Рабочая программа для учащихся 11 класса составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень), а также с учетом Программы общеобразовательных учреждений по физической культуре для средней (полной) школы под редакцией В.И. Ляха. Согласно учебному плану на изучение физической культуры в 11 классе отводится по 3 часа в неделю.
Целью рабочей программы является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Физкультура. 11 класс. Рабочая программа»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень), а также с учетом Программы общеобразовательных учреждений по физической культуре для средней (полной) школы под редакцией В.И. Ляха (2009).
Согласно учебному плану на изучение физической культуры в 11 классе отводится по 3 часа в неделю. В настоящей программе изменено распределение количества часов на изучаемые разделы в соответствии с расписанием и годовым календарным учебным графиком на 2015-2016 учебный год:
11 класс - 102 ч.
Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в сфере общечеловеческой культуры, является главной целью развития отечественной системы школьного образования.
Целью рабочей программы является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачифизического воспитания учащихся 11 класса направлены:
на содействие гармоническому развитию личности, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостояния стрессам;
на расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
на дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
на формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировки, значении занятий физической культуры для будущей трудовой деятельности;
на углубленное представление об основных видах спорта;
на закрепление потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием любимым видом спорта в свободное время;
на формирование адекватной оценки собственных физических возможностей, содействию развития психических процессов и обучению психической саморегуляции.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, способы саморегуляции и самоконтроля
Программный материал по данному разделу осваивается в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей.
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки.
Социокультурные основы. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность развития личности; укрепление здоровья и содействие творческому долголетию; физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни; физическая подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового поколения, к активной жизнедеятельности.
Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение, их социальная направленность и формы организации.
Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.
Психолого-педагогические основы. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями профессионально-ориентированной и оздоровительно-корригирующей направленности. Основные формы и виды физических упражнений.
Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов упражнений из современных систем физического воспитания. Способы регулирования массы тела, использование корригирующих упражнений для проведения самостоятельных занятий.
Основные технико-тактические действия и приемы в игровых видах спорта, совершенствование техники движений в избранном виде спорта.
Совершенствование основных прикладных двигательных действий (передвижение на лыжах, гимнастика, плавание, легкая атлетика) и развитие основных физических качеств (сила, выносливость, быстрота, координация, гибкость, ловкость) в процессе проведения индивидуальных занятий.
Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований. Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых соревнованиях.
Медико-биологические основы. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья; поддержание репродуктивной функции человека, сохранение его творческой активности и долголетия.
Основы организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.
Основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические мероприятия (гигиенические процедуры, закаливание) и восстановительные мероприятия (гидропроцедуры, массаж) при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом.
Вредные привычки, причины их возникновения и пагубное влияние на организм человека, его здоровье, в том числе здоровье детей. Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры и формирование индивидуального здорового стиля жизни.
Закрепление приемов саморегуляции. Повторение приемов саморегуляции, освоенных в начальной и основной школе. Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировка.
Беговые упражнения: высокий и низкий старт; стартовый разгон; бег 100 м; эстафетный бег; кроссовый бег; бег длительный бег;
Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки в длину с разбега;
Гимнастика с элементами акробатики
Организующие команды и приемы: повороты кругом в движении; перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении;
Висы и упоры: вис согнувшись, прогнувшись; подтягивания в висах лежа; упражнения в висах и упорах;
Опорные прыжки: прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой;
Акробатические упражнения и комбинации: сед углом; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках. Комбинации из ранее освоенных элементов;
Упражнения на развитие гибкости: ОРУ с повышенной амплитудой для различных суставов; упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке, с предметами.
Спортивные игры. Баскетбол
Совершенствование ловли и передачи мяча: варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях);
Совершенствование техники ведения мяча: варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника;
Совершенствование техники бросков мяча: варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника;
Совершенствование техники защитных действий: действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание);
Совершенствование техники перемещений, владения мячом и развитие кондиционных и координационных способностей: комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом;
На совершенствование тактики игры: индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите;
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей: игра по упрощенным правилам, игра по правилам;
Волейбол
Совершенствование техники приема и передач: варианты техники приема и передач;
Совершенствование техники подач: варианты подач мяча;
Совершенствование техники нападающего удара: варианты нападающего удара через сетку;
Совершенствование техники защитных действий: варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем), страховка;
Совершенствование тактики игры: индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите;
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей: игра по упрощенным правилам, игра по правилам;
Лыжная подготовка
Освоение техники лыжных ходов: переход с одновременных ходов на попеременные; переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни; преодоление подъемов и препятствий; элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование прохождение дистанции до 6 км;
Знания о физической культуре: правила соревнований по лыжным гонкам, техника безопасности при занятиях лыжным спортом, первая помощь при травмах и обморожениях.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 11 КЛАССА
№
ур.
Тема урока
Требования к уровню подготовки
Кол
час
дата
план
факт
Легкая атлетика
1
Вводный урок ИТБ. Легкий бег
Знать требования инструкций. Устный опрос
1
1.09
2
Низкий старт, разгон, бег по дистанции, финиш
Уметь демонстрировать Стартовый разгон в беге на короткие дистанции Уметь демонстрировать технику низкого старта
1
3.09
3
Низкий, высокий старт. Бег 100м
1
4.09
4
Низкий старт. Бег 100м, учет
1
8.09
5
Высокий старт. Бег 1000м, Прыжки
1
10.09
6
Высокий старт. Бег 1000м, учет
1
11.09
7
10
Президентские состязания
Уметь демонстрировать физические кондиции (скоростную выносливость).Выявление уровня физической подготовки (силовые качества, скоростно-силовые, координационные способности))
4
15.09
17.09
18.09
22.09
Гимнастика
11
ИТБ Строевые упражнения
Корректировка техники выполнения упражнений
1
25.09
12
Строй, повороты в движении
1
29.09
13
Акробатика. Повторение материала 9-10 классов
1
1.10
14
Мост – встать. Длинный кувырок через 100 см
1
2.10
15
Стойка на голове, руках. Равновесие, выпад, кувырок
1
6.10
16
Соединение из изученных элементов
1
8.10
17
18
Опорный прыжок
2
9.10
13.10
Спортивные игры
19
Баскетбол. ИТБ
Уметь выполнять в игре или игровой ситуации тактико-технические действия
Уметь выполнять комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, повороты)
Корректировка движений при ловле и передаче мяча. Уметь выполнять ведение мяча на месте в низкой и высокой стойке
1
13.10
20
Ловля мяча после отскока от щита. Двухсторонняя игра
1
15.10
21
Передача одной рукой в движении. Тактика защитника
1
16.10
22
Передача одной рукой. Двухсторонняя игра
1
20.10
23
Тактические действия в нападении
1
22.10
24
Броски по кольцу с разных точек. Подбор
1
23.10
25
Взаимодействие игроков в нападении и защите
1
27.10
26
Тактические действия в защите
1
29.10
27
Тактические действия в нападении
1
30.10
28
Броски в прыжке. Двухсторонняя игра
1
5.11
29
Броски после двух шагов. Двухсторонняя игра
1
6.11
30
Передачи в движении. Двухсторонняя игра
1
10.11
31
Броски из-за 6м в прыжке Двухсторонняя игра
1
12.11
32
Броски, подбор, добивание. Двухсторонняя игра
1
13.11
33
Волейбол. Передачи сверху и снизу
Уметь выполнять в игре или игровой ситуации тактико- технические действия Корректировка техники выполнения упражнений
1
17.11
34
Передачи из зон 1,6,5 в зону 3
1
19.11
35
Верхняя прямая подача. Нападающий удар
1
20.11
36
Прием подачи в зону 3. Двухсторонняя игра
1
24.11
37-38
Вторая передача в зоны 2и 4. Нападающий удар
2
26.11
27.11
39
Верхняя прямая подача. Прием снизу в зоны 2, 4, 3
1
1.12
40
41
Нападающий удар. Блокирование. Двухсторонняя игра
2
3.12
4.12
42
Двухсторонняя игра с заданиями
1
8.12
43
Передачи из зон 1 и 5 в зоны 4 и 2
1
10.12
44
Нападающий удар. Блокирование. Двухсторонняя игра
1
11.12
45
Верхняя прямая подача Двухсторонняя игра
1
15.12
46
Двухсторонняя игра с заданиями
1
17.12
Лыжная подготовка
47
ИТБ. Спуски с гор. Повторение техники одновременных ходов.
Знать правила поведения на занятиях лыжной подготовкой. Равномерное прохождение дистанции длиной 2-3км, с увеличением скорости перед- вижения, сокращая дистанцию. Уметь передвигаться по дистанции попеременным двухшажным и одновременными ходами. Знать правила соревнований. Контроль выполнения техники лыжных ходов, элементов тактики. Исправление ошибок Контроль функционального состояния организма.
1
18.12
48
Спуски с преодолением контруклона, повороты
1
22.12
49
Спуски с торможениями и поворотами. Дистанция 2000м.
1
24.12
50
Спуски и подъемы. Техника конькового хода. Дистанция 2500м.
1
25.12
51
Коньковый ход. Повторение попеременных ходов.
1
29.12
52
Попеременные ходы. Дистанция 3000м
1
14.01
53
Одновременные ходы. Дистанция 3000м
1
15.01
54
Одновременные ходы. Дистанция 5000м
1
19.01
55
Переход с одного хода на другой. 6000м
1
21.01
56
Переход с одного хода на другой. 7000м
1
22.01
57
58
Коньковый ход, техника. Передвижение 8000м
2
26.01
28.01
Спортивные игры
59
Баскетбол. ИТБ. Введение
Уметь выполнять в игре или игровой ситуации тактико-технические действия
Уметь выполнять комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, повороты)
Корректировка движений при ловле и передаче мяча. Уметь выполнять ведение мяча на месте в низкой и высокой стойке
1
29.01
60
Ловля мяча после отскока. Двухсторонняя игра
1
2.02
61
Броски из-за 6м зоны. Двухсторонняя игра
1
4.02
62
Подбор, добивание после броска. Двухсторонняя игра
1
5.02
63
Передачи одной рукой в движении. Ведение
1
9.02
64
Тактические действие в защите
1
11.02
65
66
Тактические действие в нападении
2
12.02
16.02
67
Индивидуальные действия в защите
1
18.02
68
Индивидуальные действия в нападении
1
19.02
69
Броски мяча , подбор. Двухсторонняя игра
1
25.02
70
Ведение, передачи в движении. Броски из-за 6м
1
26.02
71
72
Броски из разных точек. Двухсторонняя игра
2
1.03
3.03
73
Волейбол Передачи у сетки и через сетку сверху и снизу
Уметь выполнять в игре или игровой ситуации тактико- технические действия Корректировка техники выполнения упражнений
1
4.03
74
Прием подачи снизу в зону 3, передача в зону 2 и 4
1
10.03
75
Прием подачи в зону 3, Двухсторонняя игра
1
11.03
76
Вторая передача в зоны 2 и 4 Двухсторонняя игра
1
15.03
77
Нападающий удар Двухсторонняя игра
1
17.03
78
Верхняя прямая подача Двухсторонняя игра
1
18.03
79
Прием мяча с подачи снизу, передачи
1
22.03
80
Первая передача в зону 3 Двухсторонняя игра
1
24.03
81
Вторая передача в зоны 2 и 4 Двухсторонняя игра
1
5.04
82
Верхняя прямая подача. Передачи в тройках
1
7.04
83
Нападающий удар. Одиночное блокирование
1
8.04
84
Нападающий удар Двухсторонняя игра
1
12.04
85
Одиночное и групповое блокирование
1
14.04
86
Одиночное блокирование Двухсторонняя игра
1
15.04
Гимнастика
87
Строевые упражнения
Корректировка техники выполнения упражнений
1
19.04
88
Акробатика. Повторение изученных элементов
1
21.04
89
Равновесие, мост. Стойки, кувырок через препятствие
1
22.04
90
Равновесие, кувырки. Соединение изученных элементов
1
26.04
91
92
Опорный прыжок
2
28.04
29.04
Легкая атлетика
93
96
Президентские состязания
Уметь демонстрировать физические кондиции (скоростную выносливость).Выявление уровня физической подготовки (силовые качества, скоростно-силовые, координационные способности))
4
3.05
5.05
6.05
10.05
97
99
Бег на короткие и средние дистанции
3
12.05
13.05
17.05
100
Прыжки в длину и высоту
1
19.05
101102
резерв
2
20.05
24.05
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате освоения физической культуры на базовом уровне ученик должен
Знать\понимать:
роль и значение регулярных занятий физической культурой и спортом для приобретения физической привлекательности, психической устойчивости, повышения работоспособности, профилактики вредных привычек, поддержания репродуктивной функции человека;
положительное влияние занятий физическими упражнениями с различной направленностью на формирование здорового образа жизни, формы организации занятий, способы контроля и оценки их эффективности.
Уметь:
выполнять комплексы физических упражнений из современных оздоровительных систем с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности;
выполнять индивидуальные акробатические и гимнастические комбинации на спортивных снарядах, технико-тактические действия в спортивных играх и упражнения с прикладной направленностью;
использовать приемы саморегулирования психофизического состояния организма, самоанализа и самооценки в процессе регулярных занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
выполнять физкультурно-оздоровительные и тренировочные занятия для повышения индивидуального уровня физического развития и физической подготовленности, формирования правильного телосложения, совершенствования техники движений и технических приемов в различных видах спорта;
применять средства физической культуры и спорта в целях восстановления организма после умственной и физической усталости;
уметь сотрудничать, проявлять взаимопомощь и ответственность в процессе выполнения коллективных форм физических упражнений и в соревновательной деятельности;
демонстрировать здоровый образ жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Основная литература:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по физической культуре Курган, 2004.
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов В.И.Лях; М., «Просвещение», 2009
Дополнительная литература:
Настольная книга учителя физической культуры: Справ. – метод. пособие / Сост. Б.И. Мишин. – М.: «Издательство АСТ; ООО «Издательство Астрель», 2003. С
Физическое воспитание учащихся 1- 11 классов.: М., «Просвещение», 1996г.
Приложение №1
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНОК
При выполнении минимальных требований к уровню подготовленности обучающиеся получают положительную оценку по предмету «Физическая культура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины специальных знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности.
Оценка физкультурных знаний
Оценивая знания обучающихся, надо учитывать их глубину и полноту, аргументированность их изложения, умение обучающихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями в личном опыте.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» обучающиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
С целью проверки знаний используются различные методы.
Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.
Программированный метод заключается в том, что обучающиеся получают карточки с вопросами и веером ответов на них. Обучающийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении и позволяет осуществлять опрос фронтально.
Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их обучающимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы учащиеся сопровождают выполнением конкретного комплекса и т.п.
Оценка техники владения двигательными действиями
(умениями, навыками)
Оценка «5» — двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.
Оценка «4» — двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Оценка «3» — двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.
Метод открытого наблюдения заключается в том, что обучающиеся знают, кого и что будет оценивать учитель. Скрытое наблюдение состоит в том, что обучающимся известно лишь то, что учитель будет вести наблюдение за определенными видами двигательных действий.
Вызов как метод оценки используется для выявления достижений отдельных обучающихся в усвоении программного материала и демонстрации классу образцов правильного выполнения двигательного действия.
Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками, качества выполнения домашних заданий.
Суть комбинированного метода состоит в том, что учитель одновременно с проверкой знаний оценивает качество освоения техники соответствующих двигательных действий.
Данные методы можно применять и индивидуально, и фронтально, когда одновременно оценивается большая группа или класс в целом.
Оценка умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность
Оценка «5» — обучающийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической способности, или комплекс упражнений утренней, атлетической или ритмической гимнастики. При этом обучающийся может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применить его в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его.
Оценка «4» — имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Оценка «3» — обучающийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, направленных на развитие конкретной физической способности или включенных в утреннюю, атлетическую и ритмическую гимнастику; испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря; с трудом контролирует ход и итоги выполнения задания.
Умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность оценивается методом наблюдения, опроса, практического выполнения индивидуально или фронтально во время любой части урока.
Приложение №2
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Уровень физической подготовленности учащихся 16—17 лет
№ п/п
Определен-
ные способности
Контрольное упраж-нение (тест)
Возраст, лет
Уровень
юноши
девушки
низкий
средний
высокий
низкий
средний
высокий
1
Скоростные
Бег 30 м, с
16
17
5,2 и ниже
5,1
5,1-4,8
5,0-4,7
4,4 и выше
4,3
6,1 и ниже
6,1
5,9-5,3
5,9-5,3
4,8 и выше
4,8
2
Координационные
Челночный бег
3х10 м, с
16
17
8,2 и ниже
8,1
8,0-7,6
7,9-7,5
7,3 и выше
7,2
9,7 и ниже
9,6
9,3—8,7
9,3—8,7
8,4 и выше
8,4
3
Скоростно-силовые
Прыжок в длину с места, см
16
17
180 и ниже
190
195-210
205-220
230 и выше
240
160 и ниже
160
170—190
170—190
210 и выше
210
4
Выносливость
6-мин. бег, м
16
17
1100 и ниже
1100
1300-1400
1300-1400
1500 и выше
1500
900 и ниже
900
1050-1200
1050-1200
1300 и выше 1300
5
Гибкость
Наклоны вперед из положения стоя, см
16
17
5 и ниже
5
9-12
9-12
15 и
выше
15
7 и ниже
7
12—14
12—14
20 и выше
20
6
Силовые
Подтягивание на высокой перекладине из виса, кол. раз (юноши), на низкой перекладине из виса лежа, кол. раз (девушки)
16
17
4 и ниже
5
8-9
9-10
11 и выше
12
6и ниже
6
13—15
13—15
18 и
выше
18
Критерии и нормы оценок по физической культуре для учащихся 11классов