Путешествие в страну служебных и самостоятельных частей речи
Путешествие в страну служебных и самостоятельных частей речи
Интегрированное внеклассное мероприятие, укрепляющее межпредметные связи школьных предметов физической культуры и русского языка, закрепляет понятие о самостоятельных и служебных частей речи, учит их разграничивать, воспитывает интерес к участию в спортивно массовых мероприятиях, укрепляет уверенность детей в своих знаниях и силе, воспитывает коллективизм, любовь к спорту и здоровому образу жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Путешествие в страну служебных и самостоятельных частей речи »
Внеклассное мероприятие
спортивно-филологическая эстафета
" Путешествие в страну служебных и самостоятельных частей речи"
5 класс
Цель:
укрепление межпредметных связей физической культуры и русского языка.
Задачи:
- закрепить понятие о самостоятельных и служебных частях речи;
- научить разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
- воспитывать интерес к участию в спортивно-массовых мероприятиях;
- укрепить уверенность детей в своих силах и знаниях;
- воспитание коллективизма;
- воспитание любви к спорту и здоровому образу жизни.
Методология: интегрированное внеклассное мероприятие (учителя физической культуры и русского языка).
Форма: работа в мини - командах.
Место проведения: спортивный зал.
Порядок проведения:
Мероприятие проводится в виде игры-эстафеты, в которой участвуют две команды одного класса с одинаковым числом игроков. Команды имеют свои названия, эмблемы, форма одежды – спортивная.
Роль ведущих в игре-эстафете выполняют учителя физической культуры и русского языка, у каждого своя роль в проведении мероприятия.
Помощники - судьи на этапах, несколько ассистентов (для подготовки инвентаря).
Задания каждого этапа эстафеты сопровождается рассказом учителя физической культуры и показом при помощи ассистентов.
Судейство и определение победителя.
Команда, первой выполнившая задание в эстафете, получает 3 очка. Команда, пришедшая к финишу второй, получает два очка. За каждую ошибку вычитается 0,5 балла. По общей сумме набранных очков определяются победители.
Спортивный инвентарь:
1 эстафета: буквы, скотч, записки с информацией по теме урока.
2 эстафета: обручи, плакаты с предложениями, маркеры.
3 эстафета: надувные шарики, корзины с надписями, листы с названиями
частей речи.
4 эстафета: мячи.
5 эстафета: листы со словами, выложенные в виде дорожки.
6 эстафета: теннисные ракетки и шарики, плакаты с текстом с пропущенными буквами.
7 эстафета: фишки, обручи, записки с домашним заданием.
Ход мероприятия
Организационный момент. Построение. Объявление темы и цели мероприятия, деление на команды.
Защита команд (форма, эмблемы, девиз).
Эстафеты
Эстафета.
Команды выстраиваются в две шеренги. В корзине находятся буквы. Обе команды получают один и тот же текст (Самостоятельные и служебные части речи). Каждый член команды по цепочке подбегает к корзине с буквами и приклеивает буквы к стене, при этом получая информацию по тексту, которую в конце эстафеты зачитывает своей команде (читают по очереди, согласно нумерации).
- Самостоятельные и служебные части речи – это особые лексико-грамматические разряды.1
-Все слова можно отнести к определенному разряду по определенному признаку.2
- Признаки: первый признак: семантический (общее значение слова); 3
- второй признак: морфологический; 4
- третий признак: синтаксический.5
-Самостоятельные части речи имеют схожие характерные особенности:6
- Дают название предметам (например, дом, река, девушка), 6
-описывают (например, красивый, шумный), 7
- характеризуют (например, весело, долго).8
- Являются основными в построении словосочетаний 9
- (например, милая девочка) и предложений (например, я рисую дом).10
- Выступают в качестве полноправных членов предложения.11
- Например, Я прочитала интересную книгу медленно 12
- Служебные части речи имеют следующие признаки:14
- соединяют между собой слова в предложении или сами предложения;15
- к ним нельзя задать вопросы;16
- используются только вместе с самостоятельными частями речи;17
- членами предложения не являются.18
- Самостоятельные части речи – это существительные, глаголы, прилагательные, наречия, числительные, местоимения. 19
- Служебные части речи – это союзы, частицы, предлоги.20
- Междометия не относятся ни к служебным, ни к самостоятельным частям речи.21
- Междометия выражают чувства, желания человека, не называя их напрямую.22
Эстафета.
Играющие, которые стоят на старте, по сигналу бегут к полуфинишу. По дороге каждый из них пролезает в стоящий у них на пути обруч, а у полуфиниша берет лежащий обруч, поднимая его над головой, надевает на себя и опускает до земли.
Оставив обруч на черте полуфиниша, играющий направляется к плакату, где написано предложение и выполняет свой этап синтаксического разбора. Затем возвращается к старту, минуя стоящий обруч. Очередной выбегает со старта, как только возвратившийся хлопнет его по руке. Пробежавшие занимают последние места в своих колоннах. Побеждает команда, первой выполнившая синтаксический разбор. За каждую ошибку снимается 0,5 балла.
- Спорт формирует культуру оптимизма и бодрости. (А. В. Луначарский)
- Физические упражнения могут заменить лекарства и болезни. (Анджело Моссо)
Эстафета.
Играющие, которые стоят на старте, по сигналу бегут к финишу, зажав между ног шарик . Если мяч упадет, они возвращаются к старту и берут новый шарик. На столе из множества частей речи берут одну и отправляют в корзину с надписью «Самостоятельные части речи» или в корзину с надписью «Служебные части речи». Очередной игрок выбегает со старта, как только возвратившийся хлопнет его по руке. Пробежавшие занимают последние места в своих колоннах. Побеждает команда, первой закончившая задание. За каждую ошибку снимается 0,5 балла.
Капитаны команд встают во главе шеренги противоположной команды и, кидая мяч, называют слово. Играющие должны назвать часть речи и определить, самостоятельная она или служебная. Например: мяч- имя существительное, самостоятельная часть речи. Ответивший встает в конец шеренги. Выигрывает та команда, которая дала наибольшее количество правильных ответов.
Капитаны команд предварительно готовят слова самостоятельно.
Эстафета.
Капитаны передвигаются по «минному» полю по определённой дороге, на которой написаны слова. По свистку и заданию арбитра они должны выбирать только самостоятельные части речи или только служебные. Выигрывает капитан, первый дошедший до финиша.
- Самостоятельные части речи: спортзал, бежать, спортивный, мяч, играть, игровой, быстрый, баскетбол, я, его, вы.
- Служебные части речи: и, да, но, в, про, из, бы, же, с, при, ни, ни.
Эстафета
Играющие, которые стоят на старте, по сигналу бегут к финишу, при этом держат в вытянутой руке ракетку и на ней теннисный шарик. Если шарик упадет, они поднимают его и продолжают путь дальше. Дойдя до финиша, они маркером вписывают пропущенные буквы, выделяя орфограммы. Очередной игрок выбегает со старта, как только возвратившийся хлопнет его по руке. Пробежавшие занимают последние места в своих колоннах. Побеждает команда, первой закончившая задание и вставившая все пропущенные буквы. За каждую ошибку снимается 0,5 балла.
Команды строятся по одному параллельно друг друга. Перед колоннами каждые три метра стоят 5 фишек. За последней фишкой лежит обруч. По свистку игрок, стоящий первым, бежит, собирая фишки, и кладет их в обруч, взяв из обруча записку с домашним заданием. Второй игрок бежит к обручу, берет задание, фишки и раскладывает их по местам, а записку с заданием оставляет у себя и т.д. Побеждает команда, которая первой закончит эстафету. Домашнее задание они вклеивают в дневники. Домашнее задание: заметка в газету «Веселая эстафета по русскому языку».
IV. Итоги.
Построение. Подсчет баллов. За каждый этап эстафеты максимум 3 балла, за каждую ошибку 0,5 балл снимается. Награждение.