Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Легкая атлетика"»
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа кружка легкой атлетики рассчитана на школьников в возрасте от 10 до 17 лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений и участие в спортивных соревнованиях. (Теоретические сведения сообщаются в процессе практических занятий.)
Содержание учебно-тренировочной работы в кружке должно отвечать требованиям данной программы с учетом местных условий и индивидуальных особенностей школьников. Все занимающиеся в кружке распределяются по группам с учетом возраста, пола и уровня спортивной подготовки первая группа — подготовительная (10—11 лет); вторая группа — начального обучения (12—13 лет); третья группа—учебно-тренировочная (14—15 лет); четвертая группа — спортивного совершенствования (16—17 лет).
Общими задачами кружка являются укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию школьников; обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям в ходьбе, беге, прыжках и метаниях; подготовка разносторонне физически развитых, волевых, смелых и дисциплинированных юных спортсменов, готовых к труду и защите Родины, подготовка общественного актива организаторов спортивно-массовой работы (инструкторов и судей) по легкой атлетике для коллективов физической культуры общеобразовательных школ, по месту жительства и в летних лагерях.
В соответствии с общими задачами кружка легкой атлетики перед учебными группами ставятся следующие задачи.
В подготовительной группе: ознакомление с видами легкой атлетики, укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся, воспитание интереса к занятиям легкой атлетикой, создание базы разносторонней физической и функциональной подготовленности; развитие быстроты, гибкости, подвижности в суставах, умения расслаблять мышцы; укрепление опорно-двигательного аппарата; воспитание общей выносливости, ловкости; изучение элементов техники ходьбы, бега, прыжков и метаний; ознакомление с отдельными разделами правил соревнований и некоторыми вопросами теории; подготовка к выполнению нормативов.
В группе начального обучения: укрепление здоровья и дальнейшее закаливание организма занимающихся; повышение уровня разносторонней физической подготовленности; укрепление сердечно-сосудистой системы; развитие быстроты, силы; дальнейшее развитие гибкости, подвижности в суставах и эластичности мышц, умения их расслаблять; укрепление опорно-связочного аппарата; воспитание общей выносливости, ловкости, волевых качеств; выявление интереса к занятиям тем или иным видом легкой атлетики; обучение основам техники бега, прыжков и метаний. Выполнение нормативов III юношеского разряда по нескольким видам легкой атлетики. Расширение знаний по вопросам правил соревнований и разделам теории; приобретение инструкторских и судейских навыков в проведении занятий и соревнований по отдельным видам легкой атлетики; воспитание интереса к занятиям и соревнованиям и обучение самостоятельному ведению спортивной борьбы в период участия в соревнованиях подготовка.
В учебно-тренировочной группе дальнейшее укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся; повышение уровня разносторонней физической подготовленности; развитие силовых, скоростно-силовых и волевых качеств, воспитание общей выносливости; совершенствование быстроты, гибкости, ловкости, умения расслаблять мышцы; изучение элементов техники ходьбы, бега, прыжков и метаний; обучение ведению дневника тренировок и умению анализировать свое выступление и выступление товарищей в спортивных соревнованиях; определение вида для дальнейшей специализации в легкой атлетике; приобретение навыков в организации я практическом судействе соревнований по легкой атлетике и опыта в проведении учебно-тренировочных занятий.
В группе спортивного совершенствования: расширение двигательных возможностей организма; совершенствование разносторонней целенаправленной физической подготовленности занимающихся; развитие скоростно-силовых и силовых качеств, общей и специальной выносливости; совершенствование техники ходьбы, бега, прыжков и метаний; воспитание волевых качеств; получение звания общественного инструктора и судьи по спорту
В настоящей программе учебный материал дается в виде основных упражнений, поэтому в соответствии с конкретными условиями и индивидуальными особенностями занимающихся в программу могут вноситься необходимые изменения, но при этом основные ее принципы и установки должны быть сохранены. В целях лучшей реализации учебной программы необходимо соединять учебно-тренировочные занятия в кружке с выполнением ежедневных самостоятельных заданий по плану, разработанному руководителем кружка совместно с учеником.
В конце каждого учебного года проводятся итоговые соревнования на первенство дворца молодежи, которые одновременно являются переводными испытаниями из группы в группу.
Наиболее способные и подготовленные в спорте учащиеся по предложению руководителя кружка и с разрешения врача могут быть допущены к занятиям в следующей (старшей) возрастной группе.
Кроме того, в каждой учебной группе не менее З раз в учебном году (в сентябре, декабре, апреле) проводятся испытания по контрольным упражнениям (тестам) которые разрабатывает методический совет кружка на основе программы.
Тематический план занятий подготовительной группы (12—15 лет).
№п/п
Наименование темы
Количество часов
ВСЕГО
Теоретические занятия
Практические занятия
1
Физическая культура и спорт в РФ
1
1
2
История развития легкоатлетического спорта
1
1
3
Гигиена спортсмена и закаливание
1
1
4
Места занятий, их оборудование и подготовка
2
1
1
5
Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой
1
1
6
Правила соревнований
2
7
Общая физическая подготовка
82
82
8
Ознакомление с отдельными элементами техники ходьбы, бега, прыжков и метений
54
54
9
Контрольные упражнения и спортивные соревнования
Согласно плану спортивных мероприятий
10
ИТОГО:
144
6
138
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ .
Физическая культура и спорт в РФ. Значение физической культуры для подготовки людей к трудовой деятельности, к защите Родины, влияние спорта на укрепление здоровья.
История развития легкоатлетического спорта. Возникновение легкоатлетических упражнений. Характеристика легкоатлетического спорта в целом и отдельных видов ходьбы и бега как естественных способов передвижения человека. Легкая атлетика как наиболее доступный для любого возраста вид спорта.
Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, волосами, ногтями и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, правила применения солнечных ванн, гигиена одежды, обуви и мест занятий.
Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с местами занятий по отдельным видам легкой атлетики. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований, правила пользования спортивным инвентарем.
Практические занятия. Самостоятельная подготовка спортивной одежды, обуви, инвентаря и мест к занятиям отдельными видами легкой атлетики.
Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Правила пользования спортивным инвентарем, оборудованием, одеждой и обувью. Расположение группы и отдельных учащихся во время занятий. Дисциплина – основа безопасности во время занятий легкой атлетикой. Возможные травмы и их предупреждения.
Знакомство с правилами соревнований.
Практические занятия. Судейство соревнований в отдельных видах бега, ходьбы, в метании мяча, прыжках в высоту, длину.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ
Общая физическая подготовка. Понятие о строе и командах; строевые упражнения на месте и в движении; строевой и походный шаг; переход на бег и с бега на шаг; ходьба в переменном темпе и с различными движениями рук; бег с изменениями направления; общеразвиваюшие упражнения на месте и в движении, в положении стоя, лежа и сидя, без предметов и с предметами. Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах, на формирование правильной осанки, развитие выносливости, ловкости, на расслабление мышц рук, ног, туловища.
Упражнения из других видов спорта. Акробатика. Различные кувырки вперед и назад; перекатывание; стойка на лопатках; «мостик», стойка на голове и руках, согнув ноги (обозначить); Подвижные игры. Эстафеты встречные и по кругу, в том числе с преодолением препятствий: «Перестрелка», «Удочка», «Мяч капитану», «Лапта», «Пионербол», «Третий лишний», «Не давай мяч водящему».
Баскетбол. Ведение мяча, ведение с изменением направления; ловля двумя руками мяча, летящего навстречу и сбоку на уровне груди; передача мяча двумя руками от груди после ловли на месте, после ловли с остановкой, после поворота на месте. Перемещение в стойке защитника вперед, в стороны и назад; умение держать игрока с мячом и без мяча Тактика нападения выбор места и умение открыться для получения мяча, целесообразное применение техники передвижения. Броски мяча с места под углом к корзине, с отражением от щита. Двухсторонняя игра по упрощенным правилам.
Ручной мяч. Ведение мяча; ловля мяча; броски мяча двумя руками, броски левой и правой рукой из-за головы, броски поворотам; двухсторонняя игра по упрощенным правилам.
Футбол. Удары по мячу ногой (левой и правой) на месте и в движении, удары после остановки; ведение мяча, остановка мяча; простейшие навыки командной борьбы.
Упражнения на гимнастических снарядах и со снарядами (перекладина, кольца, брусья, конь, канат, скамейка, стол, стенка, палка, скакалка и др.) в висах и упорах, подтягивания, перелезание, лазанье, сгибание и разгибание рук, поднимание согнутых ног, размахивания, соскоки, перевороты, подъемы; простейшие комбинации. Упражнения с гимнастической палкой, скакалкой и скамейкой.
Ознакомление с отдельными элементами техники ходьбы, бега, прыжков и метаний.
Ходьба. Обычная в равномерном темпе со свободным взмахом рук, глубоким и ритмичным дыханием; ходьба с палкой за спиной по доске и бревну, с выполнением упражнений, укрепляющих мышцы ног; ходьба в равномерном, быстром и переменном темпе на дистанции до 800 м (отрезки 60, 100, 200 и 400 м).
Бег. Свободный по прямой и повороту, с наращиванием скорости и последующим продвижением вперед по инерции. Отталкивание как основная фаза бега, техника высокого старта, финиширование, выполнение команд «На старт!», «Внимание!», «Марш!»; осанка и работа рук во время бега, вынос бедра, постановка стопы; техника бега на короткие дистанции (ознакомление), техника передачи и приема эстафетной палочки во время бега по кругу и навстречу друг другу, техника бега на короткие дистанции (подготовка стартовых колодок, принятие положения «На старт!», «Внимание!»). Повторный бег с предельной и около предельной интенсивностью по прямой и повороту на отрезках от 20 до 60 м с хода с переходом в бег по инерции, эстафетный бег на отрезках 40—60 м; кроссовый бег до 1000 м; различные беговые упражнения и многоскоки.
Прыжки. С места в длину, тройной, пятерной, в высоту; прыжки с ноги на ногу, на двух ногах; скачки на левой и правой ноге; маховые движения ног в прыжках в длину и в высоту, определение толчковой ноги, постановка толчковой ноги, ритм последних трех шагов, маховые движения рук в прыжках в длину и в высоту, отталкивание, приземление; прыжки в длину способом «согнув ноги», прыжки в высоту способом «перешагивание». Различные прыжки с доставанием предметов головой, ногой и рукой.
Метание. Общее ознакомление с техникой метания, держание снаряда (хоккейного, теннисного мяча, гранаты), исходное положение для метания, отведение снаряда, скрестный шаг, метание (мяча, гранаты) с 1—3—5—7 шагов. Толкание ядра (ознакомление), толкание одной рукой вверх, вперед — вверх при держании его на весу. Упражнения с набивными мячами: перебрасывание и толкание в парах из различных положений (стоя, лежа, сидя); метание различными способами — снизу вперед, снизу через себя назад, вперед из-за головы двумя руками; толкание набивного мяча с места вверх, вперед, стоя лицом и боком в сторону толчка.
Тематический план занятий группы начального обучения (12—13 лет).
№ п/п
Наименование темы
Количество часов
ВСЕГО
Теоретические занятия
Практические занятия
Физическая культура и спорт в РФ
1
1
Влияние занятий легкой атлетикой на организм занимающихся
1
1
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль
1
1
Правила, организация и проведение соревнований
2
1
1
Места занятий, инвентарь и оборудование
1
1
Инструкторская и судейская практика
3
3
Общая и специальная физическая подготовка
67
67
Тренировка в отдельных видах легкой атлетики
68
68
Контрольные упражнения и спортивные соревнования
Согласно плану спортивных мероприятий
ИТОГО:
144
5
139
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ .
Физическая культура и спорт в РФ. Физическая культур как неотъемлемая часть воспитания подрастающего поколения. Спортивные звания.
Влияние занятий легкой атлетикой на организм занимающихся. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние занятий физическими упражнениями, и в частности легкой атлетикой, на совершенствование аппарата дыхания, опорно-двигательного аппарата, нервно-мышечной и сердечно-сосудистой систем. Влияние занятий легкой атлетикой на обмен веществ и укрепление здоровья.
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Гигиенические требования к местам проведения занятий и соревнований. Временные ограничения и противопоказания к занятиям легкой атлетикой. Значение врачебного контроля и самоконтроля при занятиях легкой атлетикой. Травмы, их причины и профилактика.
Первая помощь при обмороке, растяжении связок и ушибах. Приемы искусственного дыхания. Способы остановки кровотечения.
Правила, организация и проведение соревнований. Виды, соревнований. Ознакомление с правилами организации и проведения соревнований в отдельных видах легкой атлетики (бег по дорожке стадиона, кроссовый, прыжки в длину и высоту, метание мяча, гранаты, толкание ядра). Права и обязанности судей, участников, тренеров преподавателей, руководителей команд Оценка достижений в различных видах легкой атлетики. Проведение соревнований по указанным выше видам легкой атлетика. Места занятий, инвентарь и оборудование Беговая дорожка на стадионе и кроссовая дистанция. Места для прыжков в длину и высоту, метание мяча, гранаты, толкания ядра. Правила пользования спортивным инвентарем и оборудованием. Уход за спортивным инвентарем, оборудованием, одеждой и обувью. Хозяйственный инвентарь. Инструкторская и судейская практика. Подготовка мест занятий по бегу, прыжкам и метаниям. Проведение разминки самостоятельно и с группой. Подача строевых команд. Проведение занятий с группой по отдельным видам легкой атлетики (на стадионе, на местности). Судейство соревнований по бегу на дорожке и кроссовому бегу, прыжкам в высоту, длину, метаниям мяча, гранаты и толканию ядра.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ
Общая физическая и специальная подготовка. Выполнение строевых команд на месте и в движении. Ходьба в различном темпе с изменением скорости и направления, переход с шага на бег и с бега на шаг. Общеразвиваюшие упражнения для различных групп мышц ног, рук, туловища, без предметов и с предметами, выполняемые индивидуально и в парах, в различных положениях (стоя, лежа, сидя), на месте и в движении. Специальные подготовительные упражнения бегуна, прыгуна и метателя. Упражнения на дальнейшее развитие гибкости и подвижности в суставах, на расслабление мышц рук, ног, туловища. Бег в переменном темпе с изменением скорости и направления.
Упражнения из других видов спорта. Акробатика. Повторение ранее пройденных упражнений, соединения и комбинации из ранее пройденных упражнений; стойка на голове и руках (держать), стойка на руках (обозначить); переворот боком.
Подвижные игры. Повторение ранее пройденных игр: «Борьба за мяч», «Бой петухов», «Защита крепости». Баскетбол. Повторение ранее пройденных упражнений. Ловля мяча одной рукой на месте с поддержкой другой, ловля двумя руками мяча, летящего на уровне груди, на месте и в движении (с выходом навстречу мячу). Передача мяча двумя руками от груди после ловли в движении; броска мяча в кольцо с места двумя руками; двухсторонняя игра по упрощенным правилам.
Ручной мяч. Повторение ранее пройденных элементов взаимодействия двух нападающих против одного защитника; противодействие игроку, ловящему и бросающему мяч; овладение простейшими тактическими комбинациями; двухсторонняя игра по упрощенным правилам.
Футбол. Повторение ранее пройденных упражнений, простейшие тактические комбинации, двухсторонняя игра по упрощенным правилам.
Упражнения на гимнастических снарядах и со снарядами (перекладина, кольца, брусья, конь, козел, канат, скамейка, стенка, полка, скакалка, обруч, мяч идр.) в висах и упорах, в переталкивании и перетягивании, подтягивании, лазанье и перелезание, поднимании согнутых и прямых ног. Повороты и перевороты, подъемы и соскоки, напрыгивания на снаряды, опорные прыжки. Различные соединения из разученных упражнений.
Тренировка в отдельных видах легкой атлетики. Ходьба. Техника спортивной ходьбы (ознакомление), движение рук, ног, плеч, таза. Обычная ходьба на дистанции от 400 до 1000 м; спортивная ходьба на отрезках 200—400 м с оценкой техники и указанием недостатков Спортивная ходьба в темпе 180—200 шагов в минуту на отрезках 100—200 м. Повторная спортивная ходьба на отрезках 100—400 м и более, закрепление навыков быстрой обычной ходьбы. Специальные упражнения на месте и в движении для освоения техники спортивной ходьбы.
Бег. Совершенствование техники бега; свободный бег по прямой и повороту, при выходе с поворота на прямую; бег по инерции после пробегания небольших отрезков с предельной скоростью; повторный и переменный бег на отрезках от 60 до 100 м; кроссовый бег до 500 м (девочки) и до 1000 м (мальчики).
Изучение и отработка низкого старта (установка стартовых колодок, выполнение команд «На старт!», Внимание!», «Марш!», выход со старта, стартовое ускорение и переход от стартового ускорения к бегу по прямой. Техника передачи эстафетной палочки без перекладывания в другую руку после приема (стояна месте, в ходьбе и беге), без ограничения зоны передачи и в зоне передачи.
Прыжки. Закреплениё навыков, полученных в подготовительной группе. Техника специальных упражнений для прыжков в высоту и длину, техника прыжка в высоту с разбега способом «ножницы» (угол, длина, скорость разбега), переход через планку, приземление, сочетание движений маховой, толчковой ноги и руки в момент Отталкивания. Тренировка прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» (постановка толчковой ноги, движения толчковой и маховой ноги, рук в момент отталкивания, в фазе полета, приземление), прыжок в длину с полного разбега. Техника прыжка способом «ножницы» (прыжки с 4—б шагов, с опусканием маховой ноги и приземлением на толчковую ногу). Специальные упражнения прыгуна, обеспечивающие повышение функциональных возможностей организма и улучшение развития двигательных качеств занимающихся, способствующие совершенствованию техники прыжка.
Метания. Закрепление навыков, полученных в подготовительной группе. Техника специальных упражнений в метании копья, диска, толкании ядра. Техника метания мяча (150 г) и гранаты. Метание в цель в на дальность. Техника толкания ядра (держание, толкание с места, стоя боком в сторону толкания, финальное усилие, толкание из круга, со скачка, стоя спиной в сторону толкания).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Содержание занятий
Кол-во часов
Дата
план
факт
1-2
Легкая атлетика как одна из форм активного отдыха, основы организации и проведения занятий по укреплению здоровья
2
3-4
Общие представления об оздоровительном беге. Требования к безопасности и профилактике травматизма
2
5-6
История развития легкой атлетики. Легкая атлетика в России.
2
7-8
Анализ техники ходьбы и бега
2
9-10
Спортивная ходьба
2
11-12
Спортивная ходьба
2
13-14
Изучение техники бега
2
15-16
Изучение техники бега
2
17-18
Изучение техники бега
2
19-20
Бег на короткие дистанции
2
21-22
Бег на короткие дистанции
2
23-24
Бег на короткие дистанции
2
25-26
Бег на короткие дистанции
2
27-28
Бег на короткие дистанции. Контрольное занятие
2
29-30
Прыжки в высоту и длину. Общие основы техники прыжков
2
31-32
Прыжки в длину. Инструктаж по технике безопасности
2
33-34
Прыжки в длину
2
35-36
Прыжки в длину. Контрольное занятие
2
37-38
Эстафетный бег
2
39-40
Эстафетный бег
2
41-42
Прыжки в высоту.
2
43-44
Прыжки в высоту.
2
45-46
Прыжки в высоту. Контрольное занятие
2
47-48
Кроссовая подготовка.
2
49-50
Кроссовая подготовка.
2
51-52
Кроссовая подготовка.
2
53-54
Кроссовая подготовка. Контрольное занятие
2
55-56
Спортивная ходьба
2
57-58
Спортивная ходьба
2
59-60
Бег на короткие дистанции. (60м)
2
61-62
Бег на короткие дистанции. (60м) Контрольное занятие.
2
63-64
Прыжки в длину с разбега
2
65-66
прыжки в длину с разбега
2
67-68
Метание мяча
2
69-70
Метание мяча
2
71-72
Метание мяча. Контрольное занятие
2
73-74
Прыжки в высоту способом "перешагивание"
2
75-76
Прыжки в высоту способом "перешагивание"
2
77-78
Прыжки в высоту способом "перешагивание"
2
79-80
Прыжки в высоту способом "перешагивание"
2
81-82
Прыжки в высоту способом "перешагивание"
2
83-84
Прыжки в высоту способом "перешагивание"
2
85-86
Прыжки в высоту способом "перешагивание"
2
87-88
Прыжки в высоту способом "перешагивание". Контрольное занятие
2
89-90
Кроссовая подготовка
2
91-92
Кроссовая подготовка
2
93-94
Кроссовая подготовка
2
95-96
Кроссовая подготовка
2
97-99
Кроссовая подготовка. Бег на средние учебные дистанции
3
100-102
Кроссовая подготовка. Бег в медленном темпе до 6 минут
3
103-104
Кроссовая подготовка. Контрольное занятие
2
105-106
Челночный бег 3*10м и 6*10м. Встречная эстафета
2
107-108
Повторный бег 2*60м. Контрольный урок метание мяча в цель
2
109-112
Подвижные игры с элементами прыжков, бега, метания
4
113-114
Кроссовый бег 1000м. Контрольное занятие
2
115-118
Кроссовый бег 2000м. Подвижные игры
4
119-120
Прыжки в длину с места и разбега. Контрольное занятие
2
121-124
Кросс в умеренном темпе в сочетании с ходьбой
4
125-128
Подвижные игры с элементами легкой атлетики
4
129-130
Метание гранаты на дальность
2
131-134
Подвижные игры с элементами эстафетного бега
4
135-138
Передача эстафетной палочки и пробегание по дистанции