Педагогический проект "Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС дошкольного образования"
Педагогический проект "Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС дошкольного образования"
Педагогический проект "Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС дошкольного образования"
Актуальность
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие – предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
В ФГОС ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей – это создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Взрослый учится, руководствуясь прагматическими мотивами. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Задача педагогического коллектива создать условия для плодотворного сотрудничества с родителями.
Цель проекта: использование инновационных форм работы с семьей для повышения педагогической компетенции родителей и вовлечение их в образовательный процесс детского сада.
Задачи:
создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами детского сада;
приобщить родителей к участию в жизни группы через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;
пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни;
организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность группы, как полноправных участников образовательного процесса.
Предполагаемый результат:
Создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства детского сада и семьи будет способствовать:
повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогами детского сада, а также участию в образовательном процессе ДОУ;
установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом и семьей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС дошкольного образования" »
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития – Детский сад №18 «Родничок» городского округа город Шарья Костромской области
Педагогический проект
«Инновационные формы
взаимодействия с семьей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»
Автор: Ирина Сергеевна Шалаева
Шарья
201
От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш.
В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка
Кто он, современный родитель? Чем отличается от родителей прошлого? Осознает ли свою ответственность за воспитание ребенка, считает ли своей обязанностью создание условий для его полноценного личностного развития? Готов ли к организации жизнидеятельности своего малыша? С этими вопросами неизбежно сталкивается каждый думающий педагог, обеспечивающий личностное развитие каждого ребенка.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения – два различных по воспитательным функциям института социализации детей, взаимодействующих друг с другом. В дошкольном учреждении ребенок получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако,насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к ДОУ.
Гармоничное развитие дошкольника без активного участия родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методики, технологии, программы). Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств. Сегодня в сфере образования выделяется большое число инновации различного характера, направленности и значимости, проводятся большие и малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику, технологию преподавания.
На современном этапе работы ДОУ актуальна тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьей воспитанников. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Поэтому, осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса в нашем детском саду, мы решили остановиться на таком важном направлении в работе ДОУ как работа с семьей. Проследив состояние системы воспитания и обучения детей нашего ДОУ за предыдущие годы, выявив сильные стороны содержания образования, нами было отмечено и ряд проблем.
Проблемы:
во-первых, с каждым годом все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения. Требования, предъявляемые родителями к ДОУ, педагогам возрастают, но в тоже время, как показали исследования семей воспитанников детского сада, во многих семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка;
во-вторых, низкие адаптивные возможности детей, поступающих в ясли, т.е затруднение процесса адаптации, что негативно сказывается на состоянии физического и психологического здоровья воспитанников. Это опять же обусловлено низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей. В результате многочисленных наблюдений и общения с родителями было установлено: многие родители не знают, что процесс привыкания ребенка к детскому саду, непросто определенный период в его жизни, а очень важный, значимый и ответственный момент для ребенка. Они не понимают опасности адаптационного периода для здоровья и психики ребенка, поэтому стремятся как можно скорее отдать ребенка в детский сад. При этом ответственность за организацию адаптационного периода целиком возлагают на специалистов и руководителей дошкольных учреждений.
Таким образом, выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка.
Актуальность
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие – предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
В ФГОС ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей –это создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Взрослый учится, руководствуясь прагматическими мотивами. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Задача педагогического коллектива создать условия для плодотворного сотрудничества с родителями.
Цель проекта: использование инновационных форм работы с семьей для повышения педагогической компетенции родителей и вовлечение их в образовательный процесс детского сада.
Задачи:
создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами детского сада;
приобщить родителей к участию в жизни группы через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;
пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни;
организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность группы, как полноправных участников образовательного процесса.
Предполагаемый результат:
Создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства детского сада и семьи будет способствовать:
повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогами детского сада, а также участию в образовательном процессе ДОУ;
установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом и семьей.
Критерии и показатели эффективности реализации проекта
Критерии
Показатели
Инструментарий
Активность родителей
рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий.
Рост инициативности
родительского участия в жизни детского сада;
увеличение числа родителей, участвующих в мероприятиях ДОУ.
Анкетирование педагогов ДОУ, родителей.
Сформированность педагогических знаний родителей
Доминирование демократического типа воспитания в семьях.
Снижение гиперопеки
Опросник для родителей «Типы воспитания в семье» А.Баркан
Сформированность навыков эффективного взаимодействия родителей с ребенком
Положительный фон
состояния ребенка:
Уровень тревожности;
Уровень агрессивности;
Уровень самооценки
Анкетирование
Тест Б.Лонга «Круги»
Сформированность
у родителей навыков конструктивного общения.
Уровень эмпатии
Тип выхода из конфликтной ситуации
Анкетирование
родителей
Н.И. Леонов «Психология делового общения».
Наблюдение
Перспектива дальнейшего развития проекта:
опыт деятельности педагогов по данному проекту может быть рекомендован для работы в дошкольных образовательных учреждениях муниципалитета.
Принципы успешного взаимодействия педагогов и семьи
Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса
Реализация этого принципа означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлено право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность. Главное – сотрудничество, а ненаставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:
- осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу;
- включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной и воспитательной деятельности;
- ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе.
2. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей. Этот принцип требует:
- обеспечения взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявление общих проблем для решения;
- определения, с одной стороны, общих задач воспитания детей, которые объединят усилия педагогов и родителей, а с другой стороны, конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон;
- совместного принятия решений, согласованности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействующих сторон;
- согласованности требований к ребенку, обеспечения единства педагогических влияний на него;
- соблюдения обязательств, договоренностей, соглашений каждым участником педагогического процесса;
3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает:
- выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
- единый подход к развитию личности в семье и детском коллективе;
- обеспечение каждому родителю возможности знать, как живет и развивается ребенок;
- обеспечение возможности видеть жизнь ребенка в дошкольном учреждении;
- опору на положительные стороны родите лей и детей;
- раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;
- принятие родителей, как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;
- подход с оптимистической гипотезой к семье, к решению возникающих проблем;
- принятие, учет традиции семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;
- создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о детях и родителях.
- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
4. Научно практический принцип
- создание методической базы для оснащения и контроля хода проекта;
- организация оптимальных форм взаимодействия на разных этапах онтогенеза между социальными партнерами;
- организация психологической и педагогической помощи всем участникам проекта
5. Индивидуальный подход
Необходимо не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
6. Динамичность
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Срок реализация проекта:
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный; срок реализации – сентябрь-октябрь
Цель – определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
2 этап – основной; срок реализации –ноябрь-апрель
Цель – реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
3 этап – заключительный; срок реализации – май
Цель – подведение итогов социального партнерства ДОУ и семьи.
Первый этап – подготовительный
Определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса
№
Задачи
Мероприятия
Сроки исполнения
Участники
1
Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства
Посещение семей.
Анкетирование.
Сбор семейного анамнеза.
Мониторинг социального состава семьи.
Проведение родительского собрания для определения целей и задач программы
Установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для определений направлений взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия
Разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проекта взаимодействия с семейным социумом
Май
Администрация ДОУ
Третий этап– заключительный
Подведение итогов социального партнерства
№
Задачи
Мероприятия
Сроки исполнения
Участники
1
Проведение анализа проделанной работы
Мониторинг
Скрининг
Диагностика
Заседание клубов
Май
Родители, воспитатели
2
Открытое обсуждение материалов проекта на уровне системы дошкольного образования
Создание страницы на сайте
Май
Педагогический коллектив ДОУ, воспитатели
3
Определение эффективности, целесообразности дальнейшего сотрудничества с семейным социумом
Научно-практический анализ реализации проекта
Май
Педагогический коллектив ДОУ, воспитатели, родители
Основные формы реализации проекта:
Коллективные
Индивидуальные
Наглядно-информационные
День открытых дверей
Игровые проекты
Круглый стол
Музыкальный семейный киоск
Родительские собрания
Семейная изостудия
Семейный клуб
Семинары-практикумы для родителей
Совместные праздники
Творческая семейная мастерская
Анкетирование
Индивидуальные беседы
Консультации
Встречи с узкими специалистами
Посещение на дому
Сетевое взаимодействие
Информационные папки для родителей
Информационные листки
Памятки для родителей
Методическая копилка для родителей
Родители советуют (пункт обмена опытом)
Фотогалереи
Фоторепортажи
Выставки рисунков и поделок
Семейные тематические фотоконкурсы
Содержание:
Тема
Цель
Содержание
Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания.
Сотрудничество педагогов, детей и родителей.
Формирование у родителей навыков конструктивного общения.
Познакомить родителей с психологическими возрастными особенностями детей: помочь им лучше узнать, понять собственного ребенка, почувствовать его состояние, настроение, переживания, стремление осознать зависимость поведения детей от поведения взрослых
Позволить родителям увидеть положительные стороны ребенка; детям- воспринимать родителей по-новому – как союзников.
Помочь родителям отработать навыки понимания окружающих людей: изучить формулу конфликта; научиться управлять конфликтом; выяснить способы разрешения конфликтов; лучше понимать поведение людей в конфликтных ситуациях; понять свои сильные стороны и области для развития.
Для повышения педагогической компетентности родителей проводились следующие мероприятия: «Семейные гостиные», родительские собрания, тренинговые занятия.
С целью привлечения родителей к сотрудничеству и предоставления большего общения с детьми проводились совместно детско-родительские мероприятия: «День матери», спортивные праздники, развлечения, совместные занятия и досуги, конкурсы творческих работ. Ведь родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает проблемы и пути их преодоления, старается понять чувства ребенка, его точку зрения. А у детей, которые постоянно чувствуют поддержку, понимание родителей, повышается самооценка и уверенность в себе.
Найденные точки соприкосновения, общие интересы, увлечения, атмосфера принятия и творчества, открытости, знакомство родителей с педагогами, искренний интерес к личности родителей, желание помочь им разобраться в своих чувствах, ощущениях, переживаниях – те немногие слагаемые доверительных отношений.
С этой целью запланированы тренинговые занятия по следующим темам: «Мой дом- моя крепость», «Конфликты: типология конфликтов», «Способы разрешения конфликтных ситуаций».
Ресурсное обеспечение проекта
1
Материально-технические ресурсы
дидактические игры;
развивающие игрушки;
детская мебель;
стенды, ширмы, папки-передвижки;
фотоаппарат;
фонотека музыкальных произведений и т.д..
2
Кадровые ресурсы
родительский комитет группы,
педагоги и специалисты детского сада
3
Информационные
ресурсы
законодательные документы РФ
Методическая копилка ДОУ;
Интернет-ресурсы
4
Нормативно-правовые
Устав ДОУ,
Договор с родителями (законными представителями)
Основные риски от внедрения проекта:
Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.
Не всегда высокая компетентность воспитателей в вопросе организации и построении контакта с родителями в современных социальных условиях.
Предупреждение рисков:
Распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателями, старшим воспитателем, медсестрой, заведующей, музыкальным руководителем и др.
Разработка стратегий и тактики привлечения родителей в ДОУ.
Опора на помощь родительского комитета.
Высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают, зазывают, заинтересовывают родителей.
Продукты проекта:
Видео и фото материалы новых нетрадиционных форм работы с родителями.
Публикации в СМИ и Социальной сети.
Новые разработки, сценарии нетрадиционных форм работы с семьей, организации семейных клубов и родительских объединений.
Анкеты
Семейные стенгазеты.
Критерии оценки эффективности реализации проекта. Успешность реализации проекта будет оцениваться по следующим показателям:
изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать;
рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей;
проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности;
положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.
Диагностический инструментарий. В качестве диагностических методов в ходе реализации проекта будет применяться:
анкетирование и беседы с родителями;
наблюдение за детьми;
анализ продуктов деятельности (поделки).
Заключение
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Литература:
1. Гуров В.Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.
2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».
3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
4. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/Авторы и составители: Т.П. Колодяжная, Р.М. и др. – Ростов-на-Д, 2002. – 119 с.
5.Корюкина Т.В. Социальное партнёрство как новая философия взаимодействия детского сада и семьи. // Дошкольная педагогика. – 2008. № 8. – С. 47 – 49.
6.Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей – С-П, 2013-79с
7. Под ред. Коломийченко Л. В. «Я-компетентный родитель» М.: ТЦ Сфера, 2013 – 123 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».)
8.Сборник материалов «Социальное партнерство детского сада с родителями» М.: ТЦ Сфера, 2013 – 125 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».)
9. Интернет ресурсы http://videouroki.net http://interneturok.ru http://digital.1september.ru http://school-collection.edu.ru/collection/ http://metodisty.ru
10. Интернет ресурсы http://www.firo/ru/, http://mosreg.ru/
Приложение 1
Фотогалерея взаимодействия семьи и детского сада
«Туристический поход»
Мероприятие с участием родителей
«Новый год» (роли играли родители)
Праздник «8 марта»
Ток – шоу «Почему ребенку нужна игра?»
Приложение 2
Перспективный план по работе с родителями в рамках проекта
««Инновационные формы взаимодействия с семьей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»»
Сентябрь
Неделя №1
Цель: Нацелить родителей к активной, совместной и педагогически правильной работе по проведению хорошей адаптации детей к новой группе, воспитателям.
Активные формы работы: Совместная подготовка к учебному году.
Индивидуальная работа: Беседы по адаптации, советы специалистов по адаптации, игры в группе: «Ребёнок + родитель + воспитатель», обновление группового инвентаря, участка.
Наглядная информация: «Режим дня», «Сетка организованной деятельности», «Советы психолога, логопеда»,«Визитка», «Учите и читайте вместе с нами», «Закаливание», «Что должно быть в шкафчике», и т. Д.
Неделя №2
Цель: Ознакомление родителей с планом на год. Обсуждение рекомендаций и пожеланий.
Активные формы работы: Родительское собрание:
1. «Приятно познакомиться!»
2.«Самообслуживание в жизни ребёнка» (Родительский клуб)
Индивидуальная работа: Анкеты (рекомендации и пожелания по работе группы), Вопросник: «Мой ребёнок, какой он!?»
Наглядная информация: Информационный плакат (для дальнейших рекомендаций родителям по работе с детьми дома). «Как воспитывать самостоятельность?!», «Я сам!», «Алгоритм одевания, умывания!».
Неделя №3
Цель: Узнать о семьях, их интересах, занятиях, познакомиться друг с другом поближе.
Индивидуальная работа: Советы по оформлению семейного фото!
Активные формы работы: Фотовыставка «Будем знакомы!» с рассказом о семье.
Наглядная информация: Организация фотовыставки.
Октябрь
Неделя №1
Цель: Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду; сплочение в общем деле.
Активные формы работы: День добрых дел. Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц.
Индивидуальная работа: Беседа «Совместный труд», Развешивание кормушек для зимующих птиц.
Наглядная информация: «Способы изготовления кормушек», стихи об осени, птицах для совместного чтения, «Покормите птиц зимой» «Мы любим природу!» (Приметы, признаки осени)
Неделя №2
Цель: Настроить родителей на плодотворную совместную работу по плану и правилам группы.
Активные формы работы: Консультация «Девиз группы «Теремок»: выполнение желаний детей, родителей, педагогов!»
Индивидуальная работа: Беседы: «Одежда детей в группе и на улице!», «Маркировка одежды», «Живём по режиму!».
Наглядная информация: Советы психолога: «Кризис 4 лет», логопеда: «Артикуляционная гимнастика», воспитателей: «Пальчиковая гимнастика», «Режим – это важно!», «Роль семьи в воспитании детей!», т. Д.
Неделя №3
Цель: Поделиться опытом удачных моментов воспитания в семье.
Активные формы работы: Фоторепортаж в рубрике «Делимся семейным опытом!».
Индивидуальная работа: Советы по оформлению семейного фото.
Наглядная информация: Сбор фотографий в информационную папку на тему: «Секреты воспитания!».
Неделя №4
Цель: Привлечь родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей.
Активные формы работы: Выставка в рубрике «Осенние фантазии»
Индивидуальная работа: Советы, предложения.
Наглядная информация: Оформление рисунков сделанных в совместной деятельности детей и родителей дома, тема: «Рисуем вместе!», папка нетрадиционных приёмов рисования в этом возрасте.
Ноябрь
Неделя №1
Цель: Привлечение родителей к подготовке группы к холодам и профилактика заболеваемости.
Активные формы работы: Совместная подготовка группы к зиме (подборка мед. Советов, и т. Д.)
Индивидуальная работа: Беседа о здоровье детей, индивидуальных способах профилактики и лечения.
Наглядная информация: «Как беречь здоровье!», «Профилактика гриппа!», папка с советами родителей друг другу на медицинскую тему
Неделя №2
Цель: Выяснить в какие развивающие игры играют дома и как. Привлечение родителей к совместному созданию с детьми фоторепортажей.
Активные формы работы: Фоторепортаж с рассказом «Играем дома!».
Индивидуальная работа: Советы по оформлению семейного фото.
Наглядная информация: Фотовыставка. Сбор фоторепортажей в информационную папку на тему: «Играем дома!».
Неделя №3
Цель: Дать знания о важности настольно – развивающих игр, их значении, подборе для детей этого возраста, проведение игры, правилах. Изготовление родителями в группу новой развивающей игры.
Активные формы работы: Консультация – практикум «Роль игры в семье и детском саду!».
Индивидуальная работа: Предложение родителям поиграть дома с детьми в развивающие игры
Наглядная информация: Сбор – отчёт домашних развивающих игр, выставка групповых настольно – развивающих игр, в соответствии с возрастом, программой, оформлением. Организация пункта обмена играми для игры дома!
Неделя №4
Цель: Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в настольные дидактические игры
Активные формы работы: Проект «Играя – развиваемся».
Индивидуальная работа: Помощь – совет по приобретению игр домой, привлечению детей в игру.
Наглядная информация: «Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей!», «Рекомендации по привлечению детей в игру!» (игровые действия).
Декабрь
Неделя №1
Цель: Фото отчёт о проделанной по проекту работе, успехах детей. Познакомить родителей с активностью детей в дидактических играх.
Активные формы работы: Фотогазета со стихами «В детском саду играем, много нового узнаем!»
Индивидуальная работа: Советы, рекомендации, обыгрывание игр с родителями в детском саду, обмен играми.
Наглядная информация: Организация фотовыставки, перечень – рекомендация: «Умные игры» для дома!
Неделя №2
Цель: Приобщение семей к здоровому образу жизни, активному отдыху, спорту. Включение родителей в совместную деятельность.
Активные формы работы: Фото общение «Движение – это жизнь!».
Индивидуальная работа: Беседы, советы, рекомендации, советы по оформлению семейного фото.
Наглядная информация: Сбор фотографий с рассказами «Осторожно – грипп!», «Если дома больной!», «Меры предупреждения и лечения гриппа!», «Массажи», «Закаливание».
Неделя №3
Цель: Формировать у детей и родителей заинтересованность и желание в совместной деятельности изготовить игрушки и украсить группу к празднику.
Активные формы работы: Конкурс самоделок «Новогодние игрушки своими руками ».
Индивидуальная работа: Приобретение и изготовление в группу украшений. Советы по изготовлению родителей с детьми игрушек – самоделок.
Наглядная информация: «Какие бывают снежинки!», «Творческий подход к делу!», благодарности. Выставка поделок.
Неделя №4
Цель: Получить эмоции от праздника, удовлетворение от участия, воспитывать сплочение, коммуникабельность.
Активные формы работы: Совместно проведённый праздник Зимы!
Индивидуальная работа: Предложения участия, чтения стихов, советы по костюмам. Изготовление подарков с детьми для родителей.
Наглядная информация: «Как дарить подарки!», «Чтобы было всем весело!», «Новогодние костюмы»
Январь
Неделя №1
Цель: Воспитывать сплочённость группы, желание поделиться своей радостью, впечатлениями.
Активные формы работы: Фоторепортаж в рубрике «Делимся семейным опытом!».
Индивидуальная работа: Советы по оформлению семейного фото.
Наглядная информация: Фотовыставка «Как мы весело отдыхали и Новый год встречали!» («Зимние развлечения»).
Неделя №2
Цель: Организация совместной деятельности по оформлению участка зимними постройками, оздоровление.
Активные формы работы: День добрых дел «Снежные постройки!».
Индивидуальная работа: Советы по изготовлению построек, горки, использование орудий труда, договорённость о сборе родителей.
Наглядная информация: «Каким бывает снеговик!?», «Лепим из снега!», «Пословицы и поговорки о зиме», «Зимние стихи»
Неделя №3
Цель: Дать информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно проводить время с детьми на улице.
Активные формы работы: Фотогазета со стихами «Зимняя прогулка в детском саду!».
Индивидуальная работа: Советы, рекомендации по прогулке с родителями вечером.
Наглядная информация: Организация фотовыставки, папка «Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем!» (о важности зимних прогулок!)
Неделя №4
Цель: Дать знания о важности развития речи, как заниматься дома развитием речи, эффективных приёмах. Развивать заинтересованность родителей в решении вопросов совместного развития детей. Воспитывать активность.
Активные формы работы: Родительское собрание: «Речь дошкольника».
Индивидуальная работа: Беседы и советы по теме. Анкета: «Что и как читаем дома?», «Музыкальный киоск» (пение и обыгрывание дама песенок со звукоподражанием, и т. Д. по программе).
Наглядная информация: «Читаем всей семьёй!», «Воспитание художественной литературой!», «Игры с детьми по развитию речи», «Пение в помощь речи!», «Характеристика речи ребёнка 4-5 лет».
Февраль
Неделя №1
Цель: Продолжать привлекать родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей.
Активные формы работы:ИЗО выставка в рубрике «Домашние зарисовки».
Индивидуальная работа: Советы по работе с нетрадиционными материалами, показ образцов, оформлению
Наглядная информация: Организация выставки рисунков на тему: «Моя любимая сказка».
Неделя №2
Цель: Привлечь мам и детей к оформлению выставки – поздравления к Дню защитника Отечества. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество
Активные формы работы: Фотогазета «Самый лучший папа мой!».
Индивидуальная работа: Сбор фото рассказов, их оформление, советы по тексту, подбор стихов мамами для своих пап.
Наглядная информация: Организация фотовыставки с рассказами о папах! (Оформление детскими рисунками)
Неделя №3
Цель: Привлекать к здоровому образу жизни, занятиям физкультурой, упражнениям со спортинвентарём. Воспитывать активное участие в укреплении здоровья детей.
Активные формы работы: Консультация – практикум «Физкультура – ура!»
Индивидуальная работа: Советы специалиста, показы упражнений, использование спортинвентаря, анкетирование «Дружите ли Вы с физкультурой!»
Наглядная информация: «Занятия физическими упражнениями с ребёнком дома!», «Массажи», «Бережём здоровье детей вместе!», «Игры с мячом!».
Неделя №4
Цель: Получить положительные эмоции, удовлетворение от совместного участия в развлечении, воспитывать сплочение, коммуникабельность.
Активные формы работы: Совместное физкультурное развлечение «Вместе с папой, вместе с мамой поиграть хочу!».
Индивидуальная работа: Рекомендации по спортивной одежде, разучиванию с детьми стихов, отработке упражнений с мячом.
Наглядная информация: Приглашение от детей и воспитателей на развлечение.
Март
Неделя №1
Цель: Привлечь пап и детей к оформлению выставки – поздравления к 8 марта. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество
Активные формы работы: Организация фотогазеты « От чистого сердца, простыми словами, давайте друзья потолкуем о маме!».
Индивидуальная работа: Сбор фото рассказов, их оформление, советы по тексту, подбор стихов папами для своих мам.
Наглядная информация: Организация фотовыставки с рассказами о мамах!
Неделя №2
Цель: Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместном празднике, получить положительные эмоции, чувство коллективности.
Активные формы работы: Совместно проведённый весенний праздник.
Индивидуальная работа: Заучивание стихов, советы по оздоровлению.
Наглядная информация: «Весенние стихи», «Музыка в помощи иммунитету!», «Как уберечься от ОРЗ!».
Неделя №3
Цель: Научить родителей правильно реагировать на ссоры, споры, драки детей, научить решать конфликты, поделиться способами наказания и поощрения, воспитывать желания мирным путём находить выход из разных проблемных ситуаций.
Активные формы работы: Родительский клуб с участием воспитателей «Способы разрешения конфликтных ситуаций».
Индивидуальная работа: Советы специалиста, обмен мнениями, решение проблемных ситуаций в группе.
Наглядная информация: Приглашение на беседу «Наказание и поощрение!» «Согласие между родителями – это важно!», «Как решить спор!».
Неделя №4
Цель: Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними.
Активные формы работы: Совместное создание в группе огорода
Индивидуальная работа: Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода.
Наглядная информация: «Как использовать пластиковую бутылку?», «Что посадим в огороде!», «Стихи о растениях», фоторепортаж «Как мы ухаживаем за растениями!».
Апрель
Неделя №1
Цель: Привлечение родителей к совместной деятельности дома с детьми, воспитывать желание вместе доводить дело до конца и видеть свой результат на выставке, углублять знания детей о птицах.
Активные формы работы: Организация изобразительной выставки «Весна пришла, птиц позвала!»
Индивидуальная работа: Объяснение заданий, советы по использованию творческого подхода, подбор стихов о птицах
Наглядная информация: Оформление выставки рисунков – игр, данных воспитателями для совместной логической и изобразительной деятельности детей и родителей, стихи о птицах.
Неделя №2
Цель: Формирование у родителей и детей коммуникабельности, сплочения, получение положительных эмоций, воспитание желания активно участвовать в совместной деятельности.
Активные формы работы: День именинника
Индивидуальная работа: Сбор фото, оформление группы родителями, приобретение подарков, рекомендации по прохождению развлечения, подбор стихов о детях.
Наглядная информация: Приглашение – объявление, поздравления, фото детей «Как я вырос!» (со стихами).
Неделя №3
Цель: Привлечь к проблемам группы, оснащению прогулочным материалом, воспитывать желание проявлять участие, творческую активность.
Активные формы работы: День добрых дел «Выносной материал».
Индивидуальная работа: Советы, рекомендации, просьбы, пояснения, показ по использованию.
Наглядная информация: «Новая жизнь бросового материала», «Что нам нужно на улицу!», «Спортинвентарь».
Неделя №4
Цель: Привлечь родителей к воспитанию детей, научить управлять детским коллективом, выполнять с ними задания, доводить дело до конца, воспитывать уверенность в себе.
Активные формы работы: «День самоуправления!»
Индивидуальная работа: Консультации родителям по проведению ими занятий, зарядок, прогулки. Подготовка материала к занятиям.
Наглядная информация: Фоторепортаж «Наши успехи в дни самоуправления!», выставки продуктивной деятельности с занятий.
Май
Неделя №1
Цель: Привлечь родителей к участию в дне памяти 70-летия участников в ВОВ, творческому изготовлению звезды памяти из любого материала. Воспитывать желание знать больше о родных
Активные формы работы: Организация выставки – поздравления к Дню Победы!
Индивидуальная работа: Советы по оформлению, подбор стихов, поздравлений.
Цель: Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, познакомить для летнего оформления с инновационной работой, рассказать о летнем режиме работы сада, подготовить родителей к началу следующего года.
Активные формы работы: Родительское собрание «Успехи нашей группы!»
Индивидуальная работа: Выбор помощи на следующий год, рекомендации по одежде, анкетирование «Как для Вас прошёл этот год!» (Участие родителей, понятна, важна была ли информация, новые мероприятия в план).
Наглядная информация: «Летний сан бюллетень»
Неделя №3
Цель: Дать знания о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка.
Активные формы работы: Консультация «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!» (воспитатели, медработник).
Наглядная информация: Информационная папка «Прогулка – это важно!», «Активный отдых, это как?!», «Игры на природе!»
Неделя №4
Цель: Привлечь родителей к подготовке группы к летнему периоду работы, дать информацию о лучших местах отдыха в городе.
Активные формы работы: Подготовка участка к летнему периоду.
Индивидуальная работа: Советы по оформлению фоторепортажа, покраска предметов участка, клумбы, песок.
Наглядная информация: Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем городе!».
Приложение 3
«Игра не пустая забава.
Она необходима для счастья детей,
для их здоровья и правильного развития».
Д. В. Менджерицкая
Ток-шоу
«Почему ребенку нужна игра?»
Цель:
Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка.
Заинтересовать проблемой.
Приобщить к игре ребенка в условиях семьи.
Встреча строится по типу телевизионных аналогичных программ, в ней принимают участие педагоги, психолог, родители.
Присутствующим предоставляется возможность высказывать свою точку зрения, подключаться к дискуссии, проанализировать ситуации, выслушивать мнение специалистов и сделать собственный вывод.
Ведущий. Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в своем детстве? (предлагает перечислить игры) Из множества опрошенных родителей ни кто не сказал, что их ребенок не любит играть. Большинство из них отметили роль игры в развитии их детей, но не отличают ее от других видов детской деятельности. Так, к игре детей они относят забавы, шалости, досуг, занятия лепкой, слушание книг, просмотры телепередач. Любимые игры детей, по их мнению, это «школа», «детский сад», «больница», «куклы», «войнушка», подвижные, настольные, компьютерные. Вместе с тем некоторые взрослые недооценивают роль игры в развитии их ребенка.
Родитель. Моя дочка все время играет. Она постоянно разговаривает сама с собой, сделала кассу, нарезала бумажные «деньги» перекладывает их с места на место. Разве это помогает ее развитию?
Ведущий. Да, роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. Д Сюжетно-ролевая игра очень популярна, и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), Собственно игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.
О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.
Вопрос к обсуждению.
В чем, по вашемумнению. Заключаетсяроль игрыв развитии ребенка?
Ведущий предлагает желающим высказаться, после чего обобщает ответы.
Ситуация для анализа.
На участке детский гомон. Новенький, мальчик пяти лет, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющих детей: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.
- Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними?- спрашивает у ребенка воспитатель.
Тот удивленно смотрит на взрослого и равнодушно отвечает:
-Не – е – е….. Я их сейчас расстреляю!
Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.
- За что же ты их хочешь расстрелять? – спрашивает у ребенка воспитатель.
- А так, ни за что… Я разбойник! Сейчас нападу на них! (в голосе слышится враждебность)
- Ему бы только стрелять, убивать да в войну играть, - жалуется вечером мать воспитателю.
- Для таких игр у него , кажется, нет недостатка в игрушках, - замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет, самодельный щит, лежащие в сумке у матери.
- Да, конечно, - соглашается мать, - он требует, приходится покупать. Боевой растет, даже слишком.
- А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к более спокойным играм, например…
- А за чем? – перебивая педагога, недоумевает мама. – Пусть играет, во что хочет. Хоть в «Соловья-разбойника»! Какое это имеет значение!
Вопросы к обсуждению.
Какое значение, по вашему мнению, имеют в нравственном становлении личности те роли, которые берет на себя ребенок?
Какое содержание в играх преобладает у вашего ребенка?
В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?
Комментарий педагога.
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Мнение родителей.
На игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, испачкать, порвать, потом убирай за ним. А знания он и так получит в детском саду.
Вопрос к обсуждению.
Есть ли другие точки зрения о значении игры? (желающим предлагается выступить)
Комментарий психолога.
Значение игры порой недооценивается. В первые годы советской власти считалось, что игра не нужна – это пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличики из песка, то пусть идет на производство и печет их там.
Современные исследования показали, что оперирование предметами – заменителями поможет ребенку в дальнейшем усвоить различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение, Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? (дать возможность высказаться родителям) Например, из цветка ромашки можно «приготовить» кукле « яичницу», палочкой сделать укол, колечко от кольцеброса использовать вместо руля. Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности – верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам настоящий капитан или летчик.
Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключится на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать» или «водителю», что машины едут в гараж.
На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражение «понарошку», «как будто», «по правде». Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, «понарошку». Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передач.
Мнение педагога.
Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов – телевизора, компьютера и т.д. Игровое пространство – это уголок с любимыми игрушками, столик и стул, правильно (по возрасту) подобранный игровой материал.
Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни.
Ситуация для анализа.
Однажды Слава предложил ребятам, играющим в семью:
-Давайте я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить.
Ира возразила:
-Не надо скандалить, мой папа никогда не ругается.
-И пить вино – это плохо, - добавляет Женя.
-Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает… - убежденно сказал Слава и, набрав в сумку бутылочки от шампуня добавил: - Вот сколько вина я вам принесу!
Вопросы для обсуждения:
Какие чувства вызывает у вас эта ситуация?
Почему, по вашему мнению, она сложилась?
Комментарий психолога.
Замечали ли вы, когда ребенок начинает играть? (ответы родителей) Когда возникает игра в его жизни? В развитии игровой деятельности выделяются два периода: предметно-игровая деятельность ребенка раннего возраста, содержанием которой являются действия с предметами, и ролевая игра дошкольника, содержанием которой является общение.
Родитель:
Иногда возникает беспокойство по поводу того, что ребенок всегда берет на себя одну и туже роль, например принцессы или солдата. В чем причина этого?
Комментарий психолога.
Причина заключается в том, что ребенок не достаточно владеет способами построения игры (он все время играет в доктора, потому что с ним играли взрослые), или не знает, как реализовать другие роли в игре (здесь сказывается бедность его впечатлений). На ребенка может произвести впечатление восприятие чего- то необычного и хорошего знание какой- то сферы деятельности взрослых, интересующей его и связанной с этой ролью. Если ребенок овладеет способами ролевого поведения в игре с взрослым, то начнет развертывать разнообразную игровую деятельность, переключаясь и на другие роли. Если роль повторяется в разнообразных сюжетах, то в этом, по мнению специалистов, нет ни чего плохого. Если это отрицательный образ, надо постараться увести от этого ребенка. Нельзя запрещать играть в эти игры. Например, если ребенок все время играет в солдата, который убивает, то взрослый может взять на себя роль командира, и тогда солдат будет вынужден подчиняться взрослому.
Ведущий: Подведем итог! Игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Так не лишайте его этой радости, помните, что вы сами были детьми.
Литература:
Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М. Академия, 2000г
Семушина Л. Г, Борщанская Б. Р. Практикум по дошкольной педагогике М., 1999г.
Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М., 1990г.
Приложение 4
Опросник для родителей "Типы воспитания детей"
Цель методики: выявить тип воспитания ребенка в семье.
Типы воспитания: 1. "Кумир семьи": потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание.
2. Гиперопека: обостренное внимание и забота о ребенке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов.
3. Гипоопека: недостаток опеки и контроля за поведением.
Наблюдается при формально-присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка. В основе этого типа воспитания лежит фрустрация потребности в любви и принадлежности, эмоциональное отвержение ребенка, невключение его в семейную общность.
4. Безнадзорность: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий до полной безнадзорности, проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка, делам, интересам, тревогам.
5. "Золушка": игнорирование потребностей ребенка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не "тот", не "такой". Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы.
6. "Ежовые рукавицы": неприятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки "улучшения", "коррекции" врожденного типа реагировании, сочетающиеся с жестким контролем, регламентацией всей жизни ребенка, с императивным навязыванием ему единственно "правильного" типа поведения.
7. Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на ребенка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни — все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.
8. "Культ болезни": повышенная неуверенность родителей, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о "хрупкости" ребенка, его болезненности и т.д.
Один источник таких переживаний родителей коренится в истории появления ребенка на свет - его долго ждали, обращения к врачам-гинекологам ничего не давали, родился хрупким и болезненным, с большим трудом удалось его выходить и т.д.
Другой источник - перенесенные ребенком тяжелые заболевания, если они были длительными. Отношение родителей к ребенку формировалось под воздействием страха утраты его. Этот страх заставляет родителей тревожно прислушиваться к любым пожеланиям ребенка и спешить удовлетворить их, в других случаях - мелочно опекать его.
В типичных высказываниях родителей отражена их ипохондрическая боязнь за ребенка: они находят у него множество болезненных проявлений, свежи воспоминания о прошлых, даже отдаленных по времени переживаниях по поводу здоровья ребенка.
9. "Кронцпринц". Такой тип воспитания все чаще и чаще культивируется в довольно обеспеченных, зажиточных, богатых семьях, члены которых имеют значительный вес в обществе и занимают в нем высокие посты и должности, недосягаемые для большинства людей. Отдав самих себя карьере, родители не могут заниматься собственным ребенком. Недостаток чувств своих они обычно компенсируют искусственной родительской любовью — одаривая и задаривая малыша.
10. Противоречивое воспитание: конфликтность во взаимоотношениях между супругами по поводу воспитания детей. Нередко воспитание превращается в "поле битвы" конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь "заботой о благе ребенка". При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же родитель склонен "жалеть" ребенка" идти у него на поводу.
Характерное проявление данного типа воспитания - выражение недовольства воспитательными методами другого супруга. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать ребенка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах.
11. Смена образцов воспитания. Такой тип воспитания встречается тогда, когда ребенка до каких-то пор воспитывали одним методом и вдруг из-за семейных обстоятельств (появления новорожденного, развод родителей) стиль воспитания внезапно изменился.
Анализируя результаты анкетирвания родителей, получила следующее:
родители (мамы) первой группы детей используют адекватную практику родительского отношения, которая характеризуется высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой и успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка;
родители второй группы пользуются различными типами воспитания. Из них: "кумир семьи" предпочитают в пяти семьях; противоречивое воспитание – 5; гиперопека – 3; гипоопека – 3; "Золушка" - 3; "ежовые рукавицы" - 2; повышенная моральная ответственность – 2; "кронцпринц" - 1; "культ болезни" - 1; смена образцов воспитания – 1.
В шести семьях родители (матери) второй группы детей потакают всем желаниям ребенка, чрезмерно покровительствуют и обожают. Матери такого типа освобождают своих детей от каких – либо обязанностей.
В пяти семьях родители (матери) второй группы детей характеризуются непоследовательностью в воспитании. Они ведут себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, допускают много ошибок в воспитании, плохо понимают своего ребенка. Их прямые воспитательные воздействия, так же как и реакция на одни и те же поступки ребенка, противоречивы.
В четырех семьях обостренное внимание и забота о ребенке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов.
В трех семьях родители (матери) не проявляют большого интереса к ребенку. Основу материнства составляло чувство долга. В отношениях с ребенком почти нет теплоты.
В одной семье родители (матери) второй группы детей сознательно стараются приспособиться к потребностям ребенка. Не всегда успешная реализация этого стремления вносит в их поведение напряженность, недостаток непосредственности в общении с ребенком. Они чаще доминируют, а не уступали.
В одной семье произошла смена образцов семейного воспитания в связи с рождением второго ребенка.
Таким образом, - в шести семьях (30%) потакают всем желаниям ребенка, чрезмерно покровительствуют и обожают. Такие родители не учитывают или недооценивают реальные психофизические особенности и ограничения ребенка. В этих семьях происходит культивирование внимания всех членов семьи на ребенке, иногда в ущерб другим детям ила членам семьи.
- неприятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки "улучшения", "коррекции" врожденного типа реагировании, сочетающиеся с жестким контролем, регламентацией всей жизни ребенка, с императивным навязыванием ему единственно "правильного" типа поведения. Не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на ребенка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни. Наряду с жестким контролем происходит сочетание с равнодушием к распорядку жизни ребенка, полным попустительством происходит в пяти семьях (25%).
- в четырех семьях (20%) обостренное внимание и забота о ребенке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов.
- в трех семьях (15%) - недостаток опеки и контроля за поведением.
- в одной семье (5%) сознательно стараются приспособиться к потребностям ребенка. Но это вносит в их поведение напряженность, недостаток непосредственности в общении с ребенком. Они чаще доминируют, а не уступали.
- в одной семье (5%) произошла смена образцов воспитания.