Пояснительная записка к программе по корригирующей гимнастике (нарушение осанки) 2-5 класс
Пояснительная записка к программе по корригирующей гимнастике (нарушение осанки) 2-5 класс
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа корригирующая гимнастика (нарушение осанки), разработана на основе общеобразовательной программы по физической культуре и составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897, примерной программы по физической культуре в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (руководители проекта А.М. Кондаков, Л.П. Кезина. - М.: Просвещение, 2010), общеобразовательной программы физического воспитания для учащихся средней школы Лях В.И. «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» 2011г, программы для школьников специальных медицинских групп «Программа по физической культуре для учащихся, отнесенных к специальным медицинским группам» А. П. Матвеев, Т. В. Петров, Л. В. Каверкина, 2010г. Содержание программы предполагает занятия три раза в неделю, всего 1 классы 99 часов, 2 - 5 классы 102 часа.
Актуальность программы. В последнее время увеличилось число детей с нарушениями осанки. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях школьного общеобразовательного учреждения, где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий. Формирование нового правильного стереотипа осанки и ликвидация порочных условных рефлексов требуют особенно строгого подхода к организации занятий корригирующей гимнастикой. Данная программа основана на соблюдении основных педагогических принципов, определяющих успешность обучения школьников физическим упражнениям: сознательное и активное отношением к занятиям лечебной гимнастикой, наглядность, доступность, систематичность, постепенное повышение уровня нагрузки с учетом анатомофизиологических особенностей детей и подростков. Огромную роль в данной программе играет система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для коррекции осанки и укрепления здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования двигательных способностей детей. Программа ориентирована на воспитание моральных и волевых качеств, а так же поможет школьникам сформировать потребность к систематическим занятиям корригирующей гимнастикой.
Целью данной программы является не только воспитание и сохранение навыков правильной осанки и правильного положения стоп при различных положениях тела, но и создание условий для развития творческих, физических, художественно-эстетических качеств ребенка.
Повышение физиологической активности органов и систем организма учащихся, ослабленных заболеванием;
3. Повышение физической и умственной работоспособности;
4. Приобретение знаний об организме человека, профилактике и возможном исправлении отклонений в здоровье;
III. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Программа корригирующая гимнастика (нарушение осанки) направлена на достижение следующих целей:
- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, региональными климатическими условиями;
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и специальных корригирующих упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях;
Задачи программы:
- своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
- определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями медико-педагогической комиссии);
- организация групповых занятий для детей корригирующей гимнастикой (нарушение осанки);
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
Программа рассчитана на обучающихся, отнесенных по заключению врача к группе коррекции. Дети основной физкультурной группы с рекомендацией заниматься корригирующей гимнастикой (нарушение осанки), также могут работать по данной программе.
Методика проведения занятий в данной группе имеет свою специфику. Ведущий принцип в этой работе - дифференцированный подход, дозирование нагрузки с учетом индивидуальных особенностей, диагноза, степени нарушений в осанке, а для этого нужны:
Специальные упражнения для мышц нижних конечностей сочетать с общеразвивающими упражнениями.
Специальные гимнастические упражнения использовать в положении разгрузки стоп (в и.п. лёжа, сидя и стоя).
Использовать в занятиях различные тренажёры и предметы (фитболы, гимнастические палки, массажёры).
Методы преподавания:
• словесный;
• наглядный;
• индивидуальный подход.
Формой проведения занятий является урок, но с особым подбором упражнений, учитывающий определенный дефект нарушения осанки и исключаются те упражнения, которые углубляют дефект.
Формы организации урока:
Для более качественного освоения предметного содержания уроки корригирующей гимнастикой (нарушение осанки), подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники, особенно те их разделы, которые касаются особенностей данных занятий и выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.
Уроки с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов оздоровительной гимнастики, подвижных игр, лыжных гонок и плавания. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений).
Формы деятельности учащихся на уроке
· Основы знаний (ОЗ):
· Общеразвивающие упражнения (ОРУ);
· Комплекс упражнений (КУ);
· Дыхательные упражнения (ДУ).
IV. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа корригирующая гимнастика (нарушение осанки) предназначена для учащихся 2-5 классов и предполагает занятия три раза в неделю по 40 мин., всего 102 часа учебного года. Темы, выпадающие на праздничные и актированные дни планируется изучать за счет объединения тем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к программе по корригирующей гимнастике (нарушение осанки) 2-5 класс »
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа корригирующая гимнастика (нарушение осанки), разработана на основе общеобразовательной программы по физической культуре и составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897, примерной программы по физической культуре в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (руководители проекта А.М. Кондаков, Л.П. Кезина. - М.: Просвещение, 2010), общеобразовательной программы физического воспитания для учащихся средней школы Лях В.И. «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» 2011г, программы для школьников специальных медицинских групп «Программа по физической культуре для учащихся, отнесенных к специальным медицинским группам» А. П. Матвеев, Т. В. Петров, Л. В. Каверкина, 2010г. Содержание программы предполагает занятия три раза в неделю, всего 1 классы 99 часов, 2 - 5 классы 102 часа.
Концепция программы. В основе программы лежат следующие ключевые идеи, на которые опирается весь учебно-воспитательный процесс:
Идеясочетания теории и практики: здоровье человека и влияние на него физических упражнений, влияние питания на здоровье, гигиенические и этические нормы.
Идея разновозрастного образования:среди детей разного возраста ребёнок последовательно и гармонично переживает своё взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир. Глядя на младших, он может видеть, каким он был раньше. На примере старших понимает, каким будет через год. Он знает, что у старших ребят есть свои взрослые обязанности, они – главные помощники педагогу. Старшие воспитанники обладают опытом, который они передают младшим. Со временем воспитанник постепенно осваивает все сложные действия и теперь уже сам помогает педагогу, он сам может прийти младшим на выручку. И это ощущение созревает в самом ребёнке. Ребёнок получает опыт.
Идея восхождения:во время обучения кроме формирования специальных знаний и умений в детях происходят личностные изменения, расширение кругозора, формирование здорового образа жизни, повышается духовный и нравственный уровень, уверенность в себе. За время обучения происходит восхождение воспитанников к общечеловеческим ценностям, таким как: красота, добро, истина, отечество.
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Уровень изучения учебного материала базисный. Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.
Актуальность программы. В последнее время увеличилось число детей с нарушениями осанки. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях школьного общеобразовательного учреждения, где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий. Формирование нового правильного стереотипа осанки и ликвидация порочных условных рефлексов требуют особенно строгого подхода к организации занятий корригирующей гимнастикой. Данная программа основана на соблюдении основных педагогических принципов, определяющих успешность обучения школьников физическим упражнениям: сознательное и активное отношением к занятиям лечебной гимнастикой, наглядность, доступность, систематичность, постепенное повышение уровня нагрузки с учетом анатомофизиологических особенностей детей и подростков. Огромную роль в данной программе играет система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для коррекции осанки и укрепления здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования двигательных способностей детей. Программа ориентирована на воспитание моральных и волевых качеств, а так же поможет школьникам сформировать потребность к систематическим занятиям корригирующей гимнастикой.
Целью данной программы является не только воспитание и сохранение навыков правильной осанки и правильного положения стоп при различных положениях тела, но и создание условий для развития творческих, физических, художественно-эстетических качеств ребенка.
Повышение физиологической активности органов и систем организма учащихся, ослабленных заболеванием;
Повышение физической и умственной работоспособности;
Приобретение знаний об организме человека, профилактике и возможном исправлении отклонений в здоровье;
Формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни;
Формирование потребности к занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье.
УМК учителя:
1. Государственная программа доктора педагогических наук В.И.Лях «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов», 2011 г.
2. Программа для школьников специальных медицинских групп «Программа по физической культуре для учащихся, отнесенных к специальным медицинским группам» А. П. Матвеев, Т. В. Петров, Л. В. Каверкина, 2010 г.
УМК обучающегося:
А.И.Савостьянов, «Физическое здоровье школьника». – М.: Педагогическое общество России; 2012г.
Мой друг-физкультура. 1-4 классы, под ред. В.И.Лях – М. «Просвещение», 2010г.
Ура, физкультура! 2-4 классы, под ред. Е.Н.Литвинов, Г.И.Погадаев - М. «Просвещение», 2012г.
III. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Программа корригирующая гимнастика (нарушение осанки) разработана в соответствии с Федеральным Государственным Общеобразовательным Стандартом и направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, на освоении ими основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и предусматривает создание специальных условий обучения, воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа корригирующая гимнастика (нарушение осанки) направлена на достижение следующих целей:
- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, региональными климатическими условиями;
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и специальных корригирующих упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях;
Задачи программы:
- своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
- определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями медико-педагогической комиссии);
- организация групповых занятий для детей корригирующей гимнастикой (нарушение осанки);
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- оказание консультативной и методической помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным и другим вопросам;
Программа рассчитана на обучающихся, отнесенных по заключению врача к группе коррекции. Дети основной физкультурной группы с рекомендацией заниматься корригирующей гимнастикой (нарушение осанки), также могут работать по данной программе.
Методика проведения занятий в данной группе имеет свою специфику. Ведущий принцип в этой работе - дифференцированный подход, дозирование нагрузки с учетом индивидуальных особенностей, диагноза, степени нарушений в осанке, а для этого нужны:
Специальные упражнения для мышц нижних конечностей сочетать с общеразвивающими упражнениями.
Специальные гимнастические упражнения использовать в положении разгрузки стоп (в и.п. лёжа, сидя и стоя).
Использовать в занятиях различные тренажёры и предметы (фитболы, гимнастические палки, массажёры).
Методы преподавания:
• словесный;
• наглядный;
• индивидуальный подход.
Формой проведения занятий является урок, но с особым подбором упражнений, учитывающий определенный дефект нарушения осанки и исключаются те упражнения, которые углубляют дефект.
Формы организации урока:
Для более качественного освоения предметного содержания уроки корригирующей гимнастикой (нарушение осанки), подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениямпо организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использоватьучебники, особенно те их разделы,которые касаются особенностей данных занятий и выполнения самостоятельныхзаданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.
Уроки с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов оздоровительной гимнастики, подвижных игр, лыжных гонок и плавания. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки отначала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках собразовательно-тренировочной направленностью необходимоформировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и еевлиянии на развитие систем организма. Также на этих урокахобучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений).
IV. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа корригирующая гимнастика (нарушение осанки) предназначена для учащихся 2-5 классов и предполагает занятия три раза в неделю по 40 мин., всего 102 часа учебного года. Темы, выпадающие на праздничные и актированные дни планируется изучать за счет объединения тем.
VI. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
для учащихся 2 - 5 классов группы корригирующая гимнастика(нарушение осанки)
№ п/п
Тема раздела, урока.
Кол-во часов.
Дата проведения.
Целевая установка раздела.
Формы организации учебной деятельности.
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС НОО.
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
план
факт
1.
1. Общие теоретические сведения
Вводный инструктаж по технике безопасности на занятиях. Игра «По своим местам» (по определенным правилам)
1
Понятия о главных задачах техники безопасности и правил поведения на уроках и с инвентарём.
Урок с образовательно – познавательной направленностью.
Научиться соблюдать правила безопасного поведения, использовать знания и умения в практике.
Организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.
Проявление интереса к учебному материалу.
2 - 5
Общая характеристика фитбола. Обучение правильной посадке на фитболе.
4
Соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному».
Урок с образовательно – познавательной направленностью.
Научиться правильно использовать фитбол и знать его основные характеристики.
Находить ошибки при выполнении упражнений на фитболе.
Овладение умением организовывать здоровьесберегающую деятельность.
6 - 12
Обучение базовым положениям на фитболе при выполнении упражнений (сидя, лежа, в приседе) в взаимодействии с дыханием.
7
Усилить оздоровительный эффект, достигаемый в ходе активного использования школьниками освоенных знаний.
Урок с образовательно – предметной направленностью.
Научиться выполнять различные положения на фитболе.
Дать объективную оценку выполненным упражнениям.
Овладение умением организовывать здоровьесберегающую деятельность.
13 - 18
Общая характеристика гимнастических упражнений. Обучение правильному выполнению гимнастических упражнений в комплексе с дыханием. Обучение базовым положениям при выполнении упражнений (стоя, сидя, лежа, в приседе, с предметами).
6
Реализация принципа достаточности и сообразности.
Урок с образовательно – предметной направленностью.
Научиться выполнять простейшие комплексы упражнений для формирования правильной осанки.
Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Овладение умением организовывать здоровьесберегающую деятельность.
19 - 25
Общая характеристика степ - доски. Обучение базовым шагам на степе. Обучение простейшим связкам и чувству ритма.
7
Реализация принципа вариативности.
Урок с образовательно – познавательной направленностью.
Бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности в местах проведения.
Находить ошибки при выполнении упражнений на степ – доске.
Овладение умением организовывать здоровьесберегающую деятельность.
26 - 31
Обучение сохранения правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе; при уменьшении площади опоры; сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.
6
Распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся.
Урок с образовательно – тренировочной направленностью.
Научиться выполнять простейшие комплексы упражнений для формирования правильной осанки.
Видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях на фитболе.
Понимание значения базовых физических качеств, контроль за их показателями.
32 - 38
Обучение сохранения правильной осанки при выполнении упражнений для укрепления мышц спины, рук и ног на степ – доске в сочетании со звуковым сопровождением.
7
Усилить оздоровительный эффект, достигаемый в ходе активного использования школьниками освоенных знаний.
Урок с образовательно – предметной направленностью
Научатся использовать полученные знания на практике.
Оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.
Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
39 - 45
Обучение выполнения комплекса общеразвивающих упражнений с использованием степ - доски в едином для всей группы темпе. Упражнения на растягивание с использованием степа.
7
Распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся.
Урок с образовательно – познавательной направленностью.
Научатся двигаться различными способами, выполнять упражнения со степ – доской.
Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы во время занятий.
46 - 52
Совершенствование качества выполнения упражнений на фитболе в равновесии с музыкальным сопровождением.
7
Перевод учебных знаний в практические навыки и умения в самостоятельной деятельности.
Урок с образовательно – предметной направленностью
Научатся выполнять упражнения под музыку, в равновесии.
Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей
Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
53 - 59
Обучение сохранения правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног и мышц спины в сочетании с правильным дыханием;
7
Усилить оздоровительный эффект, достигаемый в ходе активного использования школьниками освоенных знаний.
Урок с образовательно – предметной направленностью
Научатся выполнять упражнения на восстановление и расслабление дыхания.
Оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами
Овладение умением организовывать здоровьесберегающую деятельность.
60 - 66
Совершенствование качества выполнения упражнений на степ - доске в едином движении.
7
Реализация принципа вариативности.
Урок с образовательно – познавательной направленностью.
Научатся двигаться различными способами в едином движении, выполнять упражнения на степ – доске.
Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Проявление учебно – познавательного интереса к вопросу о значении здоровья и успешной учёбы.
67 - 71
Обучение выполнения комплекса общеразвивающих упражнений с использованием различного спортивного инвентаря (гимнастические палки, обручи, малые мячи, скакалки, массажные валики) в едином для всей группы темпе. Упражнения на растягивание с использованием спортивного инвентаря.
5
Распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся.
Урок с образовательно – предметной направленностью
Подавать строевые команды, вести подсчет и контроль дыхания при выполнении специальных оздоровительных упражнений.
Технически правильно выполнять двигательные действия, использовать их в игровой деятельности.
Осуществление контроля за своими физическими нагрузками и физическим состоянием.
72 - 78
Обучение выполнения комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе. Упражнения на растягивание с использованием фитбола.
7
Усилить оздоровительный эффект, достигаемый в ходе активного использования школьниками освоенных знаний.
Урок с образовательно – познавательной направленностью.
Научатся использовать знание особенностей и содержания дыхательной гимнастики для решения задач укрепления здоровья.
Оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами
Овладение умением организовывать здоровьесберегающую деятельность.
79 - 85
Совершенствование качества выполнения гимнастических упражнений в различных положениях (стоя, сидя, лежа, в приседе, с предметами).
7
Соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному».
Урок с образовательно – предметной направленностью
Уметь регулировать функциональное состояние организма, добиваясь оздоровительного эффекта.
Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Овладение умением организовывать здоровьесберегающую деятельность.
86 - 92
Совершенствование качества выполнения упражнений на фитболе в равновесии.
7
Реализация принципа вариативности.
Урок с образовательно – познавательной направленностью.
В доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.
Находить ошибки при выполнении упражнений на фитболе.
Формирования навыка постоянного контроля и наблюдения за своими физическими нагрузками, физическим состоянием и восстановительными процессами.
93 - 99
Упражнения на гибкость и силу с предметами, в парах.
7
Реализация принципа вариативности.
Урок с образовательно – познавательной направленностью.
Научатся выполнять упражнения на восстановление и расслабление дыхания.
Технически правильно выполнять двигательные действия, использовать их в игровой деятельности.
Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы во время занятий.
100 - 102
Игровые задания с фитболами, степами. Домашнее задание на лето.
3
Усилить оздоровительный эффект, достигаемый в ходе активного использования школьниками освоенных знаний.
Урок с образовательно – познавательной направленностью.
Научатся использовать полученные знания на практике.
Технически правильно выполнять двигательные действия, использовать их в игровой деятельности.
Овладение умением организовывать здоровьесберегающую деятельность.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Программа предусматривает работу, направленную на коррекцию имеющегося дефекта осанки.
Контрольно – оценочной деятельностью на уроке корригирующей гимнастики является начальный и итоговый результат работы по данной программе, который определяет освоение учащимися основ оздоровительной деятельности, а так же очередным медицинским обследованием. Кроме того, занятия корригирующей гимнастикой способствуют развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии). Результатами освоения учащимися содержания программы корригирующая гимнастика (нарушение осанки) являются следующие умения:
Личностными:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий корригирующая гимнастика (нарушение осанки);
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными:
- планировать занятия специальными корригирующими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг;
- представлять корригирующую гимнастику как средство укрепления здоровья, физического развития и профилактики нарушения осанки;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела, кривизны позвоночного столба), развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками специальные корригирующие упражнения, подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности в местах проведения;
- организовывать и проводить занятия корригирующая гимнастика (нарушение осанки) с разной целевой направленностью, подбирать для них специально – оздоровительные физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- подавать строевые команды, вести подсчет и контроль дыхания при выполнении специальных оздоровительных упражнений;
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования корригирующей гимнастикой являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
- правильно выполнять упражнения в различных положениях (стоя, лёжа, сидя);
- делить упражнения по группам мышц;
- самостоятельно заниматься гимнастикой, правильно подбирая дозировку;
- правильно дышать при выполнении гимнастических упражнений;
- научиться соблюдать правила безопасности на занятиях, следить за походкой, соблюдать ортопедическую разгрузку стоп.
Учащиеся могут использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
воспитания потребности в соблюдении норм ЗОЖ;
обеспечения личной безопасности при занятиях на обычных уроках физкультуры;
содействие внедрению занятий корригирующей гимнастики в домашних условиях;
Отслеживание результатов и диагностика проводится по медицинским показателям при прохождении очередного медосмотра.
Прогнозируемые результаты: применения программы заключаются в возможном исправлении отклонений, в первую очередь, опорно-двигательного аппарата, и переводе учащихся впоследствии в подготовительную, а затем и в основную медицинскую группу на основании результатов очередного медосмотра.
VIII. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
спортивный инвентарь: набивные мячи, скакалки, обручи, мячи различного диаметра, гимнастические палки, массажёры для стоп, дорожки здоровья, мелкие предметы разных форм, степ – доска, фитбол.
ТСО: музыкальный центр.
IX. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Пособия для учителя:
А.П.Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина. «Программы по физической культуре для учащихся, отнесенных к специальным медицинским группам». – М.: «Просвещение», 2010г.