ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 92 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Рассмотрено решением педагогического Совета Протокол от «__»__________ № _____ | Согласовано Заместитель директора ________ «____» _________ 2019 г. | Утверждено Директор ________ Приказ от «___» ______2019 г. №___ |
Рабочая программа
дополнительного образования
кружка по плаванию
для обучающихся 2-5-х классов
на 2019-2020 учебный год
Составитель прграммы:
Алутин С.А.
Донецк - 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ……………………………………………………………
Результаты освоения учебного предмета ………………………………………..
Учебно - тематический план ………………………………………………….......
Содержание программы ………………………………………………………......
Список литературы ………………………………………………………………..
Приложение1. Методическое обеспечение образовательной программы …….
Приложение 2. Материально техническое обеспечение ………………………..
.
пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования детей по плаванию в системе дополнительного образования относится к программам физкультурно-спортивной направленности.
Плавание —- один из самых популярных видов спорта. Оно жизненно необходимо для человека и тесно связанно с трудовой деятельностью отдельных профессий. Огромный плюс плавания заключается также в том, что оно практически не имеет побочных эффектов и противопоказаний. Плавание способствует развитию гибкости тела, повышению выносливости, увеличению работоспособности, поднятию настроения и эффективной борьбе со стрессовыми ситуациями.
Это олимпийский вид спорта, в котором спортсмены показывают свое техническое мастерство и скорость. Плавание, как вид спорта, как массовое физическое воспитание, оздоровительное и гигиеническое средство представлено в государственных программах по физической культуре в средних образовательных школах.
Рабочая программа дополнительного образования по плаванию составлена на основе программ:
- Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Физическая культура. 1-4 кл.» / сост. Михайлюк С.И., Макущенко И.В., Гречановская В.О. и др. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 125 с.
- Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Физическая культура. 5-9 кл.» / сост. Михайлюк С.И., Макущенко И.В., Негода Е.А. и др. – 4-е изд. Перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 241 с.
- Типовая сквозная программа “Юный пловец” А. Никулин, Е. Никулина 2006г.
- Булгакова Н.Ж. Плавание. – М.: Физкультура и спорт, 1999.
Настоящая программа по плаванию для 2 - 5 классов создана на основе следующих нормативно – правовых документов регламентирующих образовательный процесс:
Конституция Донецкой Народной Республики;
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (статья 72);
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310.
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.01.2015 г. № 8 «Об утверждении Типового положения об учреждении дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 г. № 392 «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей»;
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 г. № 322 и Министерства молодежи, спорта и туризма от 22.06.2015 г. № 94 «Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи».
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016г. №815 «Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики»;
Приказ МОН ДНР от 16.08.2017г. №832 «Концепция развития непрерывного воспитания детей и молодежи Донецкой Народной Республики».
Актуальность программы. Для современных детей, ведущих малоподвижный образ жизни, важную роль играет вовлечение в различные секции и спортивные кружки. Это формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия. Занятия в кружке, секции, тренировки в неформальной обстановке способствуют повышению самооценки, раскрепощению, раскрывает его потенциальные возможности.
Новизна и оригинальность программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться плаванием тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «плавание» в школе, а также способствовать вниманию к вопросу воспитания здорового образа жизни.
Педагогическая целесообразность позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта. В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования по плаванию, направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и развитии двигательной активности организма.
Программа разработана на основе спортивного плавания и предназначена для школ, которые имеют материально-технические возможности для обучения плаванию в условиях бассейна.
В программе заложены и раскрыты цели и задачи, средства и методы, позволяющие решать вопросы плавательной подготовки учащихся в условиях бассейна. Регулярные занятия детей и подростков плаванием –это активная форма подготовки к требованиям социально-трудовой жизни современного общества.
Занятия по плаванию проводятся из расчёта 3 часа в неделю: всего 99 часов.
Программа рассматривает следующую цель: Создание условий для развития физических и личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающихся, формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям плаванием, укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие.
Программа решает следующие задачи.
Образовательные:
Выработать у учащихся положительный интерес к занятиям плаванием.
обучить учащихся техническим приемам и видам плавания (кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй).
Прививать необходимые теоретические знания в области гигиены, медицины, физической культуры и спортивного плавания.
дать представление об оздоровлении организма и улучшении самочувствия;
дать необходимые дополнительные знания и умения в области раздела физической культуры и спорта – плавание;
научить правильно регулировать свою физическую нагрузку.
Развивающие:
развить координацию движений и основные физические качества;
способствовать повышению работоспособности учащихся;
развивать двигательные способности;
формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями .
Укреплять здоровье учащихся, повышать и поддерживать на оптимальном
уровне физическую и умственную работоспособность, спортивную трениро-ванность.
Воспитательные:
воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
воспитывать дисциплинированность;
способствовать снятию стрессов и раздражительности;
способствовать работе в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели.c
Программа рассчитана на более полное изучение, закрепление, совершенствование полученных школьных навыков и расширенное освоение (в отличие от школьного курса) более глубоких приёмов избранного вида спорта в течение 1 года, по следующим разделам:
1. Общие основы плавания.
2. Изучение и обучение основам техники различным видам плавания.
3. Основы физической и специальной подготовки пловца .
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:
В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Программа предназначена для детей 7 - 11 лет.
Сроки реализации программы - 1 год. Количество часов в год - 111 ч.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу.
Формы и режим занятий:
Наполняемость учебной группы по годам обучения:
Группа 1 года обучения комплектуется в количестве не менее 15 человек,
Форма организации детей на занятии: групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах, подгруппах.
Форма проведения занятий: учебно-тренировочная, соревновательная.
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий плаванием;
организация самостоятельной деятельности с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе ее выполнения;
анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми; сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов стилей плавания, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
изложение фактов истории развития плавания, характеристика ее роли и значения в жизнедеятельности человека;
представление о том, какие стили плавания;
представление о том, что такое основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и координация движений;
представление об измерении уровня развития основных физических качеств;
измерение индивидуальных показателей физического развития, развитие основных физических качеств;
оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
организация и проведение со сверстниками плавания и соревнований, бережное обращение с инвентарем и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности к местам проведения занятий;
взаимодействие со сверстниками по правилам проведения плавания и соревнований;
выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях;
выполнение технических действий из стилей плавания, применение их в игровой и соревновательной деятельности;
в доступной форме объяснять правилу (технику) выполнения двигательных действий анализировать и находить ошибки, эффективно их исправляя.
ожидаемые результаты
По окончании первого года обучения обучающиеся должны:
Овладения учащимися навыками здорового образа жизни , активное участие в общественной жизни школы.
Повышение уровня общей и специальной физической подготовленности детей.
Овладение учащимися навыков основных способов плавания, привлечение к систематическим занятиям плавания.
знать общие основы плавания;
научиться правильно распределять свою физическую нагрузку;
уметь проплывать 25 м. двумя видами по плаванию .
Формы и способы проверки результативности
Основной показатель работы секции по плаванию - выполнение в конце года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно - качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития. Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.
В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольные зачеты. Результаты контрольных испытаний являются основой для отбора в группы следующего этапа подготовки. Контрольные заплывы . игры на воде проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры, заплывы незаменимы при подготовке к соревнованиям.
Учебно-тематический план
1-й год обучения
№ п/п | Название тем | Количество часов |
теория | практика | всего |
1 | Вводное занятие. ПП и ТБ. Правила соревнований. Общие основы по плаванию. | 6 | - | 6 |
2 | Общефизическая подготовка | 3 | 7 | 10 |
3 | Специальная подготовка | 4 | 10 | 14 |
4 | Техническая подготовка способа кроль на груди | 4 | 10 | 14 |
Техническая подготовка способа кроль на спине | 4 | 10 | 14 |
Техническая подготовка способа брасс | 4 | 10 | 14 |
Техническая подготовка способа дельфин | 4 | 10 | 14 |
5 | | | | |
6 | Игровая подготовка | 4 | 13 | 17 |
7 | Контрольные выполнения заданий | 2 | 4 | 6 |
8 | Итоговое занятие | - | 2 | 2 |
| Всего: | 35 | 76 | 111 |
содержание программы
1класс
Знания. Общие сведения о плавании. Стили плавания. Правила безопасности во время занятий плаванием. Физическая подготовка. На суше: упражнения, имитация движений пловца: подготовительные упражнения движения руками и ногами стилем «кроль» на груди и кроль на спине. В воде: Упражнения для ознакомления с водным пространством: передвижение по дну бассейна с выполнением гребковых движений руками, передвижение прыжками, бегом, с подскоками. Держась руками за бортик: приседание с погружением; выдох вводу; открывание глаз в воде. Выполнение движений ногами и гребковых движений руками. | Обучающийся: имеет общее представление о плавании, стилях плавания. Знает и выполняет: общеразвивающие упражнения, подготовительные упражнения на суше; движения руками и ногами как при плавании кроль на груди и на спине. Выполняет: упражнения для ознакомления с водным пространством, упражнения возле бортика: приседание с погружением; выдох в воду; открывание глаз в воде; движения ногами и руками с выдохом в воду. Выполняет: движения ногами кролем на груди и гребковые движения руками. Упражнения «Поплавок», «Звездочка», «Медуза», «Стрелочка» на груди и на спине; плавание с доской и движением ног, кролем на груди на спине; играет и знает правила 1-2 игр по выбору. Соблюдает: правила безопасности на занятиях плаванием. |
2 класс
Знания. Влияние водных процедур на состояние здоровья школьников. Гигиена пловца. Правила безопасности во время занятий плаванием. Физическая подготовка. Упражнения на суше: организационные упражнения; общераз –вивающие упражнения; специальные имитационные упражнения пловца. Специальные плавательные упражнения в воде. Ознакомление с техникой спортивного плавания способом кроль на груди, кроль на спине. Упражнения для рук и ног, движения рук способом кроль на груди и кроль на спине; объединение работы рук, ног и дыхания. Прыжки в воду. Игры в воде: «Рыбаки и рыбки», «Водные ладьи», «Бегом по воде». | Обучающийся: характеризует: влияние водных процедур на состояние здоровья школьников; выполняет: упражнения на суше: организационные упражнения; общеразвивающие упражнения; специальные имитационные упражнения пловца; выполняет: специальные плавательные упражнения: для работы рук и ног; скольжение на груди и на спине с работой ног; работа рук способом кроль на груди и на спине (с досточкой и без досточки); объединение работы рук, ног и дыхания держась за бортик; проплывая с досточкой и без досточки прыжки в воду; принимает участие: в играх в воде «Рыбаки и рыбки», «Водные ладьи», «Бегом по воде». Соблюдает: правила безопасности во время занятий плаванием. |
3 класс
Знания. Влияние водных процедур на состояние здоровья школьника. Средства закаливания. Правила безопасности во время занятий плаванием. Физическая подготовка. На суше: общеразвивающие упражнения; специальные имитационные упражнения пловца; упражнения для координа -ции движений. Специальные плавательные упражнения. Для работы рук и ног; техника спортивного плавания способом кроль на груди, кроль на спине. Проплывание 20-25 метров без учёта времени. Прыжки в воду. Специальные плавательные упражнения: для работы рук и ног; скольжение на груди и на спине с работой ног; работа рук способом кроль на груди и на спине (с досточкой и без досточки); объединение работы рук, ног и дыхания держась за бортик, приплывая с досточкой и без досточки; прыжки в воду. Игры на воде. «Рыбаки и рыбки», «Водные ладьи», «Бегом по воде»; «Пятнашки с поплавком», «Винт», «Дельфин», «Насос», «Передача мяча», «Пескари и щука». | Обучающийся: знает об опасности переохлаждения; называет средства закаливания; знает и выполняет: общеразвивающие упражнения; специальные имитационные упражнения пловца; упражнения для развития координации движений; знает и выполняет: специальные плавательные упражнения: для усовершенствования работы рук и ног способом кроль на груди и кроль на спине; ныряния и погружение в воду с задержкой дыхания до 10-15 секунд, с последующим выдохом в воду; прыжки в воду, специальные плавательные упражнения: для работы рук и ног; скольжение на груди и на спине с работой ног; работа рук способом кроль на груди и на спине (с досточкой и без досточки); объединение работы рук, ног и дыхания держась за бортик, приплывая с досточкой и без досточки; прыжки в воду; проплывание 20-25 метров без учёта времени; прыжки в воду с бортика и стартовой тумбочки. Принимает участие в играх в воде «Рыбаки и рыбки», «Водные ладьи», «Бегом по воде». Играет в игры с предметами и элементами спортивного плавания. Соблюдает: правила безопасности во время занятий плаванием |
4 класс
Знания. История развития плавания. Развивающее значение плавания. Правила безопасности во время занятий плаванием. Физическая подготовка. На суше: Общеразвивающие упражнения; специальные имитационные упражнения пловца; упражнения для координации движений и развития подвижности в суставах; упражнения на гибкость. Упражнения для развития силы рук и ног. Специальная подготовка В воде: Скольжения на груди и на спине (на ность и с работой ногами). Упражнения для согласования движений рук и ног с дыханием во время плавания способом кроль на груди и кроль на спине (с досточкой, без досточки). Проплывание отрезков 20-25 м. без учёта времени с низкого старта (старт из воды). Ныряния и проныривания. Прыжки в воду. Игры в воде. «Водное поло» по упрощённым правилам. | Обучающийся: имеет: представление об истории развития плавания; о развивающем значении плавания; выполняет: общеразвивающие упражнения; специальные; имитационные упражнения пловца; упражнения для координации движений и развития подвижности в суставах; упражнения на гибкость; упражнения для развития силы рук; прыжки и выпрыгивания; выполняет скольжения на груди и на спине; упражнения для согласования движений рук и ног с дыханием во время плавания способом кроль на груди и кроль на спине (с досточкой и без досточки); проплывание отрезков 20-25 м. без учета времени кролем на груди, кролем на спине с низкого старта (старт из воды); ныряния с задержкой дыхания до 20 сек., проныривание отрезков 5-8 м.; прыжки в воду вниз ногами, прыжки в воду со стартовой тумбочки, Играет в 1-5 игр из ранее выученных на уроках. Соблюдает правила безопасности во время занятий плаванием. |
5 класс
Знания. История развития плавания. Развивающее значение плавания. Правила безопасности во время занятий плаванием. Физическая подготовка. На суше: Общеразвивающие упражнения; специальные имитационные упражнения пловца; упражнения для координации движений и развития подвижности в суставах; упражнения на гибкость. Упражнения для развития силы рук и ног. Специальная подготовка В воде: Скольжения на груди и на спине (на дальность и с работой ногами). Упражнения для согласования движений рук и ног с дыханием во время плавания способом кроль на груди и кроль на спине (с досточкой, без досточки). Проплывание отрезков 20-25 м. без учёта времени с низкого старта (старт из воды). Ныряния и проныривания. Прыжки в воду. Игры в воде. «Водное поло» по упрощённым правилам. | Обучающийся: имеет: представление об истории развития плавания; о развивающем значении плавания; выполняет: общеразвивающие упражнения; специальные имитационные упражнения пловца; упражнения для координации движений и развития подвижности в суставах; упражнения на гибкость; упражнения для развития силы рук; прыжки и выпрыгивания; выполняет скольжения на груди и на спине; упражнения для согласования движений рук и ног с дыханием во время плавания способом кроль на груди и кроль на спине (с досточкой и без досточки); проплывание отрезков 20-25 м. без учета времени кролем на груди, кролем на спине с низкого старта (старт из воды); ныряния с задержкой дыхания до 20 сек., проныривание отрезков 5-8 м.; прыжки в воду вниз ногами, прыжки в воду со стартовой тумбочки, Играет в 1-5 игр из ранее выученных на уроках. Соблюдает правила безопасности во время занятий плаванием. |
.
список литературы
Конституция Донецкой Народной Республики;
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (статья 72);
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310.
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.01.2015 г. № 8 «Об утверждении Типового положения об учреждении дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 г. № 392 «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей»;
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 г. № 322 и Министерства молодежи, спорта и туризма от 22.06.2015 г. № 94 «Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи».
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016г. №815 «Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики»;
Приказ МОН ДНР от 16.08.2017г. №832 «Концепция развития непрерывного воспитания детей и молодежи Донецкой Народной Республики».
Плавание: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт, 2004.
. Булгакова Н.Ж. Плавание. – М.: Физкультура и спорт, 1999.
. Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. – М.: Физкультура и спорт, 2000.
Макаренко Л.П. Юный пловец. – М.: Физкультура и спорт, 1983
. Плавание: Учебник/Под ред. В.Н.Платонова. – Киев: Олимпийская литература, 2000.
. Талаче Ежи. Энциклопедия физических упражнений. – М.: Физкультура и спорт, 1998.
. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. – М.: Астрель, 2003.
Приложение1. Методическое обеспечение
образовательной программы
Дидактические материалы:
- Картотека упражнений по плаванию.
- Схемы и плакаты освоения технических приемов по плаванию.
- Правила соревнований.
Методические рекомендации:
- Рекомендации по организации безопасного выполнения упражнений.
- Рекомендации по организации игр на воде.
- Инструкции по охране труда.
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала.
Приложение2 Материально-техническое обеспечение
образовательной программы
Основной учебной базой для проведения занятий является бассейн, душевые, раздевалки для детей.
Спортивный инвентарь:
- плавательные досточки;
- резиновые мячи.
Примечание: В зависимости от индивидуальных возможностей учебной группы или при невозможности провести 111 занятия по объективным причинам (болезни, каникулы или др. уважительные причины) преподаватель может по своему усмотрению изменять порядок различных тем внутри учебного плана, или добавлять занятия в другие дни взамен пропущенных.