Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Легкая атлетика» для учащихся 7 - 8 класса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Быков Долинского района Сахалинской области
РАССМОТРЕНО:
На заседании МС
Протокол № __
от «___»_______ 2018 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР
____________________
Тарасенко Е.А.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ»
с. Быков
________Зубко Л.А. от «____»_______ 2018 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительной направленности
« Легкая атлетика»
для учащихся 7 - 8 класса
2018/2019 учебный год
Составлено учителем
физической культуры
Дворникова Е.И.
С. Быков
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в ред. от 31.12.2015);
Приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
ООП ООО МБОУ СОШ с. Быков на 2015-2020 уч.г.
Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения, физическое и двигательное развитие и воспитание высоких нравственных качеств.
Особое внимание уделяется детскому возрасту, поскольку на этом этапе развития закладывается основа дальнейшего совершенствования и формируется потенциал физических возможностей, которые могут быть реализованы в различных сферах деятельности человека.
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности» Легкая атлетика» для учащихся 5-8 класса разработана на основе:
- «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений» под редакцией В.И. Ляха, А.А Зданевича (2010г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
-Примерной программы по физической культуре, авторской программы Т. С. Лисицкой, Л. А. Новиковой. (2012г)
Программа спортивно-оздоровительного направления «Легкая атлетика» во внеурочной деятельности для учащихся начальных классов, соотносящаяся с Государственным стандартом и концепцией образования, по своему содержательному наполнению ориентируется на укрепление здоровья младших школьников, целью, которой является:
способствовать вовлечению учащихся в двигательную деятельность.
В соответствии с целями данной программы можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и мета предметных результатов.
Основные задачи:
1.Оздоровительная задача.
Укрепление здоровья.
Совершенствование физического развития.
2.Образовательная задача.
Обучение основам техники;
Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
Формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни.
3.Воспитательная задача.
Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям легкой атлетикой.
Воспитание моральных и волевых качеств.
Программа «Легкая атлетика» направлена на реализацию следующих принципов:
- принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно - половые и индивидуальные особенности детей.
-принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач.
-принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей.
- принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык.
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, мета предметными и предметными результатами.
Личностные результаты:
- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Предметные результаты:
-формирование знаний о легкой атлетике и ее роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределятьсвоё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:
потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;
умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;
спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
стремление индивида вовлечь в занятия легкой атлетикой свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).
Место программы в учебном плане.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 5-8 класса. Рассчитана на 34 учебных часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. Режим занятий: занятия по данной программе проводятся в форме урока, ограниченного временем (45мин) в системе целого учебного дня 1 раза в неделю.
Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка, стадион.
Особенности набора детей – учащиеся 5-8 классов с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению врача).
Количество обучающихся – 6-15 человек.
Формы занятий – в форме урока или тренировочного занятия.
Формы контроля – опрос, тесты-практикумы.
Годовое планирование учебно-тренировочного материала
Программный материал
Количество часов
1
Теоретические сведения
1
2
Техника бега
10
3
Общефизическая подготовка
5
4
Специально физическая подготовка
4
5
Подвижные и спортивные игры
12
Контрольные испытания
2
6
итого
34
Содержание программы.
Легкая атлетика - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране. Занятия легкой атлетикой улучшают работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Легкая атлетика требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.
Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.
В предложенной программе выделяются четыре раздела:
В разделе «основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме; о гигиенических требованиях; об избранном виде спорта.
В разделе «общефизической подготовки» даны упражнения, строевые команды и другие двигательные действия. Общефизическая подготовка способствует формированию общей культуры движений, развивает определенные двигательные качества.
В разделе «специальной подготовки» представлен материал по легкой атлетике, способствующий обучению техническим и тактическим приемам.
В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности занимающихся:
Контрольные нормативы по технической подготовке с учетом возраста.
Нормативы по физической подготовке.
Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых технических элементов, просмотр презентаций.
Два раза в год должны проводиться контрольные испытания по общей и специальной подготовке.
Теоретические и практические занятия, общеразвивающие и специальные упражнения.
Значение легкой атлетики в общеобразовательной системе, общеразвивающих и специальных упражнений в системе общефизической подготовки.
Место и время проведения общеразвивающих и специальных упражнений во время тренировочных занятий.
-Подбор упражнений и составление комплекса общеразвивающих и специальных упражнений для различных видов спорта.
Общеразвивающие упражнения, направленные на всестороннее физическое воспитание и развитие основных физических качеств:
Для развития силы - упражнения с предметами и без предметов, снарядах и со снарядами в парах.
Для развития быстроты-упражнения на быстроту двигательной реакции, разновидности спортивных и подвижных игр.
Для развития выносливости - длительный бег умеренной и переменной интенсивности.
Для развития ловкости и гибкости-упражнения с высокими требованиями к координации и амплитуде движений.
Планируемый результат освоения программы «Легкая атлетика».
ЛИЧНОСТНЫЕ.
положительное отношение к систематическим занятиям легкой атлетикой;
понимание роли легкой атлетики в укреплении здоровья.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научаться:
Рассказывать об истории развития легкой атлетики в России;
Рассказывать о правилах личной гигиены, профилактики травматизма
Технически правильно выполнять двигательные действия в легкоатлетических упражнениях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
Следовать при выполнении задания инструкциям учителя
Понимать цель выполняемых действий
Овладеют техникой бега.
Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7 – а класс
№
Наименование разделов и тем
Дата
Часы
Сентябрь
1
Легкая атлетика - цели и задачи. Техника безопасности. Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, разновидность бега. ОРУ, подвижные игры. Контрольные испытания.
1
2
Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, разновидность прыжков. ОРУ,. Специально беговые упражнения, подвижные игры.
1
3
Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, техника старта, передвижение. ОРУ . Футбол. Бег с высоким подниманием бедра, сзах
захлестыванием
1
4
Медленный бег, разновидность бега, ОРУ в парах, бег с захлестом голени. Кросс.
1
Октябрь
5
Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры, эстафеты с передачей эстафетной ппалочки.
1
6
Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, забегание в подьем, техника бега по прямой.
1
7
Медленный бег, разновидность бега. ОФП с набивными мячами. Техника бега.
1
8
Упр. на осанку, Упр. С набивными мячами. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, изучение прыжков в шаге.
1
Ноябрь
9
Медленный бег, разновидность бега, элементы гимнастики, Бег с высоким подниманием бедра. Подскоки,скорость 10 по 30метров.
1
10
Медленный бег, разновидность бега, ОРУ. Изучение низкого старта, подвижные игры, эстафеты на скорость бега, прыжками на одной ноге, бег спиной вперед.
1
11
Прыжок с разбега, с 3-х. 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Изучение прыжков в шаге.
1
12
Гимнастические упражнения, подвижные игры. Прыжки на лестнице на правой. левой, с двух ног.
1
Декабрь
13
Техника легкоатлетического бега на короткие дистанции, ОРУ, упражнения на пресс.
1
14
Прыжок с разбега, с 3-х, 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Эстафеты с элементами л/атлетики.
1
15
Прыжок с разбега, с 3-х, 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Техника бега на средние дистанции.
1
16
Медленный бег, разновидность бега. ОРУ .Беговые упражнения на месте, в движении, подвижные игры, эстафеты с элементами л/атлетики.
1
Январь
17
Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами л/атлетики.
1
18
Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, Беговые упражнения.
Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами л/атлетики.
1
21
Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, упражнения на пресс, ноги, мышцы спины.
1
22
Медленный бег, разновидность бега. Подвижные игры с элементами бега, прыжков, на координацию движения.
1
Март
23
Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, разновидность прыжков. ОРУ, Эстафеты с элементами бега. Специально беговые упражнения, подвижные игры.
1
24
Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, изучение высокого старта, передвижение. ОРУ. Футбол.
1
25
Медленный бег, разновидность бега ОРУ в парах, специальные беговые упражнения.
1
26
Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами л/атлетики.
1
Апрель
27
Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные и спортивные игры.
1
28
Медленный бег, разновидность бега. Специальные беговые упражнения. Техника кроссового бега.
1
29
Медленный бег, разновидность бега, ОРУ. Специальные беговые упражнения, подвижные игры, эстафеты с элементами гимнастики и бега.
1
30
Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами бега.
1
Май
31
Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, Повторный бег в подъем и по прямой.
1
32
Медленный бег, разновидность бега. Повторный и переменный бег, прыжки в пологий подъем.
1
33
Разновидность прыжков. ОРУ.
Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами бега.
1
34
Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами бега. Контрольные испытания.
1
Итого 34 ч.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 – а класс
№
Наименование разделов и тем
Дата
Часы
Сентябрь
1
Легкая атлетика - цели и задачи. Техника безопасности. Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, разновидность бега. ОРУ, подвижные игры. Контрольные испытания.
1
2
Равномерный бег 500 метров, ОРУ на развитие общей выносливости
1
3
Бег 30 метров (2-3)повторения
1
4
Медленный бег, разновидность бега, ОРУ в парах, бег с захлестом голени. Кросс.
1
Октябрь
5
Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры, эстафеты с передачей эстафетной ппалочки.
1
6
Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, забегание в подьем,техника бега по прямой.
1
7
Медленный бег, разновидность бега. ОФП с набивными мячами.Техника бега.
1
8
Равномерный бег на 800 метров, ОРУ на развитие общей выносливости
1
Ноябрь
9
Равномерный бег на 800 метров, ОРУ на развитие общей выносливости.
1
10
Медленный бег, разновидность бега, ОРУ. Изучение низкого старта, подвижные игры, эстафеты на скорость бега, прыжками на одной ноге, бег спиной вперед.
1
11
Прыжок с разбега, с 3-х. 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Изучение прыжков в шаге.
1
12
Гимнастические упражнения, подвижные игры. Прыжки на лестнице на правой. левой, с двух ног.
1
13
Бег 60 метров (3-4 повторения)
1
14
Прыжок с разбега, с 3-х, 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Эстафеты с элементами л/атлетики.
1
15
Прыжок с разбега, с 3-х, 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Техника бега на средние дистанции.
1
16
Медленный бег, разновидность бега. ОРУ .Беговые упражнения на месте, в движении, подвижные игры, эстафеты с элементами л/атлетики.
Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, Беговые упражнения.
1
Февраль
19
Равномерный бег до 12 мин., до 14 мин. Стоя толкание одной рукой на дальность (медбол 3 кг)
1
20
Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами л/атлетики.
1
21
Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, упражнения на пресс, ноги, мышцы спины.
1
22
Прыжки в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре лежа
1
Март
23
Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, разновидность прыжков. ОРУ, Эстафеты с элементами бега. Специально беговые упражнения, подвижные игры.
1
24
Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, изучение высокого старта, передвижение. ОРУ. Футбол.
1
25
Медленный бег, разновидность бега ОРУ в парах, специальные беговые упражнения.
1
26
Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами л/атлетики.
1
Апрель
27
Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные и спортивные игры.
1
28
Метание м/мяча (150 г.) на дальность с 5-6 шагов разбега
совершенствование
1
29
Медленный бег, разновидность бега, ОРУ. Специальные беговые упражнения, подвижные игры, эстафеты с элементами гимнастики и бега.
1
30
Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами бега.
1
Май
31
Техника длительного бега в равномерном темпе до 12-15 минут 10-12 повторений
1
32
Бег на 1000 метров без учета времени
1
33
Челночный бег с преодолением препятствий, с ведением и без ведения мяча (совершенствование)
1
34
Прыжковые упражнения, прыжки по разметкам, подскоки, тройной прыжок с места. (закрепление)
1
Итого 34 ч.
Материально-техническое обеспечение.
Подбор оборудования для занятий определяется задачами программой. Количество инвентаря определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
1. Стартовые колодки. 2 штуки
2. Эстафетные палочки. 4 штуки
3. Гимнастическая стенка 3 пролета
4. Гимнастические маты 4 штуки
5. Скакалки 12 штук
6. Мячи футбольнык 2 штуки.
7. Мячи набивные (масса 1кг) 5 штук
Содержание программы
Основы знаний (теоретическая часть):
Основы истории развития л/атлетики в России;
Сведения о строении и функциях организма человека;