Проект «Секреты бабушкиного сундука».
Вид проекта: практико-ориентированный, внутренний, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный. месяц.
Участники проекта: дети группы, воспитатель, родители.
Актуальность темы: Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Поэтому нашей задачей является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу. Формирование бережного отношения к природе и всему живому. Воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам - данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему; эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем уникальна каждая семья. Надо показать ребенку, что у каждой семьи своя история, традиции. Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории своей семьи, ее культуре, традициях и обычаях.
Цель проекта: Сформировать у детей представления о традициях, обычаях, обрядах нашего народа. Воспитывать познавательный интерес к русским традициям, развивать любознательность и желание больше узнать о культуре нашего народа.
Задачи:
Образовательные
Пробудить в детях чувство любви к своему народу, уважение к его традициям и обычаям. Формировать знания о том, что в каждой семье есть свои традиции встречи праздников.
Развивающие
Развивать память, мышление, потребность в получении информации. Упражняться в умении изготовления коллажа о традициях в своей семье.
Воспитательные.
Воспитывать интерес к естественным наукам. Формирование чувства любви к своим родным и близким людям, через приобщение к культурным народным традициям. Воспитывать уважение к культуре других народов.
Подготовительный этап:
- обратиться с просьбой к родителям, принять активное участие в подготовке выставки коллекций «Талисманы нашей семьи»
- Формы организации проекта:
1. Опрос детей.
2. НОД.
3. Сюжетно – ролевые и дидактические игры.
4. Самостоятельная деятельность детей.
5. Проведение театральных этюдов «Семейные диалоги».
6. Выставка плаката «Секреты моей бабушки»
7. Фотовыставки « Праздники в нашей семье».
8. Создание альбома «Семейные реликвии» - Оборудование:
• компьютер,
• магнитофон,
• принтер,
• сканер,
• мультимедиа,
• фотоаппарат. - Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:
1. Опрос детей по проблеме.
2. Определение целей и задач.
3. Создание необходимых условий для реализации проекта.
II этап – основной (практический):
1. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о традициях и обрядах нашего народа.
2. Выставка: «Талисманы нашей семьи»
3. Выставка детских рисунков и фотографий: «Праздники в нашей семье».
4. Создание альбома «Семейные реликвии»
5. Выставка плаката «Секреты моей бабушки
6. Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
III этап — заключительный:
1. Обработка результатов по реализации проекта.
2. Презентация проекта «Секреты бабушкиного сундука».
По окончании проекта «Секреты бабушкиного сундука» деятельность в выбранном направлении будет продолжена в следующем проекте «Цветы для мамочки моей», так как необходимо, чтобы у детей сформировалось чувство любви к близким людям.
Схема проекта
Разделы программы
Виды детской деятельности
Социально-личностное развитие
Экскурсия по фотовыставке «Моя семья» - рассказы детей о семье, доме, семейных традициях
Коммуникативная игра «С добрым утром!»
Решение проблемных ситуаций: «Какой я помощник?», «Что такое хорошо, и что такое плохо…», «Помирились», «Я и моя бабушка».
Д\игры и развивающие игры:
*«Мой адрес»,
* «Что лишнее»,
* «Для чего предназначено это здание»,
* «Я живу на улице…»
С/р игры «Семейный отдых», «В библиотеке», «В семье больной», «Народный костюм», «Семейные праздники», «Путешествие по миру».
Здоровье и физическое развитие
П\игры: по выбору педагога.
Соревнования на прогулке:
«Кто всех быстрее, смелее, точнее, дружнее!», «Мама, папа и я – вместе дружная семья»
Познавательно – речевое развитие
Коммуникация:
Беседы «Золотая мама», «Бабушки-старушки», «Что такое счастье?», Любимый отдых членов семьи», «Семейные ценности».
Познание:
«Традиции мира, традиции в каждой семье».
Чтение х\литературы:
С. Капутикян «Моя бабушка», Р. Гамзатов «Мой дедушка», Ю.Яковлев «Мама», Н,Носов «Заплатка», А.Барто «Прививка», Э.Успенский «Если был бы я девчонкой, Л.Квитко «Бабушкины руки», Е,Благинина «Не мешайте мне трудиться», «Вот так мама», С.Маршак «О мальчиках и девочках», К.Чуковский «Мойдодыр», «Айболит»
Наблюдение за членами семьи (обязанности и выполнение поручений, создание уюта в доме)
Художественно – эстетическое развитие
Развивающая среда:
*«картинки о семье»,
*коллекции семей,
*развивающая игра «Моя семья»,
Рассказывание р.н.сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
- : Выставка: «Талисманы нашей семьи»
Выставка детских рисунков и фотографий: «Праздники в нашей семье».
Создание альбома «Семейные реликвии»
Выставка плаката «Секреты моей бабушки»
Прослушивание песен о близких людях, о семейных отношениях.
Театр: театральные этюды «Семейные диалоги».
Работа с родителями.
Побеседовать с детьми и рассказать, почему в семье та или иная традиция, что связано с коллекционированием.
Принять участие в создании альбома на тему: «Семейные реликвии», подобрать фотографии для фотовыставки «Праздники в нашей семье».
Ожидаемые результаты.
• Дети: Участие детей в этом проекте позволит расширить их знания о своей семье, своих близких, о традициях.
• Родители: Повышение педагогической культуры родителей. Установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Технологическая карта проекта " Секреты бабушкиного сундука"
Этапы проекта
Деятельность детей
Деятельность руководителя
Деятельность родителей
Результаты каждого этапа
Поисковый
Сформулировать проблему, задают вопросы
Погружает в проблему путем мотивации
Сформулировать проблему: Что такое традиция? Почему они бывают разные?
Аналитический
Получает задание: узнать у родителей о семейных традициях.
Чтение художественной литературы, разучивание стихов, подбор иллюстраций по данной теме.
Формирует цель и задачи. Помогает сопоставить поэтапный план работы и что нужно для этого проекта.
Собирают информацию (иллюстрации, фотографии, стихи, тексты из энциклопедии)
Сформулировать цель, задачи, пошаговый план работы над проектом.
Практический
Оформление выставки
«Талисманы нашей семьи»
Выставка детских рисунков и фотографий: «Праздники в нашей семье».
Выставка плаката «Секреты моей бабушки»
Создание альбома «Семейные реликвии»
Наблюдает, помогает (по необходимости).
Организует процесс и место проведения, следит за соблюдением техники безопасности.
Проводят совместную работу с детьми: готовят традиционные блюда для своей семьи, делают фотомонтаж о праздниках в семье.
Выполнен план работы.
Презентационный
Развлечение «Сердце для семьи»
Организует место и время проведения, мотивирует детей на обсуждение темы.
Игры, фотовыставка, выставки рисунков, создание альбома о семейных реликвиях, выставка семейных коллекций.
Контрольный
Высказывает свое мнение о проделанной работе.
Подводит детей к оценке и самооценке.
Участвуют в оформлении книги отзывов
Поощрение. благодарность, отзывы.