течении серии уроков, следующих один за другим.
Например, возьмем IV класс. На серию уроков, запланированных для проведения на спортивной площадке в I семестре, ставятся такие общие образовательные задачи: научить прыжку в длину с разбега способом «согнув ноги»; научить метанию малого мяча на дальность.
На серию уроков во II семестре, запланированных для проведения в спортивном зале: научить лазанью по канату в 3 приема; научить опорному прыжку (наскок в упор присев и соскок); научить кувырку вперед и назад.
На уроках ритмической гимнастики: научить в умеренном и быстром темпе переключаться с одного движения на другое в соответствии с музыкой.
К образовательным относятся и задачи развития двигательных качеств. Ставятся они на длительный период – учебный год, семестр, достаточно продолжительную серию уроков. При постановке таких задач надо иметь в виду, что двигательные качества нужно развивать, комплексно начиная с I класса (естественно, с различием в средствах и методах). Однако определенных при обучении различным видам двигательных действий. Потому что установлено, нет качеств вне проявления их в двигательной деятельности. Поэтому для освоения, например, раздела «Легкая атлетика» необходимо развивать преимущественно скоростно-силовые качества (и в частности прыгучесть), быстроту движений, выносливость к работе умеренной интенсивности; раздела «Гимнастика» – преимущественно силу, гибкость, чувство равновесия, выносливость к упражнениям силового характера; разделов «Баскетбол», «Волейбол», «Футбол» – прыжковой выносливости, быстроты в игровых действиях и т. д. При определении количества уроков, на которых разучиваются, и закрепляется данное двигательное действие, определяется учителем с учетом физической подготовленности, физического развития и состояния здоровья занимающихся.
Все уроки должны иметь оздоровительную направленность и способствовать эффективному физическому развитию детей, в частности, воспитанию правильной осанки. В этом плане могут быть поставлены и дополнительные задачи – повышение двигательной подготовленности и физического развития.
Конкретные, частные, образовательные задачи. Общие образовательные задачи по обучению технике движений решаются успешнее, если они конкретизируются для каждого одного-двух уроков. Именно в этом учителя особенно затрудняются.
Возьмем общую задачу – научить технике прыжка в длину с разбега способом согнув ноги (IV класс). Ни один учитель физической культуры не разучивает его за один урок. Но часто на всех уроках стоит задача – научить прыжку. Нередко неумение конкретизировать задачу сказывается и на обучении, которое сводится к тому, что ученики повторяют прыжок кто как умеет.
Конкретизацию задач обусловливает, в частности, хорошее знание техники двигательного действия и методики обучения ему. Приводим возможные конкретные задачи при обучении некоторым двигательным действиям, предусмотренным программой. Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги»:
Ознакомить с основами техники прыжка в целом.
Научить выполнять разбег легко, с ускорением, завершая его отталкиванием из обозначенной зоны.
Научить толчку с разбега в 4-6 шагов с высоким выносом бедра маховой ноги и энергичным взлетом «в шаге».
4. Научить приземлению с приседом или полу приседом в равновесии (не падать, стоять на ногах).
Такая конкретизация задач обусловливает подбор целенаправленных упражнений. На первых двух уроках ученики самостоятельно размечают разбег примерно в 18-20 м и выполняют его со своих отметок, чередуя с ускорениями и бегом по инерции (на беговой дорожке). Для решения второй задачи применяют напрыгивание с разбега на плоское препятствие в положение широкого выпада, отталкивание с разбега с доставанием коленом волейбольного мяча, удерживаемого на высоте пояса или груди прыгающего (индивидуально в зависимости от прыгучести), высокие прыжки через две веревочки, планки, обычный прыжок в длину с разбега, включаемый в каждый урок после подводящих упражнений. Третья задача решается в сочетании с повторением требований, выраженных в первых двух задачах. Если, сосредоточивая внимание на приземлении, дети слабо выполняют уже, казалось бы, усвоенное отталкивание, то нужно снова сосредоточить их внимание на движениях отталкивания. Подводящие упражнения к освоению приземления – в прыжке с разбега в 4-6 беговых шагов приземляться в веревочное (лучше резиновое) кольцо диаметром 40-50 см так, чтобы обе стопы ставились параллельно, справа и слева от центра кольца. Постепенно отодвигать кольцо от зоны для отталкивания. Затем повторяются те же задания, но с дополнениями: выпрямиться из приседа в кольце, а потом сделать шаг из него. Еще труднее – выпрямиться и устоять в кольце. Сущность упражнений на приземление, приведенных здесь, состоит в том, что они приучают выносить ноги вперед перед приземлением ровно настолько, насколько это необходимо для правильного приземления при данной скорости полета. Если ноги вынесены недостаточно, при приземлении последует падение вперед, если же ноги вынесены чрезмерно, – падение назад.
Из приведенных примеров очевидно, как постановка конкретных задач помогает подбирать и конкретные средства. Далее приводим лишь примеры конкретных задач. Постановка задач при обучении технике бега на дистанцию 60 м:
1.Научить положениям низкого старта по команде: «На старт!», «Внимание!», «Марш!»
2. Научить движениям рук в беге.
3. Научить выносу бедра маховой ноги.
4. Научить постановке стопы с передней части.
5. Научить правильному держанию тела в беге и параллельной неширокой постановке стоп.
6. Вырабатывать прямолинейность бега.
7. Вырабатывать легкий, свободный бег без чрезмерного напряжения.
8. Добиваться пробегания коротких отрезков в заданном темпе.
Постановка задач при обучении технике прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание»:
1. Ознакомить с правильным выполнением прыжка в целом (разбег 7 шагов, отталкивание, переход через планку, приземление на одну ногу).
2. Научить последним трем шагам разбега. Вырабатывать правильный ритм трех последних шагов разбега.
3. Научить отталкиванию.
4. Научить движению ног при переходе через планку и приземлению на одну ногу.
Постановка задач при обучении технике метания малого мяча на дальность:
Научить перемещать вес тела с ноги на ногу и делать поворот туловища до положения лицом к мишени при броске стоя боком к мишени.
Научить броску вперед-вверх под оптимальным (45°) углом вылета мяча.
4. Научить перескоку с ноги на ногу после выпуска мяча.
5. Научить прямолинейности броска.
6. Добиваться сильного броска (метание на дальность отскока).
7. Научить метанию разучиваемым способом с трех бросковых шагов.
8. Научить метанию с пяти бросковых шагов.
Постановка задач при обучении технике опорного прыжкачерез козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки):
1. Научить разбегу и отталкиванию ногами от мостика.
2. Научить наскоку в упор и упор присев.
3. Научить приземлению после соскока.
4. Научить наскоку на мостик.
5. Научить соскоку прогнувшись и приземлению после него.
6. Ознакомить с основами техники прыжка «ноги врозь» в целом.
7. Научить отталкиванию руками от снаряда.
8. Научить преодолению снаряда в положении «ноги врозь».
9. Научить приземлению.
Постановка задач при обучении технике лазанья по канату:
1. Ознакомить с техникой лазанья в 3 приема в целом.
1. Научить прочному захвату каната ногами.
2. Научить подъему в 3 приема.
3. Научить спуску с каната в 3 приема.
4. Научить лазанью в 3 приема в облегченных условиях.
5. Ознакомить с техникой лазанья в 2 приема в целом.
6. Разучить лазанье в 2 приема.
При постановке и решении конкретных задач двигательное действие выполняется в целом, но акцент при этом делается на выделенные (в задаче) движения. Как правило, на первом уроке серии, на которую запланировано обучение определенному движению, ставится задача: ознакомить с техникой двигательного действия в целом. После разучивания движений может быть намечено: закрепить (или упражнять в выполнении) разученные элементы (назвать их). А на последних уроках серии записывается и такая задача, как совершенствование в выполнении разучиваемого двигательного действия.
Конкретизируются не только задачи по обучению технике, но и по развитию двигательных качеств. Конкретизация делается на основе результатов проверки двигательной подготовленности школьников. Делать это обязывает программа. Первая проверка (экспресс-тесты) намечается в начале учебного года. По данным контроля учитель может обнаружить, что часть учеников подготовлена ниже нормативных показателей этого возраста, что и позволит поставить задачи повышения их в индивидуальном плане. Например, при низких показателях динамометрии у некоторых детей – способствовать увеличению силы кисти (но не локально, а воздействуя на укрепление мышц рук и плечевого пояса – перемещение в висе, в упоре, парные упражнения в сопротивлении и т. д.).
Индивидуализировать задачи будет легче и после предварительной проверки подготовленности учеников к освоению определенного двигательного действия. Например, может оказаться, что одним ученикам надо укреплять мышцы брюшного пресса и плечевого пояса (для лазанья по канату без помощи ног); другим – больше уделить внимания увеличению подвижности в суставах (для выполнения акробатических упражнений),третьим – ликвидировать дефекты осанки и т. д.
Непременно на каждом уроке физической культуры намечаются и общие воспитательные задачи. Установлено, что среди нравственныхкачествесть так называемые интегральные, которые вбирают в себя и некоторые другие, обусловленные интегральными. Это такие качества, как трудолюбие, волю, дисциплинированность, коллективизм, культура поведения, гуманность, патриотизм, чувство чести. Воспитание этих качеств (или их отдельных компонентов) и планируется в первую очередь. Кроме того, намечаются и конкретные воспитательные задачи в каждом классе, но уже после знакомства с его учениками (если учитель впервые встречается с ними) или после более тщательного изучения. Может оказаться, например, что ученики не дисциплинированы, не организованы. Естественно, что учитель должен поставить задачу – воспитывать дисциплинированность и организованность, причем такие задачи можно и конкретизировать; например: добиться быстрого (четкого, точно по звонку) построения и сдачи рапорта в начале урока; хорошего выполнения обязанностей дежурных и старших в группе; приучать слушаться старшего и подчиняться ему; содействовать воспитанию привычки заниматься утренней гимнастикой (в частности, например, задавая на дом комплексы и проверяя их выполнение).
Доступна решению на уроках физической культуры и задача воспитания одного из компонентов качества смелости – преодоление чувства страха. Такая задача может быть поставлена даже на конкретную серию уроков: в зале, когда выполняются гимнастические упражнения, специально намечаются усложненные варианты их.
Таким образом, постановка совершенно конкретных задач в уроке нацеливает учителя физической культуры на поиски наиболее эффективных средств и методов, что, несомненно, будет способствовать улучшению учебного процесса, повышению уровней физического развития, физической подготовки учащейся молодежи. Однако, какой бы содержательной ни была учебная программа, успешное выполнение ее целиком зависит от профессиональной подготовленности учителя физической культуры, от его педагогического мастерства. Именно педагогическое мастерство, профессиональный уровень подготовленности позволит учителю соблюдать основные организационно-методические требования к проведению урока физической культуры, что и обеспечит высокую эффективность и качество учебно-воспитательного процесса.
Список литературы
1. МатвеевЛ. П. Теория и методика физической культуры : учеб. для студентов вузов физ. культуры / Л. П. Матвеев. – 3-е изд., перераб. – М.: Физкультура и спорт : СпортАкадемПресс, 2008. – 544 с.: ил.
2. Холодов Ж.К. Тeopия и мeтoдикa физического воспитания и спорта: учeб. пособие для cтуд. выcш. учeб. заведений. 4e изд. cтep. / Ж.К. Холодов. – М.: Издательский центр «Aкaдeмия», 2006. – 480 c.