1. Служат для выражения дополнительных смысловых, эмоциональных и модальных оттенков.
2. Смысловые; модальные, эмоциональные; словообразующие и формообразующие.
4.Станция «Рабочая»
Работа с учебником. Два уч-ся работают у доски
Из упр. 254 с. 118 выписать одно любое предложение и найти служебные части речи
5.Станция «Литературная»
На путевых листах дано стихотворение «Алатау» Т.Молдагалиева.
Работа в парах – выписать 10 слов: самостоят. и служебн. ч.р.
На Алатау вечен белый снег,
Как вечен дней
Неторопливый бег.
Стоит он в недоступной синеве,
Как аксакал
С чалмой на голове.
К нему на грудь садятся облака.
Как с равным,
С ним беседуют века.
С его необозримой вышины
Любые дали явственно видны.
Он подпирает солнце в небесах,
Он держит звезды
На своих плечах,
Что освещают нам пути во мгле.
Он людям
Реки дарит на земле.
Казах! Ты знаешь, очень счастлив я.
Что мы ему - родные сыновья!
7. Работа с учебником упр.№ устно
-Как пишутся телеграммы? (в них отсутствуют служ.ч.р.)
8.– Прочитайте отрывок из сказки Ершова «Конек- горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи.
Вечер …ночи собирался;
…ночлег собрался;
Вдоль… улице идет,
Ест картошку … поет.
… он поля достигает
Руки … боки подпирает
… … прискочкой … пан,
Боком входит … балаган.
Все по-прежнему стояло,
… коней … … бывало;
… игрушка-горбунок
… его вертелся ног.
– Вам стало смешно, потому что несуразно звучат некоторые предложения.
– Восстановите текст, используя слова для справок.
– Можно ли обойтись без служебных частей речи?
– Таким образом мы пришли к выводу о их значимости.
– А знаете ли вы, о частоте употребления служебных частей речи в языке?
Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика.
6.Станция « Мозговой штурм»
Умеете ли вы разгадывать шарады?
В конце какого предлога стоит сотня? (вместо)
Какой предлог является нотой? (до)
Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием? (доза)
К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? (задача)
7.Станция «Неожиданная»
Попробуем полученные знания внедрить в практику (упр.№ с. )
Итог урока
-Для чего служат предлоги и союзы в речи?
-Какую роль играют частицы в речи?
Рефлексия
(на столах у учащихся вырезанная из бумаги ладонь. Если информация, полученная на уроке, небесполезная и урок понравился, поставьте на вырезанную ладонь ! или +. Если считаешь, что информация тебе бесполезна и урок не понравился поставь 0 или - )
- На сегодня наше путешествие окончено, и мы продолжим его на следующем уроке
Домашняя работа: упр. с.
По желанию составить (сочинить) сказку о роли служебных частей речи в русском языке.
Выставление оценок
Ребята, в заключение мне хотелось бы пожелать вам следующее. Старайтесь следовать принципу: я исключение. Моя речь – это мое зеркало, мое
достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри. Спасибо за урок, за то, что вы, действительно стали сегодня для меня соавторами.