kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основы здорового образа жизни студента медицинского колледжа. Физическая культура в обеспечении здоровья. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья»

Тема.  Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья Основные понятия Здоровье, его содержание, критерии Факторы здоровья Составляющие здорового образа жизни Здоровье в иерархии потребностей, отражение в жизнедеятельности

Тема. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

Основные понятия

Здоровье, его содержание, критерии

Факторы здоровья

Составляющие здорового образа жизни

Здоровье в иерархии потребностей,

отражение в жизнедеятельности

Основные понятия Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. Образ жизни – это привычки, режим, темп и ритм жизни, особенности работы и общения. Здоровый образ жизни – совокупность форм и способов жизнедеятельности личности, основанная на нормах, ценностях деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей и места среди других людей, являющаяся важным регулятором ее поведения.

Основные понятия

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

Образ жизни – это привычки, режим, темп и ритм жизни, особенности работы и общения.

Здоровый образ жизни – совокупность форм и способов жизнедеятельности личности, основанная на нормах, ценностях деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей и места среди других людей, являющаяся важным регулятором ее поведения.

Здоровье – нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций. Основные критерии здоровья Уровень жизнеустойчивости Широта адаптации Биологическая активность органов и систем Способность к регенерации

Здоровье – нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

Основные критерии здоровья

Уровень жизнеустойчивости

Широта адаптации

Биологическая активность

органов и систем

Способность к регенерации

Состояние самого организма Внешние причины  Два источника происхождения болезни 2-й способ предупреждения болезни 1-й способ предупреждения болезни Оздоровление, укрепление организма Устранение внешних факторов болезни 1-й способ более результативен, т.к. практически невозможно устранить все внешние факторы болезни, а укрепление и закаливание организма приучает его приспосабливаться к внешней среде.

Состояние

самого

организма

Внешние

причины

Два источника

происхождения

болезни

2-й способ

предупреждения

болезни

1-й способ

предупреждения

болезни

Оздоровление, укрепление

организма

Устранение внешних

факторов болезни

1-й способ более результативен, т.к. практически невозможно

устранить все внешние факторы болезни, а укрепление и

закаливание организма приучает его приспосабливаться

к внешней среде.

Факторы здоровья Окружающая среда Образ жизни Наследственность Здравоохранение

Факторы здоровья

Окружающая среда

Образ жизни

Наследственность

Здравоохранение

ВЛИЯНИЕ ОСНОВНЫХ ГРУПП ФАКТОРОВ НА ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА образ жизни экология генетика здравоохранение  1 2 3 4 5 6 1 – ишемическая болезнь сердца, 2 – сосудистые поражения, 3 – рак, 4 – диабет, 5 – пневмония, 6 – цирроз печени

ВЛИЯНИЕ ОСНОВНЫХ ГРУПП ФАКТОРОВ НА ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

образ жизни

экология

генетика

здравоохранение

1 2 3 4 5 6

1 – ишемическая болезнь сердца, 2 – сосудистые поражения, 3 – рак, 4 – диабет,

5 – пневмония, 6 – цирроз печени

Основные негативы образа жизни студентов: Несвоевременный прием пищи; Систематическое недосыпание; Малое пребывание на свежем воздухе; Недостаточная двигательная активность; Отсутствие закаливания; Курение и др. Если принять здоровье первокурсников за 100%, то к 4 курсу оно статистически снижается на четверть Хороший закаливающий эффект дают лыжные прогулки

Основные негативы образа жизни студентов:

  • Несвоевременный прием пищи;
  • Систематическое недосыпание;
  • Малое пребывание на свежем воздухе;
  • Недостаточная двигательная активность;
  • Отсутствие закаливания;
  • Курение и др.

Если принять здоровье первокурсников

за 100%, то к 4 курсу оно

статистически снижается на четверть

Хороший закаливающий эффект

дают лыжные прогулки

Наследственность и здоровье папа мама мама папа Таким образом, уровень здоровья зависит как от наследственности, так и от факторов окружающей среды Ребенок с повреж- денными генами Ребенок со здоровыми генами Предрасположенность к крепкому здоровью Предрасположенность к болезни Неблагоприятные условия среды Благоприятные условия среды Благоприятные условия среды Неблагоприятные условия среды Человек здоров Человек болен Человек болен Человек здоров

Наследственность и здоровье

папа

мама

мама

папа

Таким образом,

уровень здоровья зависит

как от наследственности,

так и от факторов

окружающей среды

Ребенок

с повреж-

денными

генами

Ребенок со здоровыми генами

Предрасположенность

к крепкому здоровью

Предрасположенность

к болезни

Неблагоприятные

условия среды

Благоприятные

условия среды

Благоприятные

условия среды

Неблагоприятные

условия среды

Человек здоров

Человек болен

Человек болен

Человек здоров

Окружающая среда и здоровье Резкие колебания температур обостряют: январь – воспаление легких, февраль – язвенная болезнь, апрель – ревматизм, июль – кожные болезни Погода Обострение серд.-сосуд. заболеваний, усиление нервных расстройств, повышение раздражительности, утомляемости Электро- магнитное поле Различные расстройства на физические излучения, профессиональные заболевания, нервно-психические перегрузки, аллергические реакции Экология Устойчивость к влиянию окружающей среды значительно выше у людей с высоким уровнем физической подготовленности

Окружающая среда и здоровье

Резкие колебания температур обостряют:

январь – воспаление легких, февраль –

язвенная болезнь, апрель – ревматизм,

июль – кожные болезни

Погода

Обострение серд.-сосуд. заболеваний,

усиление нервных расстройств,

повышение раздражительности,

утомляемости

Электро-

магнитное

поле

Различные расстройства на физические

излучения, профессиональные заболевания,

нервно-психические перегрузки,

аллергические реакции

Экология

Устойчивость к влиянию окружающей среды значительно выше

у людей с высоким уровнем физической подготовленности

Здравоохранение и здоровье Основные факторы риска в здравоохранении : Неэффективность личной гигиены Низкая профилактика болезней Низкое качество медицинской помощи Несвоевременная медицинская помощь

Здравоохранение и здоровье

Основные факторы риска в здравоохранении :

Неэффективность личной гигиены

Низкая профилактика болезней

Низкое качество медицинской помощи

Несвоевременная медицинская помощь

Составляющие здорового образа жизни Режим труда и отдыха Организация сна Режим питания Организация двигательной активности Личная гигиена, закаливание Профилактика вредных привычек Культура межличностного общения Психофизическая регуляция организма Культура сексуального поведения

Составляющие здорового образа жизни

Режим труда и отдыха

Организация сна

Режим питания

Организация двигательной активности

Личная гигиена, закаливание

Профилактика вредных привычек

Культура межличностного общения

Психофизическая регуляция организма

Культура сексуального поведения

Режим труда и отдыха -   это  нормативная основа жизнедея-  тельности студента, имеющая свою  индивидуальность (соответствие конкретным условиям, здо-ровью, работоспособности, интересам).  В ажно обеспечение относительного постоянства повседневной деятельности студента. Примерный суточный бюджет времени учебного дня студента 6 час. аудиторных занятий 4 час. самостоятельных занятий 12 час. восстановление организма (сон, отдых) и личное развитие (занятия по интересам, спорт)

Режим труда и отдыха - это нормативная основа жизнедея- тельности студента, имеющая свою индивидуальность (соответствие конкретным условиям, здо-ровью, работоспособности, интересам). В ажно обеспечение относительного постоянства повседневной деятельности студента.

Примерный суточный

бюджет времени учебного дня

студента

6 час. аудиторных занятий

4 час. самостоятельных занятий

12 час. восстановление организма

(сон, отдых) и личное развитие

(занятия по интересам, спорт)

Организация сна Многоспящие  9 ч. Норма для студентов Расстройство сна называется бессонницей. Ее основные причины : перевозбуждение; бесконтрольный  прием снотворных; «боязнь бессонницы» 8 ч. Малоспящие  6 ч.

Организация сна

Многоспящие

9 ч.

Норма для

студентов

Расстройство сна

называется

бессонницей.

Ее основные причины :

  • перевозбуждение;
  • бесконтрольный

прием снотворных;

  • «боязнь бессонницы»

8 ч.

Малоспящие

6 ч.

Принципы рационального питания Три варианта Организация режима питания В среднем у юношей - 2700 ккал, у девушек - 2400 ккал., при занятиях спортом до 3500-4000 ккал Энергетический баланс В период экзаменов потребление белков до 120 г, При занятиях спортом (развитие силы) – повышение белка (16-18% по калорийности), при развитии выносливости – увеличение углеводов (60-65% по калорийности) Соотношение между белками(100 г), жирами (80-90г), углеводами(350-400г) Распределение калорийности(%) (завтрак – обед – ужин) Сбалансированность минеральных веществ, витаминов Ритмичность приема пищи, распределение калорийности

Принципы рационального питания

Три варианта

Организация режима питания

В среднем у юношей - 2700 ккал,

у девушек - 2400 ккал.,

при занятиях спортом до 3500-4000 ккал

Энергетический

баланс

В период экзаменов потребление белков до 120 г,

При занятиях спортом (развитие силы) –

повышение белка (16-18% по калорийности),

при развитии выносливости – увеличение

углеводов (60-65% по калорийности)

Соотношение между

белками(100 г),

жирами (80-90г),

углеводами(350-400г)

Распределение калорийности(%)

(завтрак – обед – ужин)

Сбалансированность

минеральных

веществ,

витаминов

Ритмичность приема

пищи, распределение

калорийности

Организация двигательной активности Оптимальный двигательный режим: 8-12 час/нед. (юноши);  6-10 час/нед.(девушки) Оптимальная двигательная активность: 1,3 – 1,8 час/день 5 4 3 1- патология 2 гипокинезия 2 1 3 оптимальный двиг.режим 4 гиперкинезия 5 перетренировка, патология Min необходимая величина Max допустимая величина

Организация двигательной активности

Оптимальный двигательный режим: 8-12 час/нед. (юноши);

6-10 час/нед.(девушки)

Оптимальная двигательная активность: 1,3 – 1,8 час/день

5

4

3

1- патология

2 гипокинезия

2

1

3 оптимальный

двиг.режим

4 гиперкинезия

5 перетренировка,

патология

Min необходимая величина

Max допустимая величина

Гигиенические основы закаливания: Личная гигиена и закаливание Гигиена тела; Гигиена одежды; Гигиена обуви; Дополнительные гигиенические средства (гидропроцедуры, массаж, самомассаж) Личная гигиена включает:

Гигиенические основы

закаливания:

Личная гигиена и закаливание

  • Гигиена тела;
  • Гигиена одежды;
  • Гигиена обуви;
  • Дополнительные

гигиенические средства

(гидропроцедуры, массаж,

самомассаж)

Личная гигиена

включает:

  • Формирование потребности в закаливании
  • Систематичность
  • Постепенность
  • Индивидуальность
  • Специфичность (особенности региона)
  • Разнообразие средств (солнце, воздух и вода)
  • Хорошее настроении при закаливании
  • Активный режим (использование физ.упражнений)
  • Самоконтроль
Профилактика вредных привычек Алкоголь Наркотики Табак Здоровый Образ Жизни  Команда ветеранов по атлетизму Активное долголетие, высокий потенциал самореализации Снижение интеллекта, психическая и физическая истощенность, болезни, укорочение жизни

Профилактика вредных привычек

Алкоголь

Наркотики

Табак

Здоровый

Образ

Жизни

Команда ветеранов по атлетизму

Активное долголетие,

высокий потенциал

самореализации

Снижение интеллекта,

психическая и физическая

истощенность, болезни,

укорочение жизни

Психофизическая регуляция организма Под влиянием сильных эмоциональных воздействий возникает стресс, который может привести к неврозам. Методы, позволяющие лучше переносить стресс: Расслабление мышц Регулярная физическая нагрузка, снижающая тревогу; Аутогенная тренировка  (волевое расслабление-напряжение мышц, об- разование условных рефлексов, влияющих на работу внутренних органов); Психогигиеническая и дыхательная гимнастика; Упражнения на внимание, самоконтроль Предлагаем познакомиться с небольшим фрагментом одной из методик аутогенной тренировки

Психофизическая регуляция организма

Под влиянием сильных эмоциональных

воздействий возникает стресс,

который может привести к неврозам.

Методы, позволяющие лучше

переносить стресс:

Расслабление мышц

  • Регулярная физическая нагрузка, снижающая тревогу;
  • Аутогенная тренировка (волевое расслабление-напряжение мышц, об-

разование условных рефлексов, влияющих на работу внутренних органов);

  • Психогигиеническая и дыхательная гимнастика;
  • Упражнения на внимание, самоконтроль

Предлагаем познакомиться с небольшим

фрагментом одной из методик

аутогенной тренировки

Здоровье в иерархии потребностей человека 3 уровня ценности здоровья: Биологический (саморегуляция организма, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация); Социальный (деятельное, активное отношение к миру); Личностный (стремление к здоровому образу жизни, преодоление болезни) Опрос: «Роль здоровья в жизни» РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА : Здоровье – самое главное в жизни Здоровье – необходимое условие полноценной жизнедеятельности Есть и другие ценности, которые также важны для жизни Есть ценности, ради которых можно поступиться здоровьем ВЫВОД: Надо жить не думая о здоровье Здоровье занимает ведущее место в иерархии потребностей человека

Здоровье в иерархии потребностей человека

3 уровня ценности здоровья:

  • Биологический (саморегуляция

организма, гармония физиологических

процессов, максимальная адаптация);

  • Социальный (деятельное, активное

отношение к миру);

  • Личностный (стремление к здоровому

образу жизни, преодоление болезни)

Опрос: «Роль здоровья в жизни»

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА :

Здоровье – самое главное в жизни

Здоровье – необходимое условие

полноценной жизнедеятельности

Есть и другие ценности, которые

также важны для жизни

Есть ценности, ради которых

можно поступиться здоровьем

ВЫВОД:

Надо жить не думая о здоровье

Здоровье занимает ведущее место в

иерархии потребностей человека

Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни Опрос: Можно ли считать культурным человека, не заботящегося о своем здоровье? Факторы риска здоровью, отмеченные студентами(%) Результаты опроса  алкоголь Да курение недостаток двигат. активности Нет  загрязнение окружающей среды Не знаю конфликты с окружающими

Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни

Опрос: Можно ли считать

культурным человека, не

заботящегося о своем здоровье?

Факторы риска

здоровью,

отмеченные

студентами(%)

Результаты опроса

алкоголь

Да

курение

недостаток двигат. активности

Нет

загрязнение окружающей среды

Не знаю

конфликты с окружающими

Направленность на обеспечение здоровья Два типа поведения по отношению к здоровью Адекватное (разумное) включает: Неадекватное (беспечное) его основная причина – здоровье воспринимается как нечто безусловно данное, потребность в котором ощущается лишь при заболевании Соответствие действий человека требованиям здорового образа жизни; Соответствие требованиям медицины, санитарии, гигиены; Высокий уровень осведомленности в вопросам здоровья; Реальную самооценку своего состояния Причины, побуждающие заботиться о здоровье(%) 1 место – ухудшение здоровья  2 место – осознание необходимости этого

Направленность на обеспечение здоровья

Два типа поведения по отношению к здоровью

Адекватное (разумное)

включает:

Неадекватное (беспечное)

его основная причина – здоровье

воспринимается как нечто

безусловно данное, потребность

в котором ощущается лишь при

заболевании

  • Соответствие действий человека

требованиям здорового образа жизни;

  • Соответствие требованиям

медицины, санитарии, гигиены;

  • Высокий уровень осведомленности

в вопросам здоровья;

  • Реальную самооценку своего

состояния

Причины, побуждающие

заботиться о здоровье(%)

1 место – ухудшение здоровья

2 место – осознание необходимости этого

Самооценка своего состояния Самооценка физического и психического состояния – реальный показатель здоровья. Чем выше самооценка, тем выше здоровье. Лица с низкой самооценкой чаще всего не делают зарядку, не занимаются спортом, не соблюдают режим питания, не осознают меру своей ответственности за укрепление здоровья. Занятия спортом(%) Мера ответственности за здоровье(%) Высокая самооценка Средняя самооценка Низкая самооценка

Самооценка своего состояния

Самооценка физического и психического состояния – реальный показатель здоровья. Чем выше самооценка, тем выше здоровье.

Лица с низкой самооценкой чаще всего не делают зарядку, не занимаются спортом, не соблюдают режим питания, не осознают меру своей ответственности за укрепление здоровья.

Занятия спортом(%)

Мера ответственности за здоровье(%)

Высокая самооценка

Средняя самооценка

Низкая самооценка

Здоровый образ жизни и его отражение в жизнедеятельности студентов (данные опроса) Основные причины невнимания к своему здоровью Участие в спортивной жизни Внеучебные спортивные занятия Нехватка времени Занятия в сборных командах вуза Отсутствие воли

Здоровый образ жизни и его отражение в жизнедеятельности студентов (данные опроса)

Основные причины невнимания

к своему здоровью

Участие в спортивной жизни

Внеучебные спортивные занятия

Нехватка времени

Занятия в сборных командах вуза

Отсутствие воли

Физическое самовоспитание–  процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Этапы физического самовоспитания Выделение положительных и негативных проявлений Самопознание 1 этап Составление личного плана Определение цели, программы 2 этап Использование способов воздействия на самого себя Практическое осуществление 3 этап

Физическое самовоспитание– процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности.

Этапы физического самовоспитания

Выделение положительных

и негативных проявлений

Самопознание

1 этап

Составление личного

плана

Определение

цели, программы

2 этап

Использование способов

воздействия на

самого себя

Практическое

осуществление

3 этап

Литература

Литература

  • Обязательная:
  • Научные основы физической культуры и здорового образа жизни: Учебное пособие Под общ.ред. Д.Н.Давиденко, СПбГТУ, БПА. СПб., 2001. – 348 с.
  • Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры: Учебное пособие/Волков В.Ю., Волкова Л.М. –СПбГТУ, СПб., 1998.
  • Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов/ Под общ. ред. В.И.Ильинича. – М.: Гардарики, 2003. – 448 с.
  • Дополнительная:
  • Ананьев В.А. и др. Этюды валеологии/ Под общ. ред. Д.Н.Давиденко – СПб., СПбГТУ, БПА, 2001. – 211 с.
  • Виленский М.Я., Горшков А.Г. основы здорового образа жизни студента/Среднее профессиональное образование, 1995, № 4, 5, 6; 1996, № 1, 2, 3.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

Автор: Бадмаев Петр Кюкенович

Дата: 12.10.2021

Номер свидетельства: 588430

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Инновационные методы подхода к студентам на уроках физической культуры"
    ["seo_title"] => string(78) "innovatsionnyie_mietody_podkhoda_k_studientam_na_urokakh_fizichieskoi_kul_tury"
    ["file_id"] => string(6) "437677"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1510138640"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Программа внеурочной деятельности «НАРОДНЫЕ ЗАБАВЫ» "
    ["seo_title"] => string(56) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-narodnyie-zabavy"
    ["file_id"] => string(6) "110763"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406566376"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Воспитательный план на 2015-2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(41) "vospitatielnyiplanna20152016uchiebnyighod"
    ["file_id"] => string(6) "313794"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459535272"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Комбинированный урок. Спортивные игры. Волейбол."
    ["seo_title"] => string(45) "kombinirovannyi_urok_sportivnye_igry_voleibol"
    ["file_id"] => string(6) "478162"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1537339043"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "конспект урока математики по теме  "Признаки возрастания и убывания функции". "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-priznaki-vozrastaniia-i-ubyvaniia-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "116382"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412439795"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства