Просмотр содержимого документа
«Физическое воспитание студентов СПО»
Еще в 1891 г. П.Ф.Лесгафт писал: «Вводя физическое образование в профессиональную школу, мы имеем в виду - достичь искусства в ремесле».
Физическое воспитание студентов СПО
Физическое воспитание
- целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности студентов, которая включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично физически развивает студента в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью.
Цель физического воспитания
состоит в гармоничном развитии тела каждого студента в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием.
Современное производство
Характеризуется ритмом труда с повышением его сложности и интенсивности
Чем совершеннее техника и сложнее технологии производства, тем перечисленные качества нуждаются в постоянном развитии и совершенствовании, тем более совершенным и подготовленным должен быть специалист, управляющий ими.
Требуется значительно больше напряжения, умственных и физических сил,
повышения координации движений, высокой концентрации внимания от профессиональных специалистов.
Условия рыночных отношений диктуют повышение психофизических качеств работника.
При организации учебного процесса в системе СПО в рамках ФГОС ТОП-50 ставится задача: вести подготовку специалистов на высоком научно-техническом уровне с применением современных методов организации учебно-воспитательного процесса.
Полноценное использование полученных профессиональных знаний и умений студентами возможно при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности.
Молодые специалисты приобретают данные качества только при регулярных и специально организованных занятиях физической культуры и спортом.
Задачи профессиональной направленности физического воспитания студентов :
1. Развитие и совершенствование профессионально важных физических качеств и двигательных навыков.
2. Совершенствование психофизиологических функций организма, необходимых для успешного освоения конкретной профессии.
3. Формирование устойчивого интереса к выбранной профессии.
4. Профилактика профессиональных вредностей: вынужденная рабочая поза, высокая и низкая температура воздуха, гиподинамия и т.д.
5. Сообщение студентам знаний, необходимых для успешного применения приобретенных умений, навыков и качеств в будущей трудовой деятельности.
- в виде специальных целенаправленных уроков, либо включения в урок ОФП специальных упражнений профессионально-прикладного характера, либо в процессе самостоятельных занятий в форме домашних заданий;
Профессионально-прикладная физическая подготовка реализовывается во всех формах проведения занятий по физическому воспитанию:
- в форме физкультурно-оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя гимнастика, производственная гимнастика, спортивная перемена, коррегирующая гимнастика);
- в спортивно-массовых мероприятиях, внеклассной работе (соревнования, конкурсы, праздники по профессиональной прикладной физической подготовке).
Проблема использования средств физической культуры для повышения качества профессиональной подготовки молодежи имеет непосредственное отношение не только к сфере подготовки кадров в учебном заведении, но и к сфере самостоятельной трудовой деятельности в различных отраслях. Она имеет прямую связь с сокращением сроков адаптации организма молодых специалистов к конкретным видам труда.
ФГОС
ТОП-50
Составляют профессиограмму профессии согласно изучаемым модулям
Методист,
мастер производственного обучения, преподаватель физической культуры
На основе профессиограммы составляется спортограмма
Составляется программа физического воспитания студентов
Занятия по физической культуре
Необходимо проводить с учетом планирования нагрузки, определения последовательности усвоения учебного материала и оценкой физического состояния функциональных возможностей организма студентов, их врожденных способностей, возраста, координируя сложность двигательных действий.
Необходимо с первого курса сформировать у студентов основы техники движения и добиться его выполнения, детализировано освоить и закрепить технику двигательного действия, затем завершить его формирование.
Исключаются причины появления ошибок на стадии формирования первоначального действия (недостаточную общую физическую подготовленность занимающихся; неуверенность в своих силах; нарушение требований, ведущих к преждевременному утомлению; увеличение интервалов отдыха между повторениями).
На этапе разучивания сложного двигательного действия
расчленено-конструктивный метод.
игровой метод
Для развития быстроты двигательных реакций
Для развития координационных способностей при разучивании новых сложных двигательных действий
метод переменно-непрерывного упражнения
При функциональных нарушениях дыхательной и сердечно -сосудистой системы
упражнения
аэробного характера
На оздоровительных занятиях
упражнения преимущественной направленности на выносливость
Для профилактики нарушения осанки с целью формирования и укрепления мышечного корсета
статические упражнения
Занятия и спортивные мероприятия должны быть спланированы для каждой специальности согласно направленности на развитие силы, гибкости, координационных способностей, скоростных и скоростно-силовых качеств, общей и специальной выносливости, волевых и двигательных качеств.
В процессе занятий необходимо давать теоретические знания, активизировать деятельность к самостоятельным занятиям, гигиене, закаливающим процедурам.
Подбор профессионально-прикладных видов спорта и их элементов осуществляется по сопоставлению элементов профессиограмм, в которых суммированы основные требования профессии к выпускнику техникума, и спортограмм, учитывающих направленность влияния вида спорта или его отдельных элементов на организм студента.
- развитие способности выполнять ударные дозированные движения, часто в вынужденных позах;
1
- выработка навыков вращательных движений пальцев и кистей рук;
На основании профессиограмм выполняемых работ по модулям выделены шесть категорий задач профессионально-прикладной физической подготовки студентов техникума при освоении профессии автомеханика:
2
- развитие статической и динамической выносливости мышц пальцев и кистей рук;
3
- развитие ручной ловкости, кожной и мышечно-суставной чувствительности, глазомера;
4
- развитие силы и статической выносливости позных мышц (спины, живота и разгибателей бедра);
5
- развитие точности усилий, особенно мышц плечевого пояса.
6
Для автомехаников
преподаватель физической культуры делает акцент на волейбол, настольный теннис, баскетбол, легкую атлетику (бег на средние и длинные дистанции, спортивную ходьбу), тяжелую атлетику, гимнастику.
Вооружение студентов основами знаний по ППФП позволит им не только более качественно и быстро осваивать какую-либо профессию, но и самостоятельно избирать пути дальнейшего профессионального совершенствования средствами физического воспитания, а также значительно интеллектуализировать свой труд.
Упражнения на силу, ловкость, выносливость, скорость создают « моторную базу» для овладения специальностью, что позволяет студенту, обладая более совершенными профессионально важными физическими качествами, при прочих равных условиях показывать более высокую работоспособность и меньшую утомляемость в процессе профессионального обучения.
Большинство сгруппированных гражданских и военных профессий совпадает. Так, формируя ключевые качества водителя, механика, сварщика, мастера по обработке цифровой информации, электрика и т.д., мы этим самым повышаем готовность молодого человека к прохождению службы в Российской Армии.
Такой подход позволит не только сохранить необходимый уровень профессионально важных физических качеств и навыков, полученных в учебном заведении, но и довести их до совершенства в период службы в Российской Армии. А это дает возможность закрепить уверенность в правильности выбора профессии и будет способствовать быстрейшей адаптации к ней молодежи после демобилизации из армии.
В связи с этим появилась необходимость в соблюдении преемственности в использовании средств профессиональной и военно-прикладной физической подготовки (ВПФП) на этапах освоения профессии в допризывной период.
Решение проблемы повышения уровня подготовки во многом зависит от умения преподавателя воздействовать на развитие определенных профессионально важных физических качеств и навыков посредством правильного подбора средств ППФП и умелого использования в различных формах и организации занятий в СПО.
Формирование сложного двигательного навыка спортивного и производственного характера, физиологического анализа переноса физического качества и двигательного навыка с одной формы деятельности на другую показывает возможность влияния спортивной подготовки на образование профессиональных умений и навыков, а, следовательно, и на обучение профессии.
Физическая культура позволяет представить в специфических формах и направлениях некоторые аспекты сущности человека (проявление характера, воли, решительности), создает условия общественной деятельности, способствует проявлению лучших свойств личности студентов.