Просмотр содержимого документа
«Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья»
Тема.Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья
Основные понятия
Здоровье, его содержание, критерии
Факторы здоровья
Составляющие здорового образа жизни
Здоровье в иерархии потребностей,
отражение в жизнедеятельности
Основные понятия
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.
Образ жизни – это привычки, режим, темп и ритм жизни, особенности работы и общения.
Здоровый образ жизни – совокупность форм и способов жизнедеятельности личности, основанная на нормах, ценностях деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей и места среди других людей, являющаяся важным регулятором ее поведения.
Здоровье– нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.
Основные критерии здоровья
Уровень жизнеустойчивости
Широта адаптации
Биологическая активность
органов и систем
Способность к регенерации
Состояние
самого
организма
Внешние
причины
Два источника
происхождения
болезни
2-й способ
предупреждения
болезни
1-й способ
предупреждения
болезни
Оздоровление, укрепление
организма
Устранение внешних
факторов болезни
1-й способ более результативен, т.к. практически невозможно
устранить все внешние факторы болезни, а укрепление и
закаливание организма приучает его приспосабливаться
к внешней среде.
Факторы здоровья
Окружающая среда
Образ жизни
Наследственность
Здравоохранение
ВЛИЯНИЕ ОСНОВНЫХ ГРУПП ФАКТОРОВ НА ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Устойчивость к влиянию окружающей среды значительно выше
у людей свысоким уровнем физической подготовленности
Здравоохранение и здоровье
Основные факторы риска в здравоохранении :
Неэффективность личной гигиены
Низкая профилактика болезней
Низкое качество медицинской помощи
Несвоевременная медицинская помощь
Составляющие здорового образа жизни
Режим труда и отдыха
Организация сна
Режим питания
Организация двигательной активности
Личная гигиена, закаливание
Профилактика вредных привычек
Культура межличностного общения
Психофизическая регуляция организма
Культура сексуального поведения
Режим труда и отдыха - этонормативная основа жизнедея-тельности студента, имеющая своюиндивидуальность (соответствие конкретным условиям, здо-ровью, работоспособности, интересам). Важно обеспечение относительного постоянства повседневной деятельности студента.
разование условных рефлексов, влияющих на работу внутренних органов);
Психогигиеническая и дыхательная гимнастика;
Упражнения на внимание, самоконтроль
Предлагаем познакомиться с небольшим
фрагментом одной из методик
аутогенной тренировки
Здоровье в иерархии потребностей человека
3 уровня ценности здоровья:
Биологический (саморегуляция
организма, гармония физиологических
процессов, максимальная адаптация);
Социальный (деятельное, активное
отношение к миру);
Личностный (стремление к здоровому
образу жизни, преодоление болезни)
Опрос: «Роль здоровья в жизни»
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА :
Здоровье – самое главное в жизни
Здоровье – необходимое условие
полноценной жизнедеятельности
Есть и другие ценности, которые
также важны для жизни
Есть ценности, ради которых
можно поступиться здоровьем
ВЫВОД:
Надо жить не думая о здоровье
Здоровье занимает ведущее место в
иерархии потребностей человека
Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни
Опрос:Можно ли считать
культурным человека, не
заботящегося о своем здоровье?
Факторы риска
здоровью,
отмеченные
студентами(%)
Результаты опроса
алкоголь
Да
курение
недостаток двигат. активности
Нет
загрязнение окружающей среды
Не знаю
конфликты с окружающими
Направленность на обеспечение здоровья
Два типа поведения по отношению к здоровью
Адекватное (разумное)
включает:
Неадекватное(беспечное)
его основная причина – здоровье
воспринимается как нечто
безусловно данное, потребность
в котором ощущается лишь при
заболевании
Соответствие действий человека
требованиям здорового образа жизни;
Соответствие требованиям
медицины, санитарии, гигиены;
Высокий уровень осведомленности
в вопросам здоровья;
Реальную самооценку своего
состояния
Причины, побуждающие
заботиться о здоровье(%)
1 место – ухудшение здоровья
2 место – осознание необходимости этого
Самооценка своего состояния
Самооценка физического и психического состояния – реальный показатель здоровья. Чем выше самооценка, тем выше здоровье.
Лица с низкой самооценкой чаще всего не делают зарядку, не занимаются спортом, не соблюдают режим питания, не осознают меру своей ответственности за укрепление здоровья.
Занятия спортом(%)
Мера ответственности за здоровье(%)
Высокая самооценка
Средняя самооценка
Низкая самооценка
Здоровый образ жизни и его отражение в жизнедеятельности студентов(данные опроса)
Основные причины невнимания
к своему здоровью
Участие в спортивной жизни
Внеучебные спортивные занятия
Нехватка времени
Занятия в сборных командах вуза
Отсутствие воли
Физическое самовоспитание– процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности.
Этапы физического самовоспитания
Выделение положительных
и негативных проявлений
Самопознание
1 этап
Составление личного
плана
Определение
цели, программы
2 этап
Использование способов
воздействия на
самого себя
Практическое
осуществление
3 этап
Литература
Обязательная:
Научные основы физической культуры и здорового образа жизни: Учебное пособие Под общ.ред. Д.Н.Давиденко, СПбГТУ, БПА. СПб., 2001. – 348 с.
Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры: Учебное пособие/Волков В.Ю., Волкова Л.М. –СПбГТУ, СПб., 1998.
Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов/ Под общ. ред. В.И.Ильинича. – М.: Гардарики, 2003. – 448 с.
Дополнительная:
Ананьев В.А. и др. Этюды валеологии/ Под общ. ред. Д.Н.Давиденко – СПб., СПбГТУ, БПА, 2001. – 211 с.