Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Юниор» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», в соответствии с требованиями и рекомендациями образовательной программы «Школа России».
Программа рассчитана на 135 занятий (по 30-35 мин.) для обучающихся 1-4 классов:
2-4 классы – 34 занятия по 1 занятию в неделю.
В 1 классе игры проводятся во время динамической паузы в помещении школы или на спортивной площадке, в зависимости от погодных условий. Время проведения динамической паузы 30-35 минут. Во 2-4 классах занятия спортивно-оздоровительного направления проводятся во второй половине дня. Занятия проходят по 35 минут.
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточно высокий уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать значительные психофизические нагрузки, связанные с новым — школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему для образовательной практики.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).
Подвижные игры способствуют объединению коллектива, массовому охвату детей физическими упражнениями, являются замечательным средством всестороннего физического развития.
Раздел «Подвижные игры» образовательной программы пересекается с задачами, которые ставятся для выполнения детьми на уроках физической культуры.
Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др.
Все игры подобраны с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста.
Содержание курса спортивно-оздоровительного направления «Юниор» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
В играх на взаимодействие дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Чувство честности, межличностные отношения выступают в игре наиболее темпераментно и ярко.
Подвижные игры закаливают организм, укрепляют нервную систему.
Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны: подражательные, образно-творческие, ритмические; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств.
Ученики приобретают основы умений бега на короткие и длинные дистанции, прыжков в длину и высоту с места и с разбега, метаний в цель и на дальность. Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях.
Игры с элементами ритмической гимнастики способствуют формированию навыка правильной осанки у детей младшего школьного возраста. Музыкально–ритмическая деятельность направлена на воспитание эстетических, физических, нравственных и умственных качеств, развивается познавательный интерес, память, вырабатывается устойчивость произвольного внимания, совершенствуется творческая активность.
Развитие разнообразных двигательных способностей и совершенствование умений, развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий.
Игры с элементами корректирующие движения лыжника и быстроту реакции.
№ | дата | тема занятия | кол-во часов | цель занятия | место проведения | оборудование | |
| план | факт | | | | | |
Игры на взаимодействие между учащимися | | | | | | | |
1 | | | Игра «Гном, как тебя зовут» | 1 | развитие внимания, памяти | классный кабинет | |
2 | | | Игра «Водяной» | 1 | развитие воображения, сплоченности коллектива | игровая площадка | |
3 | | | Игра «Мы веселые ребята» | 1 | развитие сплоченности коллектива | зал, площадка | музыкальное сопровождение |
4 | | | Игра «Гуси- лебеди» | 1 | развивать двигательную активность, умение передавать движение птиц | игровая площадка | |
5 | | | Соревнование скороходов | 1 | развитие внимания, умение правильно выполнять правила игры | спортивный зал | обувные коробки |
6 | | | Игра «Волк во рву» | 1 | совершенствование навыков бега и прыжков в длину | площадка | мел |
7 | | | Игра «К своим флажкам» | | развитие ориентировки, сообразительности | площадка | флажки |
8 9 | | | Игры по выбору учащихся | 2 | Развивать умение высказывать собственное мнение, приходить к единству. | игровая площадка | по выбору |
10 | | | Эстафета с мячами | 1 | развивать умение вести мяч, передавать его другому игроку | игровая площадка | мячи |
11 | | | игра «Птицы и клетка» | 1 | совершенствование быстроты реакции, развивается музыкальный слух, ритмичность движений | зал | музыкальное сопровождение |
12 | | | игра «Угадай, кто» | 1 | развивать умение бесшумно, наблюдательность | зал, коридор, площадка. | |
Игры на развитие двигательных качеств | | | | | | | |
13 | | | Эстафета зверей | 1 | развивать двигательную активность, умение передавать движения животных | игровая площадка | |
14 | | | Игры по выбору учащихся | 1 | Развивать умение высказывать собственное мнение, приходить к единству. | помещение | по выбору |
15 | | | игра «Стой!» | 1 | закрепление навыков ловли и метания малого мяча, воспитание быстроты реакции, ориентировки, умения быстро переключаться с одного действия на другое | зал, площадка | малый мяч |
16 | | | Игра «Веселые музыканты» | 1 | развивать чувство ритма | помещение | детские музыкальные инструменты |
17 | | | игра «Совушка» | 1 | развивать умение передавать движения животных | игровая площадка | |
18 19 | | | Игры по выбору учащихся | 2 | Развивать умение высказывать собственное мнение, приходить к единству | спортивный зал | по выбору |
20 | | | Эстафета со скакалками | 1 | Развивать умение выполнять упражнение со скакалками | спортивный зал | скакалки |
21 | | | Игра «Паровозик» | 1 | совершенствование навыков бега, умение играть группой | игровая площадка | |
22 | | | Игры по выбору учащихся | 1 | развивать способность концентрировать внимание на определенном сигнале | спортивный зал | по выбору |
23 | | | игра «Вышибалы» | 1 | совершенствование быстроты реакции | спортивный зал | мяч |
24 | | | игра «Воробьи и вороны» | 1 | развивать способность концентрировать внимание на определенном сигнале | зал, площадка | |
25 | | | игра «Салки» | 1 | развивать быстроту движений | площадка | |
2627 | | | Повторение изученных игр | 2 | Развивать умение приходить к единому мнению. | спортивный зал | по выбору |
28 | | | Эстафета «Кенгуру» | 1 | совершенствование навыков бега и прыжков в длину | спортивный зал | мешок |
29 | | | игра «Симон говорит» | 1 | развивать внимание, быстроту реакции | классный кабинет | |
30 | | | игра «мишки и шишки»» | 1 | развивать внимание, быстроту реакции; совершенствование навыков бега | спортивный зал | шишки и мешки |
31 | | | игра «Медведь» | 1 | Развивать двигательную активность, умение сотрудничать | спортивный зал | |
3233 | | | Игры по выбору учащихся | 2 | развитие интереса к играм и коммуникативных способностей | зал, площадка | |
2 год обучения – 34 часа | | | | | | | |
№ | дата | тема занятий | кол-во часов | цель занятия | место проведения | оборудование | |
| план | факт | | | | | |
1 | | | игры с элементами легкой атлетики «Осенний марафон» | 1 | формирование ЗОЖ через активное участие в соревнованиях | стадион | палочки |
2 | | | игра «Чай-чай выручай» | 1 | развитие быстроты и ловкости, формирование чувства коллективизма | площадка | |
3 | | | игра «День и ночь» | 1 | совершенствование быстроты реакции на слуховые сигналы | площадка | |
4 | | | игра «Вызовы» | 1 | воспитание быстроты реакции, скорости бега, смелости и взаимовыручки | площадка | |
5 | | | игра «Гонка мячей по кругу» | 1 | совершенствование навыков ловли и передачи мяча, развитие быстроты реакции и ориентировки | стадион | мячи |
6 | | | Прыжки в длину | 1 | развивать навык прыжков на одной и двух ногах | площадка | мел |
7 | | | игра «Караси и щука» | 1 | воспитание быстроты, ловкости, ориентировки, смелости, коллективности действии | спортивный зал | |
8 | | | игра «Кто выше?» | 1 | развитие внимания, ловкости; умения соблюдать правила ТБ | зал, площадка | резиновый бинт или планка для прыжков в высоту, мелки двух цветов |
9 | | | игра с обучением прыжкам в высоту «Достань мячик» | 1 | усвоение ритма выполнения последних трех шагов разбега при прыжке в высоту и отталкивании | спортивный зал | подвесной мячик |
10 | | | ритмическая гимнастика игра ««Веселые ладошки»» | 1 | Совершенствовать навык детей в перестроениях; развивать чувство ритма | зал | |
11 | | | игра «Веселый зоопарк» | 1 | развивать умение передавать движения животных в ритмичном танце | зал | музыкальное сопровождение |
12 | | | «Красивая спина» | 1 | развитие правильной осанки, умения правильно ходить | спортивный зал | музыкальное сопровождение |
13 | | | игра «Дружные ребята» | 1 | Проверить координацию движений ребёнка | спортивный зал | Гимнастическая скамейка, кегли разного цвета, мячи |
14 15 | | | игра «Веселый сапожок» | 2 | Разучивание нескольких базовых шагов под счёт, составление небольших связок из движений | спортивный зал | музыкальное сопровождение |
16 17 18 | | | "Непоседы" | 3 | Разучивание комплекса составленного совместно с детьми | спортивный зал | музыкальное сопровождение |
19 | | | игра «Ритмическая мозаика» | 1 | закрепление движений комплекса под музыку, работа над выразительностью выполнения движений комплекса | спортивный зал | музыкальное сопровождение |
20 | | | лыжная подготовка Скользящий шаг с палками | 1 | воспитание умения владеть собой, освоение техники скользящего шага, развитие быстроты | стадион | лыжи с палками |
21 | | | игра «Царь горы» | 1 | развитие выносливости, умение соревноваться | площадка | |
22 | | | Повороты на месте и в движении | 1 | развитие координационных способностей | стадион | лыжи |
23 | | | игра «Попади в цель» | 1 | Развивать глазомер, ловкость | площадка | |
24 | | | Игры по выбору учащихся | 1 | развитие коммуникативных способностей | площадка | по выбору |
25 | | | эстафета «Снежный город» | 1 | развитие выносливости, умение соревноваться | стадион | кегли, флажки, санки |
26 | | | Лыжная эстафета | 1 | развитие двигательных качеств, умение участвовать в эстафете | стадион | лыжи без палок |
27 | | | подвижные игры игры и эстафеты с мячами | 1 | развитие умения быстро бегать, передавать мячи, взаимодействовать в игре | спортивный зал | мячи разных размеров |
28 | | | игра «Класс, смирно!» | 1 | усвоение строевых команд и перестроения, воспитание внимания и быстроты реакции. | зал, площадка | |
29 | | | Броски мяча в корзину | 1 | развитие меткости | спортивный зал | мячи |
30 | | | игра «Боулинг» | 1 | развитие меткости, внимания | спортивный зал | кегли, мячи |
31 | | | игра «Картошка» | 1 | развивать быстроту реакции, умение ловить мяч | площадка | мяч |
32 | | | Соревнование по прыжкам через скакалку | 1 | развивать умение прыгать через скакалку | площадка | скакалки |
33 | | | игра «Веселые пингвинята» | 1 | развивать умение быстро передвигаться с мячом | спортивный зал | мячи |
34 | | | игра «Солнышко» | 1 | развивать умение высказывать свое мнение, приходить к единству; уважать чужое мнение | площадка | обручи и гимнастические палки |
3 год обучения – 34 часа | | | | | | | |
№ | дата | тема занятия | кол-во часов | цели занятия | место проведения | оборудование | |
| план | факт | | | | | |
1 | | | игры с элементами легкой атлетики «Метатели» | 1 | развитие меткости, внимания, быстроты реакции | спортивная площадка | мячи |
2 | | | игра «Пустое место» | 1 | развитие быстроты, формирование умения ускорять и замедлять бег | спортивная площадка | |
3 | | | игра « У ребят порядок строгий» | 1 | развитие двигательных навыков | спортивная площадка | |
4 | | | игра «К своим флажкам» | 1 | развитие быстроты, формирование умения ускорять и замедлять бег | спортивная площадка | флажки |
5 | | | игра «Прыгающие воробушки» | 1 | закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве | спортивная площадка | обручи, мешки |
6 | | | Веселые старты «Лабиринт» | 1 | развитие выносливости, умение соревноваться | спортивный зал | кегли, мячи, мешки, обручи |
7 | | | «Прыжки по полосам» | 1 | закрепление и совершенствование навыков в прыжках | спортивный зал | |
8 | | | «Играй, играй, мяч не теряй» | 1 | развивать умение быстро передвигаться с мячом | спортивный зал | мячи |
9 | | | Прыжки в длину и высоту с прямого разбега | 1 | закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве | спортивная площадка | |
10 | | | ритмическая гимнастика «Исправь осанку»» | 1 | формирование правильной осанки через систему ритмических упражнений | спортивный зал | |
11 12 | | | Упражнения на согласованность движений с музыкой | 2 | работать над выразительностью выполнения движений комплекса под музыку | спортивный зал | музыкальное сопровождение |
13 | | | игра «Зайцы в огороде» | 1 | развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве | спортивная площадка | |
14 15 16 | | | Разучивание комплекса ритмических упражнений с лентой «Осенний лес» | 3 | формирование правильной осанки; развитие координационных способностей, внимания | спортивный зал | музыкальное сопровождение, ленты |
17 | | | Ритмические упражнения с обручами | 1 | развитие координационных способностей и двигательных навыков | спортивный зал | обручи |
18 | | | игра «Верёвочка под ногами» | 1 | закрепление и совершенствование навыков в прыжках | площадка | скакалка |
19 | | | «Гимнасты» | 1 | Разучивание комплекса составленного совместно с детьми | спортивный зал | музыкальное сопровождение, мячи |
20 | | | лыжная подготовка одновременный двухшажный ход | 1 | Развивать двигательную активность; выносливость | спортивная площадка | лыжи |
21 | | | Поворот переступанием | 1 | Развивать двигательную активность; координацию движений | спортивная площадка | |
22 | | | игра «Защита укрепления» | 1 | Развивать двигательную активность, умение сотрудничать | снежная площадка | |
23 | | | игра «Перевозка груза» | 1 | Развивать двигательную активность, умение сотрудничать | снежная площадка | санки, гимнастические палки |
2425 | | | игры на развитие скорости «Верхом на клюшке» | 2 | Развивать двигательную активность; координацию движений | снежная площадка | клюшка |
26 | | | игра – соревнование «Не уступлю горку!» | 1 | развитие быстроты и ловкости, умения взаимодействовать в команде | снежная площадка | |
27 | | | подвижные игры игры на внимание и быстроту «Поезд» | 1 | развитие быстроты и ловкости, умения взаимодействовать в команде | спортивный зал | кегли |
28 | | | игры с прыжками и бегом «Прыгуны и пятнашки» | 1 | закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве | | |
29 3031 | | | «Веселые старты» Старт группами Командный бег | 3 | развитие быстроты и ловкости, умения взаимодействовать в команде | беговая дорожка | кегли, мячи, обручи |
32 | | | «Мини-гандбол» | 1 | развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями | спортивная площадка | гандбольный мяч |
33 34 | | | Повторение изученных игр | 2 | Развивать умение высказывать собственное мнение, приходить к единству | спортивная площадка | по выбору |
4 год обучения - 34 занятия | | | | | | | |
№ | дата | тема занятий | кол-во часов | цель занятия | место проведения | оборудование | |
| план | факт | | | | | |
1 2 3 | | | Встречная эстафета. «Волк и ягненок» «Кто раньше» | 3 | формирование ЗОЖ через участие в подвижных играх; овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями | спортивная площадка | флажки, эстафетные палочки |
4 5 | | | Эстафета со скакалкой. Смена номеров | 2 | развитие быстроты, ловкости, силы, внимания, координации | спортивная площадка | скакалки |
6 7 | | | Погоня по кругу. «Перебежки» | 2 | развитие быстроты и ловкости, умения взаимодействовать в команде | спортивная площадка | жгут |
8 9 | | | «Рыбная ловля» Игровые упражнения с малыми мячами. | 2 | развитие координационных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями | спортивная площадка | теннисные мячи |
10 | | | ритмическая гимнастика Элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые и прикладные упражнения) | 1 | развитие быстроты, ловкости, гибкости, координации движений; формирование ЗОЖ | спортивный зал | музыкальное сопровождение |
11 | | | Игра на развитие гибкости тела «Гимнасты» | 1 | совершенствование комплекса составленного совместно с детьми | спортивный зал | мячи, гимнастические палки |
12 13 | | | Упражнения с элементами хореографии и танца; Игры с лентами «Осенний лес» | 2 | формирование правильной осанки; развитие координационных способностей, внимания | спортивный зал | музыкальное сопровождение, ленты |
14 15 | | | «Прыгающие воробушки» «Прыжки по полосам» | 2 | закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве | спортивный зал | |
16 17 18 | | | упражнения с предметами: лентой, обручем, мячом | 3 | развитие быстроты, ловкости, гибкости, координации движений; формирование ЗОЖ | спортивный зал | ленты, обручи, мячи |
19 | | | Соревнование «Лабиринт» | 1 | закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве | спортивный зал | скакалки, мешки, обручи, музыкальное сопровождение |
20 | | | лыжная подготовка Эстафета 4х50 без лыжных палок | 1 | развитие быстроты и ловкости, умения взаимодействовать в команде | спортивная площадка | |
21 | | | игра «Два мороза» | 1 | воспитание чувства товарищеской взаимопомощи; совершенствование умения бегать быстро, легко изменяя скорость и направление движений | зал, площадка | |
22 23 | | | Подбирание предметов во время спуска в низкой стойке; «Кто дальше уедет» | 2 | развитие быстроты, ловкости, гибкости, координации движений; формирование ЗОЖ | спортивная площадка | кегли |
24 | | | игра «Заяц без логова» | 1 | совершенствование быстроты реакции, ориентировки, ловкости, воспитание находчивости, решительности | спортивный зал | |
25 | | | Передвижение на лыжах различными способами в режиме умеренной интенсивности | 1 | Развитие выносливости | спортивная площадка | |
26 | | | подвижные игры с элементами спортивных игр "Снайперы" | 1 | развитие быстроты, ловкости, координации движений | спортивный зал | |
27 | | | "Перетягивание через черту" | 1 | Развитие выносливости, силы, согласованности | спортивный зал | |
28 | | | "Эстафета с лазаньем и перелезанием" | 1 | развитие быстроты, ловкости, координации движений | спортивный зал | гимнастические скамейки |
29 30 31 | | | Бег с мячом Бег по линиям «День» и «Ночь» | 3 | совершенствование быстроты реакции, ориентировки, ловкости, воспитание находчивости, решительности | спортивный зал | мячи |
32 | | | Кто точнее? | 1 | научиться метко метать мяч | футбольное поле, ровная площадка | мячи |
3334 | | | «Пионербол» | 2 | совершенствование навыков ловли мяча через сетку | спортивный зал | волейбольная сетка |
1.Стандарты второго поколения Примерная программа по учебным предметам часть 2, Москва, «Просвещение», 2010
2. В.И.Лях. Комплексная программа физического воспитания 1 – 4 классы Москва, «Просвещение», 2007
3. Сборник нормативных документов Физическая культура, Москва, Дрофа, 2004
4.А. Ю. Патрекеев. Подвижные игры, - издательство «ВАКО», 2007
5. И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова. Здоровьесберегающие технологии, Москва, Илекса,2004
комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты),
мячи: набивной 1 и 2 кг, мяч малый (мягкий), мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные,
лента финишная.