Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре на 2019-2020 год с 6-8 класс (вариант 2)»
1.Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Физкультура культура» составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Приказ МОиН Российской Федерации от 31 марта 2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Письмо МОиН Российской Федерации № 07-3517 от 19.08.2016 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ «ШИ № 31 г. Златоуст» (вариант 2) и иных нормативно-правовых актов.
Цель:
Повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Задачи:
Развивать восприятие собственного тела,
Осознавать свои физические возможности и ограничения.
Осваивать доступные способы передвижения (в том числе с использованием технических средств).
Соотносить самочувствие с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
Формировать двигательных навыков, координации движений, физических качеств.
Осваивать доступные виды физкультурно-спортивной деятельности: ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры, туризм и других.
Программа учебного предмета «Физическая культура» основывается на миссии школы №31, «Принять. Понять. Полюбить. Развить и научить».
Структура программы учебного предмета «Физическая культура» соответствует требованиям образования, обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Тематическое планирование ежегодно конкретизируется в календарно-тематическом планировании, утверждаемом директором школы.
Обучение физкультуры носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию физические качества и знания в нестандартных ситуациях.
2.Общая характеристика учебного предмета
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях физической культуре.
Программа по физической культуре включает 6 разделов: «Плавание», «Коррекционные подвижные игры», «Велосипедная подготовка», «Лыжная подготовка», «Физическая подготовка», «Туризм».
Содержание раздела «Плавание» включает задачи на формирование умений двигаться в воде и навыка плавания.
Раздел «Коррекционные подвижные игры» включает элементы спортивных игр и спортивных упражнений, подвижные игры. Основными задачами являются формирование умения взаимодействовать в процессе игры, соблюдать правила игры.
На занятиях по велосипедной подготовке обучающиеся осваивают езду на трехколесном и двухколесном велосипеде.
Раздел «Лыжная подготовка» предусматривает формирование навыка ходьбы на лыжах и дальнейшее его совершенствование.
Раздел «Физическая подготовка» включает построения и перестроения, общеразвивающие и корригирующие упражнения. Программный материал раздела «Туризм» предусматривает овладение различными туристическими навыками.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Основные задачи изучения предмета:
Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
коррекция нарушений физического развития;
формирование двигательных умений и навыков;
развитие двигательных способностей в процессе обучения;
укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения;
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает:
обогащение чувственного опыта;
коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «физическая культура» входит в предметную область «Физическая культура» изучается в 6с и 8с классах.
6с класс- в объёме 3 часа в неделю
8 с класс – в объеме 3часа в неделю,
4.Предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Класс
6с,8с.
Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
*Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться с помощью учителя.
*Освоение двигательных навыков, координации, последовательности движений с помощью учителя, развитие координации
*Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости с помощью учителя.
*Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и
др. с помощью учителя.
Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
*Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.
*Повышение уровня самостоятельности в освоении и совершенствовании двигательных умений.
Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: подвижные игры.
*Интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры, физическая подготовка.
*Умение кататься на санках, играть в подвижные игры и др. с помощью учителя.
5. Содержание учебного предмета
Содержание программы отражено в 6 разделах: «Плавание», «Гимнастика», «Коррекционные подвижные игры», «Велосипедная подготовка», «Лыжная подготовка», «Физическая подготовка», «Туризм». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;
выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя;
самостоятельное выполнение упражнений;
развитие двигательных качеств
формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
6.Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.
При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.
При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Оценка по предмету «Физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения учащимися умениями и результатом, строго индивидуально.
Предполагается то, что учащиеся будут знать:
Как должен одеваться ученик на занятия физкультурой;
Правила поведения в бассейне.
Что значит «шеренга», «колонна», «круг»;
Правила поведения в спортивном зале;
Что такое ходьба, бег, прыжки, метание;
Правила поведения во время подвижных игр;
Что такое спальный мешок, палатка и т.д.
Предполагается то, что учащиеся будут уметь:
Выполнять команду «Становись!»
Строиться в шеренгу, в колонну
Держать мячи, обручи
Выполнять инструкции и команды учителя
Ходить в колонне по одному, строиться в одну шеренгу, ходить по гимнастической скамейке, выполнять ОРУ
Чередовать ходьбу с бегом
Подпрыгивать на одной и двух ногах
Метать мячи одной рукой с места
Мягко приземляться при прыжках
Целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя
Кататься на двухколёсном и трёхколесном велосипеде
Стоять на лыжах
Держаться на воде и т.д.
7. Описание учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
7.1 Учебно-методическое обеспечение
Учебные пособия для учащихся
Методические пособия учителя
Учебники отсутствуют
1.Креминская М.М. Сборник программ по физической культуре для образовательных организаций, реализующих адаптивные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (для учащихся с лёгкой и умеренной умственной отсталостью 1-12 классы). -СПБ. : Владос Северо-Запад,2013.
2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажаноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
7.2 Материально-техническое обеспечение
- это общие характеристики инфраструктуры организации, включая параметры информационно-образовательной среды.
Материально-техническое оснащение учебного предмета предусматривает:
*инвентарь для подвижных и спортивных игр и др.
*дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря;