Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Список литературы.
Приложение.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название
проекта
« Традиции и здоровье»
Тема проекта
Формирование здорового образа жизни
Автор проекта
Чурбанова Наталья Евгеньевна
Место реализации
проекта
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленушка» г. Ядрин Чувашской Республики
Проблема, на решение которой
направлен проект
-недостаточно сформирована потребность родителей в осознании ведения здорового образа жизни в своих семьях;
-ребенок отказывается воспринимать сюжеты народных сказок и песен не знает, как играть с матрешкой и свистулькой, но мастерски управляется с роботами и куклами Братц.
Цель проекта
формирование устойчивой положительной мотивации у дошкольника к сохранению и укреплению собственного здоровья через осознание категории здоровья как вечной ценности;
воспитание нравственно- патриотических чувств как фундамента психологического здоровья дошкольника.
Задачи проекта
Провести диагностические мероприятия:
-по выявлению запросов родителей воспитанников в плане реализации социально – личностного развития воспитанников;
-по выявлению интереса у воспитанников МДОУ к ознакомлению с историей русского народа;
-по выявлению готовности родителей к сотрудничеству по проекту.
Разработать перспективный план работы с детьми и перспективный план работы родительского клуба «Традиции и здоровье».
Апробировать на практике вышеназванные планы.
Участники проекта
- старший воспитатель, педагог – психолог
- воспитатель первой квалификационной категории, музыкальный руководитель.
Сроки реализации проекта
с 01.09.2015 по 31.05.2016(долгосрочный проект)
Ожидаемые результаты
- формирование психологического здоровья дошкольника;
- осознание ребенком основных нравственных ценностей (доброта, уважение к истории своего народа, толерантность к другим народам и др.);
-осознание дошкольником категории здоровья как вечной ценности;
-формирование устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья.
Актуальность темы:
На каждом историческом этапе развития человечества существовали разные ценности, но, пожалуй, единственной поистине вечной ценностью оставалось «здоровье». Простые люди и великие ученые задавались одним и тем же вопросом: «Как сохранить и укрепить здоровье ?» Актуален этот вопрос и по сей день. Ответы на него пытаются найти медики и педагоги, психологи и экономисты, художники и спортсмены. Особое внимание уделяется формированию и укреплению здоровья ребенка.
По словам Б.Н.Чумакова (1997), купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
И.Ю. Жуковин ( 1999) рекомендует изменять отношение людей к здоровому образу жизни на основе формирования традиций и ценностных мотиваций. Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно- воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.
На протяжении веков создавались русским народом традиции здорового образа жизни:
- игры (городки, горелки, салки), пропагандирующие образа жизни и направленные на социализацию ребенка, его нравственное воспитание и познавательное развитие;
-обряды (купание в крещенской проруби, кулачные вои и др), несущие в себе огромный потенциал для физического закаливания организма и выхода негативных эмоций;
-детские потешки («Водичка-водичка, умой мое личико…», «С гуся вода, с Вани вся худоба…», «Сорока – ворона, кашу варила …» и др.), являющиеся своеобразным методом телесной терапии помогающей налаживанию отношений между матерью и ребенком, развитию мелкой моторики, следовательно, и речи ребенка, а также помогающие закреплению полезных привычек;
-колыбельные песни, в которых явно прослеживаются элементы психологических установок, являющихся фундаментом здоровой личности.
Сочетание опыта предков и современных здоровьесберегающих технологий позволяет создать оптимальные условия для формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников. Осознание ребенком вечных непреходящих ценностей (здоровье, добро, уважение к старшим толерантное отношение к другим народам) становится стержнем развития психологически здоровой личности. Благодаря совместным занятиям воспитателей, детей и родителей создается возможность выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания образа жизни ребенка.
В последнее время большое внимание уделяется сохранению и укреплению психологического здоровья детей. Нравственно-патриотическое воспитание играет огромную роль в решении этой задачи.
Как молодым родителям сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть? А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенком чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша история и культура. Каждая страна уникально. И задача каждого поколения – сохранить эту самобытность. Мы же в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали русскую народную культуру, отвергли то, что является сутью русского человека .
Пугает то, что в наше время ребенок очень рано знакомится с современным «искусством» - рекламой, песнями, мультфильмами, стихами, сказками, содержание которых оставляет желать лучшего. И если ближайшее окружение ребенка не охраняет тот хрупкий росток народного наследия, очень быстро сознание малыша «захватывают» все возможные «покемоны», «монстры», и ребенок отказывается воспринимать сюжеты народных сказок и песен, не знает, как играть с матрешкой и свистулькой, но мастерски управляется с роботами и куклами Братц. Естественно, все это не лучшим образом сказывается на формировании личностных качеств растущего человека, его психологическом здоровье.
Противоположная ситуация складывается в развитии ребенка, ближайшее окружение которого чтит народные традиции, помнит свои исторические корни, умело вплетает элементы старины в современный быт. Такой малыш растет добрым, отзывчивым, эмоционально уравновешенным, легче адаптируется в новых условиях, более стрессоустойчив.
Однако не следует забывать и о воспитании толерантности, то есть способности человека сосуществовать с другими людьми, которым присущи иной менталитет, образ жизни, культура. Исторически сложилось, что русский народ мирно сосуществовал со своими соседями, в нашей культуре много заимствований из других культур адаптированных к менталитету русского человека. Это и игры, и песни, и элементы одежды. Все это не заглушило, не поглотило русскую народную культуру, а, наоборот, способствовало ее укреплению, формированию ее самобытности и уникальности. Задача современного русского человека – сохранить то, что накоплено веками, не расплескать эту волшебную чашу традиции, собранную по каплям нашими предками.
Анализ внешней среды и внутренней среды
Мы можем проанализировать результативность только внутри учреждения, среде педагогов, родителей и воспитанников.
- Анализ изменения уровня осведомленности воспитанников в вопросах сохранения и укрепления собственного здоровья в духе народных традиции, в вопросах истории русского народа.
- Анализ изменения уровня осведомленности родителей воспитанников в вопросах сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья ребенка в духе народных традиции, в вопросах истории русского народа.
-Анализ изменения уровня компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения детей с использованием традиции русского народа.
-Анализ уровня психологического здоровья воспитанников (по О.В.Хухлаевой ), отражающего основные новообразования дошкольного возраста.
Цель и задачи проекта
Цель проекта:
-формирование устойчивой положительной мотивации у дошкольника к сохранению и укреплению собственного здоровья через осознание категории здоровья как вечной ценности;
-воспитание нравственно- патриотических чувств как фундамента психологического здоровья дошкольника.
Задачи проекта:
Провести диагностические мероприятия:
-по выявлению запросов родителей воспитанников в плане реализации социально – личностного развития воспитанников;
-по выявлению интереса у воспитанников МДОУ к ознакомлению с историей русского народа;
-по выявлению готовности родителей к сотрудничеству по проекту. Разработать перспективный план работы с детьми и перспективный план работы родительского клуба «Традиции и здоровье».
Апробировать на практике вышеназванные планы.
Участники их роль в реализации проекта:
- старший воспитатель, педагог – психолог
- воспитатель первой квалификационной категории, музыкальный руководитель.
-примерная общеобразовательной программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой 2013.
- программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
О. Л. Князева, М.Д. Маханева, 2001.
- Авторские разработки педагога МДОУ «Аленушка» Чурбановой Н.Е.
Материальные:
реализация проекта осуществляется за счет бюджетных ассигнований МДОУ «Аленушка», а также силами родителей воспитанников МДОУ «Аленушка».
Технические:
реализация проекта требует оформления в групповой комнате мини – музея, изготовления информационных материалов для родителей воспитанников, для фиксирования занятий необходимо фото – и видеооборудование.
Кадровые:
Разработку и реализацию проекта обеспечивают штатные работники МДОУ «Аленуша»:
-старший воспитатель, педагог- психолог;
-воспитатель первой квалификационной категории.
Механизм реализации проекта
Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап
Диагностические мероприятия, изучение запросов родителей и интересов детей
Планирование занятий с детьми и заседания родительского клуба, подбор дидактического и методического материала, сообщения родителям «домашнего задания» на текущий месяц
Диагностические мероприятия, анализ и подведение итогов
План реализации проекта
Этапы
Наименование мероприятия
Сроки
Место проведения мероприятия
Ответственные
Подготови
тельный
с детьми:
наблюдение, обследование, тестирование
с родителями:
собеседование, анкетирование,
с педагогами:
подбор и анализ литературы.
сентябрь
-ноябрь
МБДОУ «Аленушка»
Старший воспитатель, воспитатель, педагог- психолог
Основной
с детьми:
работа с группой риска, выявление проблемы (беседы, наблюдение, тесты, опросы).
с родителями:
общее родительское собрание: «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей», открытие клуба: «Здоровый ребенок»/для всех категорий семей/,
индивидуальные беседы с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей.
с педагогами: тематика дальнейших занятий отражена в плане работы
декабрь-
март
МБДОУ «Аленушка»
Воспитатель.
Заключительный
с детьми:
обследование детей (медицинский осмотр, диагностика образовательного процесса и детского развития).
с родителями:
анкетирование, наблюдение.
групповые туристические мини- походы с родителями
с педагогами:
анализ результатов, соотнесение результатов с целями.
апрель-май
МБДОУ «Аленушка»
Старший воспитатель, воспитатель, педагог- психолог
Ожидаемые результаты
Долгосрочный проект с 01.09.2015 по 31.05.2016
- формирование психологического здоровья дошкольника;
- осознание ребенком основных нравственных ценностей (доброта, уважение к истории своего народа, толерантность к другим народам и др.);
-осознание дошкольником категории здоровья как вечной ценности;
-формирование устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья.
Перспективы дальнейшего развития проекта
В связи с тем что работа по проекту предполагает наличие отсроченных, довольно длительных во времени результатов (на данном этапе мы можем лишь предположить, что ребенок будет использовать, когда вырастет, все полученные на занятиях знания, умения и навыки, что сформированные нравственно – патриотические чувства и мотивация к здоровому образу жизни станут основой его личностных качеств).
Список литературы
1. Авторские разработки педагога МДОУ «Аленушка» Чурбановой Н.Е.
2. Доскин, В.А. Растем здоровыми [Текст]:пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры/ В.А. Доскин, Л.Г. Голубева –
3-е изд.- М.: Просвещение, 2004.-110с.
3.Если хочешь быть здоров [Текст]: сборник /сост. А.А.Исаев.- М.: Физкультура и спорт, 1988.-352с .
4.Карепова, Т.Г.Формирование здорового образа жизни у дошкольников
-изд. -: Учитель 2011.
5.Примерная общеобразовательной программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой 2013.
6. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»