Использование метода круговой тренировки на уроках физкультуры.
Использование метода круговой тренировки на уроках физкультуры.
Физическое воспитание в образовательных учреждениях СПО играет важную социальную роль, способствует подготовке высококвалифицированных специалистов. Образовательный процесс представляет собой педагогическую систему, которая в свою очередь состоит из системообразующих компонентов. Целостная система начинается с формирования цели и задач, стоящих как перед преподавателем, так и перед группой. Содержательным компонентом служат организационные формы, методы, приемы, контроль. Правильно разработанное учебное занятие делает его интересным, помогает воспитать разносторонне физически развитых людей. Современное занятие должно обеспечивать комфортную обстановку для группы и ощущение комфорта преподавателем. Постановка задач на занятии должна носить комплексный, здоровье сберегающий характер, где наряду с образовательной, обязательно должны быть задачи оздоровительной направленности, а также воспитательной. Применение воспитательных задач, дает знания, умения и навыки выполнения физических упражнений с целью применения их в жизни. Форма общения на занятии где обе стороны, преподаватель и обучающийся, равноправно взаимодействуют, друг с другом имеет широкое применение. Такой метод ведения занятия можно обозначить как» активный метод». Часто используется такая форма общения, когда значение преподавателя на занятии сводится к направлению самостоятельной деятельности группы для достижения конечной цели. Такой метод ведения можно назвать «интерактивным методом». В условиях ограниченного времени, загруженности спортивного зала две, а то и три учебных группы занимаются одновременно, приходится искать пути для проведения полноценного учебного процесса. Из опыта и многочисленных наблюдений приходишь к выводу, что «круговая тренировка» является важной организационно-методической формой применения физических упражнений, способствует эффективному развитию двигательных качеств, необходимых в условиях, приближенных жизненным, имеющих важное прикладное значение. Круговую тренировку отличает высокая организация самостоятельной деятельности, обеспечивающая моторную плотность и облегчающая контроль и учет двигательной активности студентов. Конечным результатом метода «круговой тренировки», как интегральной формы физической подготовки, можно считать способность обучающихся к самостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств, способность к выработке в себе собранности и организованности при выполнении упражнений. Центральное место в «круговой тренировке» занимает дозировка нагрузки, поочередность применения физических упражнений по станциям. Неотъемлемой частью контроля нагрузки является измерение частоты сердечных сокращений. Пульсовой режим применяется на каждом занятии, на этапах: до начала разминки, после разминки, после основной работы, в конце занятия. Круговая форма занятия приобретает особое значение, так как позволяет заниматься всей группе одновременно и самостоятельно, используя при этом максимальное количество инвентаря и оборудования. А также в комплексе используются те упражнения, которые близки к программному материалу. Тем самым решается вопрос совершенствования умений и навыков обучающихся. Предназначение преподавателя на занятии является важным фактором достижения результативности обучающихся. Преподаватель настраивает студентов к занятию для продуктивной работы и на выполнение поставленных задач. На начальном этапе преподаватель предлагает свой вариант выполнения задания где, группа должна выполнить максимальное количество повторений за определенный период времени, по упорядоченным станциям. Половина максимальных повторений будет составлять оптимальную нагрузку. Через одно, два занятия студенты сами корректируют очередность станций, подводя их сложность под свои физические возможности. Такие действия освобождают преподавателя от «навязчивой» требовательности выполнения упражнений по отношению к студентам. Современный урок это хорошо организованная самостоятельная деятельность обучающихся под руководством преподавателя, который создает условия для решения всех задач физического воспитания.
В комплекс «круговой тренировки» могут быть включены 6 – 10 упражнений, несложность которых позволяет выполнять их многократно, с различным темпом, из разных исходных положений. Одновременно применение циклических и ациклических движений путем серийного повторения дает возможность комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению работоспособности организма. При распределении станций учитывается характер и назначение упражнений, а также целесообразное использование снарядов. На каждую группу мышц, включается 2 – 3 упражнения. Время определяется из расчета общего времени учебного занятия по плану. В результате совершенствования, путем анализа своей деятельности, обучающиеся начинают самостоятельно, индивидуально каждый для себя дозировать нагрузку. Конечным результатом станет прочное усвоение материала при самостоятельном, сознательном добывании знаний. При этом всегда повышена мотивация и самореализация студентов.
Предлагаю один из вариантов «круговой тренировки» на занятии физической культуры:
Основу составляет серийное повторение нескольких видов физических упражнений (силовой направленности). Занятие проводится по методу длительного непрерывного упражнения и складывается из шести видов упражнений. Количество повторений определяет преподаватель исходя из физических способностей обучающихся. Упражнения выполняются как на снарядах (перекладина), так и с использованием спортивного инвентаря и приспособлений (скакалки, гимнастические скамейки). Задание выполняется поточным методом. Направляющий начинает упражнение, с интервалом 10 секунд начинает выполнять упражнение следующий. Таким образом, проблем с задержками на станциях не возникает. Целесообразно отметить номера станций и направление переходов. Если позволяет площадь зала, то инвентарь устанавливается в начале занятия, помощниками на занятии выступают временно освобожденные от занятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование метода круговой тренировки на уроках физкультуры.»
Метод «круговой тренировки» на занятиях физической культуры в средних специальных учебных заведениях.
Из опыта работы преподавателя физической культуры ОГБПОУ «Ряжский дорожный техникум имени Героя Советского Союза А.М Серебрякова» Абгаидзе Галины Северьяновны.
Физическое воспитание в образовательных учреждениях СПО играет важную социальную роль, способствует подготовке высококвалифицированных специалистов. Образовательный процесс представляет собой педагогическую систему, которая в свою очередь состоит из системообразующих компонентов. Целостная система начинается с формирования цели и задач, стоящих как перед преподавателем, так и перед группой. Содержательным компонентом служат организационные формы, методы, приемы, контроль. Правильно разработанное учебное занятие делает его интересным, помогает воспитать разносторонне физически развитых людей. Современное занятие должно обеспечивать комфортную обстановку для группы и ощущение комфорта преподавателем. Постановка задач на занятии должна носить комплексный, здоровье сберегающий характер, где наряду с образовательной, обязательно должны быть задачи оздоровительной направленности, а также воспитательной. Применение воспитательных задач, дает знания, умения и навыки выполнения физических упражнений с целью применения их в жизни. Форма общения на занятии где обе стороны, преподаватель и обучающийся, равноправно взаимодействуют, друг с другом имеет широкое применение. Такой метод ведения занятия можно обозначить как» активный метод». Часто используется такая форма общения, когда значение преподавателя на занятии сводится к направлению самостоятельной деятельности группы для достижения конечной цели. Такой метод ведения можно назвать «интерактивным методом». В условиях ограниченного времени, загруженности спортивного зала две, а то и три учебных группы занимаются одновременно, приходится искать пути для проведения полноценного учебного процесса. Из опыта и многочисленных наблюдений приходишь к выводу, что «круговая тренировка» является важной организационно-методической формой применения физических упражнений, способствует эффективному развитию двигательных качеств, необходимых в условиях, приближенных жизненным, имеющих важное прикладное значение. Круговую тренировку отличает высокая организация самостоятельной деятельности, обеспечивающая моторную плотность и облегчающая контроль и учет двигательной активности студентов. Конечным результатом метода «круговой тренировки», как интегральной формы физической подготовки, можно считать способность обучающихся к самостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств, способность к выработке в себе собранности и организованности при выполнении упражнений. Центральное место в «круговой тренировке» занимает дозировка нагрузки, поочередность применения физических упражнений по станциям. Неотъемлемой частью контроля нагрузки является измерение частоты сердечных сокращений. Пульсовой режим применяется на каждом занятии, на этапах: до начала разминки, после разминки, после основной работы, в конце занятия. Круговая форма занятия приобретает особое значение, так как позволяет заниматься всей группе одновременно и самостоятельно, используя при этом максимальное количество инвентаря и оборудования. А также в комплексе используются те упражнения, которые близки к программному материалу. Тем самым решается вопрос совершенствования умений и навыков обучающихся. Предназначение преподавателя на занятии является важным фактором достижения результативности обучающихся. Преподаватель настраивает студентов к занятию для продуктивной работы и на выполнение поставленных задач. На начальном этапе преподаватель предлагает свой вариант выполнения задания где, группа должна выполнить максимальное количество повторений за определенный период времени, по упорядоченным станциям. Половина максимальных повторений будет составлять оптимальную нагрузку. Через одно, два занятия студенты сами корректируют очередность станций, подводя их сложность под свои физические возможности. Такие действия освобождают преподавателя от «навязчивой» требовательности выполнения упражнений по отношению к студентам. Современный урок это хорошо организованная самостоятельная деятельность обучающихся под руководством преподавателя, который создает условия для решения всех задач физического воспитания.
В комплекс «круговой тренировки» могут быть включены 6 – 10 упражнений, несложность которых позволяет выполнять их многократно, с различным темпом, из разных исходных положений. Одновременно применение циклических и ациклических движений путем серийного повторения дает возможность комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению работоспособности организма. При распределении станций учитывается характер и назначение упражнений, а также целесообразное использование снарядов. На каждую группу мышц, включается 2 – 3 упражнения. Время определяется из расчета общего времени учебного занятия по плану. В результате совершенствования, путем анализа своей деятельности, обучающиеся начинают самостоятельно, индивидуально каждый для себя дозировать нагрузку. Конечным результатом станет прочное усвоение материала при самостоятельном, сознательном добывании знаний. При этом всегда повышена мотивация и самореализация студентов.
Предлагаю один из вариантов «круговой тренировки» на занятии физической культуры:
Основу составляет серийное повторение нескольких видов физических упражнений (силовой направленности). Занятие проводится по методу длительного непрерывного упражнения и складывается из шести видов упражнений. Количество повторений определяет преподаватель исходя из физических способностей обучающихся. Упражнения выполняются как на снарядах (перекладина), так и с использованием спортивного инвентаря и приспособлений (скакалки, гимнастические скамейки). Задание выполняется поточным методом. Направляющий начинает упражнение, с интервалом 10 секунд начинает выполнять упражнение следующий. Таким образом, проблем с задержками на станциях не возникает. Целесообразно отметить номера станций и направление переходов. Если позволяет площадь зала, то инвентарь устанавливается в начале занятия, помощниками на занятии выступают временно освобожденные от занятия.
Виды физических упражнений и распределение их по станциям.
Станция № 1
Сгибание и разгибание рук в висе на высокой или низкой перекладине (количество раз)
Станция № 2.
Прыжки со скакалкой
(время 30 сек.)
Станция № 3.
Из положения - лежа на мате, сгибание и разгибание туловища (количество раз)
Станция № 4.
Прыжок обеими ногами через гимнастическую скамейку (количество раз).
Станция № 5.
В висе на гимнастической стенке, поднимание ног (количество раз).
Станция № 6.
Приседание на одной ноге «пистолетик» с опорой (количество раз).
Конспект урока по физической культуре для студентов 1 курса техникума.
Тема урока: техника выполнения длинного кувырка вперед из положения «старта пловца»
Тип урока: обучающий.
Цель учебная:знать понятие длинного кувырка вперед, технику выполнения кувырка из положения «старта пловца»
уметь выполнять длинный кувырок вперед и кувырок вперед из положения «старта пловца».
Педагогические цели:
Обучающая:
1.Организовать учебную деятельность обучающихся по усвоению ими понятия «длинный кувырок вперед», знаний о технике длинного кувырка вперед из положения « старта пловца» и выработке умений правильно выполнять длинный кувырок из «старта пловца».
Развивающая: Способствовать развитию двигательных качеств, выносливости, силы.
Воспитательная: Создать условия для понимания обучающимися ценности физического развития на материале занятия.
Дать команду для построения. Проверить готовность к уроку. Приветствие.
Построение, рапорт дежурного
=
2 мин.
20 мин.
II. Подготовительный этап
1.Актуализация знаний.
Способствовать развитию внимания
Напомнить о том, что гимнастика травмоопасный вид спорта. Задать вопрос: «Чтобы не получить травмы при выполнении акробатических упражнений, какие правила нужно соблюдать?».
Объявить, что за качество выполнения заданий некоторые обучающиеся получат оценки. Дать задание от занятия.
Слушают и отвечают на вопрос:
« При выполнении акробатических элементов необходимо соблюдать дисциплину и знать технику безопасности».
Выстраивают осознанное речевое высказывание о соблюдении правил безопасного выполнения акробатических упражнений.
Дать строевые команды: «На- лево!», «Кру-гом!», «На первый-второй рас-читайся!», «На первый-третий рас-читайся!». Перестроение в колонну по два. В колонну по три. Команды: «В обход по залу шагом - марш!»,
«Медленно бегом - марш!». Дать команду: «Быстрым шагом - марш!».
Ходьба, с восстановлением дыхания.
Перестроение в колонны по четыре.
Назначить одному из обучающихся, провести разминку (дать организационно-методические указания):
1.Дистанция 2-3 шага, держать интервал – на вытянутые руки в стороны
2.Руки прямые
3 Колени не сгибать.
4.Корпус держать прямо
5.Напомнить об И.П., команде: «Упражнение вместе со мной начинай!». Обязательно пояснить в какую сторону начинать выполнять упражнение, на счет, в конце упражнения дается команда: «Закончили».
6. Напомнить, что показываем упражнения в «зеркальном отражении».
7. Пояснить, что на сгибании делается выдох, на разгибании – вдох.
.
Выполняют строевые упражнения
Выполняют общеразвивающие упражнения на месте:
1.Повороты головы вправо и влево. Исходное положение ноги на ширине плеч, руки на поясе:
Раз - поворот вправо.
Два - вернуться в исходное положение.
Три - поворот влево
Четыре - вернуться в исходное положение.
2. Круговые движения руками.
Исходное положение ноги на ширине плеч, руки к плечам:
Раз-два - вращение двумя руками вперед.
Три-четыре - вращение двумя руками назад.
3. Наклоны туловища.
Исходное положение ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Раз - наклон туловища вперед.
Два - наклон туловища назад.
Три - наклон туловища вправо.
Четыре - наклон туловища влево
4.Вращение туловища. Исходное положение ноги на ширине плеч, руки на поясе:
Раз – четыре - вращение туловища вправо.
Пять – восемь - вращение туловища влево.
5. Упражнение на гибкость. Исходное положение выпад правой ногой вперед.
Раз – три - пружинящие проседания до положения полу-шпагата
Четыре - прыжком изменить положение ног.
6. Наклоны вперед. Исходное положение основная стойка.
Раз - наклон вперед ладонями коснуться пола.
Два – три - удержать положение
Четыре - встать в исходное положение.
7. Приседания. Исходное положение ноги на ширине плеч руки вперед.
8. Прыжки на месте.
Раз – три - прыжки на двух вверх.
Четыре - прыжок с поворотом на 90 градусов.
6-7 раз
7-8 раз
7-8 раз
20-30 раз
20-30 раз
20 приседаний
10 повторений
Демонстрируют умение с полнотой и точностью выражать свои знания спортивной терминологии.
Принимают инструкцию при выполнении ОРУ и четко следуют ей
III.Усвоение нового
3.Разъяснение целей и задач урока
Дать команду установить снаряды.
Напомнить о значении кувырка вперед для жизнедеятельности человека и подвести обучающихся к осознанию цели и задач урока.
Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения
Формируют цель для достижения качества выполняемого двигательного действия
Оценивают содержание усваимоевого двигательного действия исходя из личных ценностей
4.Ознакомление с новыми знаниями о технике кувырка вперед
Объяснить технику выполнения кувырка вперёд с одновременным демонстрационным выполнением упражнения одним из обучающихся
Образно воспринимают двигательное действие и технику его выполнения
Анализируют имеющиеся знания о двигательном действии
Прогнози-руют свою деятельность
5.Управление процессом осознания и приобретения знаний и умений
Предложить ученикам проанализировать технику выполнения кувырка вперед и выделить входящие элементы. Определить наиболее сложные элементы в технике выполнения кувырка.
Анализируют технику кувырка вперед и выделяют сложные элементы (группировка, перекат).
Разделяют целостное двигательное действие на части
Планируют последовательность своих действий для достижения конечной цели
4 мин.
50 мин.
IV.Этап применения знаний
6.Управление процессом перехода от теории к практике.
Воспитание дисциплинированности при выполнении акробатических упражнений
Напомнить, как выполняется группировка и перекаты из положения «упор присев»
При выполнении учащимися серии кувырков вперед оказывать страховку, следить за техникой выполнения.
Объяснить и показать позу «пловца»- ноги вместе, колени полусогнуты, плечи наклонены под углом по отношению вертикальной оси (центру), руки отведены назад.
Выполняют перекаты назад вперед из положения упор присев, стоя спиной к матам
Раз – перекат назад и опора ладонями и головой таким образом, чтобы локти были направлены вперед.
Два – перекат вперед в группировке, без помощи рук выйти в упор присев.
Выполняют серию перекатов одновременно
( маты по всей длине зала)
Представляют позу старта пловца в бассейне и прыжок в воду.
Пробуют принять это положение.
Сравнивают со своим исходным положением.
.
Полно и точно выражают свои мысли оценивая двигательное действие своих однокурсников
7.Самостоятельное творческое использование сформированных универсальных учебных действий
Наблюдает и контролирует технику безопасности и технику выполнения кувырка вперед и исправляет ошибки. В конце задания зафиксировать ЧСС.
Самостоятельное выполнение длинного кувырка вперёд со «старта пловца»
Самостоятельно анализируют технику кувырка, определяют ошибки
Контролируют процесс выполнения кувырков.
При коррекции техники кувырка умеют формулировать ошибки и приходят к общему решению в совместной деятельности
8.Содействовать развитию двигательных качеств
Построить в одну шеренгу, дать задание - метод круговой тренировки по станциям. Юноши работают в верхней части зала, девушки в нижней части зала.
Разъяснить о методе круговой тренировки и цели ее назначения.
Объяснить 4 станции считать за один повтор
В конце задания зафиксировать ЧСС.
Дать команду отделениям построиться и перейти к снарядам: юноши - к брусьям параллельным; девушки – к брусьям разновысоким.
Показать страховку стоя сбоку одной за бедро, другой под поясницу у девушек.
Показать страховку стоя сбоку и несколько сзади за руку (правую или левую) и под спину у юношей.
Юноши:
1 станция - подтягивание из виса
2станция - прыжки через скакалку
3 станция - брусья разновысокие
4 станция – сгибание и разгибание туловища из положения лежа.
Девушки:
1 станция - сгибание и разгибание туловища из положения лежа.
2 станция - прыжки через скакалку.
3 станция - приседания.
Самостоятельно работают над поставленной перед ними задачей.
Совершенствуют технику
размахивания изгибами в висе на верхней жерди и выход в вис присев на нижней жерди (девушки).
Совершенствуют технику
Размахивания в упоре на руках – соскок углом (юноши.)
4 подхода.
5 подходов.
.
4-5 раз
4-5 раз
Формируют цель для самостоятельного решения поставленной задачи
Принимают инструкцию учителя и четко следуют ей; сохраняют учебную цель в процессе работы
Контролируют и оценивают действия однокурсников
3 мин.
10 мин.
V. Итог на рефлексивной основе
9. Проверка изменений в развитии учащихся. Обобщение усвоенного и включение его в систему универсальных учебных действий.
Построить в шеренгу.
Помочь обобщить усвоенный материал:
Провести упражнения на координацию движений и на внимание.
«Силу и выносливость развивали, используя метод круговой тренировки. Упражнения, выполняемые по «станциям» способствовали развитию этих двигательных качеств».
Выстраивают логическое умозаключение
Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Формируют собственное мнение и позиции. Оценивают результаты деятельности товарищей.
.
В качестве помощников по станциям могут быть студенты, временно освобожденные от занятий физкультурой. Подбор физических упражнений для работы по станциям многообразен и неисчерпаем, а главное легко варьируется под задачи занятия.
Из опыта работы можно сделать следующие выводы:
метод круговой тренировки
отличает хорошая организация самостоятельной деятельности ;
позволяет приобретать знания, формировать физические качества;
способствует обеспечению высокой моторной плотности урока, облегчает контроль, учет и индивидуальное регулирование нагрузки;
мотивирует и активизирует деятельность на занятиях обучающихся;
дает возможность многообразного, неисчерпаемого подбора физических упражнений и их легкой вариации под задачи занятия;
отличает согласованность действий группы, соблюдение установленного порядка и дисциплины;
способствует строгой регламентации деятельности и дозированию нагрузки.
Используемая литература :
Ашмарин Б.А.»Теория и методика физического воспитания», учебник. М.: Просвещение, 1990 г.
Информационный бюллетень № 7. Из опыта работы образовательных учреждений Рязанской области. 2002 г.
Хомякова Т.И. «Физическое воспитание и культура». Учебник для педагогических лицеев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001..
Шарманова С.Б. Федорова А.И., Черепов Е.А. «Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. - М.: Советский спорт, 2004 г.